Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Анализ проектов гчп в сфере туризма. Государственно-частное партнерство как одно из направлений развития рекреационной сферы. Рекомендованный список диссертаций

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История создания Всемирной туристской организации, ее структура, состав, деятельность, функции, проекты, сотрудничество. Прогнозируемые данные дальнейшего развития международного туризма. Особенности развития и эффективность новых туристских технологий.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2009

    Информационные компьютерные технологии в управлении деятельностью туристской организации. Сетевые информационные технологии, глобальная компьютерная сеть Интернет. Информация - связующее звено туристской отрасли. Системы бронирования. Маркетинг.

    реферат , добавлен 02.06.2004

    Форс-мажорные ситуации 2001 года, влиявшие на туризм и методы стимулирования туристской активности. Пути стимулирования туристской активности. Влияние мирового финансового кризиса на туризм в 2009 году. Рекомендации Всемирной туристской организации.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2009

    Определение туристской подготовки и тренировки; их основные задачи в приложении к спортивно-оздоровительному туризму. Содержание туристской подготовки и ее этапы. Структура тренировочного процесса в туризме.

    лекция , добавлен 25.11.2008

    Теоретические аспекты прогнозирования и оптимизации рисков в туристской отрасли. Методы управления рисками. Общая характеристика деятельности туристической фирмы ООО "Одиссея-XXI". Программа мероприятий по оптимизации рисков на исследуемом предприятии.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2013

    Экологический туризм - одна из наиболее бурно развивающихся отраслей мировой туристской индустрии. Тенденции развития экологического туризма определены Всемирной Туристской Организацией (ВТО). Объектом исследования является экологический туризм в России.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2008

    Понятие и положения туристской отрасли РФ. Исследование конъюнктуры рынка туризма. Анализ развития туристской отрасли в Ленинградской области. Основные экономические показатели деятельности турфирмы, ее конкурентные позиции, направления совершенствования.

    дипломная работа , добавлен 19.04.2011

    Концепции развития туристской отрасли, обеспечивающие соответствующий уровень качества туристских услуг. Значение и роль туризма, состав и структура мирового и российского рынков туристических услуг. Прогнозы развития внутреннего и внешнего туризма.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2012

Россия - удивительная страна. Именно в России сосредоточенно огромное количество памятников природы, архитектуры, искусства и культуры. Ни одна страна в мире не обладает таким перспективным потенциалом развития туризма как Россия. В РФ существуют буквально все виды туризма, которые известны человеку. Но наши плюсы также являются и нашими минусами. Огромная территория - это существенный плюс, но и такой же существенный минус. Большинство наших памятников природы находится далеко в Сибири и на Дальнем Востоке, а добраться туда не только долго, но и дорого. Отсутствие приемлемой инфраструктуры не позволяет нам полностью использовать потенциал этих природных объектов. Наличие большого количества памятников природы, культуры, искусства - это тоже огромный плюс, но в свою очередь и огромный минус. В настоящее время большинством этих памятников ни кто не занимается, не реставрирует их, не приводит в надлежащий вид. Чаще всего они либо приходят в негодность, либо уничтожаются.

Решать все эти проблемы только с помощь государства невозможно, ведь это не только потребует огромных финансовых вложений, но и огромного государственного аппарата, который будет всем этим заниматься.

На мой взгляд, государственно-частное партнерство - это единственно верный способ разрешения тех проблем, которые возникли на данный момент в туристской сфере РФ. И одним из вариантов этого партнерства может стать создание комплексных центров на базе памятников природы, культуры и истории. Особенно перспективными в этом плане являются музеефицированные памятники, расположенные в природных национальных парках и заповедниках.

В зарубежных странах накоплен богатый опыт создании музеев под открытым небом, но и в России в последние годы начинают создаваться такие комплексы, как центры научной, культурной, просветительской и туристической деятельности. В эти комплексы могут водить как подлинные, так реконструированные объекты.

Такие природно-историко-культурные центры (комплексные центры) позволят модернизировать существующую в регионе туристскую инфраструктуру и могут существенно увеличить туристскую привлекательность того региона, в котором находится данный объект.

Создание комплексных туристских центров предполагает внедрение новых форм сотрудничества не только государства и бизнеса, но и сотрудничество с общественными организациями, музеями и научно техническими лабораториями. Использование данных форм обеспечит не только выход на принципиально новый уровень культурно - просветительской, экспозиционно-выставочной, образовательной и туристской деятельностью, но и позволит создать рекреационную зону совершенно нового типа. Комплексный туристский центр может стать очень перспективным ресурсным источником, имеющим практически неограниченные возможности и не зависящий от сезонности или других факторов влияния на туристскую сферу.

К основным задачам такого центра можно отнести:

  • 1. Создание центра науки, образования, культуры и образования принципиально нового типа.
  • 2. Предотвращение разрушения памятников истории, архитектуры, природы и сохранение их для будущих поколений.
  • 3. Создание принципиально новой для региона зоны отдыха и развлечений.
  • 4. Воспитание бережного отношения к своему прошлому и возрождение на этой основе чувства патриотизма и гордости, в том числе и за свою «малую» Родину.

Рассмотрим основные направления деятельности центра:

  • 1. Культурно просветительское направление;
  • 2. Научное;
  • 3. Образовательно-воспитательное;
  • 4. Спортивно - оздоровительное;
  • 5. Туристско-развлекательное.

