Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

История здания 12 коллегий. Здание двенадцати коллегий. Отрывок, характеризующий Здание Двенадцати коллегий

Здание Двенадцати коллегий - одно из первых сооружений на стрелке Васильевского острова. Его строительство началось в 1722 году. Здание предназначалось для размещения высших органов государственного управления - Сената и коллегий, по указу Петра I сменивших «приказы». Первоначально Сенат и коллегии размещались на Петербургской стороне - первом административном центре Санкт-Петербурга - в мазанковом строении, сооруженном по проекту Д. Трезини. Здание представляло собой двенадцать двухэтажных корпусов, вытянутых по одной линии и объединенных общей крышей, по типу выстроенных в одну линию зданий Приказов в Москве. По такому же принципу архитектором было предложено соорудить и каменное здание Коллегий на Васильевском острове, куда уже в 1715 году переместился административный центр города. Нижний этаж здания возводился по проекту Трезини. Верхние этажи возводились по переработанному варианту архитектора Швертфегера. Строительство здания, как мы уже говорили, началось в 1722 году, и было приостановлено в кратковременное правление императора Петра II, когда столица России была перенесена из Санкт-Петербурга в Москву. Но в 1732 году при Анне Иоанновне работы по возведению здания были возобновлены.
Расположение здания несколько необычно для Петербурга - оно повернуто к Неве - главной магистрали города, не лицом, а торцом. Это объясняется тем, что в то время главной площадью города мыслилась формировавшаяся тогда Коллежская площадь. Предполагалось, что она будет раскрыта к Петропавловской крепости, а с противоположной стороны ее и должно было ограничить здание Двенадцати коллегий. Хотя на этот счет есть и анекдотическое объяснение. Говорят, что, уезжая, Петр поручил своему ближайшему сподвижнику А. Д. Меншикову продолжить линию застройки левого берега Невы зданием Двенадцати коллегий. А часть острова, лежащую за ним, щедро отдал Меншикову в награду за труды. Ловкий по части перекачки государственных денег в свой карман Меншиков посчитал, что если он поставит здание не лицом, а торцом к Неве, то земли ему достанется больше. Так он и сделал. Петр, вернувшись из поездки по своим обширным владениям, был немало удивлен таким самочинием. Без лишних слов он схватил самочинника за шиворот и протащил вдоль всего здания перед собравшейся публикой, нещадно колотя его своей дубинкой. Гнев царя скоро прошел, Меншиков (в который уже раз) отлежался, а здание Двенадцати коллегий так и стоит, как поставлено было. Но это всего лишь анекдот.
Коллежская площадь так и не стала главной площадью города, так как после смерти Петра I центр города был перенесен на левый берег Невы, а впоследствии ее территория была застроена. Теперь на месте площади стоит Клинический повивальный институт. Менделеевская линия появилась на месте некогда прорытого, а потом засыпанного канала, который проходил вдоль здания Двенадцати коллегий к старому Гостиному двору, располагавшемуся на месте нынешней Библиотеки Академии наук.
Трехэтажное каменное здание протянулось на 400 метров в длину. И представляет собой двенадцать плотно
примыкающих друг к другу корпусов. Первоначально через первый этаж главного фасада проходила открытая сквозная галерея с обработанными рустом пилонами. В нишах пилонов были установлены статуи. Пилоны очерчивали границы корпусов, центральная часть каждого из которых была выделена ризалитом. Над ризалитами высились декоративные фронтоны с эмблемой коллегии в центре и скульптурами по бокам. Вдоль всего фасада тянулись балконы с ажурными коваными решетками. Решетки были украшены медальонами и гербом. Каждый корпус имел свой отдельный вход с высоким крыльцом. Внутреннее пространство ризалитов занимали двусветные залы, расположенные на уровне второго и третьего этажей. Из залов были устроены выходы на балкон.
Оформление западного фасада гораздо скромнее. Вдоль фасада проходила двухъярусная открытая галерея. А между пилонами второго этажа был сделан каменный парапет. Окраска здания была двуцветной. На оранжево-красном фоне стен эффектно выделялся архитектурный декор белого цвета. Судить об отделке интерьеров мы можем только по дошедшей до наших дней богатой отделке Петровского зала Сенатского корпуса. Здесь сохранились скульптурные украшения стен и потолка, исполненные в 1736 году по проекту мастера Игнацио Росси. Живописные плафон и вставки, расположенные в верхней части стен, чрезвычайно оживляют убранство зала. Немалую роль в декоративном убранстве зала играют и два угловых камина, имеющих скульптурную отделку.
Вид здания со временем менялся: было убрано барочное убранство главного фасада, на втором этаже появились своды, исчезли статуи из ниш, у входов в корпуса появились пушки из гранита. Но в целом здание сохранялось и выполняло свои функции до начала XIX века, когда для Сената и Синода были построены великолепные здания на левом берегу Невы. Освободившиеся помещения были отданы Главному Педагогическому институту, на базе которого в 1819 году был создан Петербургский университет. Вскоре здание было целиком передано
Университету, что потребовало определенных переделок. Эта работа была проведена в 1834-1838 годах академиком архитектуры А. Ф. Щедриным. Во время этой перестройки в центральной части здания в 1837 году была устроена и освящена церковь святых апостолов Петра и Павла. Тогда же появился нынешний Актовый зал, украшенный хорами и колоннами из искусственного белого мрамора. На втором этаже была застеклена через все здание проходящая четырехсотметровая галерея, оформление которой вызывает неизменное восхищение. Поражало все: и высокие венецианские окна, и обилие света, простор, и мебель, изготовленная по рисункам А. Ф. Щедрина. На участке земли вдоль лицевого фасада здания в 1836 году был разбит сад, который отделялся от улицы чугунной решеткой на пудожском камне. 25 марта 1838 года состоялось торжественное открытие Санкт-Петербургского университета.
С университетом связаны имена самых выдающихся русских ученых. Здесь учились и преподавали А. М. Бутлеров, И. М. Сеченов, А. С. Попов, П. Ф. Лесгафт и, конечно же, Д. И. Менделеев, который жил здесь и работал с 1866 по 1890 год. В здании бережно сохраняется его мемориальный музей-архив. В 1923 году улицу, проходящую вдоль здания, назвали Менделеевской линией.
Здание Двенадцати коллегий до сих пор является главным зданием Петербургского университета.

