Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Негосударственный пенсионный фонд риски. Плюсы и минусы хранения накопительной части пенсии в негосударственном пенсионном фонде и порядок её формирования. Досрочный переход в другой НПФ

21.05.18 114 737 46

Как меня тайно перевели в левый фонд и чего это мне стоило

В конце 2017 года мне позвонили из одного негосударственного пенсионного фонда и сообщили, что я теперь их клиент.

Алексей Кашников

пострадал от мошенников в НПФ

Я никаких договоров ни с кем не заключал, а когда начал разбираться, выяснилось, что у меня фактически украли 80 000 Р из будущей пенсии.

В свое время я сам работал агентом НПФ , но даже знание всех уловок страховщиков меня не спасло. В этой статье расскажу, как недобросовестные агенты НПФ тайком могут вас обмануть.

В этой статье - только начало моей борьбы с мошенниками. Когда будет какое-то продолжение, я дополню статью и сообщу об этом в соцсетях - подписывайтесь. Но пока я накажу мошенников, может пройти много времени, а защищаться от них нужно уже сейчас, поэтому не ждите разрешения моей ситуации - будьте готовы заранее.

Что за НПФ и при чем тут старость

Наша будущая пенсия разделена на две части: страховую и накопительную.

Страховая пенсия - это деньги от людей из будущего. Когда вы будете старыми, а кто-то другой - молодым, молодые будут скидываться вам на пенсию. Сколько вы будете получать в этой части - зависит от множества факторов, начиная с вашего стажа и заканчивая масштабами имперских амбиций нашей страны. Существенно повлиять на размер страховой пенсии мы можем, разве что улучшая демографическую ситуацию в стране, чтобы на время нашей старости в России было много трудоспособных налогоплательщиков.

Накопительная пенсия - это ваши же деньги, которые государство разрешило вам заранее отложить на старость. Так бы вы отдавали все свои отчисления нынешним пенсионерам, а теперь можно часть оставить на счете. С накопительной пенсией можно ничего не делать - и тогда вашим страховщиком будет Пенсионный фонд РФ , который по умолчанию направит накопления в управляющую компанию ВЭБ . Люди, выбравшие такой вариант, называются «молчунами».

Можно сознательно выбрать своим страховщиком Пенсионный фонд РФ , написав заявление об этом. Тогда вы тоже останетесь в ПФР , но «молчуном» вас считать не будут. А еще можно инвестировать накопительную пенсию через негосударственный пенсионный фонд (НПФ ) и получать доход с его помощью. Если доход будет хорошим и в ближайшие 25 лет никто не решит направить его на имперские амбиции нашей страны, то в старости вам будет на что жить.

Это равноценно тому, как если бы вы сейчас вкладывали часть своей зарплаты в акции и облигации. Вы вкладываете, инвестиции приносят доход, а в старости вы получаете из этих денег пенсию. Теперь представьте, что вкладываете не вы лично, а некоторая управляющая компания, которая собирает кучу денег с населения, вкладывает эту кучу в финансовые инструменты и получает прибыль. Эта компания и есть НПФ - негосударственный пенсионный фонд.

Негосударственные пенсионные фонды зарабатывают на прибыли, которую они добывают своим вкладчикам, поэтому они конкурируют за клиентов. Чем больше клиентов, тем больше денег и тем больше потенциальная прибыль. Иногда в погоне за оборотами фонды начинают вести нечестную игру - и вот об этом давайте поговорим.


Агенты НПФ

Негосударственные пенсионные фонды - это финансовые компании, они занимаются деньгами: миллион туда, миллион сюда, купил бумаги, продал бумаги, дебет-кредит. У них не всегда есть сеть офисов по всей России и собственные продавцы.

Чтобы привлекать деньги населения, довольно часто НПФ обращаются к услугам агентов. Агент продает услуги НПФ за вознаграждение - это может быть человек или компания. Например, НПФ может договориться с раскрученным банком, чтобы тот продавал своим клиентам услуги этого НПФ . За каждый оформленный контракт НПФ платит банку вознаграждение. Все счастливы.

Агентами могут быть банки, магазины, владельцы сайтов, ваш почтальон, ваш дилер продукции «Эпл», ваш работодатель и даже всевозможные темные личности. По большому счету НПФ неважно, через кого вы оформили договор: главное, чтобы вы согласились перевести свои деньги в этот НПФ . А агенту главное - оформить бумажки и получить свой гонорар. Всем все неважно, вот и получается…

Фонд работает с агентами напрямую или через брокеров

Досрочный переход в другой НПФ

Государство хочет, чтобы вы выбрали какой-то один пенсионный фонд и оставили там деньги надолго. Поэтому по закону переходить из одного фонда в другой без финансовых потерь можно раз в пять лет. Если перейти досрочно, то вы потеряете весь инвестиционный доход.

Именно это и случилось со мной. В 2015 году я заключил договор с НПФ «Доверие». На тот момент на накопительном счете было 33 000 Р . Два года мой НПФ инвестировал деньги, а я получал доход. Когда меня обманом перевели в новый НПФ , все заработанное сгорело, а на счете остались первоначальные 33 000 Р .

Но на этом потери не закончились. Дело в том, что деньги из одного НПФ в другой переводят не четко 1 января, а в период с 1 января по 1 апреля. То есть если в этот промежуток накопительная пенсия уже ушла из старого НПФ , но еще не поступила в новый, то за это время никакого дохода вы тоже не получите. По факту деньги могут зависнуть, их переведут на новый счет позже - в моем НПФ мне сказали, что иногда срок затягивается до сентября. При доходности 10% потери увеличиваются с 6930 до 8000 Р .

Меня вполне устраивала доходность моего старого НПФ - 10%. Это в два раза выше уровня инфляции. Сейчас мне 35 лет, до пенсии еще минимум 25 лет. Все это время потерянные деньги продолжали бы работать. При доходности 10% 8000 Р к 2042 году превратились бы в 80 000 Р ! Этой суммы я недосчитаюсь из-за того, что в далеком 2017 году кто-то решил перевести меня в другой НПФ .