Культурно просветительское направление включает в себя создание музей под открытым небом. Создание первых таких музеев началось еще в 1960 - е годы в Дании. В местечке Лейре, не далеко от Копенгагена была построена «доисторическая деревня», а также другие исследовательские и административные здания. Цель создания этой деревни заключалась в том, чтобы воссоздать жизнь ранней эпохи железного века.

По примеру комплекса в Лейре был построен центр в Дюппеле (ФРГ). Здесь было построено славянское и германское поселение начала XIII века. Помимо научных исследований, в данный центр привлекали всех желающих посмотреть на «средневековую жизнь».

В нашей стране создание центров под открытым небом началось сравнительно недавно.

До 1990 - х годов в России существовали практически традиционные архитектурные музеи. В последние годы получила развитие музеефикация весьма специфических - археологических объектов. Сейчас ученые рассматривают их не только как памятники истории и культуры, но еще и как памятники природы. Как показывает опыт зарубежных стран, это один из самых перспективных туристских ресурсов.

Музеефикация археологических объектов позволяет решить проблему сохранения этих уникальных памятников, насчитывающих много веков и тысячелетий. Расширяются количественно и улучшаются качественно имеющиеся фонды, выставки и сами экспонаты.

Малое финансирование российских музеев привело к тому, что экспонаты просто негде хранить и выставлять. Музеи переполнены, а выставочной площади не хватает. В этом плане большинство наших музеев напоминают нищих, сидящих на сундуках с сокровищами и не имеющими возможности воспользоваться ими.

Именно с этой цель в России и создаются специализированные археологические музеи, а также музеи под открытым небом.

Как правило, в таких музеях под открытым небом, к большому сожалению, отсутствует развитая сфера обслуживания посетителей и отдыхающих (нет гостиниц, кафе, ресторанов, автотранспорта, стоянок, магазинов). На мой взгляд, именно это и есть самая важная проблема того, что данные музеи - комплексы не могут привлекать большое количество туристов и тем самым они не могут положительно повлиять на развитие туризма в регионе. Обычно, посещение таких музеев ограничивается знакомством с экспозицией и не более. И это не удивительно, ведь данные музеи создавались в научно - исследовательских целях, а на прием и обслуживание туристов обращали внимание в последнюю очередь.

Кроме музея, центр может иметь мастерские, в которых мог бы проводиться мастер класс для туристов, также желательно наличие специальных магазинов с наличием продукции, основанной на экспонатах музея. Это не только способствует привлечению дополнительных средств для развития центра, но и послужит повышению уровня положительного эмоционального восприятия от посещения центра. Кроме того, такая работа позволит поддержать традиционные народные промыслы и ремесла.

Центр должен стать базой для организации различных фестивалей, праздников, конкурсов, тесно связанных с популяризацией деятельности центра.

Научное направление предполагает в первую очередь объединение и кооперацию научного потенциала, для повышения уровня научно - исследовательской работы. Также одним из приоритетных направлений является сохранение природного и историко-культурного наследия и использование его в культурно - просветительских и образовательных целях.

Развитие научного направления в работе центра послужит созданию научной и образовательной базы для организации учебного процесса в региональных учебных учреждениях.

В рамках комплексного центра намного проще организовать разработку программ междисциплинарных направлений, которые являются на сегодняшний день наиболее перспективными.

На базе центра в целях повышения уровня его научной и научно - просветительской деятельности, необходима регулярная организация различных научных конференций, симпозиумов и семинаров разного уровня.

Образовательно-воспитательное направление предполагает проведение в центре работы с разными категориями населения.

В настоящее время, все больше стран присоединяются к концепции устойчивого развития. Россия также входит в эти страны. Согласно этой концепции, люди должны изменить свое потребительское отношение к природе и постараться соблюдать законы природы. Человек должен постараться ограничить свои устремления в рамках законов природы. Именно поэтому образовательная работа в центре должна быть направлена на концепцию охраны окружающей среды и бережного отношения к ней.

В связи с этим, одним из важнейших направлений в образовательно-воспитательной деятельности центра должно стать экологическое направление.

Туристически - развлекательное направление. Комплексный центр должен стать одним из самых интересных и привлекательных объектов для туризма.

Современный туризм характеризуется все большим повышением интерактивности. Туристам уже становится мало роли только зрителей и слушателей, поэтому очень важно, чтобы посетители таких центров были вовлечены в познавательно - воспитательный процесс в качестве участников.

Для туристов можно организовать проживание в гостиницах бронзового века, также можно примерить натуральную одежду людей тех времен, попробовать блюда, которыми питались в ту или иную эпоху. Сюда же можно включить участие в различных обрядах, ритуалах и исторических событиях.

Посетители центра должны не только познакомиться с экспонатами - подлинниками, но и иметь возможность приобрести копии оригинальных вещей. Инновацией является знакомство с процессом и технологии изготовления этих вещей. Развивая эту идею, можно экскурсантам предложить попробовать себя в этом процессе.

В состав центра могут также входить спортивные комплексы, игровые и детские площадки. Большим плюсом будет расположение такого центра возле озера или реки. В этом случае могут быть организованы пункты проката водного инвентаря, пляж, прогулки на яхте или лодке. Центр также может иметь фитнес - центры, спортивные площадки, секции и так далее.

Центр обязательно должен располагать обычной гостиницей, а также тематической гостиницей, непосредственно связанной с историей данного комплекса. Оптимальный вариант - это создание нескольких гостиничных зон, рассчитанных на разное количество и разный контингент гостей.

