Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Как сейчас выглядит полис осаго. Все изменения осаго – новый бланк полиса осаго и расчет по новым тарифам. Электронный полис, как правомочный е-документ

Каждый автовладелец обязан заключить страховой договор ОСАГО и возить с собой страховку, которая потребуется при наступлении страхового случая. Не имеет значения бумажным будет документ или электронным - юридически они равнозначны. РСА и ЦБ периодически изменяют бланки страховки, в них вносят дополнительные элементы и строки для информации. Как осуществляется обмен полисов ОСАГО на новые образцы? Почему происходят такие изменения? Когда появятся новые бланки ОСАГО?

Причины для выпуска новых бланков

Главной причиной замены старых бланков страхования гражданской ответственности автовладельцев на новый вариант стала борьба с мошенничеством. Замена была произведена с 1 июля 2016 года. На тот момент из примерно 42 млн полисов ОСАГО, продающихся в течение года, 1 млн был подделками. Таким образом, страховщики решили не только усилить защиту страхового документа, но и вывести из обращения фальшивки. Замена старых бланков на новые проходила при поддержке всех государственных органов, имеющих так или иначе отношение к этому процессу, в том числе и ГИБДД.

Все нововведения, в том числе изменение цвета, введение дополнительных защитных элементов, увеличило себестоимость бланка ОСАГО (около 6 руб.) на 10%. По заявлениям страховщиков и регулятора страхового рынка такое подорожание никак не сказывалось и не скажется на размере страховой премии для страхователей.

Изменения, включенные в новый вариант документа, будут удобны как самим страхователям, так и страховщикам и сотрудникам ГИБДД. К примеру, QR-код, который будет наносить страховая компания, будет содержать сведения о договор, автовладельце (в том числе серии и номере его паспорта), транспортном средстве. Инспектор ГИБДД с помощью приложения РСА сможет считать этот код и получить всю необходимую информацию, не обращаясь к электронным базам.

Что изменилось в бланке и чем старый полис отличается от нового?

Новые варианты бланков страховки поменяли не только цвет, но и обзавелись несколькими степенями защиты. По сути в 2016 году изменился только внешний вид документа, все графы и информация в нем остались прежними за некоторым исключением. В бланке страховки образца 2016 года было оставлено место под QR-код в правом верхнем углу, сам код появился только на документах, которые начали выпускать с 1 января 2018 года. В таблице ниже представлены основные изменения, которые коснулись страхового полиса «автогражданки».

Таблица - Отличительные особенности внешнего вида бланков ОСАГО старого и нового образца

Критерий сравнения
Старый полис
Новый полис
Цвет
Зеленый (от светлого до темного оттенка)
Многосложный, более 3 цветов разных оттенков (розовый, фиолетовый, желтый, оранжевый и т.д.)
Способы защиты
  • Металлическая полоска;
  • Водяные знаки
  • Водяные знаки в виде авто в центре бланка;
  • Водяные знаки в виде логотипа РСА, расположенные вертикально;
  • QR-код;
  • Металлизированная нить с надписью ОСАГО
Шрифт
Мелкий с засечками
Крупнее без засечек
Серия
ССС
ЕЕЕ, ККК, МММ, ХХХ (для электронного ОСАГО)
Расположение серии и номера
Сверху справа
Сверху в центре

Источник: формы полисов

До 2018 года включительно в бланк страховки были внесены еще несколько небольших изменений, в том числе в примечания на обороте. Был пронумерован пункт, следующий после 8, который предусмотрен для вписания полисов и договоров добровольного страхования, купленных дополнительно к ОСАГО. В новый бланк была добавлена таблица для расчета размера премии, которую необходимо уплатить страхователю. Пункт 7 «Страховая премия» был перенесен в новом полисе наверх, и теперь данные о стоимости страховки ОСАГО расположены над QR-кодом и печатью страховой компании. Точно также были изменены и электронные версии страхового документа. Исключение составляет только наличие QR-кода - на электронной страховке его нет.

Как выглядит полис нового образца?

Электронный и бумажный ОСАГО выглядят одинаково. В верхней части полиса справа расположена рамка для указания размера страховой премии (в рублях с копейками), под ней - QR-код. В центре находится название документа, его серия и номер, а также срок страхования. Сверху слева оставлено место для печати (логотипа) страховой компании, в которой такой бланк будет оформлен. Как выглядит полис ОСАГО, действительный в 2018 году, можно узнать, обратившись к рисунку 1.

Рисунок 1 - Полис ОСАГО нового образца

Фото нового полиса ОСАГО позволяет убедиться, что в нем содержится такая же информация, что и в старом (за исключением нескольких пунктов): срок страхования, данные страхователя и собственника машины, сведения о транспортном средстве, графы для вписания лиц, допущенных к управлению автомобилем, цели использования авто, таблица для расчета размера страхового взноса. Предусмотрена графа для особых отметок, которые должен внести страховщик. В полисе должна быть указана дата заключения договора страхования «автогражданки», подписи сторон. Электронный ОСАГО имеет те же графы с информацией, такой же цвет, такое же расположение всех элементов документа.

Нужен ли обмен страховых полисов ОСАГО на новые?