Как обманывают мошенники в НПФ

Некоторые агенты оформляют перевод из одного НПФ в другой втайне от клиента: главное - получить от него паспортные данные и номер СНИЛС . За каждого приведенного клиента агент получает от 500 до 5000 Р , в зависимости от суммы на счете будущего пенсионера.

Когда я работал агентом, наша компания использовала только легальные способы поиска клиентов. Самые распространенные - поквартирный обход и проведение собраний сотрудников в крупных организациях. Кроме того, были распространены так называемые кросс-продажи, когда агентами выступали кредитные менеджеры в банках или магазинах. Они предлагали клиентам заключить договор с НПФ , когда те получали заем или покупали товар в кредит. Перед подписанием договора клиенту всегда рассказывали, какой фонд мы представляем, какая у него доходность и т. п.

Width="1350" height="1424" class=" outline-bordered" style="max-width: 675.0px; height: auto" data-bordered="true"> В 2013 году, когда я работал в брокерской компании - агенте, за каждого клиента НПФ платил от 1200 до 1500 Р

Как обманывают при обходе квартир

Иногда агенты обманывают при поквартирном обходе, когда с человеком можно поговорить один на один, без свидетелей. Например, агенты представляются сотрудниками пенсионного фонда. С точки зрения закона тут все чисто, ведь НПФ тоже пенсионный фонд, только негосударственный. Потенциальный клиент же думает, что к нему пришли из Пенсионного фонда РФ , и доверяет гостю.

Предлагая договор, агенты могут запугивать, мол, подписать его надо обязательно, иначе можно лишиться части будущей пенсии. Это, кстати, тоже полуправда: агент может показать доходность фонда - если она выше вашего нынешнего НПФ , то часть будущей пенсии действительно теряется.

Наши конкуренты даже открыли фирму с названием «Госфонд», сделали агентам удостоверения с такой надписью - и продажи взлетели. Добросовестные НПФ так никогда не делают - у нас фраза «Я из пенсионного фонда» была под запретом.

Одна моя клиентка рассказывала, как к ней домой пришли агенты и рассказали, что наш фонд закрылся и она должна срочно подписать договор с новым НПФ . На деле же наша компания просто объединилась с другим НПФ и поменяла название. Конкуренты про это узнали и стали пугать клиентов.

Ко мне домой тоже приходили агенты. Я пустил их из профессионального интереса. Они использовали такой прием: попросили СНИЛС «на проверку», тут же куда-то позвонили и сказали мне, что меня больше нет в базе клиентов и нужно срочно переоформить договор. На самом деле они сверили СНИЛС с объединенной базой нескольких НПФ , а меня там не было, потому что мой фонд просто не подавал туда данные.

Как обманывают во время кросс-продажи

Сотрудник банка, страховой компании или микрофинансовой организации может параллельно работать на НПФ . В этом случае вам могут дать подписать договор под видом других документов. Например, когда вы оформляете кредит в магазине и ставите подписи на большом количестве бумаг. Могут сказать, что это договор о страховании, он бесплатный.

Таким методом работают многие кадровые агентства. Задачу им облегчает тот факт, что для трудоустройства нужны те же документы, что и для заключения договора ОПС : паспорт и СНИЛС . Соискатели приходят в кадровое агентство и заполняют анкету для поиска работы. На самом деле им дают подписать заявление и анкету на переход в НПФ . Гражданам после заполнения анкеты говорят о том, что им поступит звонок. Они должны будут подтвердить, что дают согласие на переход, а затем с ними свяжутся по вопросам работы. Когда клиент подтвердит перевод в НПФ , ему и правда могут предложить какие-то вакансии, а могут и забыть о нем.

Один клиент рассказывал мне, как к ним в деревню приехал незнакомый мужчина и сказал, что набирает людей на работу. Под этим предлогом он собрал у желающих трудоустроиться данные паспортов и СНИЛС ов, потом дал подписать какие-то бумаги и уехал. Работу никто не получил, но на следующий год всем пришло извещение о переходе в НПФ .

  1. Договор ОПС в трех экземплярах. Всего будет 3 экземпляра договора, каждый из которых будете подписывать минимум в двух местах.
  2. Заявления о досрочном переходе. Обычно клиентам на всякий случай дают подписать сразу два заявления: о переходе из ПФР в НПФ и о переходе из НПФ в НПФ .
  3. Согласие на обработку персональных данных.

Подделка подписей

Подделка подписей - это уже преступление. Мошенник получает паспорт и СНИЛС , подделывает подписи, подает документы в НПФ - вроде как сам продал услуги человеку. Клиент узнает о том, что перешел в новый НПФ , только спустя несколько месяцев, получив письмо из старого.

Так произошло в моем случае. Как я потом выяснил, меня в новый фонд перевела сотрудница банка, где я получал карту. Она отсканировала мой паспорт и СНИЛС , который лежал в обложке паспорта, втихаря оформила документы и отчиталась перед фондом: «Вот, мол, нового клиента вам привела, давайте деньги».

Избежать такой ситуации сложно, ведь случаи, когда у нас просят копии паспорта и СНИЛС а, не редкие. При этом сами негосударственные пенсионные фонды стараются бороться с подлогами. Например, звонят и уточняют, действительно ли клиент заключал договор, - так они перепроверяют добросовестность своих агентов.

Некоторые НПФ требуют от агентов фото паспорта клиента. Правда, мошенники ухитряются обходить и эти барьеры, покупают базы сканированных документов, вносят в договор собственные номера телефонов, чтобы отвечать на звонки НПФ от имени клиентов.

Один мой коллега из НПФ рассказывал, что мошенники открывают целые фабрики для производства подложных договоров: нанимают специальных людей, которые подделывают подписи, другие сотрудники отвечают на телефонные звонки НПФ , подтверждая переход, третьи сдают документы.


По закону подделать подписи, предоставить копии паспорта и ответить за клиента по телефону еще недостаточно для перевода пенсии. После этого мою личность и подписи удостоверяют одним из трех вариантов: личный визит в ПФР или МФЦ , при помощи нотариуса или электронной подписью. Кто подтвердил мою личность, я пока не знаю. Мой новый НПФ игнорировал этот вопрос, и сейчас я жду ответа от Пенсионного фонда.