В состав центра также могут входить комплексы, расположенные не только на его территории, но и за ее пределами. Должна быть реализована возможность организации экскурсий и походов разных видов и разной сложности. Центр не должен быть замкнут только в пределах определенной территории, а должен стать местом массового привлечения туристов.

Обладая различными ресурсами, центр имеет хорошие возможности создавать оригинальные турпродукты, а также работать с разными по составу категориями населения, и мало зависеть от сезонности.

Создание комплексных туристских центров предполагает наличие не только выставочных залов и комплексов, но и развитой сферы отдыха и развлечения. Именно на это и должно быть направлено сотрудничество государства и бизнеса. Не просто на продажу или передачу объекта в частные руки, а на взаимодействие с одной стороны государства (предоставление права пользования, развития и расширения центра, находящихся в собственности государства), а с другой стороны частного сектора экономики (расширение и развитие данных объектов по средствам строительства туристской инфраструктуры, с последующим правом пользования).

Если обобщить все выше сказанное, то государство передает объект в пользование частного лица или организации, которая в свою очередь его развивает, расширяет и тем самым получает право пользования данным объектом на неопределенный период. Государство упрощает бюрократические барьеры для фирмы подрядчика и занимается развитием необходимой для данного центра смежной инфраструктуры (дороги, аэропорты, вокзалы). После строительства объекта, он переходит в совместное владение государства и организации, занимавшейся его строительством. Следует постараться свести к минимуму вмешательство государства в дела центра, но все же, оставлять возможность, при стечении непредвиденных обстоятельств (банкротство частной организации, нарушение законодательства Российской Федерации, не надлежащее выполнение условий договора) выкупить или возвратить объект (в зависимости от обстоятельств) в ведение государства.

При организации такого центра, необходимо сочетать все разновидности сферы туристической деятельности. Развитие развлекательного направления работы центра будет способствовать решению одной из самых актуальных проблем в наше время - занятости населения. Создание такого центра неизбежно потребует большое количество персонала разного уровня: от уборщиков, до менеджеров и туроператоров.

Также будет решено большое количество смежных проблем и проблем регионального значения. Создание такого центра потребует создание соответствующей инфраструктуры: дороги, аэропорты, что в свою очередь принесет хороший доход в бюджет региона, а отчисления региона в федеральный бюджет принесут доход государству. Увеличится престижность региона, в котором находится данный центр, что в свою очередь увеличит престиж России на международном туристском рынке, соответственно замедлится бурный рост выездного туризма, что в настоящее время является первоочередной задачей российского туризма - развитие внутреннего и въездного туризма и уменьшение потока выездного.

Таким образом, можно сказать, что создание комплексных туристских центров - является довольно перспективным проектом реализации государственно-частного партнерства в России.

  • Мукожева Индира Алихановна , студент
  • Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В.М. Кокова
  • СФЕРА ТУРИЗМА
  • ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
  • ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ
  • РЕКРЕАЦИОННАЯ СФЕРА
  • ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО
  • РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

Современные условия требуют от государства и бизнеса активизировать деятельность, направленную на повышение эффективности функционирования экономики, где значимым фактором воздействия является государственная поддержка в рамках развития государственно-частного партнерства (ГЧП) для большинства сфер жизнедеятельности общества и, в том числе, сферы туризма на федеральном и региональном уровнях.В современных условиях актуальный процесс интенсификации развития сферы туризма возможен при условии согласования государственных и бизнес-интересов, совершенствования законодательства, развития механизмов и реализации государственно-частного партнерства.

  • Анализ концепции социально-трудовых отношений в условиях организационных изменений
  • Сравнительный анализ бюджета для граждан разных субъектов Российской Федерации
  • Государственная программа стратегического развития местного самоуправления

Государственно-частное партнерство является механизмом согласования и регулирования интересов государства и бизнеса, обеспечения взаимовыгодного сотрудничества, целью которого является обеспечение и реализация программ и проектов социально-экономического развития регионов. Что, в свою очередь, приведет к улучшению качества жизни населения и достижению целей государственного управления для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

В последнее время использование различных форм государственно-частного партнерства приобрело большие масштабы ввиду того, что государство и бизнес занимаются совместной деятельностью по созданию и модернизации социально-значимых инфраструктурных объектов на региональном и федеральном уровнях. Данная форма взаимодействия представляет интерес для органов государственной власти с экономической точки зрения, т.к. позволяет осуществлять развитие социальной сферы путем инвестирования в совершенствование инфраструктуры.

Механизма реализации государственно-частного партнерства предполагает привлечение частных инвестиционных средств для внедрения приоритетных проектов, что способствует более рациональному использованию средств бюджета в процессе решения задач по развитию инфраструктуры в сфере связи, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, инновационных технологий, здравоохранения, культуры, образования.

Наибольшего распространения проекты государственно-частного партнерства получили в экономически развитых странах, о чем свидетельствует мировой опыт их реализации. Установлена взаимосвязь между уровнем социально-экономического развития страны и сферами использования государственно-частных проектов. В странах с развитой рыночной экономикой приоритетными отраслями внедрения данных проектов являются связь, туризм, инновационные технологий. В странах с более низким уровнем жизни наиболее актуальны проекты по развитию и модернизации жизненно важных объектов инфраструктуры.