Изначально РСА, ЦБ и страховые компании предполагали, что при введении новых форм документов старые полисы станут недействительными. Но из-за технических причин, а именно невозможности типографии ГОЗНАКА выпустить сразу более 40 млн бланков полисов, было принято другое решение. Автовладельцев не принуждали приходить к страховщикам и осуществлять замену. Старые полисы ОСАГО меняли только после того, как срок их действия заканчивался.

В 2018 году наблюдается такая же картинка, как и после изменения бланков с 1 июля 2016 года. Владельцы автомобилей не обязаны менять свои полисы ОСАГО, в том числе и электронные, пока не закончится срок их действия. С учетом того, что в течение нескольких лет Центробанк вносил изменения в Положение №431-П, которым установлен новый вид полиса ОСАГО, на дорогах находится множество автолюбителей с совершенно разными формами этого документа. Зеленых полисов уже точно нет, но версии без QR-кода еще могут встречаться.

Заключение

Изменения полисов ОСАГО в первую очередь связаны с мошенничеством, процветающем в данном сегменте страхования. Дополнительные элементы защиты, сложная цветовая гамма нового полиса позволили снизить процент подделок документов на страховом рынке, но полностью убрать их не удалось. Многие автовладельцы высказываются за то, чтобы вместо бумажной версии документа формата А4 ввести пластиковую, размером с банковскую карту. Прислушаются ли страховщики к мнению своих клиентов и как будет выглядеть новый полис ОСАГО в таком случае - открытые вопросы.

ОСАГО является обязательным документом, который находится в наличии у каждого автомобилиста. Полис разрешается выпускать в бумажном и электронном виде, но при его покупке важно не натолкнуться на подделку, и не заплатить мошенникам за липовый документ. Для этого важно знать, как выглядит полис ОСАГО.

В чем отличие бумажного и электронного полиса

Электронный полис, по сути, полный аналог бумажного варианта. Его главное преимущество – это удобство. Документ можно приобрести на сайте страховой компании. Но есть условие – электронный документ может получить только гражданин, который уже заключал раннее договор со страховой компанией и имеет бумажный вариант полиса.

С точки зрения юридической силы, это одинаковые документы, которые имеют равное значение при предоставлении сотрудникам ГИБДД или в страховую компанию. Электронный полис действует в нашей стране с 2015 года. По внешнему виду электронный полис мало отличается от бумажного, за исключением микроузора, который используется для защиты в бумажном варианте.

Еще одно отличие есть непосредственно в процессе оформления документов. При оформлении онлайн документа нет необходимости приходить в офис, и вы услуг продавцом. При этом важно отметить, что цена и того, и другого варианта не различается.

Данные, которые указаны в полисе, есть в обоих вариантах. Это:

  • ФИО собственника;
  • марка и модель ТС;
  • также лица, которые допускаются к управлению;
  • номер ПТС;
  • а также госномер автомобиля и наличие прицепа.

Также должен быть указан срок действия договора.

Как выглядит страховой полис в бумажном варианте в 2019 году

Посмотреть ОСАГО, как он выглядит в 2019 году, можно на сайте вашей страховой компании. Главное отличие от предыдущих вариантов – усилилась цветовая защита. Полис имеет больше 12 цветовых оттенков и несколько графических узоров. Цвет плавно переходит от желтого вплоть до сиреневого. Для многих автолюбителей приятным стал более крупный шрифт, который облегчает чтение документа.

Как и на любом официальном документе, который можно подделать, для защиты бумажного полиса используются водяные знаки. Они не мешают читать документ, а также его заполнять. При направлении документа на свет можно разглядеть черты машины, а также надпись РСА, которая располагается с двух краев. С 2017 года на полис добавлена металлизированная нить, при помощи которой написано «полис». Также есть QR-код, который с 2018 года появится на полисах нового образца. Это код быстрого реагирования, при помощи которого, обладая доступом к современным технологиям, автолюбитель сможет узнать все данные о страховой компании.

В перспективе, при помощи данного кода, можно будет узнать все подробности о владельце транспортного средства и о машине.

Это далеко не все улучшенные степени защиты, которые присутствуют в новом полисе ОСАГО. При этом никто не заставляет менять старые документы в срочном порядке на новые. Полис нового образца будет входить в оборот постепенно.

Как выглядит электронный полис

В первую очередь, при рассмотрении электронных бланков ОСАГО, на фото бросается в глаза другой цвет. Электронный полис имеет соответствующую надпись. Серия электронного полиса ХХХ, в то время, как бумажного – ЕЕЕ. В отличие от бумажного варианта Е – полису не нужно иметь большое количество знаков защиты.

По закону, гражданин имеет право не распечатывать электронный документ на бланке или сделать это на черно-белом принтере. Этого должно быть достаточно. Начиная с сентября 2015 года, согласно указанию Игоря Шувалова, № 13/12-у-6112 ГУОБДД МВД России, все сотрудники ДПС могут и должны проверять полис ОСАГО при помощи базы РСА.

Водителю достаточно сообщить сотруднику, что он имеет данный документ. Поскольку электронный полис подделать гораздо тяжелее, а бумажный все равно рано или поздно смогут подделать, первый вариант предпочтительней для большинства автовладельцев.

Какой полис лучше приобретать

При выборе полиса ОСАГО каждый автовладелец ориентируется исключительно на свое личное мнение. Многим спокойнее, когда в бардачке лежит официальный документ, а кто-то не очень хочет ездить в офис и простаивать большие очереди. Недоверие к электронному варианту постепенно уменьшается, особенно после того, как разрешили не возить с собой бумажную распечатку.