Поди сейчас найди таких специалистов. Новой столице без административного квартала никуда. В 1722 году начали строить здание Двенадцати коллегий. Там собирались разместить Сенат, Синод и коллегии - министерства по-нашему, современному. Денег в казне раннего Петербурга было не так уж много. А домов требовалось сразу двенадцать! Отдельно стоящие, они бы потребовали кучу денег. Но архитекторы нашли решение.

В новой столице жилые дома строили «сплошной фасадой», без промежутков. То есть торцевая стена делалась общей для двух домов. Вот по этому принципу и возвели министерства. Прообразом послужили Приказы Московского Кремля, построенные в конце семнадцатого века. Их зодчие переосмыслили и получилось двенадцать идентичных трехэтажных секций в стиле петровского барокко.

Первое заседание министерств прошло в 1732 году. Спустя семьдесят лет сюда переехал Педагогический институт, а в 1835-м здание передали Санкт-Петербургскому университету. Тогда же коллегии перестроили под учебные нужды.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Здание Двенадцати коллегий неспроста передали университету. Министерства перебрались на материк по банальной, но очень принципиальной причине. В восемнадцатом и начале девятнадцатого века постоянных мостов через Неву не было. Так что правительственным мужам приходилось перебираться на Васильевский остров либо по наводным переправам, либо на лодках. О капризах петербургской погоды рассказывать много не стоит. То ветер, то волна с Финского залива много не покатаешься. Порой коллегии оказывались отрезанными от других районов города. Вот потому и перенесли госучреждения на левый берег Невы. А студенты народ такой - и потерпеть могут.

БЫЛ СЛУЧАЙ

Журналист «Комсомольской правды в Санкт-Петербурге» Татьяна Зазорина:

На днях исполнилось сто лет со дня рождения знаменитого ученого Льва Николаевича Гумилева . Для кого-то это далекая история, сын великих поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева. А для нас, студентов семидесятых, это был просто преподаватель университета.

Он, как стихи родителей, читал свою пассионарную теорию. Это было так прекрасно и непонятно! А потом мы бегали за ним по коридорам здания Двенадцати коллегий и просили пересдать зачет…

КСТАТИ

В здании Двенадцати коллегий снимались некоторые сцены фильма «Осенний марафон» Георгия Данелия .

ЛЕГЕНДЫ

Студенты поговаривают, что аккурат перед зимней сессией по залам библиотеки ровно в полночь из стеллажа с книгами появляется призрак. Привидение медленно обходит территорию, что-то ищет, а после растворяется в воздухе. Кто-то предположил, что это какой-то нерадивый ученик, который провалил экзамены. Не ответил на каверзный вопрос профессора, а теперь ищет на него ответ в учебниках.

Рассказывают, что Петр I за строительством коллегий не следил - отбыл по делам из Петербурга. Руководить делом поручил своему ближайшему соратнику, Александру Меншикову . Тот отказываться не стал - дело-то важное.

По задумке архитекторов здание Двенадцати коллегий фасадом якобы должно на Неву выходить. Посмотрел Меншиков на план административного квартала и обомлел: длина всех строений аж четыреста метров. «Эдак места на дворец не останется», - подумал светлейший князь да и постановил построить здания перпендикулярно Неве. На освободившейся территории Александр Данилович и воздвиг свои роскошные хоромы, не чета царским.