Современные реалии мировой экономики, экономики РФ и ее регионов в определенной степени ограничивают реализацию масштабных проектов. Преимуществом государственно-частного партнерства является возможность использовать сторонние инвестиции с целью преодоления спадов и кризисов во время стагнации государственной экономики.

Контракты государственно-частного партнерства выгодны с экономической точки зрения, т.к. чаще, чем традиционные оказываются в пределах заявленных объемов финансирования (более 30%). В случае увеличения стоимости реализации государственно-частного проекта, она составляет в среднем 4%, тогда как для традиционных проектов данный показатель равен 18%. Увеличение сроков реализации проектов государственно-частного партнерства на 22% меньше по сравнению с традиционными проектами.

Обеспечение должного уровня развития туристской индустрии в данных регионах стало возможным благодаря эффективным формам взаимодействия ресурсов государства, бизнеса и населения для решения задач по развитию регионального туризма, т.е. благодаря государственно-частному партнерству в сфере реализации приоритетных проектов.

Основными видами проектов государственно-частного партнерства в рекреационной сфере являются комплексные, целевые и обеспечивающие проекты. Целевые программы развития рекреации федерального и регионального уровня являются комплексными проектами, также как создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Контракты, поддерживающие развитие туристской отрасли по отдельным направлениям или решающие конкретные задачи, носят характер целевых проектов. Обеспечивающие проекты влияют на развитие рекреационной сферы опосредованно, путем, к примеру, развития транспортной инфраструктуры.

В сфере экономики и государственного управления определены основные формы государственно-частного партнерства, к которым относятся: государственно-частные предприятия, государственные контракты, арендные отношения, финансовая аренда (лизинг), концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции и услуг.

В настоящее время в России существует ряд направлений развития эффективных форм государственно-частного партнерства, позволяющих привлечь частные инвестиции в экономику на федеральном, региональном и муниципальном уровнях для реализации социально-значимых проектов:

  • импортозамещение популярных зарубежных направлений отечественными;
  • создание новых особых экономических туристско-рекреационных зон и комплексов;
  • модернизация и реконструкция имеющейся рекреационной и туристкой инфраструктуры до соответствия требованиям мировых стандартов;
  • создание системы научного и кадрового сопровождения развития индустрии туризма России;
  • поддержка системы малого и среднего бизнеса, направленного на развитие индустрии туризма и гостеприимства;
  • осознание необходимости развития сферы туризма и отдыха органами законодательной и исполнительной власти всех уровней.

Вместе с тем, несмотря на определенные наметившиеся успехи в развитие отечественной рекреационной сферы, государство не достаточно участвует в ее становлении:

  1. Не определены условия и механизмы создания государственно-частного партнерства в сфере туризма.
  2. Не разработаны принципы функционирования и развития государственно-частного партнерства в сфере туризма.
  3. Не развиты организационные структуры управления, координирующие процессы взаимодействия участников партнерства.
  4. Не разработаны организационные основы информационного обеспечения управленческих решений.
  5. Не разработан экономический механизм регулирования и участия населения в проектах развития инфраструктурных объектов сферы туризма, функционирующих на основе государственно-частного партнерства.

Отмеченные проблемы сдерживают темпы развития туристско-рекреационной отрасли в целом, что, в свою очередь, снижает объем финансовых поступлений в бюджеты всех уровней РФ.

Устойчивость может обеспечить только единая система, когда все виды ресурсов, а также работы по развитию территориальной инфраструктуры объединяются в единый многоотраслевой комплекс взаимосвязанных мероприятий на основе государственно-частного партнерства, направленных на повышение уровня жизни населения и сохранение качества окружающей природной среды.

На уровне отдельно взятого региона требуется комплексная и сбалансированная система мер социально-экономического, правового и административно-управленческого характера, направленная на создание условий для развития качественно нового уровня туристического потенциала и обеспечивающая формирование устойчивых конкурентных преимуществ территорий, включая стабильную диверсифицированную занятость населения.

Основными проблемам развития региональной рекреационной сферы являются:

  • слабо развитая материальная база туристской индустрии;
  • узкий спектр предлагаемых услуг индустрии развлечений, вследствие чего складывается их высокая стоимость;
  • недостаточное продвижение регионального турпродукта на внутреннем (республиканском) и российском рынках;
  • отсутствие общепризнанной системы сертификации объектов, позволяющей быстро оценить качество предоставляемых услуг;
  • несоответствующая требованиям и ожиданиям туристов квалификация персонала объектов туризма и его инфраструктура.

Для решения выявленных проблем в сфере туризма наиболее эффективными и действенными инструментами развития являются программно-целевой метод и механизмы государственно-частного партнерства, так как природные ресурсы и культурное наследие не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для успешного развития рекреационной сферы в регионе.

Для развития регионального туризма приоритетными могут быть региональные программы, включающие следующие функциональные блоки:

  1. формирование региональной нормативно-правовой базы;
  2. защита туристического рынка путем предоставления налоговых льгот и государственных гарантий;
  3. разработка кадастра эколого-туристских территорий;
  4. дальнейшее развитие системы сертификации и лицензирования для защиты прав потребителей туристских услуг, а также страхования путешествующих;
  5. формирование имиджа Кабардино-Балкарской республики как современного туристского рынка;
  6. совершенствование системы информационного обеспечения и научных исследований в области туризма;
  7. интеграция областного и российского туристского рынка, развитие международного сотрудничества;
  8. улучшение качества обслуживания туристов на основе конкуренции, углубление специализации и кооперации в работе туристических предприятий;
  9. развитие системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма.