Тем не менее, любителей бумажного варианта тоже меньше не становится. В цене никто из них не теряет, поскольку стоимость обоих вариантов одинакова. Разница только в потраченном времени. Кроме того, большинство владельцев отмечают, что в электронном варианте гораздо меньше подделок, поскольку онлайн документ заказывается на проверенном сайте, и это является гарантией безопасности. В то время как бумажные документы всегда в сфере интересов мошенников. Также электронный полис удобно оплачивать, поскольку доступно несколько способов.

Те, кто желает оформить плис ОСАГО в электронном варианте, должны знать, что менять свою компанию не придется. Все страховщики, которые есть в РСА, обязаны выдавать как бумажные, так и электронные полиса.

Нужна ли замена

С начала 2018 года на всех полисах наноситься двумерный штрих-код (См. абзац три пп 1.2.1 п 1.2 Указания ЦБ от 14.11.2016 г.N 4192-У). С его помощью можно будет проверить сведения, указанные в скачанном клиентом бланке электронного полиса ОСАГО по единой информационной системе.

Многие компании уже довольно давно используют кодирование, позволяющее проверить заполненный бланк ОСАГО, но только в следующем году это станет обязательным для всех.

Новое правило вступает в силу с 01 января 2018 года. С этой даты скачать бланк страховки е-ОСАГО можно будет только со штрих-кодом. Еще полгода, до 1 июля, страховые компании продолжат использовать старые типографские формуляры, как при заключении новых договоров, так и при предоставлении дубликатов полисов.Поскольку максимальный срок страхования равен одному году, уже к 1 июля 2019 года хождение типографских страховок без штрихового кода прекратится.

Обращаться к страховщику за переоформлением страховки не нужно. Как только клиент заполнил заявление и получил полис ОСАГО, обязанность по обязательному страхованию считается исполненной.

Как распознать фальшивый полис

Покупка подделки чревата крупными последствиями. Во-первых, ваше транспортное средство остается не застрахованным, соответственно, при попадании в аварию можно попасть на крупную сумму денег. Во-вторых, вы фактически нарушаете закон, по которому нужно ездить со страховкой. Электронный полис подделывается очень редко, для этого используются сайты-клоны. Только таким способом можно подделать электронный полис. В бумажном варианте возможностей больше.

С введением в 2017 году вектор усилий регуляторов сместился в сторону улучшения механизма дистанционной проверки сведений о договоре страхования.

Первым шагом стало обязательное внесение информации о договоре в единую информационную базу. При обращении клиента в офис компании операторы вносят данные о договоре в общую систему, используя специальную программу для заполнения полисов ОСАГО. Во время приобретения страховки на сайте, клиент самостоятельно сообщает необходимые сведения. После оплаты ему предоставляется возможность скачать бланк страхового полиса ОСАГО с печатью страховщика.

Теперь определить подделку можно несколькими способами. В первую очередь, можно обратиться к базе данных РСА, по ней вычислить, есть такой полис или нет.

Если не имеете доступа к такой базе, то можно осмотреть визуально. В первую очередь, размер. Настоящий полис на 1 см больше чем лист формата А 4. Водяные знаки в виде машины и аббревиатуры РСА проглядываются четко, но, в то же время, не бросаются в глаза. Номер полиса при ощупывании должен иметь выпуклую структуру.

Для того чтобы не попасться на удочку мошенников, следует приобретать полис только у проверенного страховщика, а также относиться настороженно к пониженным ценам. В интернете стоит обязательно изучить все отзывы. Если при этом нет отрицательных мнений и нейтральных, значит, отзывы оставлены не реальными людьми. В любом случае необходимо проявить внимательность при выборе компании страховщика.

Иногда автовладельцы сознательно покупают поддельные полиса, что является также нарушением закона.

При выборе страховщика, с которым заключите договор ОСАГО, необходимо внимательно подойти к изучению компаний. В интернете можно внимательно рассмотреть полис ОСАГО нового образца 2019 года, при получении – тогда будет гарантия, что ваш документ является подлинным.

Если нет желания ездить по офисам и стоять в очереди, просто закажите полис в компании на официальном сайте и дождитесь курьера. Как выглядит страховка можно увидеть в Интернете. Защита стала более надежной за счет металлизированной полоски и улучшенных водяных знаков.

Всем привет! На связи Илья Кулик, и сегодня я расскажу вам о том, как выглядит электронный полис ОСАГО.

Уже более года россияне имеют возможность приобретения электронных полисов ОСАГО онлайн у целого ряда крупных страховщиков, таких как Росгосстрах, Уралсиб, Альфастрахование, ВСК, Ресо и др. игроков страхового бизнеса, имеющих технические возможности для подобной торговли в корректном режиме.

В будущем, возможно, т. н. е-страхование онлайн имеет все шансы на почти полное вытеснение из оборота привычных бумажных документов. Но на сегодня до этого еще далеко. Не все водители, несмотря на прошедшее немалое время, знают о самом существовании электронных полисов, не говоря уже о представлении их надлежащего вида.

Более того, даже не все инспекторы ДПС, особенно из глубинок, относятся к просвещенным по данному вопросу сотрудникам, выписывая необоснованные штрафы и создавая лишние проблемы и себе и водителям.