Как проверить, в безопасности ли ваши деньги

Узнать, не перевели ли вас досрочно без вашего ведома, не получится, пока деньги не уйдут из одного НПФ в другой. В старом фонде узнают о том, что клиент выбыл, уже по факту - от ПФР . Вы получите письмо о том, что ваши деньги в новом НПФ , тоже только после перевода.

Поэтому надо регулярно проверять, не поменяли ли вам НПФ . Проверить можно на сайте госуслуг, выбрав в личном кабинете раздел «Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР »:


Нажмите «Получить услугу», а потом «Получить сведения полностью»:


Когда откроется выписка, вы увидите все отчисления ваших работодателей и своего страховщика, а также дату вступления в силу договора с ним:


Размер накопительной пенсии и доходность в выписке не отражается, их можно узнать в фонде - на сайте или по горячей линии.

Договор вступает в силу не сразу, а на следующий год. Если, читая эту статью, вы вспомнили, что недавно тоже что-то такое подписали, - у вас есть шанс вернуться в старый НПФ без финансовых потерь. Найдите телефон горячей линии нового фонда на его сайте или в своем экземпляре договора и узнайте, как отменить переход.

Что делать

Если вы узнали, что накопительную часть пенсии перевели в новый НПФ тайком от вас, обращайтесь в суд с требованием признать договор недействительным. Деньги вместе с накопленным доходом, вернут в течение 30 дней - в такой ситуации действует особый порядок перевода накопительной пенсии.

Для этого запросите заказным письмом у своего нового фонда договор и согласие на обработку персональных данных, которые вы якобы подписывали. Их можно будет использовать в суде как доказательства. Когда я получил свои документы, то увидел, что подписи за меня сделаны чужой рукой. Сейчас я подал иск в суд.

Обратиться в суд можно, даже если вы подписали договор сами, но вам не рассказали о потере доходности. Как показывает практика, такие иски суды тоже удовлетворяют.

Помните, что закон на вашей стороне. Если вы сами не подписывали договор или вас ввели в заблуждение, то вы сможете доказать все в суде.

К сожалению, многие люди, когда узнают о переводе в новый НПФ , просто машут на это рукой: мол, деньги небольшие, чего теперь дергаться, авось новый фонд будет лучше. Тут нужно понимать три вещи:

  1. Сейчас деньги небольшие, но за 10-20 лет на них набегут существенные проценты.
  2. Выбор страховщика по обязательному пенсионному страхованию - ваше законное право. Если вы не выбирали этот НПФ , нет причин в нем оставаться.
  3. Скорее всего, от вас потребуется только собрать документы и явиться на заседание суда. Мои адвокаты говорят, что они там не нужны и я все могу сделать сам.

Запомнить

  1. Если менять НПФ чаще раза в пять лет, то потеряется инвестиционный доход.
  2. Казалось бы небольшие потерянные суммы инвестиционного дохода к пенсии могут превратиться в десятки или даже сотни тысяч рублей.
  3. Внимательно читайте все документы, которые подписываете при получении кредита или трудоустройстве (и вообще всегда).
  4. Мошенникам достаточно вашего паспорта и СНИЛС а, чтобы перевести вас в новый НПФ .
  5. Если вы стали жертвой недобросовестных агентов, жалуйтесь в ваш новый НПФ , Пенсионный фонд РФ и Центробанк.
  6. Чтобы вернуть накопительную часть пенсии и доход, обращайтесь в суд с иском о признании договора ОПС недействительным.

НПФ в настоящее время занимают существенное место не только в системе негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), но и обязательного пенсионного страхования (ОПС). При этом основным источником роста для НПФ стал именно сегмент ОПС. По оценке «ЭкспертРа» за 2011 год объем накоплений под управлением НПФ увеличился в 2,5 раза с 155 млрд руб. до 393 млрд руб., что составило 36% пенсионного рынка, а размер клиентской базы вырос на 4 млн человек (прирост составил 51,8%) и достиг 11,87 млн человек. По прогнозу «Эксперта РА», к концу 2012 года по объему сегмент ОПС догонит НПО, а собственное имущество НПФ увеличится на 20%, и превысит 1,4 трлн. рублей.

Особенности деятельности НПФ таковы, что некоторые ее аспекты не поддаются строгой регламентации в рамках законодательства, в частности из-за негосударственного характера этих организаций. Характерной чертой для НПФ выступает весьма продолжительный срок сотрудничества с застрахованными лицами и участниками, что предусматривает планирование деятельности в условиях неопределенности и зависимости от многих факторов. Эта неопределенность допускает исключительно вероятностный подход к планированию. Из этого следует, что для деятельности НПФ характерен ряд нестандартных рисков, с которыми сталкиваются в своей работе только страховые компании, но приобретающие для НПФ, как некоммерческих организаций, определенное своеобразие.

Таким образом, ввиду неоспоримой социальной значимости НПФ и их важнейшей роли в пенсионной системе, особое значение должно уделяться финансовой устойчивости фондов, защите интересов участников и застрахованных лиц, а фактор гарантий и обеспечения надежности должен иметь высший приоритет.

Наличие значительного числа рисков в пенсионной системе является одной из причин, ограничивающих развитие НПФ в России. Этот факт, в свою очередь, сказывается и на эффективности использования потенциала НПФ. Поскольку с помощью привлечения долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономику и использования их в полной мере, НПФ могли бы играть еще более заметную роль на финансовом рынке страны и стать одним из факторов его стабилизации и развития.

Все потенциальные риски, с которыми могут столкнуться НПФ, можно отнести к двум группам. Во-первых, НПФ подвергаются воздействию внутренних рисков, которые напрямую обусловлены эффективностью управления и особенностями функционирования НПФ. Во-вторых, это внешние риски, независящие непосредственно от деятельности НПФ. Управление данной группой рисков является сферой деятельности государства. Под государственным контролем находятся политический и экономический курсы страны, формирование законодательства по негосударственному пенсионному страхованию, система налогообложения.