Для реализации региональных программ развития туризма необходимо:

  • создавать ассоциации, цепи туристских предприятий и туристско-информационных центров, целью деятельности которых является развитие туризма в России как средства поддержки охраняемых природных территорий, содействия социальному и экономическому развитию местного населения и повышения уровня образования в экологической сфере;
  • формировать специальные базы данных, создавать справочно-информационные системы по природным и историко-культурным достопримечательностям, маршрутам и турам и, тем самым, распространять опыт успешных пилотных туристских проектов;
  • обращаться к налоговым структурам с предложением введения местной туристской ренты за счет уменьшения других налогов, которая будет предназначена для инвестирования в сохранение, восстановление и развитие рекреационных ресурсов;
  • развивать туристскую инфраструктуру и разрабатывать экологические тропы и маршруты, создавая системы их сертификации;
  • модернизировать существующие музеи природы и информационные центры на особо охраняемых природных территориях;
  • развивать рекламно-информационное обеспечение и продвижение экологического туризма России на внутреннем и внешнем рынках;
  • возобновить подготовку квалифицированных сотрудников (экскурсоводов, групповодов, инструкторов, гидов);
  • принимать активное участие в разработке федеральной программы по развитию туризма в России;
  • развивать международное сотрудничество в сфере туризма;
  • финансировать предложенные мероприятия за счет средств государственного и местных бюджетов, а также средств туристических предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности.

Внедрение предлагаемых решений, направленных на развитие туризма, приведет к:

  • созданию высокоэффективной, адаптивной управленческой системы, построению и применению новых моделей ведения бизнеса;
  • формированию сообщества активных генераторов идей для основания и развития кадрового резерва в сфере туристского бизнеса;
  • организации, развитию и поддержанию в актуальном состоянии единой базы идей и предложений;
  • воспитанию приверженности традициям;
  • повышению эффективности происходящих бизнес-процессов.

В целом, взаимодействие государства и бизнеса в государственно-частном партнерстве может стать одним из перспективных направлений по интенсификации развития рекреационной сферы в современных условиях. Это возможно на основе дальнейшего совершенствования законодательства, сохранения диалога между органами власти и деловыми кругами, творческой и продуктивной работы специалистов данной сфере.

Список литературы

  1. Россия и мир: 2015. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / Рук. проекта – Дынкин А.А., Барановский В.Г. – М.: ИМЭМО РАН, 2014. – 166 с.
  2. Толгурова З.Х. Перспективы развития туристско-рекреационного комплекса Приэльбрусья //TERRA ECONOMICUS. 2007. № 1-2. С. 310-312.
  3. Федеральный информационный портал инфраструктура и государственно-частное партнёрство в России. Режим доступа: http://www.pppi.ru/regions.
  4. Tourism strategy vows better future. Huntingdon Valley, PA, 2014. http://www.thefreelibrary.com/%20Tourism+strategy+vows+better+%20future.-a0183499824.

Сфера туризма - это сложная социально-экономическая система, для управления которой необходим определенный организационноэкономический механизм с использованием моделей государственного и рыночного управления, или их сочетание. К таким механизмам на современном этапе относится государственно-частное партнерство (ГЧП). Количество государств, в где в разных и сочетаниях формах развивается партнерское сотрудничество государства и частного сектора, постоянно возрастает. Во многих государствах Европы, Азии, Латинской Америки в последнее время был реализован ряд мероприятий, основной задачей которых была поддержка механизмов государственно-частного партнерства. Вызвано это было увеличением требований, предъявляемых к общественным услугам и инфраструктуре, их обеспечивающие, - с одной стороны, и ограничение доступных средств (ограниченностью бюджетов)- с другой . Прежде чем рассматривать государственно-частное партнерство (ГЧП) в туризме, необходимо определиться с дефиницией этого термина и предпосылками его возникновения.

Исторические предпосылки возникновения ГЧП. Первые предпосылки возникновения такого явления, как ГЧП возникли в Древнем Иране (VI в. до н.э.) и Древней Греции (IV в. до н.э.), где был распространен механизм откупа, служащий прообразом концессии и выражавшемся в специальном договоре государства с предпринимателем. Основной принцип этого механизма выражался в назначении откупщиков, собиравших за определенную сумму вознаграждения или процент от этого откупа дань в том случае, когда государство не справлялось с обязанностями по сбору налогов. Как экономическая форма отношений государства и предпринимательства концессия применялась в разные исторические периоды и считается, что именно в эпоху Древнего Рима возникла концессия в форме договора на передачу в управление частным лицам принадлежащих государству объектов инфраструктуры за определенную плату. В Древнем Риме самоуправляющиеся общины практиковали заключение концессий на объекты транспортной инфраструктуры (порты, почтовые станции), объекты торговли и сферы услуг. Однако, интерес к концессионным отношениям со стороны бизнеса и предпринимательства преобладал постепенно и до периода буржуазных революций различий в деятельности государства в области удовлетворении общественных интересов и пополнения казны не было. Имущество и право пользования, которые могли быть объектами концессионных отношений, в тот период рассматривались не как достояние общественности, а как частная собственность.