Когда Петр I вернулся в город и увидел, что за безобразие творится на Васильевском острове, осерчал. Досталось Меньшикову от разъяренного царя - отходил дубинкой по спине. Говорят, даже казнить собирался, но потом передумал и ограничился крупным штрафом в казну.

Историки эту легенду развеяли: фасад Двенадцати коллегий на Неву и не рассчитывали ориентировать. Он должен был выходить на главную площадь города, которая и планировалась на Васильевском острове.

Д. № 7/9

Архитектурный стиль Петровское барокко = Автор проекта Доменико Трезини , Теодор Швертфегер Первое упоминание 1722 Строительство - годы Статус Объект культурного наследия РФ № 7810183001 Координаты : 59°56′30″ с. ш. 30°17′55″ в. д.  /  59.94167° с. ш. 30.29861° в. д.  / 59.94167; 30.29861 (G) (Я)

Здание Двенадцати коллегий - здание на Университетской набережной Васильевского острова в Санкт-Петербурге , выстроенное в - гг. для размещения петровских коллегий . Крупнейший по размерам памятник петровского барокко состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций.

История

Вначале строительство велось под руководством Доменико Трезини и Теодора Швертфегера , а завершали его Джузеппе Трезини и Михаил Земцов . Первое заседание коллегий в новом здании состоялось в 1732 году . Основное строительство было завершено к середине 1730-х годов. В -1741 годах с западной стороны здания была пристроена двухэтажная галерея.

Современность

В постсоветское время здание Двенадцати коллегий считается главным зданием Санкт-Петербургского университета. До сих пор некоторые факультеты университета располагаются в здании Двенадцати коллегий. Также в здании располагаются научная библиотека университета и некоторые административные службы.

В здании Двенадцати коллегий снимались отдельные сцены фильма Георгия Данелия «Осенний марафон » (1979).

    SPB Panoramic view on Twelve Colleges by Atkinson 1802-1805.jpg

    На панораме 1805 года

    Toselli - Panorama of StPetersburg, 1820 - (6).jpg

    На панораме 1820 года

    SPB-Univer-12kol.jpg

    Современный вид

    Spb 06-2012 University Embankment 06.jpg

    Один из корпусов СПбГУ

    HallwayTwelveCollegiaJune2009.JPG

    Petrovsky hall Twelve Collegiums Petersburg.jpg

    Петровский зал (зал Сената). Это единственный интерьер в здании Двенадцати коллегий, сохранившийся от XVIII века.

Напишите отзыв о статье "Здание Двенадцати коллегий"

Литература

  • Алешина Л. С. Ленинград и окрестности. - М ., 1990.
  • Иогансен М. В. Работы Доменико Трезини по планировке и застройке Стрелки Васильевского острова в Петербурге // Русское искусство XVIII века: Материалы и исслед. - М ., 1973. - С. 45-55 .

Ссылки

  • . Проверено 4 июня 2010. .
  • . Проверено 4 июня 2010. .