Внутренние риски носят индивидуальный характер и складываются из риска управления активами, риска управления пассивами и риска административного управления. Риск управления активами включает в себя инвестиционный риск, который безусловно является ключевым внутренним риском для отрасли НПФ, а также риск непоступления пенсионных взносов.

Инвестиционные риски подразумевают риск недостижения заданной доходности, желательно не ниже уровня инфляции, и риск снижения текущей ликвидности. Данный риск может привести к невыполнению прямых обязательств фонда по доходности начисления на пенсионные счета. Как известно, самый тонкий момент инвестирования пенсионных средств -- это баланс между доходностью и риском. Однако для пенсионных средств ограничение риска гораздо приоритетнее, чем для каких-либо других портфелей.

В системе ОПС НПФ инвестирует средства пенсионных накоплений, размещение которых строго регламентировано и возможно лишь через неаффилированные к НПФ управляющие компании (УК) на основании договора доверительного управления. В рамках деятельности по НПО НПФ формируют средства пенсионных резервов. Согласно действующему законодательству НПФ разрешено размещать свои пенсионные резервы самостоятельно, либо через УК. Практика взаимодействия НПФ и УК в области контроля инвестиций сводится к двум форматам. Первый формат предполагает создание в НПФ отдельного подразделения, отвечающего за управление финансовыми рисками. В результате фонд самостоятельно разрабатывает свою инвестиционную стратегию и транслирует ее в УК. При этом фонд проводит жесткий аудит методик УК и осуществляет контроль исполнения переданной в управляющую компанию инвестиционной декларации. Подобная схема взаимодействия требует от НПФ существенных материальных затрат, что объясняет ее низкую распространенность на российском пенсионном рынке. Большинство фондов при передаче средств в управление УК идут по пути наименьшего сопротивления. Они полностью передают управляющим весь процесс инвестирования, в редких случаях проводя с УК совместные инвестиционные комитеты.

Существенной проблемой, с которой сталкивается НПФ, является отбор наиболее эффективных управляющих компаний. Существуют различные методики таких оценок, большинство из которых основаны на доходности за прошлые периоды и комбинации формальных характеристик УК (стаж работы, численность персонала, размер средств под управлением). С 2011 года, национальная ассоциация пенсионных фондов (НАПФ) осуществляет формирование отраслевого стандарта по риск-менеджменту, в котором будут прописаны меры по общей организации управления рисками в фонде, а также контролю рыночных, кредитных и операционных рисков. Развитие стандартизации на пенсионном рынке тесно связано с проблемой контроля инвестиционных рисков.

НПФ, имеющие отдельное подразделение управления финансовыми рисками и самостоятельно разрабатывающие инвестиционную стратегию, на основании стандарта получают возможность усовершенствовать процесс инвестирования в соответствии с ведущими практиками риск-менеджмента на рынке. Большая же часть НПФ, полностью передающая УК весь инвестиционный процесс, приобретает материалы для аудита систем риск-менеджмента УК, с которыми они планируют сотрудничать.

Сейчас менее чем у половины УК рынка доверительного управления присутствуют специализированные подразделения системы риск-менеджмента. Стандарт будет включать значительный список требований к организации, включающий обязательное присутствие обособленного подразделения по риск-менеджменту, к наличию методик и регламентам, применяемым в процессе управления рисками, а также порядку их обновления, и к сотрудникам подразделения, ответственного за управление рисками. Таким образом, УК для сохранения клиентской базы НПФ следует уже сейчас приступать к реорганизации с целью создания элементов системы риск-менеджмента.

Такой строгий подход к выбору УК со стороны НПФ явится стимулом усиления конкуренции среди УК, и будет способствовать повышению их эффективности и надежности. С другой стороны, введение стандарта приведет к дальнейшей консолидации УК в пенсионном сегменте, который в текущий период характеризуется чрезвычайно высоким уровнем кэптивности и весьма неравномерным распределением пенсионных активов. Все это будет содействовать более прозрачному сотрудничеству УК и НПФ.

Выявлены две группы ограничений, действующих при инвестировании УК пенсионных накоплений: структурные, касающиеся перечня объектов и их доли в структуре инвестиционного портфеля, и организационные, состоящие в требованиях, предъявляемых к активу для включения его в состав инвестиционного портфеля и эмитентам ценных бумаг, в которые допускается инвестирование пенсионных накоплений. Таким образом, составление инвестиционной декларации и инвестирование пенсионных накоплений осуществляется УК под влиянием достаточно большого количества не всегда обоснованных ограничений. По сути, это означает, что НПФ функционирует в определенных рамках, самым непосредственным образом определяющих границы совершенствования деятельности по управлению пенсионными накоплениями.

Вследствие права застрахованных лиц ежегодно выбирать способ управления накопительной частью пенсии, появляется возможность изъятия у управляющей компании части средств, находящихся в доверительном управлении. Этот факт ограничивает инвестирование пенсионных накоплений в недооцененные по результатам фундаментального анализа ценные бумаги, а также в инфраструктурные проекты, вложения в которые, несомненно, способствовали бы росту эффективности инвестирования пенсионных накоплений. Представляется, что совершенствование деятельности по доверительному управлению пенсионными накоплениями сопряжено с необходимостью минимизировать отрицательное влияние данного фактора на УК.

Таким образом, у НПФ отсутствует разрешение на самостоятельное размещение средств пенсионных накоплений и существенно сокращена возможность независимого вложения средств пенсионных резервов. Можно сделать вывод, что процесс инвестирования пенсионных активов в сущности не контролируется фондами целиком, и, следовательно, данные ограничения сдерживают способность НПФ препятствовать в полной мере инвестиционным рискам, которые являются наиболее распространенными в пенсионной системе.

Вторым видом риска в управлении активами выступает риск непоступления пенсионных взносов вкладчика. Данный вид риска может спровоцировать ситуацию отклонения в отрицательную сторону доходности инвестирования, принятую в актуарных расчетах задания, что может повлечь за собой невыполнение фондом своих обязательств по начислению средств на пенсионные счета, а также платежеспособности фонда при выплате пенсий.