Поэтому назрела надобность в данной статье, которая расставит все точки над «i» по внешнему виду е-полиса и по его определению как правомочного документа.

Цифровая эпоха порождает вопросы

Прежде чем перейти к описанию полиса, я остановлюсь на одном важном моменте, который нужно подробно разъяснить в самую первую очередь.

Дело в том, что для многих автомобилистов, а также для значительной части инспекторов ДПС, не совсем понятен статус е-автогражданки, а именно его фактической принадлежности к юридически правомочной документации.

И действительно, цифровая эпоха с такой стремительной скоростью входит во все сферы жизни людей, что далеко не у всех успевает сформироваться серьезное отношение к ее плодам.

Не все ментально готовы в отношении полисов е-ОСАГО принять их документальную полноценность и у многих возникает вполне резонный вопрос: а есть ли мальчик, говоря образом известного афоризма.

В каком именно виде должен существовать е-полис как осязаемый и правомочный документ? В виде просто «электронки» или в виде тандема с бумажным носителем? А который из них главнее, и документ ли это вообще?

Классическая претензия ДПС по е-полису в переходный период

С 1 октября 2015 г., после начала полноценной реализации электронных ОСАГО (с 1 июля было доступно лишь продление), на дорогах было множество случаев неправомерного штрафования ДПС автомобилистов на основании отсутствия у них надлежащего полиса автогражданки.

И основной претензией, которую предъявляли стражи дорог при предъявлении водителем распечатки е-ОСАГО с домашнего принтера, было подобное нижеследующему:

– Что вы мне, гражданин, свою липу суете? Вы вообще в трезвом состоянии, что позволяете себе вместо полиса ОСАГО показывать инспектору его ксерокопию?!

Вот именно, несмотря на комичность подобного месседжа, рациональное зерно логики здесь присутствует: водитель действительно показывает полицейскому какой-то черно-белый «ксерокс», без живых подписей и печатей, и нагло объявляет, что он полностью правомочен, т. к. хоть и приобретен дома, с ноутбука, но зато в приличной компании и за приличные деньги.

Электронный полис, как правомочный е-документ

А правда ведь в том, что данная бумага-распечатка действительно не имеет никакой правомочности, т. к. это всего лишь распечатка и есть – отзеркаливание настоящего документа, которого, в свою очередь, на нашем с вами физическом плане не существует в привычной офисно-осязаемой форме.

То есть, ксерокс, как «документ», если сравнивать, имеет большую «значимость», т. к. он предполагает наличие физического документа, а в нашем случае е-полис не может похвастаться даже этим.

Вывод: е-полис ОСАГО предусматривает полную виртуальность

В качестве вывода по данному разделу можно сказать следующее:

  • Дублирующий полис на полноценном бумажном бланке-носителе е-страхование в обязательном порядке не предусматривает.
  • Распечатка электронного полисасама по себене имеет самостоятельной юридической значимости, т. к. определить по ней действительность страхования, без привлечения баз данных из сети, невозможно.
  • Внешний вид электронного полиса не играет существенной роли, даже если это «настоящий» виртуальный документ, т. к. важна лишь сама информация в базах данных и ее достоверность.

Еще добавлю, что номинально можно вообще обойтись без какой-либо документоподобной внешней формы содержащейся в базах информации – ее удобнее всего хранить в простых таблицах, но с учетом особенностей человеческого восприятия, пока что на экране монитора можно видеть полис, похожий на бумажный.

Еще, для большего понимания сути, я приведу очень яркую аналогию с деньгами: есть бумажные деньги и за их «неправильную распечатку» могут запросто посадить в тюрьму, а есть уже всем привычные электронные деньги, которые даже бутафорского внешнего вида не имеют, но тем не менее, они равны по стоимости бумажным.

Однако, несмотря на все вышеописанное, внешность е-полис все же имеет и вам полезно будет знать ее «в лицо», поэтому я опишу данный виртуальный документ по пунктам, как я делал это в .

Как выглядит электронный полис ОСАГО

На приведенном ниже фото вы можете увидеть, как выглядит заполненный е-полис ОСАГО. Его важное отличие от бумажного в том, что он не имеет и не должен иметь никаких явных или скрытых визуальных элементов защиты – они здесь совершенно излишни, т. к. тут в защите нуждается не изображение на экране или на распечатке, а содержимое информационных баз данных.

В статьях, описывающих электронный полис, об этом говорится так: «нет привычного защитного микроузора, но он такой же зеленый…». На это вообще обращать внимание не следует – микроузор и другие видимые через экран и отражаемые на распечатке защитные маркеры можно запросто имитировать.

Но народ потихоньку приучают к новому информационному восприятию, поэтому выглядит полис как просто зеленого вида документ. Причем, новые бумажные полисы уже не зеленые, а сложной радужно-сиреневой расцветки, которую внедрили в этом году для борьбы с подделками и .

Электронным же все равно какого они будут цвета: его совсем не обязательно распечатывать на цветном принтере – обычный черно-белый вполне сгодится, т. к. там какую-то значимость имеет лишь информация, а не цвет или даже структура документа. В принципе, можно даже переписать на бумагу все, что имеется на мониторе от руки – результат тот же.

Ниже рассмотрена структура каждого блока полиса отдельно.

Шапка документа: маркеры 1 и 2

Здесь имеется главное визуальное отличие е-полиса – он так и называется: «Электронный страховой полис».