Отрывок, характеризующий Здание Двенадцати коллегий

В торговом отношении и для продовольствия армии было развешено везде следующее:
Провозглашение
«Вы, спокойные московские жители, мастеровые и рабочие люди, которых несчастия удалили из города, и вы, рассеянные земледельцы, которых неосновательный страх еще задерживает в полях, слушайте! Тишина возвращается в сию столицу, и порядок в ней восстановляется. Ваши земляки выходят смело из своих убежищ, видя, что их уважают. Всякое насильствие, учиненное против их и их собственности, немедленно наказывается. Его величество император и король их покровительствует и между вами никого не почитает за своих неприятелей, кроме тех, кои ослушиваются его повелениям. Он хочет прекратить ваши несчастия и возвратить вас вашим дворам и вашим семействам. Соответствуйте ж его благотворительным намерениям и приходите к нам без всякой опасности. Жители! Возвращайтесь с доверием в ваши жилища: вы скоро найдете способы удовлетворить вашим нуждам! Ремесленники и трудолюбивые мастеровые! Приходите обратно к вашим рукодельям: домы, лавки, охранительные караулы вас ожидают, а за вашу работу получите должную вам плату! И вы, наконец, крестьяне, выходите из лесов, где от ужаса скрылись, возвращайтесь без страха в ваши избы, в точном уверении, что найдете защищение. Лабазы учреждены в городе, куда крестьяне могут привозить излишние свои запасы и земельные растения. Правительство приняло следующие меры, чтоб обеспечить им свободную продажу: 1) Считая от сего числа, крестьяне, земледельцы и живущие в окрестностях Москвы могут без всякой опасности привозить в город свои припасы, какого бы роду ни были, в двух назначенных лабазах, то есть на Моховую и в Охотный ряд. 2) Оные продовольствия будут покупаться у них по такой цене, на какую покупатель и продавец согласятся между собою; но если продавец не получит требуемую им справедливую цену, то волен будет повезти их обратно в свою деревню, в чем никто ему ни под каким видом препятствовать не может. 3) Каждое воскресенье и середа назначены еженедельно для больших торговых дней; почему достаточное число войск будет расставлено по вторникам и субботам на всех больших дорогах, в таком расстоянии от города, чтоб защищать те обозы. 4) Таковые ж меры будут взяты, чтоб на возвратном пути крестьянам с их повозками и лошадьми не последовало препятствия. 5) Немедленно средства употреблены будут для восстановления обыкновенных торгов. Жители города и деревень, и вы, работники и мастеровые, какой бы вы нации ни были! Вас взывают исполнять отеческие намерения его величества императора и короля и способствовать с ним к общему благополучию. Несите к его стопам почтение и доверие и не медлите соединиться с нами!»
В отношении поднятия духа войска и народа, беспрестанно делались смотры, раздавались награды. Император разъезжал верхом по улицам и утешал жителей; и, несмотря на всю озабоченность государственными делами, сам посетил учрежденные по его приказанию театры.
В отношении благотворительности, лучшей доблести венценосцев, Наполеон делал тоже все, что от него зависело. На богоугодных заведениях он велел надписать Maison de ma mere [Дом моей матери], соединяя этим актом нежное сыновнее чувство с величием добродетели монарха. Он посетил Воспитательный дом и, дав облобызать свои белые руки спасенным им сиротам, милостиво беседовал с Тутолминым. Потом, по красноречивому изложению Тьера, он велел раздать жалованье своим войскам русскими, сделанными им, фальшивыми деньгами. Relevant l"emploi de ces moyens par un acte digue de lui et de l"armee Francaise, il fit distribuer des secours aux incendies. Mais les vivres etant trop precieux pour etre donnes a des etrangers la plupart ennemis, Napoleon aima mieux leur fournir de l"argent afin qu"ils se fournissent au dehors, et il leur fit distribuer des roubles papiers. [Возвышая употребление этих мер действием, достойным его и французской армии, он приказал раздать пособия погоревшим. Но, так как съестные припасы были слишком дороги для того, чтобы давать их людям чужой земли и по большей части враждебно расположенным, Наполеон счел лучшим дать им денег, чтобы они добывали себе продовольствие на стороне; и он приказал оделять их бумажными рублями.]

Здание Двенадцати Коллегий невольно привлекает взгляд тех, кто прогуливается по Университетской набережной, своим ярким терракотовым цветом и необычным расположением относительно Невы. В отличие от других построек, оно стоит не параллельно набережной, а перпендикулярно, и уходит вглубь Васильевского острова на расстояние почти в полкилометра. Интересно здание Двенадцати коллегий и своими интерьерами, историей, а также необычным окружением - в университетских двориках вы найдете удивительные скульптуры и памятники.

Предлагаем ознакомиться с интересным маршрутом вокруг Двенадцати Коллегий и заглянуть в университетские дворики.


Историческая справка

Двенадцать Коллегий начали строить в 1722 году. Предполагалось, что здесь разместятся Сенат, Синод и Коллегии - объединения, представляющие собой переходную форму от московских приказов к министерствам. Строительство продолжалось десять лет - первое заседание коллегий состоялось здесь в 1732 году. Сначала архитекторами были назначены Доменико Трезини и Теодор Швертфегер, но завершали проект уже Джузеппе Трезини и Михаил Земцов.

Здание принадлежит к стилю «петровское барокко». Оно состоит из двенадцати идентичных трехэтажных секций и считается крупнейшим памятником, построенном в этом стиле.

В 1835 году здание было переоборудовано под нужды Санкт-Петербургского университета, так как именно в его ведение оно было передано.

Сегодня в Двенадцати коллегиях расположена научная библиотека, некоторые факультеты СПбГУ, а также административные службы.


Источник фото - www.tourprom.ru

Что посмотреть

В первую очередь, конечно, Петровский зал. Именно здесь сохранилась оригинальная внутренняя отделка 18 века. Обратите внимание на плафон и живописные вставки в верхней части стен, а также на скульптуры и два угловых камина.


Источник фото - www.wikiwand.com

Обязательно стоит ознакомиться с 400-метровой галереей, которая соединяет все секции здания. Раньше они были разделены глухими стенами - галерея появилась после того, как было принято решение о размещении здесь университета. Вот как описывал ее журнал «Современник»: «Более всего замечательна в университете галерея. Ее большие венецианские окна, блестящий паркет, чистота и вкус мебели, бесконечная протяженность представляют из нее что-то единственное в своем роде. Еще не было ни в одном публичном заведении Европы такого украшения храма наук». И действительно, невозможно не проникнуться духом познания и стремлением к свершения открытий, прогуливаясь вдоль бесконечной вереницы окон, через которые льется свет, отчего и кажется, что шаги идущего устремлены в вечность…


Источник фото - spbu.ru

Также в здании Двенадцати коллегий расположился Музей истории Санкт-Петербургского государственного университета. Общая площадь музея составляет 780 кв. м, а непосредственно сама экспозиция занимает 4 зала площадью 410 кв. м. C 1997 г. музей представляет собой самостоятельную структурную единицу со своим штатом сотрудников. Уникальная коллекция музея может рассказать о всех этапах развития главного университета Петербурга. Здесь проводят и экскурсии, но строго по предварительной записи и только в будние дни.