Риски НПФ при управлении пассивами не настолько очевидны, а последствия реализации этих рисков обычно проявляются в долгосрочной перспективе. Риск управления резервами и иными пассивами заключается прежде всего в риске ошибок оценки имеющихся пенсионных обязательств и риске ошибок формирования новых обязательств. При расчете необходимой величины пенсионных резервов используется актуарная оценка, основанная на принципе эквивалентности размеров пенсионных резервов и пенсионных обязательств НПФ. Для осуществления оценки размера пенсионных обязательств как правило применяется математическое ожидание совокупности предстоящих пенсионных выплат, дисконтированных к моменту расчета. Эта величина рассчитывается с учетом актуарных предположений, а именно прогноза динамики ставки доходности инвестиций и таблиц смертности населения. Очевидно, что создание верного актуарного прогноза динамики ставки доходности инвестиций на длительный срок, подразумевающий действие пенсионных договоров, в условиях нестабильной экономики является весьма трудновыполнимой задачей. Следует также отметить тот факт, что таблицы смертности разрабатывались на основе данных о продолжительности жизни по стране в целом. Однако, показатели продолжительности жизни для контингента участников конкретного фонда могут заметно отличаться от усредненных данных. Для НПФ рациональнее бы было использовать таблицы смертности, разработанные для конкретных регионов или для категории лиц определенной профессии, поскольку большинство фондов являются корпоративными организациями.

Таким образом, неточность в оценке пенсионных обязательств может быть вызвана вследствие применения неверных формул и алгоритмов расчетов, ошибок при разработке или в работе компьютерных программ, ошибок в исходных данных, а именно искаженных сведениях о половой принадлежности участников и дате их рождения, или, как отмечалось выше, неправильного задания актуарных предложений (актуарной доходности и таблиц смертности) при проведении расчетов. В указанных случаях можно получить неверное представление об обязательствах фонда.

Особой разновидностью риска управления пассивами является риск превышения реальной суммы пенсионных выплат над ее средней расчетной оценкой. Он возникает, как правило, под влиянием колебаний смертности участников НПФ. Так даже при использовании теоретически адекватных актуарных предположений применения одного только математического ожидания дисконтированных пенсионных выплат для оценки необходимой величины пенсионных резервов недостаточно в силу случайного, вероятностного характера потока пенсионных выплат. При этом чем больше участников имеется у НПФ, тем меньшим будет отношение величины возможного отклонения суммы выплат к ее средней оценке. Это обстоятельство делает крупные пенсионные фонды более надежными по сравнению с мелкими.

Еще одним существенным внутренним риском в деятельности НПФ представляется риск административного управления. К этой категории могут быть отнесены риск неквалифицированного управления фондом, риск кризиса учредителей и партнеров, а также различные операционные риски, связанные с неверной организационной структурой, методологией, персоналом, ошибками программного обеспечения и технических средств.

Следует заметить, что риск недобросовестного или неквалифицированного управления фондом и операционные риски были в большей степени характерны для первого этапа становления НПФ, когда ряд фондов организовывали по принципу финансовых пирамид. Риск партнерства заключается в возможности финансовых потерь вследствие невыполнения обязательств контрагентами. Сотрудничество НПФ законодательно закреплено со многими финансовыми партнерами (управляющие компании, банки, спецдепозитарии). Безусловно, от выбора НПФ финансового партнера зависят результаты деятельности. Этот вид риска также уменьшается по мере развития системы негосударственного пенсионного страхования, поскольку непосредственно связан с развитием деловой репутации и накоплением опыта работы финансовых институтов на рынке пенсионных услуг.

Кризис главных учредителей может обозначиться в период финансового упадка в экономике. Тем не менее, вероятность таких кризисов совсем невелика и для НПФ не представляет значительной угрозы. Поскольку законодательство запрещает НПФ инвестировать в проекты учредителей более 10% инвестиционного портфеля своих пенсионных резервов.

Не стоит забывать о том, что большинство рисков, с которыми сталкивается НПФ в своей деятельности, не зависят от самого фонда, и ответственность за часть из них лежит на государстве, а часть обусловлена общемировым состоянием экономики. Внешние риски складываются из риска изменения законодательства, демографического риска, а, кроме того, риска кризиса фондового рынка и экономического кризиса.

Законодательная база пенсионной реформы непрерывно совершенствуется, в нее вносятся поправки и дополнения. За годы проведения реформы законодательство неоднократно менялось. При этом, практика показывает, что для успеха пенсионной реформы крайне важными являются последовательность, детальная разработанность и минимум изменений в программе после принятия законодательной базы. Сегодня реформирование накопительной составляющей пенсионной системы не является способом ее выживания, т.е. вынужденным, но она нуждается в совершенствовании.

Для обеспечения устойчивого развития системы НПФ в современных условиях необходимо создание профильного ведомства, отвечающего за регулирование отрасли и имеющего право законодательной инициативы. В настоящее время НПФ, по сути, контролируется Министерством здравоохранения и социального развития (непосредственно вопросы пенсионного обеспечения), Министерством финансов (инвестиционная деятельность), Министерством экономического развития (стратегические вопросы) и ФСФР России (лицензирование и оперативный надзор). Следовательно, утверждение законодательных изменений о НПФ, подразумевает согласование позиций этих органов государственной власти, что ведет к значительной пролонгации процесса принятия необходимых законодательных решений.

В 2012 году производятся первые выплаты по ОПС. Закон о выплатах накопительной части пенсии был принят Государственной Думой в конце 2011 года, однако он требует существенной доработки и принятия дополнительных нормативных актов. В доработке законодательства должны принимать участие все четыре ведомства, из чего следует, что существует высокая вероятность неготовности нормативной базы к положенному времени и риск срыва сроков выплат пенсий по закону. А проблемы с выплатой первых пенсий могут нанести серьёзный удар по репутации НПФ. Наличие единого профильного регулятора отрасли способствовало бы предотвращению ситуаций, подобных той, что возникла при принятии и доработке выплатного закона.