Еще есть отличие в серийном номере: вместо ССС или EEE тут значится ХХХ. Но сам этот цифро-буквенный идентификатор является наиболее важной информацией, даже более, чем в бумажном – именно по нему в первую очередь машины определяют принадлежность страховки.

Вот тут заключена одна из главных выгод электронного страхования – как заявляют специалисты, вероятность получения клиентом электронного клона (с одинаковым серийником) равна нулю, т. к. подобное машины сразу же обнаружат.

Срок и периоды страхования: маркеры 3 и 4

Тут все стандартно: машина страхуется на год, за исключением временных полисов. Также и с периодами использования – прописываются соответствующие даты, точно как и в бумажном варианте.

Страхователь и собственник: маркеры 5 и 6

Думаю, кто такой страхователь и собственник вы знаете – страхователь страхует машину в страховой компании (у страховщика), а собственник пользуется страховкой и это не обязательно одно и то же лицо. Поэтому и поля для каждого отдельные.

Данные автотранспорта и водителей с допуском к его управлению: маркеры 7 и 8

Тут указаны основные сведения об авто: модель/марка, VIN-код или № кузова, госномера, а также серия/номер паспорта транспортного средства (ПТС) и цель эксплуатации.

В блоке ниже перечислены лица, допущенные к управлению машиной с указанием их ФИО и серии/номера водительского удостоверения (ВУ).

Сразу за этими блоками идут привычные обще-информационные пункты, которые читать все же нужно – они могут изменяться.

Стоимость полиса и особые отметки: маркеры 9 и 10

В двух следующих блоках указана стоимость полиса (страховая премия) и особые замечания. Последние тоже важны, т. к. в е-страховании именно тут обычно прописывается место приобретения страховки (адрес веб-сайта) и номер оплаченного онлайн-заказа.

Даты, подпись и печать: маркеры с 11 по 13

Как и на бумажном полисе внизу присутствуют две даты: дата заключения договора и дата выдача полиса (обычно они совпадают).

Также прописана фамилия и инициалы страхового специалиста – представителя страховщика, с его подписью и печатью страховой компании.

Тут нужно уточнить, что и печать, и подпись, как бы красиво они не выглядели, но это всего лишь факсимиле. Что такое факсимиле? Это точное копирование какого-либо графического оригинала: буквально этот термин означает «делай подобное», в переводе с латыни. То есть, то же самое, что и подписи на банкнотах, к примеру. Соответствующая у них и значимость – чисто ознакомительная.

Но есть внизу е-полиса и важное отличие – отсутствие личной подписи клиента (страхователя). На месте подписи имеется только запись «Страхователь» и нет даже факсимильной имитации.

По правилам электронного страхования клиентскую подпись заменяет авторизация покупателя в своем аккаунте, куда он предоставляет все свои данные. Да, несколько это все странно, но без живой подписи е-документ считается действенным, а вот бумажный нет, конечно.

Что предъявлять инспекторам ДПС и какие могут быть при этом проблемы

Теперь о главном: каким образом водителю нужно доказывать то, что он добросовестно уплатил за ОСАГО и его распечатка действительно является отражением реально существующего онлайн-договора, а не произведением трудов в фотошопе.
На сегодняшний день, согласно п. 2.1.1 (абз. 6) ПДД, а также п. 1 ст. 32 ФЗ № 40, водитель ТС:
«…обязан иметь при себе полис ОСАГО или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении ОСАГО в виде электронного документа …»

Как может проверяться инспектором ваш электронный полис

Согласно должностной инструкции, инспектор ДПС, получив от вас информацию о том, что вы имеете электронную автогражданку, обязан сверить предоставленные реквизиты (серийный № полиса, госномера ТС, VIN-код или № кузова) с доступной для него базой данных.

Какие это базы? В распоряжении стражей дорожного правопорядка их две: спецсервис ИМТС МВД РФ и знакомая уже вам публичная база РСА (Российский союз страховщиков). Для сверки наряды ДПС должны иметь соответствующее оборудование – планшеты или нетбуки, имеющие доступ в сеть.

То есть по сути инспектору для проверки нужна только сеть, данные вашей машины и компьютерное устройство. Сам водитель ему не нужен. Но, согласно вышеуказанным положениям нормативов, инспектор имеет право требовать от водителя предоставления именно бумажной распечатки е-ОСАГО.

Хотя может и не требовать этого т. к. дополнительно имеются еще внутриведомственные циркуляры, направленные во все службы Госавтоинспекции и рекомендующие сотрудникам ДПС проверять е-полисы без требования бумажных распечаток. Это письмо-разъяснение Главка МВД № 13/12-у-4440 (от 03.07.2015 г.) и распоряжение в ГУОБДД МВД зампредседателя Правительства РФ И. Шувалова № 13/12-у-6112 (от 04.09.2015 г.).

То есть пока что вопрос по предоставлению/непредоставлению распечатки полиса решается на месте – по усмотрению сотрудника ДПС, с учетом имеющейся аппаратной возможности проверки или без. Соответственно, при отсутствии в авто распечатки е-ОСАГО, это может быть оформлено как нарушение.

Что делать при проблемах с ДПС по е-ОСАГО

Если на дороге по е-полису возникнут трения с ДПС (при наличии у вас распечатки), то посоветуйте инспектору почитать действующие правила ПДД и ОСАГО, регламентирующие использование е-полиса. Иначе от некоторых полицейских даже сейчас можно получить незаслуженные санкции.