Не пройдите мимо памятника, посвященного образу студента СПбГУ, который установлен перед главным входом в здание. Идея создания «Крылатого гения» принадлежит Культурному фонду «Знаменитые универсанты СПбГУ». Летящий Гений держит в руках факел и опирается на классическую колонну, которая символизирует твердыню знаний, являющихся фундаментом и основой любых достижений.


Автор фото - Елена Павлова, источник - fotokto.ru

Знаменитые университетские дворики

Они действительно стоят того, чтобы их посетить! Уверяем вас, что образцы современной скульптуры, которые тут представлены, заслуживают пристального внимания даже самых искушенных любителей искусства.

Конечно же, самый известный из университетских двориков - это двор Филологического факультета. Но всему свое время. Давайте сначала посмотрим на неприметный двор, что ему предшествует. Здесь расположился удивительный Лабиринт, созданный по классической схеме, известной уже более 40 веков. Камни привезены из различных крупных университетов мира, что символизирует единение и партнерство в научной среде. Авторами композиции выступили Сергей де Рокамболь и Анна Николаева. Открыли Лабиринт в год 300-летия Петербурга, именно поэтому он состоит из 300 гранитных камней.


Источник фото - turbina.ru

Рядом с Лабиринтом расположилось еще несколько интересных объектов - Вавилонская башня техногенной эпохи, нос майора Ковалева, подпоручик Киже, Единорог и даже памятник императору Александру II. Необычное соседство, не правда ли?


Авто фото - Елена Плющ, источник - lookmytrips.com


Источник фото - saintpetersburg.zagranitsa.com

Осмотрев все эти скульптурные композиции, мы окажемся в том самом дворике филфака, который знаменит далеко за пределами Петербурга. Что же в нем особенного? На первый взгляд, это просто уютный двор для студентов, где под сенью деревьев можно отдохнуть в перерывах между парами. Но по всему его периметру установлены уникальные образцы современной скульптуры. Некоторые из них еще и спрятаны от глаз неосведомленного человека так, что без совета знатока их и найти очень сложно. Интересно то, что они не объединены одной темой. Здесь представлены одновременно и пронзительный памятник Бродскому, и забавная бегемотиха Тоня, которая по легенде помогает девушкам удачно выйти замуж. Можно сказать, что это арт-пространство, гармонично соединяющее в себе совершенно разные культурные слои, которые апеллируют к тому же к диаметрально противоположным чувствам человека.


История создания этого пространства началась со скульптуры Арсена Аветисяна «Размышление о Маленьком принце», которая была установлена 21 октября 2002 года. Арлекин с увлечением читает старинную книгу, где мы видим текст из книги Антуана де Сент-Экзюпери. Сидит он на пьедестале из толстых философских книг. Справедливо удивление зрителей - но где же Маленький принц? Его придется поискать. Но вы обязательно найдете этого вечно юного героя, если присмотритесь к деталям.


Источник фото - mir.afisha.ru/cities/sankt-peterburg/backyards

Вот примеры некоторых скульптур, расположенных во дворе филологического университета: памятник А. Блоку (скульптор Е. Ротанов, 2002), памятник Т. Г. Масарику (скульптор Й. Вайце, 2003), памятник А. Ахматовой (скульптор В. Трояновский, 2004), Антиоху Кантемиру (скульптор И. Здерчук, 2004), скульптурные композиции «Чаша Страдания» (скульптор А.А. Аветисян, 2004) и «Скошенные» (скульптор Г. Постников, 2004).

Широко известен памятник Иосифу Бродскому, обыгрывающий строки из стихотворения «Ни страны, ни погоста...»:

Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду.
Между выцветших линий
на асфальт упаду.

Но все мы знаем, что умер Бродский вдали от родины. Создатель памятника - Константин Симун. Среди его работ - знаменитое «Разорванное кольцо». Памятник представляет собой чемодан, на котором стоит каменная плита с головой Иосифа Бродского. И это, конечно, не случайно. Чемодан здесь выступает в качестве символического изображения судьбы поэта, который провел многие годы в вынужденном изгнании. Это первый памятник в Санкт-Петербурге, посвященный Бродскому.


Источник фото - www.citywalls.ru

Другие скульптуры дворика филологического факультета не менее интересны, и стоит отметить, что каждая обладает своей историей и глубоким философским смыслом.


