Наполнение бюджета рф. Из чего состоит бюджет россии. Почему бюджет может быть дефицитным
Результат поиска по запросу:
Федеральный бюджет Российской ФедерацииФорма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации; ежегодно утверждается Федеральным Собранием РФ как закон.
Федеральный бюджет - главное звено бюджетной системы Российской Федерации. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства в целом. Именно на федеральном уровне происходит формирование основных направлений проводимой бюджетной политики в стране, выбор бюджетных приоритетов, определение основных принципов построения межбюджетных отношений.
Доходы федерального бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений, средств по взаимным расчетам с бюджетами субъектов РФ, других безвозмездных перечислений, а также остатка средств на конец предыдущего года. К основным налоговым доходам федерального бюджета относятся: НДС, акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья, налог на прибыль (доход) организаций, налог на доходы от капитала, государственная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы, платежи за пользование недрами, лесным фондом, водными объектами, экологический налог, федеральные лицензионные и регистрационные сборы и др. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет: доходов от использования или продажи имущества, находящегося в федеральной собственности; части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей (в размерах, устанавливаемых Правительством РФ), прибыли Банка России (по нормативам, установленным федеральными законами); доходов от внешнеэкономической деятельности, доходов от реализации государственных запасов и резервов. В соответствии с ежегодно принимаемыми законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год в доходы федерального бюджета включаются также средства целевых федеральных бюджетных фондов.
Бюджетная статистика свидетельствует, что основные поступления в федеральный бюджет России состоят из налоговых платежей, на долю которых приходится более 80 проц. поступлений; при этом в федеральном бюджете преобладают доходные поступления от косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.). Косвенное налогообложение создает надежную и легко контролируемую доходную базу, но, в конечном итоге, дальнейший рост данных налогов приводит к все большему переложению налогового бремени на плечи конечного потребителя.
В то же время, например современная федеральная налоговая система США, образуется за счет трех основных источников: подоходного налога с населения, налога на прибыль, налогов и взносов в фонды социального страхования. В совокупности эти 3 налога дают более 90 проц. всех доходов. Остальные бюджетные поступления в США складываются из акцизов и некоторых других видов налогов. Распределение доходов, сложившееся в американском обществе, делает гражданина основным получателем денежных доходов, в результате чего он и выступает главным налогоплательщиком.
Расходы федерального бюджета складываются, с одной стороны, из тех затрат, которые финансируются исключительно из федерального бюджета , а с другой - их расходов, связанных с предметами совместного ведения. К первым относятся расходы по обеспечению деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление; расходы на осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах; расходы на национальную оборону и обеспечение безопасности государства и граждан; на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; на государственную поддержку атомной энергетики; расходы, связанные с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; исследование и использование космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ; компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета ; пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; расходы по осуществлению федеральной инвестиционной программы; по обеспечению реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней; по обеспечению осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; финансовая поддержка субъектов РФ; и др. В настоящее время самой большой статьей расходов федерального бюджета России является обслуживание государственного долга, в то время как все расходы на социальные цели (образование; культура, искусство и кинематография; здравоохранение и физическая культура; социальная политика) едва «дотягивают» до половины расходов на обслуживание государственного долга. Расходы только на выплату процентов по государственному внутреннему и внешнему долгу в федеральном бюджете на 2001 запланированы в размере 20 проц. Значительными по своему уровню являются и расходы на национальную оборону - 18 проц. Бюджетные расходы на финансирование отраслей реального сектора экономики (промышленность, строительство и др.) запланированные на уровне 3,7 проц., что недостаточно для целенаправленного финансового регулирования отраслевой и территориальной структуры общественного производства.
Бюджет - это понятие, которое существует и в экономических, и в юридических реалиях. От этого его значение может существенно различаться. В статье мы более подробно познакомимся с федеральным бюджетом России. Посмотрим, что это, каковы его доходы и расходы, как составляется проект бюджета и многое другое.
Экономический смысл
Если рассматривать бюджет России, как экономическую категорию, то перед нами предстанет общественная устойчивая связь. Проведем аналогию с финансами. Тогда федеральный бюджет будет общественными отношениями, установленными по поводу формирования и дальнейшего использования госвластью фонда с денежными средствами.