Несмотря на то, что сегодня водителю все еще предписывается иметь в машине распечатку е-полиса, автоэксперты не видят в ней особого смысла – если инспектор не может проверить е-полис по сети, то никакая распечатка тут не поможет.

Да, во многих местах и у многих экипажей ДПС еще нет оборудования или выхода в сеть для подобных проверок, но это не должно быть проблемой водителей. Тем более, что в приведенных циркулярах указано, что при отсутствии доступа к сети, инспектор обязан провести проверку полиса через центрального диспетчера по рации.

Однако в отдаленных районах РФ лучше пока что иметь обычный полис – спутниковый служебный интернет там имеется не везде.

Просмотрите любопытный ролик, иллюстрирующий действия работников ДПС в отношении е-ОСАГО:

Эпопея с распечатками е-полиса

Касательно подтверждения наличия е-полиса в виде его принтерных распечаток, то сегодняшняя ситуация требует прояснения всей этой эпопеи с самого ее начала.

Предъявление «ксерокопии» е-полиса

Как уже говорилось, е-полис не предполагает специального бумажного носителя, служащего для подтверждения достоверности факта страхования – это проверяется через соответствующие базы данных.

Однако такое новшество у многих работников ДПС вызвало замешательство. И поначалу РСА, ради успокоения инспекторов, порекомендовало водителям возить с собой распечатки е-ОСАГО. Замешательству это помогло мало –отдельные инспекторы воспринимали предъявляемые «ксерокопии» как личное оскорбление.

Тем более, что некоторые водители вообще ничего не показывали, мотивируя тем, что е-полис подлежит проверке онлайн и даже наличие его распечатки в машине законодательно не закреплено.

Как выяснилось на практике, оперативно обеспечить все наряды ДПС возможностью онлайн-проверки ОСАГО не удалось. Поэтому, через год с момента введения е-ОСАГО, наличие распечатки в машине законодательно закрепили в ФЗ № 40 (согласно ФЗ № 214 от 23.06.2016 г.) и в ПДД.

И на этом ситуация повисла в воздухе, хотя попытки решить вопрос окончательно не прекращались. Например, весной 2017 г. первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил МВД и Минфину проработать дальнейшие этапы перехода на е-полисы с бумажных. В поручении главное внимание уделено отмене требования иметь в машине распечатку е-ОСАГО и полному переходу автогражданки в чисто электронный вид.

Отмена обязанности возить распечатку е-ОСАГО

Но с циркулярными инициативами Шувалова с самого начала не заладилось и в дело наконец вмешалось правительство при участии и контроле Медведева. 17 октября 2018 г. в Госдуме был принят законопроект № 501904-7 , который почти полностью снимает разницу между бумажным и электронным ОСАГО.

Согласно п. 6 ст. 2 законопроекта (изменения в п. 7 ст. 15 ФЗ № 40), все полисы будут иметь свой уникальный электронный идентификатор (не серийный № бланка), по которому будут и проверяться. Соответственно отпадет нужда в защищенных бланках бумажного варианта ОСАГО.

Кроме этого пункт 15 (ст. 2) законопроекта исключает из п. 1 ст. 32 40-ФЗ требование о предоставлении распечатки е-ОСАГО. Вместо этого указано, что водитель «…представляет для проверки страховой полис обязательного страхования». То есть это может быть оригинальный бумажный полис или его распечатка, распечатка электронного варианта или его отображение на электронных гаджетах.

То есть водитель будет обязан предоставить инспектору что-то из того, что у него имеется (оригинал, распечатка, скан, страницу личного кабинета СК с отображением е-ОСАГО и т. п.). Но если не будет предоставлено ничего, то это может быть засчитано как нарушение (на усмотрение инспектора).

Понятно, что требование возить распечатку временное, но пока что делайте так, как прописано в законе, чтобы не злить служителей полосатого жезла.

Когда нововведения вступят в силу и как поступать сейчас

Указанный законопроект будет точно принят, но он был отправлен на доработку в Комитет Госдумы по финансовому рынку. После доработки документа и в случае его полного принятия во втором чтении, нововведения вступят в силу спустя 180 дней после официального обнародования обновлений в законодательстве по ОСАГО (согласно п. 1 ст. 4 законопроекта).

А пока изменения не приняты, водители с е-ОСАГО обязаны иметь в авто распечатку полиса. При этом страховщики для большей убедительности советуют заверить ее в офисе печатью и подписью, хотя это и не обязательно. Также, при желании, страхователь может взять в СК распечатку е-ОСАГО на официальном бланке.

Будет ли отменена обязанность предъявлять ОСАГО инспектору

В обозримом будущем из законодательства полностью исключат обязанность водителя что-либо предъявлять инспектору по части ОСАГО – сотрудник будет обязан самостоятельно проверять через сеть наличие и действенность полиса по реквизитам авто и/или владельца.

Но это финальный этап перехода на е-ОСАГО и с его инициацией соответствующие положения уберут не только из ФЗ № 40, но и из в ПДД. Пока же подобное невозможно во всей стране из-за неодинакового доступа к сети в разной местности.