Источник фото - www.citywalls.ru

Однако есть одна трудность, с которой столкнется любой человек, который захочет полюбоваться этим великолепием современного искусства. Попасть сюда самостоятельно практически невозможно. Так как дворик находится в ведении университета, то и пускают на его территорию исключительно преподавателей и студентов. Остальным пройти внутрь будет достаточно проблематично. Впрочем, отчаиваться не стоит. Посетить дворик филфака можно в составе экскурсии , где вы не только увидите своими глазами все эти объекты, но и услышите истории и легенды, с ними связанные.

Надеемся, что статья подарила вам что-то новое и была полезной. Петербург - это город, который далеко не сразу открывает свои тайные адреса. Чтобы узнать его полностью, потребуются годы. Но это ни в коем случае не должно останавливать. Открывайте для себя знакомый и неизвестный Петербург каждый день, а мы будем стараться давать вам новые поводы для изучений, открытий и, конечно же, прогулок.

Последнее изменение Среда, 07 марта 2018 11:41

Здание «Двенадцати коллегий» - ценнейший образец гражданской архитектуры первой трети XVIII века и одно из самых ранних сооружений на стрелке Васильевского острова.
Здание выполнено в стиле барокко и состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций.
Начало строительства под руководством архитектора Доменико Трезини (верхние этажи по проекту Теодора Швертфегера).
В разные времена в здании располагались высшие органы государственного управления (коллегии), позже Главный педагогический институт и Санкт-Петербургский университет.

Здание Двенадцати коллегий, первая четверть XVIII века

В 1711 году по указу Петра I был создан высший законодательный орган государства – Сенат. В 1718 году были созданы коллегии, подчинявшиеся Сенату. Коллегии (коллегия – это центральный орган управления) отвечали за различные задачи: одни – за ведение дел в армии и на флоте, другие – за торговлю, третьи – за отношения с другими странами и т.д. Коллегии сменили существующие до них приказы – органы управления Московской Руси в XVI – XVII веках.


Вид здания 12 коллегий

Сначала коллегий было девять, но затем их число увеличили до двенадцати. Президентами коллегий были такие известные деятели Петровской эпохи, как А.Д. Меншиков, Г.И. Головкин, Ф.М. Апраксин, Я.Ф. Долгорукий и другие. Важные государственные дела теперь решались коллегиально – вместе, на совещаниях с участием не только бояр, но и людей других сословий.
Первоначально Сенат и коллегии размещались в мазанковом здании (мазанки – дома из дерева и глины), построенного по проекту архитектора Д. Трезини. Затем Петр I поручил Трезини построить здание для органов управления на Васильевском острове.


Лансере Евгений Евгеньевич. Петербург в XVIII веке. Здание Двенадцати коллегий. 1903

В 1718 году был проведён первый архитектурный конкурс в России. На конкурс выносился проект для здания, которое собирались возвести для двенадцати правительственных учреждений (Коллегий): 10 министерств, Сенат и Синод. На конкурсе победил Доменико Трезини. В основе его проекта взят принцип построения здания приказов в Москве, они стояли в одну линию вдоль Кремля. Подобную линию домов для Коллегий и предложил построить архитектор.


Вид на здание 12 коллегий и площадь Васильевского острова

Строительство здания начато в 1722 году, окончено в 1742. Строительство замедлил кратковременный перенос столицы в Москву с 1722 по 1732 год, когда работы остановили. Однако при Анне Иоанновне с 1732 года работы снова возобновились. Состоит здание из 12 одинаковых частей, каждая часть принадлежала отдельному министерству. Общая длина здания составила более 400 метров.


Двенадцати коллегий здание в Санкт-Петербурге. Арх. Д.А. Трезини. 1722-1742. Вид здания Двенадцати коллегий. Гравюра О. Элигера. Начало 1730-х гг.

Протяжённой линией здания планировалось ограничить формировавшуюся тогда главную площадь города - Коллежскую. Главной она так и не стала, центр города после смерти Петра I был вынесен за Васильевский остров. А в начале XX века перестала существовать вовсе, когда на её пространстве построили Клинический повивальный институт. Именно из-за участия в ансамбле этой площади Здание Двенадцати коллегий не смотрит лицом на Университетскую набережную, а всего лишь выходит на неё торцом.


Здание Двенадцати Коллегий.Анжело Тозелли. Панорама Санкт-Петербурга.1820 года.

С этой особенностью расположения здания связана одна легенда. Будто бы собираясь однажды уехать из Санкт-Петербурга, Пётр I поручает Меншикову строительство Здания Двенадцати коллегий вдоль набережной Невы. Оно должно было стать продолжением Кунсткамеры. А в награду Пётр разрешал Меншикову использовать под свой дворец всю оставшуюся землю, что останется западнее новой постройки.


Вид церкви Исаакия, наплавного моста и здания Двенадцати коллегий с башни Кунсткамеры. Нач. 1730-х гг.