С завершением буржуазных революций, в некоторых странах Европы на государственном уровне стали приниматься решения по развитию жизненно необходимых для населения предприятий, вне зависимости от того будет ли прибыль от их деятельности. Следовательно, в этот период закладывается основа концессионных отношений, в частности в инфраструктурной сфере. На данном этапе развития механизма концессий, в его основе лежит принцип передачи публичным партнером (государством) концессионеру (предпринимателю) права эксплуатации объекта в обмен на концессионную плату (вознаграждение) .

Международный валютный фонд определяет понятия ГЧП как соглашения, при которых частная сторона создает инфраструктурные объекты и предоставляет услуги, традиционно предоставляемые государством. Другими словами, частный бизнес финансирует и осуществляет работ (оказывает услуги), неся большую часть рисков в рамках проекта. Как правило, государственно-частные партнерства направлены на создание и осуществление социально-экономических инфраструктурных проектов, но на практике данные механизмы применяются в основном при строительстве больниц, школ, тюрем, дорожной и транспортной инфраструктур, транспортных систем, воднокоммунальных и водоочистных сооружений, а также для эффективного управления ими [там же].

В Европейском Союзе в «Зеленой книге о ГЧП и законодательстве Сообщества по государственным контрактам и концессиям» ГЧП определено как формы сотрудничества между государственными властями и бизнес-сообществом, целью которого является обеспечение финансирования, строительства, реконструкции, управления и содержания инфраструктурных объектов или предоставление услуг .

В России существует собственное официальное определение понятия государственно-частное партнерство, которое закреплено законом. В 2015 году вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 №24-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципальночастном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - закон о ГЧП). В данном законе дается следующее определение понятия

ГЧП: юридически оформленное на определенный срок (как правило на долгосрочный период) и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера (государство) с одной стороны и частного партнера (бизнес) с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о ГЧП, заключенного в соответствии с настоящим федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества :

  • создать условия, стимулирующие привлечение хоз. субъектов к участию в проектах ГЧП;
  • сформировать систему эффективного государственного и муниципального управления в сфере ГЧП;
  • сформировать систему прогнозирования и планирования развития обществ, инфраструктуры (в т. ч. с применением механизмов ГЧП), интегрированную в общую систему стратегии, планирования на федеральных, региональных и муниципальных уровнях;
  • расширить возможный перечень источников финансирования проектов ГЧП с учетом специфики инфраструктурных отраслей;
  • повысить качество проработки, обоснования, оценки и реализации проектов ГЧП;
  • стимулировать расширения перечня инфраструктурных отраслей и сфер прим, механизмов ГЧП в тех отраслях нар. хоз-ва, в которых наблюдается низкий уровень обеспеченности объектами обществ. инфраструктуры и качества их эксплуатации;
  • создать правовые и организационные условия для эффективного использования механизмов ГЧП.

Основной целью участия государства в проектах ГЧП является развитие общественной инфраструктуры, повышение эффективности ее эксплуатации, обеспечение экономического роста, улучшение качества услуг, посредством привлечения внебюджетного финансирования.

Данная цель была отражена в Модельном законе РФ «Об участии субъекта Российской Федерации, муниципального образования в проектах государственно-частного партнерства», разработанном экспертным советом по законодательству о ГЧП Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы и одобренном в 2012 г.

Для обеспечения участия публично-правовых образований в проектах ГЧП, существует ряд принципов, которые указаны в выше названном законе, к ним относятся :

  • законность;
  • эффективность использования бюджетных средств, государственного и муниципального имущества, экономического градостроительного регулирования;
  • приоритетность исполнения обязательств, принимаемых публично правовыми образованиями в рамках соглашений ГЧП;
  • отсутствие дискриминации среди участников конкурса на право заключения соглашений о ГЧП (российских и иностранных физических и юридических лиц);
  • соблюдение прав и законных интересов участников соглашений о ГЧП;
  • добросовестное и взаимовыгодное сотрудничество сторон в рамках соглашений о ГЧП;

В Федеральном законе от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приводятся следующие принципы]:

  • открытость и доступность информации о государственночастном партнерстве, муниципально-частном партнерстве (далее - МЧП), за исключением сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законом тайну;
  • обеспечение конкуренции;
  • отсутствие дискриминации, равноправие сторон соглашения и равенство их перед законом;
  • добросовестное исполнение сторонами соглашения обязательств по соглашению;
  • справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения;
  • свобода заключения соглашения.

На основе вышеизложенного, сформулируем базовые принципы

  • принцип законности реализации проектов ГЧП;
  • принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым стоимость и срок реконструкции (создания) объекта инфраструктуры за счет бюджетных средств (посредством размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд) превышающие стоимость и срок реконструкции (создания) объекта инфраструктуры с применением механизмов ГЧП;
  • принцип экономической эффективности, предполагающее превышение расходов, связанных с реализацией проекта ГЧП, над затратами, связанными с подготовкой к реализации такого объекта;
  • принцип приоритетности исполнения обязательств, принимаемых публично-правовыми образованиями при заключении соглашений ГЧП;
  • принцип эффективности использования государственного и муниципального имущества;
  • принцип соблюдения прав и законных интересов участников соглашений о ГЧП;
  • принцип добросовестного и взаимовыгодного сотрудничества сторон в рамках соглашений о ГЧП;
  • принцип справедливого разделения рисков между государством и бизнесом при реализации проектов ГЧП;
  • принцип соблюдения конкуренции при планировании реализации проектов ГЧП;
  • принцип доступности для населения услуг, оказываемых в ходе реализации проектов ГЧП;
  • принцип отсутствия дискриминации среди участников конкурса на право заключения соглашений о ГЧП;
  • принцип информационный открытости сферы ГЧП;
  • принцип сочетания преимуществ и возможностей государственного и частного партнеров при реализации проекта ГЧП;
  • принцип вариативности форм ГЧП.