Споры по поводу целесообразности введения единого регулятора в пенсионном сегменте ведутся уже давно. Однако в последнее время управляющие НПФ преимущественно высказываются за его создание. Так, по итогам интерактивного опроса, проведенного рейтинговым агентством ЭкспертРА, в рамках IV ежегодной конференции «Будущее пенсионного рынка», подавляющее большинство руководителей пенсионных фондов (88%) были уверены, что для гармоничного развития пенсионному рынку необходим единый регулятор. При этом большинство участников интерактивного опроса считают, что профильным регулятором должна стать ФСФР или отдельный орган при ФСФР (67%) .

Демографический риск в деятельности НПФ обусловлен изменениями в состоянии демографической ситуации. Заметно нарастает численность населения пенсионного возраста. По прогнозам Росстата, в ближайшие 20 лет в полтора раза ухудшится соотношение между населением в рабочем и в пенсионном возрасте. К 2050 году, согласно прогнозам ООН, это соотношение снизится почти в 2,5 раза. Если посмотреть на 100-летнюю динамику с 1950 по 2050 год, можно заметить, что число пенсионеров на одного работника возросло в пять раз. По данным Росстата за 2011 год средняя продолжительность жизни в России составила 69 лет. Вместе с тем наблюдается тенденция неуклонного повышения продолжительности жизни в следствие улучшения ее качества и условий труда. К примеру, средняя продолжительность жизни женщины в РФ с 1940 года выросла на 44% с 42 до 74 лет. Ясно, что в таких условиях механизм пенсионной системы не может действовать без серьезных изменений. Поэтому в настоящее время встал вопрос о повышении пенсионного возраста в РФ. Это обстоятельство в свою очередь может существенно отразиться на деятельности НПФ.

Необходимо учитывать перечисленные риски, а также принимать во внимание возможность возникновения иных рисков. Исключение рисков из рассмотрения может привести к превышению размера принятых фондом обязательств по выплате пенсий над размером сформированных пенсионных резервов. Несмотря на то, что актуарные ошибки проявятся, возможно, далеко не в первые годы деятельности НПФ, они с большой вероятностью окажут негативное влияние на надежность фонда. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что достижение абсолютной надежности НПФ невозможно, однако, комплекс предпринимаемых мер, учитывающих все категории рисков, в значительной степени способствует повышению надежности НПФ.

НПФ уже создали социально значимую основу негосударственной системы накопительных пенсий. Для ее развития нужно изменить формат госрегулирования НПФ, внедрять стандартизацию и повысить надежность участников. Постепенный переход от строгой ограничительной политики в области размещения пенсионных средств к правилам разумного инвестирования, развитие собственных систем риск-менеджмента в фондах и УК, а также выстраивание более четких взаимоотношений с УК должны стать приоритетными направлениями совершенствования бизнес-процессов НПФ в целях укрепления их надежности.

РИСКИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

Ярославский государственный университет им.

г. Ярославль, Ленинградский пр-т д. 62, к. 4, к. 19

e-mail: *****@***ru

Негосударственные пенсионные фонды стали неотъемлемой частью российского финансового рынка. В процессе своей деятельности они сталкиваются с различными рисками, которые в свою очередь имеют специфический характер. В данной статье рассмотрены различные группы рисков НПФ, предложены пути их преодоления.

В Федеральном законе от 07.05.98 «О негосударственных пенсионных фондах » негосударственный пенсионный фонд (далее НПФ) определяется как особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании; деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

В отличие от НПФ управляющая компания - акционерное общество , общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами , паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

По российскому законодательству НПФ могут осуществлять размещение средств пенсионных резервов самостоятельно, а также через управляющую компанию. НПФ имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в государственные ценные бумаги Российской Федерации, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные Правительством Российской Федерации. Передача средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений в доверительное управление не влечет перехода права собственности на них к управляющей компании. Управляющая компания несет ответственность перед НПФ и его участниками (гражданами, заключившими договор) за ненадлежащее исполнение возложенных на нее обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не несет ответственности перед участниками по обязательствам фонда. Т. е. НПФ выступает в роли посредника между участниками негосударственного пенсионного обеспечения и управляющими компаниями. На него возложена двойственная задача: с одной стороны – аккумулировать денежные средства , с другой – эффективно размещать данные средства. В подтверждение заинтересованности НПФ в грамотном привлечении денежных средств и их размещении отмечено в законе: «на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, не может направляться более 15 процентов дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов, и более 15 процентов дохода, полученного от инвестирования средств пенсионных накоплений, после вычета вознаграждения управляющей компании ».

Таким образом, можно утверждать, что НПФ несет как риски, присущие организациям, действующим на финансовых рынках (риски неполучения дохода), так и риски, связанные с выплатой негосударственных пенсий (риски увеличения расхода). По приведенным группам риска НПФ соответствуют страховые компании и банки.

Управляющая компания заинтересована сформировать высокодоходный, но достаточно рисковый инвестиционный портфель, а НПФ, напротив, заинтересован в ограничении рисков по управлению средствами.

В деятельности НПФ можно выделить три группы рисков:

1. Риск увеличения расходов – риск того, что застрахованное лицо проживет дольше, чем предполагалось при составлении договора.

2. Риск неполучения дохода – риск того, что доходность инвестиций окажется ниже, чем предполагалось при составлении договора.

3. Риск слияния или исчезновения – риск заключается в том, что государство ужесточает требования к НПФ и косвенно влияет на их численность.

Первая группа рисков для Российской Федерации осложняется тем, что трудно прогнозировать продолжительность жизни. В России в течение длительного времени продолжительность жизни убывала. В отличие от развитых стран мира, у нас нет устоявшегося тренда изменения продолжительности жизни. Более того, «догоняющий» рост продолжительности жизни может быть значительнее мирового, что задачу прогнозирования отнюдь не упрощает. Дополнительные сложности порождает отличие продолжительности жизни застрахованных лиц от популяционной (средней) продолжительности жизни в стране. Из мирового опыта известно, что смертность застрахованных лиц ниже, а продолжительность жизни значительно выше популяционной.

Вторая группа рисков усложняется тем, что в России еще не сформирован окончательно финансовый рынок. Он становится более открытым и тем самым подвергается мировому влиянию, что продемонстрировал финансовый кризис 2008 года. Например, НПФ «Стальфонд», входящий в десятку лучших НПФ по объему пенсионных накоплений, в 2008 году показал отрицательную доходность -35%. И таких примеров не мало.