Ознакомившись с планом, Меншиков увидел, что здание, длиной почти в 400 метров, по замыслу архитектора должно ориентироваться фасадом на Неву. Он понял, что в этом случае на набережной, считавшейся наиболее фешенебельной частью города, не останется места для его собственного дворца. Меншиков не мог допустить этого. Он непременно хотел построить на набережной свой особняк, и возведение здания Двенадцати коллегий явно мешало его планам. Тогда он приказал построить Двенадцать коллегий не вдоль набережной, а перпендикулярно к ней, и на освободившемся месте заложил собственный дворец.


ВАХМИСТР Драгунской роты, с 1756 до 1761 года. Вид изображает того времени часть здания двенадцати Коллегий, в С.-Петербурге.

Когда Петр Первый вернулся и увидел, как расположено здание Двенадцати коллегий, он был в ярости. Строительные работы находились уже в самом разгаре, и остановить их не представлялось возможным.
Таская Меншикова за шиворот вдоль всего здания, он останавливался у каждой Коллегии и бил его своей знаменитой дубинкой.В гневе Петр даже хотел казнить Меншикова, но потом передумал, и дело ограничилось крупным штрафом в государственную казну.
Эта легенда о здании Двенадцати коллегий и его величественном соседе – дворце Меншикова у многих вызывает сомнения. Некоторые историки указывают на то, что фасад Двенадцати коллегий хотели ориентировать на центральную площадь города, но позднее планировка Петербурга была изменена, а здание уже было построено.


Здание Двенадцати коллегий на панораме Тозелли 1820 г.

По плану расположения учреждений, составленному губернатором Санкт– Петербурга А. Д. Меншиковым в 1722 г., первый участок от Невы отводился Аудиенц-коллегии, второй - Сенату, третий - Коллегии иностранных дел, четвертый - Военно-сухопутной и Военно-морской коллегиям, далее предполагалось разместить Юстиц-коллегию, Камер-коллегию, Штатс-коллегию, Комерц-коллегию, Мануфактур-коллегию, Главный магистрат и Синод..

Первые сваи были забиты в 1722 г., но строительство шло очень медленно и неравномерно. Причин этому было много, в том числе и болотистая почва и частые наводнения. Наконец, в 1732 г. сооружение главного административного здания Санкт– Петербурга было завершено.



Здание 12 коллегий. Фрагмент гравюры Е. Внукова с рисунка М.И. Махаева. 1753 г.

В длину это грандиозное каменное трехэтажное сооружение имело 392,6 м, в ширину - 17,1, а в высоту - около 15 м.
Каждый корпус завершала четырехскатная крыша, но все они тесно примыкали друг к другу.
Первый этаж восточного фасада представлял собой открытую сквозную галерею. Пилоны ее были обработаны рустом с горизонтальными швами. На стыке корпусов и по краям здания находились пилоны более крупных размеров.
Их было 13, в их нишах располагались статуи. Пилоны подчеркивали границы корпусов.
Каждый корпус состоял из трех частей: ризалита и двух боковых крыльев. В ризалитах были двусветные залы, занимавшие второй и третий этажи с выходами на балконы, которые тянулись вдоль всего фасада.
Все балконы имели ажурные кованые решетки с медальонами и гербом.
В корпуса вели 12 самостоятельных входов, каждый с высоким каменным крыльцом. Второй и третий этажи объединялись чередующимися группами пилястр и лопаток.
Ризалиты завершались пышными, в стиле барокко, декоративными фронтонами с особым рисунком для каждого корпуса. В центре фронтона помещалась эмблема коллегии, а по бокам были поставлены по две скульптуры.

Петровский зал.Фото 1898 г

Петровский зал

Западный фасад здания выглядел более просто. Вдоль 11 корпусов, начиная со второго, шла двухъярусная открытая галерея. Между пилонами второго этажа был сделан каменный парапет.

Здание было окрашено в оранжево-красный цвет, на фоне которого рельефно выделялись белые пилястры, лопатки, наличники окон, и увенчано кирпично-красной крышей. Что касается интерьеров, то о них можно судить по сохранившемуся залу Сената (Петровский зал), наиболее богато декорированному. Примыкавшие к залам помещения были оформлены скромнее.

Каждая часть Здания Двенадцати коллегий имеет отдельное крыльцо, изначально имела свою 4х-скатную крышу. В 1734-1742 годах по проекту М. Г. Земцова и Дж. Трезини на уровне второго этажа были размещены балконы, с западной стороны устроена открытая аркада. Однако позже аркаду закрыли. В каждой части здания распланирован отдельный зал для заседаний.