Рассмотрев основные принципы государственно-частного партнерства, перейдем к исследованию основных форм ГЧП.

Государственно-частное партнерство соответствует множеству договорно-правовых форм, имеющих различные наименования и используемых в широком спектре отраслей и инвестиционных сделок. В

Российской Федерации существуют следующие договорно-правовые формы ГЧП, с помощью которых возможна реализация инфраструктурных проектов :

  • 1) нормативно-закрепленные формы ГЧП:
    • концессионное соглашение - в соответствии с ФЗ от 21.07.2005 №115 «О концессионных соглашениях».

Концессия предусматривает предоставление государством права частному партнеру на протяжении определенного времени выполнять обусловленные договором функции и наделяет его соответствующими полномочиями для обеспечения эффективного функционирования объекта концессии; концессия всегда предусматривает возвращение предмета договора публичному партнеру, а право собственности на произведенную продукцию остается за частным партнером;

  • соглашение о ГЧП (МЧП) - в соответствии с законами субъектов России об участии в государственно-частном партнерстве;
  • 2) нормативно-закрепленные формы договоров, обладающие признаками ГЧП:
    • контракт жизненного цикла (КЖЦ) в рамках законодательства о контрактной системе (ФЗ от 05.04.2013 №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг», постановлением Правительства РФ №1087 «О случаях заключения КЖЦ»). Контракт жизненного цикла определяется как контрактная форма ГЧП, в соответствии с которой государственный партнер на конкурсной основе заключает с частным партнером соглашение на проектирование, строительство и эксплуатацию объекта на срок жизненного цикла объекта и осуществляет оплату по проекту равными долями после ввода объекта в эксплуатацию при условии поддержания частным партнером объекта в соответствии с заданными функциональными требованиями.
    • арендные договоры с инвестиционными и (или) льготными условиями реализации проектов на основе долгосрочных договоров аренды имущества, в которых капитальные вложения осуществляются за счет средств частного инвестора;
  • 3) договоры (соглашения), обладающие признаками ГЧП, при условии, что на стороне публичного партнера выступают государственные предприятия, компании или организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности составляет более 50%, т.е. договоры, заключенные в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. №233-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Указанные выше формы ГЧП имеют отличительные признаки, на которые представители государственной власти должны опираться при структурировании отношений в рамках конкретного проекта.

В приложении 1 представлено сопоставление концессии и иных форм ГЧП по основным параметрам, исходя из принятой в мире классификации.

Принципиально важным вопросом, при принятии участия в проектах ГЧП, является финансирование проектов ГЧП. В РФ финансирование капитальных затрат по проекту ГЧП осуществляется при помощи финансовых инструментов, к которым можно отнести следующие:

В условиях ГЧП источники финансирования проектов определяет частный инвестор, а органы государственной власти осуществляют координацию и контроль за реализацией проектов с позиции приоритетов развития инфраструктурного комплекса и бюджетной эффективности. Для реализации проектов ГЧП создаются специализированные проектные компании (SPV - Special Purpose Vehicle), которые осуществляют процесс постепенного накопления финансовых ресурсов. Важную роль в финансировании проектов ГЧП играют первоначальные инвесторы - инициаторы проекта, которыми могут стать разработчик проекта, инжиниринговая или строительная компании, управляющая компания или конкретный частный инвестор. Другой группой участников финансирования проектов ГЧП являются кредиторы - лица, инвестирующие в проект ГЧП после его разработки, а именно коммерческие банки, банки развития, различные финансовые учреждения, а также иные стратегические инвесторы, в частности пенсионные фонды .

Средства пенсионных фондов являются привлекательным источником финансирования проектов ГЧП в России вследствие рублевой ликвидности, долгосрочного характера, низкой процентной ставки по данному виду капитала, а также наличии высокого спроса со стороны данных организаций на новые инструменты, позволяющие диверсифицировать портфель вложений.

Оптимальным инструментом для привлечения пенсионного финансирования являются концессионные и ипотечные облигации. Для данного вида ценных бумаг принято специальное нормативное регулирование, позволяющее инвестировать пенсионные накопления в упрощенном порядке. Концессионные облигации представляют собой вид ценных бумаг, которые юридическое лицо (частный партнер) выпускает на основании заключенного концессионного соглашения, и предполагает целевой характер эмиссии -реализацию действующего концессионного соглашения. Ипотечные облигации также является эффективным средством привлечения средств пенсионных фондов к финансированию проектов ГЧП. Данные ценные бумаги могут быть использованы при условии, что они были допущены к торгам и соответствуют хотя бы одному из критериев: выпуску облигаций присвоен рейтинг не ниже «ВВ-» (по данным международного рейтингового агентства Fitch или Standard&Poor’s) либо рейтинг «ВаЗ» (по данным агентства Moody’s); выпуск облигаций включен хотя бы в один котировальный список высшего уровня.

Изучив систему финансирования проектов ГЧП, перейдем к рассмотрению особенностей их налогообложения.