Итогом третьей группы рисков является то, что рынок негосударственного пенсионного обеспечения постепенно очищается от мелких НПФ за счет усиления регулирующей функции федеральной службы по финансовым рынкам и ужесточения лицензионных требований (с 1 июля 2009 года минимальный размер имущества для осуществления уставной деятельности НПФ должен составлять не менее 50 млн. руб.) На 01.01.2010 количество действующих НПФ составило 165 против 240 на 01.01.2008, что означает снижение на треть. На наш взгляд, необходимо оставить 20 НПФ, у которых доля на рынке больше 1%.

Подведем итоги.

1. У НПФ больше рисков, чем у управляющих компаний.

2. У НПФ 3 группы рисков: риск увеличения расхода, риск неполучения дохода и риск слияния.

3. Из мирового опыта известно, что продолжительность жизни застрахованных лиц значительно выше популяционной.

4. В России еще не сформирован окончательно финансовый рынок, и он подвержен мировому влиянию.

5. Рынок негосударственного пенсионного обеспечения постепенно очищается от мелких НПФ.

6. Рынок негосударственного пенсионного страхования становится весьма динамичным и высококонкурентным, а значит и рисковым.

Список литературы

1. Пенсии повышенного риска // Е Алеева., П. Рушайло Деньги. – 2009.-№ 29(736) URL:http://www. *****/doc. aspx? DocsID=1208845

2. Баранов пенсионные фонды через призму рисков. URL:http://www. *****/catalog. html? item_id=173&page_number=4&PHPSESSID=585f08cf4aafa96645e97cac2e4976fa

3. Российская Федерация. Законы. О негосударственных пенсионных фондах: федер. закон от 07.05.98. URL:http://base. *****/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=99685;fld=134;dst=

4. Лельчук страхование или пенсионное обеспечение// Финансы. 2010. № 7. С. 66 – 70.

5. Фрумкин. К. НПФ: Рост за счет «виртуальных» денег // Финанс. 2010. № 20(351). С. 28 – 35.

RISKS OF NONSTATE PENSION FUNDS

Ivanov Anatoly Evgenevich

The Yaroslavl state university of a name of P. G.Demidov

Yaroslavl, Leningrad prospectus, the house 62, case 4, apartment 19

e-mail: *****@***ru

The summary

Now, the risk covers all parties of our life: from personal material to the global natural. The various organizations in the activity face their every possible kinds. Activity nonstate pension funds also is interfaced to different groups of risks which are considered in given article.

на статью "Риски негосударственных пенсионных фондов" аспиранта кафедры финансов и кредита ЯрГУ им. П. Г. Демидова.

В статье исследует взаимодействие негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний и выделяет риски, присущие НПФ.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку, во-первых, рассматриваемые вопросы являются в настоящий момент остро дискуссионными, а, во-вторых, играют важную роль в изучении проблем пенсионной системы РФ.

Статья оформлена в соответствии с требованиями, включает предисловие, основную часть, выводы.

Научная статья "Риски негосударственных пенсионных фондов" соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого рода и рекомендуется к публикации.

Научный руководитель доцент кафедры «Финансы и кредит» ЯрГУ им. П. Г. Демидова, кандидат экономических наук Кузьмин Иван Григорьевич

Зав. кафедрой «Финансы и кредит» ЯрГУ им. П. Г. Демидова, доктор экономических наук

Будущим пенсионерам дается выбор, где хранить и копить будущее обеспечение. Одним из вариантов накопления сбережений является негосударственный пенсионный фонд. Такие организации обещают большие пенсии. Стоит разобраться, что они из себя представляют и можно ли доверять им свою пенсию.

НПФ является некоммерческой организацией, в задачи которой входит социальное обеспечение и обязательное пенсионное страхование. Людям, доверившим свою пенсию негосударственному фонду, можно отслеживать все отчеты фирмы на сайте. Вся работа негосударственного пенсионного фонда строго проверяется, вряд ли они смогут что-то утаить.

Негосударственные фирмы обещают как минимум сохранить пенсию, как максимум – увеличить. Так как все деньги не просто лежат на счетах, а инвестируются под проценты.

Что такое пенсионные накопления

Каждый человек, работая, обеспечивает свою старость ежемесячными выплатами – пенсией. Проведенные реформы в 2010 году пенсию разделили на 3 части: страховую, базовую, накопительную. Все, кто родился после 1967-го, могут распоряжаться накопительной частью пенсии, которая составляет 6 % .

Она может храниться:

  • в управляющей компании;
  • в НПФ;
  • в пенсионном фонде.

Виды пенсионных выплат

В России государство предоставляет следующие виды обеспечения:

  1. Страховая пенсия. Полагается по старости, инвалидности или потере кормильца. Так называемая компенсация за все трудовые годы. Это установленная государством сумма, индексируемая каждый год.
  2. По гособеспечению полагается за выслугу, по достижении пенсионного возраста, социальная. Компенсация за утраченную способность работать. Для военных, пострадавших от катастроф и далее по списку.
  3. Накопительная. Формируется из отчислений работодателя, процентов от инвестирования.
  4. Негосударственное обеспечение. Личные взносы в счет будущего обеспечения.

Размер дополнительной пенсии

Размер обеспечения зависит от вида пенсии и следующих факторов:

  • страхового стажа;
  • объема выплат за время трудоустройства;
  • возраста;
  • специальных или тяжелых условий труда;
  • льгот.

Как работают

Суть работы негосударственных пенсионных фондов. Пишется заявление о переходе в НПФ. Средства переходят в распоряжение фонда, вводятся в оборот, инвестируются для получения дохода.

При наступлении пенсионного возраста негосударственный пенсионный фонд ежемесячно выплачивает обеспечение с прибавкой. Накопления вырастают за счет того, что деньги все это время «работают». В то время как в пенсионном фонде они не увеличиваются.

Нужна ли лицензия фондам

Деятельность негосударственных фондов находится под жестким контролем госорганов и законодательства. Открыть НПФ не так просто.

Необходимо получение лицензии на осуществление пенсионного обеспечения и страхования. Выдает Банк России на неограниченное время.