Структура доходов бюджета России будет определяться сразу несколькими факторами:
- Потребность РФ в финансовых ресурсах.
- Возможности Российского государства по последующей мобилизации этих ресурсов.
- Особенности проводимой правительством экономической политики.
Со структурой расходов несколько проще. Она определяется функциями государства.
Экономическая практика представляет бюджет России важнейшим компонентом макроэкономической политики. Именно он обеспечивает как аккумулирование финансов, так и их последующее распределение.
Параметры государственного бюджета будут непосредственно влиять на ряд макроэкономических показателей - объемы производства и инвестиций, уровень занятости, доходы населения страны, валютный курс, процентную ставку и проч.
Тут можно отметить, что государственный бюджет России - это не только экономическая категория, но и достаточно сильный, действенный политический инструмент.
Федеральный бюджет - это фактически финансовый план РФ. А именно - план сбора и дальнейшего использования финансовых ресурсов, которые способны обеспечить собой исполнение государственных функций.
Юридический смысл
Если обратиться к юридическому смыслу, то определение понятия уже не будет таким широким. Тут бюджет России - закон. Нормативный акт, который разрабатывается структурой исполнительной власти, чтобы затем быть принятым органами представительной (законодательной) власти.
Надо помнить и о том, что бюджет РФ - это и центральный компонент российской бюджетной системы.
Доходы
Доходы бюджета России разделяются на две большие группы - неналоговые и налоговые. Также в доходы зачисляется остаток неизрасходованных средств предыдущего года.
Рассмотрим группы подробно. Налоговые доходы годового бюджета России:
- Федеральные сборы и налоги, что устанавливаются налоговым законодательством РФ.
- Таможенные сборы, пошлины и подобные им платежи.
- Госпошлины.
Неналоговые доходы годового бюджета России:
- Прибыль от использования госимущества.
- Доходы от продажи государственного имущества.
- Часть доходов унитарных предприятий.
Вместе с тем к доходам федерального бюджета в нашей стране относится и следующее:
- Прибыль Центробанка РФ.
- Доходы от проведения ВЭД (внешнеэкономической деятельности).
- Доходы от реализации различных государственных резервов и запасов.
Стоит отметить, что доходы бюджета РФ могут передаваться и в бюджеты ее субъектов, а также муниципальным бюджетам. Но только по нормативам, утвержденным законом о бюджете РФ на текущий год.
Расходы
Теперь рассмотрим расходы бюджета России:
- Обеспечение работы президента, деятельности Федерального собрания, Центрального избиркома, Счетной палаты, а также ряда федеральных органов госвласти, их территориальных подразделений.
- Функционирование судебной федеральной структуры.
- Осуществление государственной международной деятельности.
- Национальная оборона, обеспечение безопасности страны, осуществление конверсии отраслей промышленности, относящихся к оборонным.
- Содействие фундаментальным исследованиям и научно-технологическому прогрессу в целом.
- Государственная поддержка транспорта - железнодорожного, морского и воздушного.
- Поддержка государством атомной энергетики.
- Ликвидация последствий ЧС, стихийных бедствий, имеющих федеральный масштаб.
- Исследование космического пространства, использование его.
- Формирование собственности государства.
- Компенсация внебюджетным государственным фондам расходов, затраченных на выплаты государственных пенсий и пособий, иных социальных платежей, что подлежат финансированию в соответствии с российским законодательством.
- Статистический официальный учет.
- Инвестиционные федеральные программы.
На сегодня выделяются три главные расходные статьи бюджета РФ:
- 20 % - обслуживание государственного долга страны.
- 19 % - затраты на национальную оборону.
- 15,6 % - финансовое содействие бюджетам государства иных уровней.
Резервные фонды
Повествуя о формировании бюджета России, стоит упомянуть о Резервных фондах. Они утверждаются не только при планировании федерального, но и при создании бюджетов всех уровней. Есть важное правило. Объем Резервного фонда федерального бюджета не может быть более 3 % от всех его расходов на текущий год.