  • Прописывайте все данные из ПТС буквально при покупке е-полиса онлайн- так, как они там написаны, даже если имеются неточности: так и пишите, с неточностями – главное, чтобы машина не обнаружила разночтений, иначе из дома оформить страховку не выйдет.
  • Полный отказ от бумажных полисов по городам в планах Правительства: для этого будут работать над соответствующим техническим оснащением, поэтому возврата к прежней системе уже не будет, имейте это в виду.
  • Заменить распечатку в скором времени может изображение е-полиса на планшете или смартфоне.

Заключение

Итак, вы уяснили, что электронный полис ОСАГО имеет такую же юридическую силу, как и классический, но при этом для него не предусмотрено обязательного бумажного носителя, а полицейские об этом должны знать и не выписывать неправомерные штрафы.

А у вас есть электронный полис? Были ли с ним проблемы с патрулями ДПС? Если у вас есть какая-либо интересная информация на этот счет, то поделитесь ею с другими водителями в комментариях.

Может ли интернет генерировать массовую ненависть к отдельным людям? Может, и еще какую! Например, одну западную телеведущую ненавидит чуть ли не пол планеты за ее страсть к мужской забаве – охоте. А вот Джекки Чана сетевой Китай ненавидит, не поверите за что, – за ошибку в характеристике цвета неба над Пекином и еще за лояльность к компартии! Но самое интересное на этот счет вы можете посмотреть в видео о ТОП-10 ненавидимых людей сети:

На этом статья завершена, и я жду вас на страницах моего блога в следующую встречу. А чтобы не пропускать поступающие обновления материала, оформите подписку и анонсы вас сами найдут. Ну и не забывайте о сецсетях – делитесь понравившимися статьями, что будет служить своеобразным лайком от вас за проделанную работу.

Не так давно вступил в силу ФЗ №214 от 23. 06. 2016 года, который возвестил о том, что электронный полис осаго с 1 января 2017 становится обязательным. Причём не для страхователей, а именно для страховщиков, которые должны обеспечить всё необходимое для заключения договора страхования гражданской автоответственности электронным способом. Естественно, новый закон вызывает у многих автолюбителей массу вопросов, на которые мы и ответим максимально подробно.Что такое электронный полис?

Правительство давно задумалось над возможностью дистанционного оформления ОСАГО. Уже в 2015 году некоторые страховые компании предлагали своим клиентам подобную услугу. Правда, делалось это чаще всего немного иначе, чем требует закон об осаго сейчас. Можно было составить заявку на сайте страховщика, который позже присылал бланк по почте.

Наконец, 10 июня 2016 года Госдума одобрила законопроект, согласно которому любая организация, занимающаяся страховой деятельностью в сфере автострахования, обязана оформлять полиса осаго с 2017 года и в режиме онлайн. Для этого на её официальном сайте должна быть предоставлена подобная услуга, которая напоминает покупку товара в любом интернет-магазине. Только вместо приобретения готовой продукции гражданин получает полис обязательного страхования своей ответственности перед другими участниками движения.

Возможность оформления е-ОСАГО связана в первую очередь с появлением общей базы АИС РСА, которая содержит данные о:

  • Всех водителях;
  • Коэффициентах бонус-малус;
  • Всех транспортных средствах;
  • Зафиксированных ДТП и выплатах;
  • Заключённых страховых полисах.

Пользоваться ею имеют право страховщики, ГИБДД, аккредитованные пункты ТО, Налоговая служба и пр. Наличие такой базы и позволило появиться электронному оформлению ОСАГО, которое даёт возможность не выходя из дома посредством интернета, специального сервиса на сайте страховой компании и банковской карты застраховать свою ответственность на случай ДТП.

Безусловно, это удобно. Помимо этого приобретение страховки через интернет занимает совсем немного времени, освобождая автовладельца от поездки к страховщику, ожидания в очереди и пр. Ещё одно преимущество – никто не навязывает доп. услуги, которые зачастую не просто предлагаются, а без разрешения клиента включаются в договор страхования, увеличивая стоимость полиса.

Что предъявлять сотруднику ГИДДД?

Многих водителей справедливо интересует вопрос о том, как быть в ситуации, когда вас останавливает инспектор ГИБДД, например, для проверки документов (в том числе, страховки)? Как можно доказать ему, что вы приобретали электронный полис «автогражданки»? На самом деле всё просто.

Согласно положениям Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», наличие действующего страхового полиса на авто является обязательным условием его эксплуатации на дорогах общего пользования. Покупка ОСАГО призвана защитить страхователя от серьёзных трат, которые могут возникнуть при ДТП, совершенном по его вине. Условия такой страховки предполагают покрытие ущерба на сумму до 400 тысяч рублей (при нанесении ущерба здоровью пострадавшему - до 500 тыс. руб.), и это достаточно весомый аргумент в пользу современного института страхования.

С другой стороны, страховые компании часто инициируют те или иные изменения, опираясь на текущие условия работы и размеры своих прибылей. Так, начиная с 1 сентября 2016 года, владельцы страховых полисов обязаны предоставлять повреждённый в результате аварии автомобиль сначала страховщику и только после - независимому эксперту. Ещё одно ожидаемое нововведение - возможность выставления страховой компанией регрессного требования в случае предоставления страхователем недостоверных сведений при покупке ОСАГО. Данная норма вступит в силу в январе 2017 года и будет приурочена вводу ещё одной поправки: всех без исключения страховщиков обяжут продавать электронные полиса ОСАГО.