Здание Двенадцати коллегий, 1912 год

С течением времени здание неоднократно ремонтировалось и в ходе ремонтных работ кое-что менялось. Так, вместо плоских перекрытий на втором этаже появились своды, исчезло барочное убранство фасада и украшавшие ниши статуи, но зато у входов в корпуса встали гранитные пушки.
В основном же внешний вид и убранство сохранялись. В начале ХIХ в. располагавшимся в здании Двенадцати коллегий учреждениям становится тесно - Сенат и Синод должны были переехать в строившиеся великолепные апартаменты на левом берегу Невы. Освобождавшиеся помещения было решено отдать петербургскому студенчеству.

Церковь во имя апостолов Петра и Павла

Осенью 1823 г. университет был переведен с Васильевского острова в здание, располагавшееся на углу улиц Кабинетской и Звенигородской и принадлежавшее университетскому Благородному пансиону. Но новое помещение тесное, мрачное, с низкими потолками совсем не соответствовало своему назначению. Канцелярия же университета оставалась в здании Двенадцати коллегий, часть помещений которого занимали семьи профессоров.

В 1828 г. императором Николаем I было отдано распоряжение "поручить сделать план для будущего в доме коллегий университета, его пансиона и Педагогического института". Помещения южной части принадлежали университету, северной - Педагогическому институту, который был вновь образован в 1828 г.
Однако 10 ноября 1829 г. Николай I издает Указ о передачи всего здания Двенадцати коллегий Петербургскому университету. Составить проект перестройки здания, чтобы оно стало удобным для учебного заведения самого высокого ранга, было поручено академику архитекторы, профессору Академии художеств А Ф. Щедрину.
На строительные работы было выделено 600000 руб., и в течение 1834 и 1835 гг. они были в основном проведены. В 1836 г. Николай I отдал университету участок земли вдоль лицевого фасада.
Известный в те времена садовник Бук разбил здесь вдоль всего здания сад. От улицы сад с тех пор отгорожен чугунной решеткой, основание ее сложено пудожским камнем.


Дома, существовавшие на берегу Большой Невы до строительства здания Двенадцати коллегий. Кристиан Марселиус 1720-е гг.

В центральной части здания были сооружены парадный вход и лестница, церковь, освященная 29 июня 1837 г. во имя апостолов Петра и Павла, двусветный зал торжественных собраний (ныне Актовый зал) с хорами и колоннами из искусственного мрамора.
Замечательная, почти четырехсотметровая галерея во втором этаже была застеклена. Она вызывала неизменное восхищение всех посетителей как прошлого так и нашего века.
Так, гость Санкт– Петербургского университета писал в журнале ”Современник” (1838, т. Х): ”Более всего замечательна в университете галерея. Ее большие венецианские окна, блестящий паркет, чистота и вкус мебели, бесконечная протяженность представляют из нее что-то единственное в своем роде. Еще не было ни в одном публичном заведении Европы такого украшения храма наук”.

Галерея.

В шкафах галереи помещались книги университетской библиотеки и пособия по естественной истории и физике. Из архивных документов известно, что 63 шкафа содержали образцы минералогического кабинета. Мебель - шкафы, столы, стулья и т. п. - была выполнена по рисункам А. Ф. Щедрина.

Библиотека. Фото 1898 г

Торжественное открытие Санкт – Петербургского университета в перестроенном для него здании состоялось 25 марта 1838 г.,
а незадолго до этого, 14 марта, здание университета посетил Николай I. Гостями праздника были почти все известные ученые Санкт – Петербурга, видные государственные чиновники, высшее духовенство, люди науки и искусства. В университетской церкви по этому случаю был совершен молебен, оттуда гости направились в зал торжественных собраний. Затем им была предоставлена возможность осмотреть весь университет - учебные аудитории, кабинеты и знаменитый своей красотой и убранством Петровский зал.

Петровский зал

Среди учеников и преподавателей университета были А. М. Бутлеров, И. М. Сеченов, А. С. Попов, П. Ф. Лесгафт, Н. Г. Чернышевский и многие другие. С 1866 по 1890 год здесь жил и работал Д. И. Менделеев, в здании расположен его мемориальный музей-архив. Его именем в 1923 году назвали улицу вдоль здания. В советское время университет носил имя первого секретаря обкома ВКП(б) А. А. Жданова.


В настоящее время здание Двенадцати коллегий остаётся Главным зданием Санкт-Петербургского университета. До сих пор некоторые факультеты университета располагаются в здании Двенадцати коллегий. В здании располагаются научная библиотека университета и некоторые административные службы университета. В здании имеется «Петровский зал», в котором, кроме различных торжественных мероприятий, регулярно проводятся концерты для широкой публики.

26 февраля 2007 года перед главным входом в здание Университета был открыт памятник "Универсанту-Гению".

Северный фасад

Восточный фасад


Южный фасад. Фрагмент

Вид с Невы

Памятник М. В. Ломоносову

Интерьеры здания


***

Санкт-Петербург и пригороды

© 2024 Все о получении кредита. Информационный портал