Представим другие важные утверждения:
- Размер Резервного фонда бюджетов субъектов страны определяется их органами законодательной власти при утверждении бюджетного проекта на очередной финансовый год.
- Резервные фонды используются только для покрытия непредвиденных расходов. Например, тратятся на аварийные и спасательные работы по ликвидации последствий ЧС.
- Порядок расходования средств из данных фондов определяется Правительством РФ.
- Планирование федерального бюджета на следующий финансовый год всегда включает в себя включение в его состав Резервного фонда президента РФ. Его размер - не более 1 % от всего бюджета страны.
- Денежные средства из данного фонда резервных запасов используются для финансирования государственных непредвиденных расходов, а также расходов, связанных с воплощением в жизнь Указов президента.
- Накопления из президентского Резервного фонда недопустимо растрачивать на следующее: референдумы, выборы, а также освещение деятельности главы Российского государства.
Проект бюджета РФ
Структура бюджета России представлена в его проекте, который составляется на каждый финансовый год. Это считается исключительной прерогативой российского Правительства. Работы начинаются уже за 10 месяцев до начала грядущего финансового года.
Основание проекта российского бюджета - это комплекс документов:
- Бюджетное послание от имени Президента.
- Прогноз экономического и социального развития страны на грядущий год.
- Основные векторы как налоговой, так и бюджетной политики на следующий год.
- Прогноз финансового сводного баланса по всей территории РФ, составленный на очередной год.
- Планы по развитию государственного сектора экономики.
Следующий этап - непосредственно составление проекта бюджета. Оно происходит в два этапа.
Первый шаг составления
На первом этапе уже досконально продумывается исполнение бюджета России. На основе прогнозного плана формируются его ключевые характеристики.
Данный этап можно условно разделить на ряд подэтапов:
- Разработка Министерством экономики прогнозного плана развития государства, имеющего в себя основные макроэкономические показатели.
- Рассмотрение и последующее утверждение правительством России этого плана-прогноза.
- Разработка Минфином (на основании вышеупомянутого плана) основных характеристик будущего проекта. На этом подэтапе уже все расходные статьи распределяются по разделам функциональной классификации.
- Правительство страны утверждает разработанные характеристики бюджета. Министерство финансов, в свою очередь, должно разослать проектировки федеральным ведомствам и министерствам. Последние на основе представленной информации предварительно распределяют средства по определенным получателям. Минфин также должен уведомить субъекты государства о методиках формирования межбюджетных отношений на следующий финансовый год.
Второй шаг составления
Бюджет России в рублях должен быть определен на этом этапе составления проекта. Тут уже происходит распределение объемов финансовых средств по функциональной детализированной классификации. Проект также должен соответствовать экономической и ведомственной классификациям. Подэтапы тут выделяются следующие:
- Формирование Минфином бюджетных расходов в соответствии с тремя переставленными выше классификациями (функциональной, ведомственной, экономической).
- Согласование планируемых бюджетных расходов с иными министерствами и ведомствами государства. Если появились несогласованные вопросы, то их решает уже правительственная межведомственная комиссия.
Как разработка, так и согласование бюджета в РФ на следующий год завершается не позднее 15 июля настоящего года. Одновременно с этим должна завершиться и разработка проектов законов, принятие которых учитывается при планировании бюджета. Это ФЗ о минимальных размерах пенсионных выплат и заработных плат.
Рассмотрение и утверждение
Проект бюджета РФ, составленный правительством РФ, рассматривается и впоследствии утверждается Государственной думой. В эту структуру он должен поступить не позднее 23.59 15 августа настоящего года. Одновременно он предоставляется российскому президенту для ознакомления.
Рассмотрение проекта бюджета в РФ происходит в четыре чтения.
Первое чтение
При рассмотрении происходит следующее:
- Обсуждается концепция бюджета.
- Рассматривается прогноз социально-экономического развития России.
- Обсуждаются основные направления налоговой и бюджетной политики.
- Рассматриваются проекты программ внешних заимствований.
Второе чтение
Утверждаются расходы федерального бюджета страны по разделам их функциональной классификации. Это происходит только в пределах общего объема расходов, который утверждается в первом чтении.