Покупка электронного полиса ОСАГО онлайн с 1 января 2017 года

Услугой под названием е-ОСАГО автолюбители начали пользоваться в 2015 году. Уже тогда заключение договора обязательного страхования можно было оформить в онлайн режиме и получить электронный документ, который обладал юридической силой наравне с «зелёным» бланком полиса. Такая услуга значительно улучшила качество обслуживания клиентов страховых компаний, но если до 2017 года продажа электронных полисов ОСАГО для страховщиков была добровольной, то теперь поправки в вышеупомянутый Федеральный закон обяжут все организации открывать соответствующие сервисы.

Законодатели постарались учесть ошибки и недочёты, которые были выявлены ими при анализе практики продажи электронных документов. Так, автолюбители часто жаловались на некорректную работу онлайн-сервисов, а то и вовсе неработоспособность официальных сайтов страховых компаний. Вторая по частоте упоминания претензия связана с невозможностью обменять электронный полис ОСАГО на стандартный «зелёный» бланк.

Уже в январе 2017 года все страховщики обязаны будут запустить сервисы по продаже страховых полисов в электронном виде и обеспечить стабильную работу своих сайтов. Для компаний, не имеющих технической возможности содержать такой интернет-ресурс, предусмотрено следующее исключение: продажа электронных документов ими должна быть организована посредством электронной почты.

Новые поправки в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с января 2017 года будут также предоставлять возможность получения стандартного полиса ОСАГО тем, кто уже приобрёл его электронный аналог. Отныне любой такой страхователь вправе обратиться в страховую компанию и бесплатно получить «зелёный» бланк. Учтены требования и тех, кто не может или не желает лично посещать офис страховой компании: таким автовладельцам полис может быть выслан по почте, но при условии, что все почтовые расходы возьмёт на себя получатель.

Регрессное требование при покупке ОСАГО

Практика заключения договоров обязательного страхования в режиме онлайн и выдачи электронных полисов инициировала одно очень важное нововведение. Страховые компании крайне обеспокоены тем фактом, что их клиенты зачастую намеренно вводят страхователя в заблуждение и предоставляют недостоверные данные о технических характеристиках своих транспортных средств или о месте своего проживания. Тем самым им удаётся пользоваться более низкими коэффициентами и фактически экономить на размере страховой премии.

С января 2017 года страховые компании получат право выставлять регрессное требование - обратное требование о возмещении уплаченной суммы - при обнаружении ошибок в полисе, намеренно или случайно допущенных при покупке ОСАГО. Это означает, что автовладельцам придётся быть более внимательными при заполнении электронных форм на официальных сайтах страховых компаний. В противном случае ситуация может развиваться следующим образом:

  • после наступления страхового случая страховщик проверил данные и нашёл ошибки;
  • на основании новых норм страховщик выставил перед страхователем регрессное требование;
  • суд обязал автовладельца оплатить полную стоимость страхового полиса, а также возместить издержки страховой компании - в полном объёме вернуть деньги, выплаченные ею потерпевшему в ДТП.

К сожалению, рассматриваемый вопрос имеет и другой серьёзный недостаток. Сами страховые компании могут пользоваться некомпетентностью своих клиентов и намеренно делать ошибки в данных и коэффициентах при заключении договора обязательного страхования и оформлении полиса. Очевидно, что такая «перспектива» поможет им избежать серьёзных издержек при наступлении страхового случая. А это опять-таки говорит о необходимости очень внимательно и скрупулёзно отнестись к составлению договора и неоднократно проверить страховой полис на наличие ошибок и опечаток.

Предъявление повреждений при страховом случае

Автовладельцам необходимо помнить, что уже сейчас действуют новые требования относительно предоставления повреждённых в ДТП транспортных средств к осмотру оценщиками страховых компаний. С 1 сентября 2016 года первоочередное право зафиксировать имеющиеся повреждения и рассчитать стоимость их устранения получают страховщики. Только после этого разрешается проводить независимую экспертизу.

На такой шаг законодателей натолкнула активная деятельность автоюристов, научившихся зарабатывать на страховых компаниях путём преступного сговора с независимыми оценщиками. До настоящего времени автовладельцам разрешалось сразу прибегать к независимой экспертизе, результаты которой по определению являлись основополагающими при рассмотрении дел в суде. Туда обращались страховые компании, недовольные завышенными суммами, но, как показала практика, судебные решения всё чаще выносились не в их пользу. Серьёзные издержки, в том числе судебные, и стали поводом для обращения к чиновникам за помощью.

Новые бланки ОСАГО с 1 января 2017 года

С 1 октября 2016 года страховые компании начали выдавать своим клиентам полисы ОСАГО нового образца. Они несколько отличаются от ставших уже привычными «зелёных» бланков, а их введение объясняется заметной активизацией чёрного рынка страховых полисов. Стремительный рост числа подделок вынудил страховщиков прибегнуть к использованию новых документов, и уже с января 2017 года любой желающий может поменять свой действующий полис или продлить его действие, но уже с выдачей бланка нового образца.

Для справки: заменить старый бланк на новый можно бесплатно и в любое время, посетив отделение своей страховой компании. Поскольку закон не предусматривает ограничений в сроках действия документов старого типа, автовладельцев не будут принуждать совершать такой обмен в обязательном порядке.

© 2024 Все о получении кредита. Информационный портал