Для успешного осуществления проектов в условиях государственно-частного партнерства необходимо привлечение механизмов финансовой поддержки инвестора, среди которых особое место занимает налоговое льготирование, которое выражается в «налоговых каникулах» (освобождения от налога на прибыль в течение льготного периода); освобождения иностранных сотрудников и кредиторов, вовлеченных в проект, от подоходного налога; освобождения от налога на недвижимость или уменьшение налоговой ставки по его уплате; освобождения от уплаты или уменьшение импортных пошлин на ввоз оборудования, сырьевого материала и их комплектующих для строительства, эксплуатации и технического обслуживания проекта; налоговых льгот по платежам роялти; возврата налоговых платежей для иностранных инвесторов, которые реинвестируют полученную прибыль с проекта в новые инфраструктурные проекты на территории РФ; вычетов из налогооблагаемого дохода некоторых расходов, такие как оплата коммунальных услуг и транспорта; амортизационных отчислений (износ или амортизация).

Несмотря на вышеперечисленные выгоды при налогообложении, налоговым законодательством предусмотрены нормы, увеличивающие налоговую нагрузку на концессионера, а значит, снижающие инвестиционную привлекательность проектов ГЧП, к которым можно отнести:

  • - отсутствие возможности полной амортизации объекта концессионного соглашения в течение срока действия соглашения. В этом случае есть вероятность того, что концессионер понесет потери в части «недоамортизированной» стоимости объекта концессионного соглашения, если срок полезного использования объекта превышает срок соглашения;
  • - особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам при расчете налога на прибыль организаций определенные в статье 269 Налогового Кодекса РФ (налоговые правила «тонкой капитализации»);
  • - обложение налогом на имущество объекта концессионного соглашения;
  • - налогообложение при осуществлении платы концедента;
  • - риск налогообложения в общем порядке капитального гранта, полученного концессионером;
  • - риск начисления «исходящего» НДС по завершении строительства объекта концессионного соглашения.

Рассмотрев особенности налогообложения проектов ГЧП, можно сделать вывод, что в настоящее время вопрос налогообложения при реализации концессионных соглашений в полной мере не урегулирован, в виду противоречий норм, указанных в законодательстве, друг с другом, что приводит к различному толкованию налоговыми и судебными органами.

Государственно-частное партнерство связано с наличием значительной рисковой составляющей, которая проявляется как в отношении публичного, так и частного партнеров. В России известные опасения, с которыми участники подготовки проектов ГЧП, в первую очередь связаны с несовершенной практикой управления проектными рисками. Чтобы разобраться с данным вопросом, рассмотрим какие бывают риски при использовании механизма ГЧП и каким образом осуществляется управление ими.

Существует обобщенная классификация рисков государственночастного партнерства, составленная на основе отечественного опыта, которая представлена в приложении 2.

Изучив классификацию рисков ГЧП, перейдем к вопросу, каким образом осуществляется защита от рисков и управление ими. В России выработаны механизмы (инструменты), обеспечивающие защиту от рисков. Для государства к ним можно отнести следующие.

    • контрольные и информационные полномочия;
    • штрафы, вычеты, удержания;
    • прямое управление;
    • расторжение соглашения и компенсация при расторжении.
  • 2. Обеспечительные механизмы:
  • платежный механизм;
  • прямые соглашения с подрядчиками.

Для инвестора существуют следующие механизмы защиты от рисков:

  • 1. Права по соглашению о ГЧП (концессионному соглашению):
    • продление сроков строительства;
    • компенсация дополнительных затрат (стоимость финансирования, упущенная выгода)
    • расторжение соглашения;
    • расчет компенсации при расторжении .
  • 2. Обеспечение прав инвестора: суверенный рейтинг государства. Помимо вышеперечисленных отдельных, для каждого участника

ГЧП, механизмов защиты от рисков существуют и общие. К ним относится :

  • 1. Участие в проекте финансирующих организаций:
    • доскональная проверка проекта при принятии решения о финансировании;
    • высокие стандарты оформления проектной и финансовой документации - проект как ключевое средство обеспечения для банков;
    • мотивация банков поддержать проект при возникновении проблем - расчет компенсации при расторжении;
  • 2. Страхование:
    • особенности страхования в проектах ГЧП;
    • бенефициары (выплаты) по страхованию;
    • критерий экономически рационального восстановления проекта.

Кроме механизмов защиты от рисков, существует несколько основных подходов управления рисками, к которым относятся следующие.

  • 1. Избежание риска (если можно устранить причину возникновения риска или выбрать другую форму предоставления общественных услуг, в которой возникновение подобного риска станет невозможным).
  • 2. Предупреждение риска (если можно сократить вероятность возникновения риска или уменьшить негативные последствия от его возникновения).
  • 3. Страхование от риска (покупка плана страхования от рисков, которая повсеместно используется для финансовых рисков).
  • 4. Передача риска тому участнику партнерства, который способен эффективнее управлять риском.
  • 5. Принятие риска (принятие бремени потерт от риска, так как издержки на управление рисками выше).

Подробно изучив риски проектов ГЧП, выясним какие есть преимущества (выгоды) и бывают ли недостатки, выраженные в каких- либо ограничениях, в таком механизме, как государственно-частное партнерство. Начнем с преимуществ, выясним какие они есть у государства и бизнеса.

К основным преимуществам (выгодам) от участия в ГЧП для государства относится следующее }

© 2024 Все о получении кредита. Информационный портал