Третье чтение
Утверждается объем расходов уже по подразделам функциональной классификации. Также это происходит только в границах общей массы расходов, что была принята ранее.
Четвертое чтение
Потом проект переходит на рассмотрение Совету Федерации. Он может только принять или отклонить его. Поправки и изменения не допускаются.
Принятие бюджета РФ - многоступенчатая процедура. Сам бюджет - довольно сложная структура, сочетание доходов и расходов государства на очередной финансовый год.
Российской Федерации. Разрабатывается правительством и утверждается Федеральным собранием РФ в форме федерального закона. Выражает экономические отношения, опосредствующие процесс аккумулирования, распределения и использования денежного фонда России .
Рассмотрение и утверждение
Составление и утверждение отчета
По итогу исполнения бюджета принимается федеральный закон, заключающий в себе фактические показатели по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита.
Структура федерального бюджета
|
|
История изменения
За 2000-2005 годы расходы на межбюджетные трансферты возрастали наибольшими темпами (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Также это объясняется увеличением госаппарата (в 2005 году , согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 %, или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).
Доходы от природных ресурсов
Как одна из крупнейших в мире нефтегазодобывающих стран Россия получает значительные доходы от использования своих ресурсов, часть из этих доходов изымаются в бюджетную систему страны в виде налогов и сборов. При этом степень изъятия менялась со временем. Так, в ходе масштабной налоговой реформы, осуществлённой в России в 2000-х годах, была радикально изменена система налогообложения сырьевого сектора: проведена перенастройка механизма экспортных пошлин и введён налог на добычу полезных ископаемых, что позволило увеличить долю нефтегазовой ренты, улавливаемой государственным бюджетом, с менее чем 40 % в 2000 году до 84 % в 2005 году .
При этом в настоящее время свыше 98 % всех налогов за пользование природными ресурсами и 100 % всех доходов от внешнеэкономической деятельности (включая экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и т. п.) идут в федеральный бюджет, а не в региональные. Поэтому доля «сырьевых» доходов в федеральном бюджете относительно высока по сравнению с той же долей в консолидированном бюджете (включает, помимо федерального, все бюджеты регионов и бюджеты государственных внебюджетных фондов). Так, если федеральный бюджет 2008 года на 50 % состоял из нефтегазовых доходов, то аналогичный показатель для консолидированного бюджета того же года - чуть более 30 % .
Бюджет 2011 года был сверстан на основе прогнозной цены на нефть в 105 долларов за баррель .
С 2013 года официально начало действовать так называемое бюджетное правило , определяющее максимальный уровень расходов бюджета , исходя из цены на нефть .
По некоторым оценкам, до падения цен на нефть в 2015 году, экспорт энергоносителей (нефть, газ и др.) составлял около половины доходов российского бюджета .
Расходы, связанные с употреблением табака
В сумме совокупные косвенные потери от курения из-за более низкой производительности труда (неподтвержденная информация) и дополнительных потерь от нетрудоспособности курильщиков, соответствуют 21,59 % расходов консолидированного бюджета на здравоохранение .
Экономические потери от курения составляют около 3 % ВВП России .
Прозрачность бюджета
В рейтинге прозрачности (открытости) бюджетов, составленном организацией International Budget Partnership (IBP), Россия заняла 15-е место в мире (из 100 исследованных стран) по итогам 2017 года. IBP указывает на то, что правительство России предоставляет общественности существенную информацию о бюджете, но в то же время у общественности мало возможностей для участия в бюджетном процессе .
В 2019 году журналисты отмечали рост засекреченной части государственного бюджета РФ: так, в документе на 2020 год скрыты траты на 17% от общей суммы расходов .
Ежегодно разрабатывается и утверждается как Федеральный Закон. Формирование и целевое расходование бюджетных статей также регулируется российским законодательством.
Консолидированный бюджетный свод — объединяет общегосударственные и региональные финансовые планы. Если расходная часть превышает доходную, бюджет дефицитный; при избытке государственных доходов возникает профицит. Небольшой минус в планируемой годовой смете России — показатель сбалансированного подхода.
Порядок формирования и утверждения
Проект нового годового финансового плана готовится в течение нескольких месяцев и базируется на ключевых макроэкономических показателях: прогнозе уровня инфляции и стоимости барреля нефти, на расчетах темпов и объемов прироста ВВП. Источниками оперативного планирования становятся экономические и политические документы:
- бюджетное послание Президента РФ;
- прогнозы социально-экономического развития и региональных балансов на период;
- актуальные направления политики в налоговой сфере;
- планы приватизации и развития госсектора.
Право представлять годовой бюджет в Госдуму есть только у Правительства Российской Федерации. Проект проходит до 4-х чтений;
- на 1-м утверждаются основные показатели и детально — смета доходов, включая распределение по регионам;
- 2-е чтение отводится на расходную часть и статьи Фонда поддержки регионов;
- 3-е — постатейная детализация и согласование объема заимствований;
- 4-е чтение — окончательное принятие.
Бюджетная структура
Государственный бюджет России состоит из доходной и расходной частей. Цель планирования — обеспечить финансированием государственные нужды и работу муниципальной власти. Доходы формируются за счет поступлений:
- налоговые сборы — федеральные ставки по разным видам налогов, таможенные и другие фискальные платежи, а также госпошлины;
- неналоговые сборы — прибыль госпредприятий, Банка России, от сделок на внешнем рынке и т.д.
Расходы распределяются по отраслевому и программному принципу, приоритет — у социального блока (до 30-50% объема), госуправления и обороноспособности страны:
- содержание судов и органов исполнительной власти;
- деятельность армии, флота, МЧС, полиции;
- инвестиционные программы;
- научные разработки и образование;
- национальная экономика;
- долговые обязательства.
Возникающий профицит и разница в курсах при экспорте нефти позволяет пополнять Резервные фонды: в основной направляется до 3% от бюджетных поступлений, в Президентский — до 1% и новый Объединенный, созданный для погашения дефицита казны. Средства расходуются в случае непредвиденных или чрезвычайных ситуаций, в том числе — на приоритетные региональные проекты.
Параметры бюджета 2018
В конце 2017 г. в России утвердили бюджет развития на три ближайших года — 2018-20 годы. Главная фабула — добиться роста производственного сектора экономики и реальных доходов, стабилизации инфляции, снижение уровня безработицы и объемов госдолга.
Первый годичный период впервые за последнее время спланирован с минимальным дефицитом — около 1.3 трлн рублей со снижением его вдвое к концу бюджетного срока. Основные цифры рассчитаны исходя из почти 4%-го индекса инфляции и курса доллара 64,7:
- доходы — 15, 2 трлн руб;
- расходы — 16, 5 трлн руб;
- дефицит — 1,3 трлн руб;
- рост ВВП — 2,1% или 97,5 трлн руб.
Решено сократить расходы на инфраструктуру моногородов и дистанционную медицину, господдержку малому бизнесу, секвестированы и статьи по содержанию структур правопорядка и госаппарата.
Исполнение государственного бюджета - ключевая составляющая управления экономикой современной России. Этот процесс содержит множество нюансов. Справится ли правительство РФ с вызовами рынка? Насколько критичен дефицитный бюджет и как его сделать профицитным?
Что такое государственный бюджет
Термин «бюджет» происходит от английского budget («кошелек»). Это оформленная в виде особой сметы совокупность доходов и расходов страны в течение конкретного периода времени (как правило, года). При составлении бюджета указываются источники денежных поступлений в казну государства и формируется структура расходов. На кого возложены эти обязанности?
Бюджет России составляет Правительство страны и утверждает Парламент. По итогам каждого финансового года высший исполнительный орган власти отчитывается об исполнении госбюджета. Результат освоения средств может быть разным. Во-первых, он может оказаться дефицитным (расходы выше доходов). Во-вторых, исполнение главной государственной финансовой сметы может быть профицитным (когда доходы, наоборот, превышают расходы). И в-третьих, бюджет бывает сбалансированным (выручка и траты практически равны).
Структура доходов
В основе доходной части госбюджетов большинства стран - налоги (пошлины, взносы), эмиссия валюты и займы. Федеральный бюджет России в 2012 году имел следующую структуру выручки. Наибольший доход государству принесли страховые взносы (17,51 % от поступлений, или почти 4 трлн 102 млрд рублей). Второй по величине статьей выручки стали (17,49 % или порядка 4 трлн 100 млрд рублей). Из числа классифицированных бюджета третье место занял налог на добычу полезных ископаемых (10,49 % выручки, или около 2 трлн 460 млрд рублей). Но надо отметить, что, согласно отчетности правительства, 11,81 % выручки бюджета - это «прочие доходы», им принадлежит фактическое третье место в структуре прибыли.
Все эти цифры отражают консолидированный бюджет России. Он делится на общефедеральную часть, региональные сметы и статьи расходов, связанные с деятельностью государственных фондов - пенсионного, страхования и медстрахования. Как таковой, федеральный бюджет России в 2012 году формировался в первую очередь за счет таможенных пошлин. Страховые взносы ушли в государственные фонды.
Структура расходов
Бюджетные траты государств связаны, как правило, с выполнением социальных обязательств, национальной обороной, вложениями в инфраструктуру (новые дороги, коммуникации и т. д.), а также обслуживанием долгов. Бюджет России в 2012 году включал следующие основные статьи расходов. Во-первых, это те самые социальные обязательства (3 трлн 185,8 млрд рублей). Второй по размеру статьей бюджетных трат стала национальная экономика (1 трлн 712,2 млрд рублей). На третьем месте - национальная безопасность (797,6 млрд рублей). Совсем немного отстали расходы на оборону (783 млрд рублей). Интересно, что расходы бюджета России включают так называемые «секретные статьи», причем в огромном денежном выражении - 1 трлн 841,8 млрд рублей в 2012 году.
Бюджет и государственный долг
Если бюджет страны дефицитный, то одним из основных источников его пополнения становятся государственные займы. Они могут быть внутренними (кредиторами являются граждане и организации, покупающие гособлигации) или внешними, получаемыми у иностранных резидентов. Общий показатель государственного долга страны включает сумму основной части займа и процентов. Эксперты полагают, что величина госдолга должна быть соразмерной с ключевыми макроэкономическими показателями.
В числе них - размер задолженности на душу населения, его отношение к ВВП страны и объему экспорта, а также расходы государства на обслуживание займа. Некоторые экономисты считают важным соотношение госдолга и Иностранные кредиторы часто оценивают платежеспособность стран исходя из всех этих показателей.
Почему бюджет может быть дефицитным
Правительством на период 2014-2016 годов заложен России. По мнению некоторых экспертов, это связано с тем, что экономика страны находится в переходном периоде, и на данном этапе у нее нет возможностей для ответа вызовам рынка. В результате чего правительство вынуждено допускать превышение расходной части бюджета над доходной и приступить к практике заимствований.
Главная проблема здесь, как считают аналитики, - недостаточная развитость несырьевых отраслей экономики России, низкая динамика внедрения инноваций и создания рабочих мест в сферах, где есть новые технологии. При этом, отмечают эксперты, задача, связанная с повышением качества социальных услуг, государством не ставится. При всей актуальности данного направления бюджетных расходов.
Факторы профицита бюджета
Несмотря на то что бюджет России в 2014 году запланирован с дефицитом, в Правительстве РФ не исключают того, что расходная часть окажется все же меньше доходной. Основных причин тому называется две - выгодный курс рубля к ведущим мировым валютам (доходы, которые имеет бюджет России в долларах, увеличиваются в рублевом выражении), а также достаточно высокие расценки на нефть. В числе дополнительных факторов эксперты называют комфортные цены на экспортную продукцию российских производителей. Благодаря хорошей конъюнктуре, бюджет может быть скорректирован осенью. Но, как отмечают аналитики, возможные изменения могут касаться и вероятности перехода к заимствованиям - как при ситуации с дефицитом. Пока в годовой бюджет России правительство заложило дефицит в размере 0,5 % от ВВП. Интересно, что оптимистичен: по версии зарубежных экономистов, бюджет РФ исполнится с профицитом в 0,3 % от ВВП.
Как утверждается российский бюджет
Годовой бюджет России формируется в несколько этапов. Сначала с ним работает Правительство, осуществляя подсчеты по статьям доходов и расходов, обосновывая формулировки и анализируя экономическую ситуацию. Составляется полная структура бюджета России. Затем проект вносится в Госдуму на рассмотрение. На следующем этапе депутаты Думы направляют документ в Комитет, занимающийся бюджетной, налоговой, банковской и финансовой политикой.
Там документы, предоставленные Правительством, изучаются чиновниками, экспертами-экономистами, финансистами, учеными. Затем проект показывается Президенту России, направляется в другие комитеты Госдумы, и, наконец, попадает в Счетную Палату, которая делает заключение. Эта процедура включает проверку бюджетного проекта на предмет законности, обоснованности доходной и расходной частей. После этого Госдума приступает к процессу принятия бюджета в четырех чтениях. Если этот этап проходит успешно, то утвержденный документ передается в Совет Федерации. Если и там бюджет будет принят, то проект идет на подпись Президенту России.
Динамика расходов бюджета России
Доходные и особенно расходные статьи бюджета РФ - величины непостоянные. Значения первых могут колебаться из-за рыночной конъюнктуры, качества работы фискальных органов и финансовых институтов. Вторые - корректироваться из года в год самим Правительством в зависимости от целей, которые оно посчитает приоритетными. Яркий пример - расходы по статье «национальная экономика». Если в 2009 году их значение составило около 1 трлн 63 млрд рублей, то в 2010-м цифра увеличилась на 303 млрд, а еще через год выросла еще на 336.
Пример статьи бюджетных расходов, динамика которой неоднозначна, - «национальная оборона». В 2009 году государство потратило на финансирование этой сферы около 712 млрд рублей, через год - ощутимо меньше, 678. Но зато в 2011-м произошло резкое увеличение денежных потоков на оборону - 793 млрд рублей за счет госбюджета. В 2012 году цифра вновь снизилась до 783. Вместе с тем, общий объем федерального бюджета России с 2009 по 2012 годы неуклонно рос.
Исполнение бюджета России
После проведения всех законотворческих процедур Государственный бюджет России начинает исполняться. Главные задачи здесь, по мнению аналитиков, - обеспечивать своевременное поступление налогов и контролировать качество трансфера денежных средств получателям. В зоне ответственности Правительства РФ - доходы и расходы бюджета России на федеральном уровне. За освоение средств в субъектах отвечают исполнительные органы власти регионов. Локальные администрации муниципалитетов следят за исполнением предписаний главного финансового документа страны в городах, округах и районах.
Бывает, что бюджет России в год кризиса или рецессии в мировой экономике может быть подвергнут секвестру. Чаще всего это связано с ухудшением конъюнктуры рынков энергоносителей. Специфика этой отрасли такова, что цены на топливо спрогнозировать, как отмечают эксперты, сложно. обычно связан с сокращением статей расходов в равной пропорции (но могут быть и так называемые «защищенные» направления финансирования).
Бюджетная политика России на ближайшие годы
В июне 2013 года в одном из своих Посланий президент нашей страны обозначил новые векторы в государственной бюджетной политике. Во-первых, глава государства отметил, что ситуация в экономике России и мира формирует новые вызовы. Во-вторых, Владимир Путин дал понять, что модель экономического развития РФ, основанная на высоких ценах на нефть, исчерпала ресурсы для дальнейшего динамического роста (как это было, к примеру, в 2000-2008 годах). Объемы экспорта растут медленно, в 2012 году практически не поменялось, а в отношении к ВВП и вовсе снизилось.
Владимир Путин обозначил период плановой перестройки бюджетной политики - 2014-2016 годы. Он поставил задачу разработать варианты привлечения альтернативных источников доходов, если дефицит будет непрогнозируемым образом увеличиваться. Также глава государства заметил, что нужно внести поправки в законы, которые позволят установить порядок выработки долгосрочных, стратегических прогнозов развития экономики России и выстраивания бюджетной политики.