Чтобы получить такую лицензию, организация должна соответствовать ФЗ № 75 по всем пунктам:

  • организационно-правовая форма негосударственного пенсионного фонда;
  • пенсионные и страховые правила должны отвечать всем требованиям;
  • проверяется совет директоров, коллегиальный фонд, главбух, работники внутреннего контроля;
  • размер уставного капитала.

Устройство

Негосударственный пенсионный фонд работает по следующей схеме. Полученные деньги должны инвестироваться с минимальным риском. Для этого подойдут облигации, ценные бумаги. Выдавать кредиты другим фирмам запрещено. Данные сбережения неприкосновенны, их не смогут конфисковать даже государственные органы. Именно это гарантирует их сохранность.

Вся структура управления фонда устанавливается законами.

Совет директоров, состоящий из учредителей. Может также быть представитель вкладчиков. Они занимаются фондом бесплатно и добровольно.

Попечительский совет, он же контролирует работу негосударственного фонда и представляет интересы вкладчиков.

Бухгалтерия каждый год предоставляет отчетность независимым экспертам. По их заключениям публикуется отчет. Кроме отчета, ежегодно проводится актуарная оценка: способен ли негосударственный фонд продолжать свою работу.

Кто осуществляет контроль деятельности негосударственных фондов

Работу негосударственных пенсионных фондов регулируют несколько структур:

  • Центробанк России. Основной контролирующий орган. Издает правовые документы, ведет реестры, проведение проверок с доступом к документам, проведением бесед с сотрудниками;
  • Министерство труда. Устанавливает правила по взаимодействию с другими фондами, вкладчиками, пенсионным фондом;
  • Министерство финансов. Контролирует учет, назначение, выплаты пенсионных сбережений.

Стоит ли переходить в НПФ (шило на мыло)

Перевод НЧ – добровольное желание. Негосударственные пенсионные фонды организованы для того, чтобы была возможность и альтернатива увеличения размера обеспечения в старости.

Так как ПФ России не может дать даже 6 % доходности в отличие от некоммерческих организаций. Но и эту сумму инфляция поглотит, поэтому деньги на счетах со временем обесцениваются, где бы ни хранились. Все же расскажу о плюсах и минусах перевода накопительной части.

Плюсы и минусы НПФ

В первую очередь о преимуществах:

  • увеличение накопительной части за счет инвестирования;
  • передача по наследству;
  • материальное страхование (средства никуда не пропадут). Даже если НПФ ликвидируется, средства переводятся в ПФ;
  • можно переводить деньги между некоммерческими организациями или вернуть их в ПФ;
  • отслеживание накоплений на сайте;
  • прозрачная деятельность организаций и ежегодная отчетность.

Теперь о недостатках:

  • предугадать, насколько увеличатся накопления, невозможно из-за нестабильности финансового рынка;
  • ответственность за выбор некоммерческой организации остается на вкладчике;
  • проценты по НЧ теряются при смене фонда или ликвидации организации.
Инфляция будет всегда больше процентов по инвестициям. Это главный минус. За счет того, что негосударственные фирмы не могут рисковать средствами вкладчиков, инвестируют в низкодоходные инструменты, прибыль не будет высокой. А с годами и вовсе обесценится.

Риски

При переходе в НПФ есть вероятность того, что:

  • заявка на переход не будет одобрена;
  • может потеряться весь инвестдоход, так как переводить накопления рекомендуется на чаще чем 1 раз/5 лет;
  • если данные вкладчика попадут в ненадежную фирму, которая продаст базу данных, без его ведома НЧ может переводиться по некоммерческим организациям.

Как оформить переход в НПФ

Чтобы перейти в НПФ, первое, что нужно сделать, – выбрать организацию, которой доверите свою НЧ.

Второе – заключить договор, обязательно изучить.

Третье: до конца календарного года заявление пишется для ПФР о переводе средств в некоммерческую фирму.

Четвертое: получите письменное уведомление о переводе денег.

На практике все происходит так: вкладчик обращается в организацию. Тут же с помощью ЭЦП заполняется заявка и договор. Экземпляры отдают на руки. Там указано, когда НЧ будет переведена, как можно отследить. Прощаются.

Оформить переход можно в многофункциональном офисе или через Госуслуги.

Процесс перевода накопительной части в НПФ

В течение календарного года собираются заявления на перевод сбережений. До марта следующего года происходит обработка данных и перевод накопительной части в негосударственный фонд. То есть после марта следующего года можно узнать о статусе накоплений.

  1. В первую очередь советую обратить внимание, насколько надежна компания. Рейтинг не ниже ruAAA, доверительный прогноз.
  2. Как давно на рынке. Старше 98 года – прекрасно.
  3. Отрасль компании, основавшей НПФ, – начать анализ с тепловой энергетики, металлургии, добычи нефти.
  4. Отзывы. Сомнительный критерий, лучше фильтровать все, что написано в сети, но найти достоверную информацию можно.

Рейтинг лучших НПФ

НПФ с высокими показателями доходности и надежности:

  • Сбербанк;
  • Лукойл;
  • Газфонд;
  • Нефтегарант;
  • Сургутнефтегаз.

По объемам накоплений, числу вкладчиков во всех рейтингах лидирует Сбербанк.

Ни один негосударственной пенсионный фонд не смог обогнать по доходности за последние пять лет расширенный портфель ВЭБ, кроме НПФ «Согласие-ОПС» (с 6 декабря присоединен к НПФ «Нефтегарант», мажоритарным акционером которого должен быть концерн «Россиум»), следует из ежегодного обзора АНПФ за 2017 год и начало 2018 года. Доходность, которая начисляется непосредственно на счета клиентов, по расширенному портфелю ВЭБа составила 48,8%, а у фонда «Согласие-ОПС» - 49,37%.

При подготовке отчета был выбран период 2013-2017 годов, поскольку именно за это время фонды впервые должны были раскрыть в отчетности по МСФО доходность, начисленную на счета клиентов, поясняет автор доклада, ведущий аналитик «Пенсионных и актуарных консультаций» Евгений Биезбардис. «Раньше очищенная доходность публиковалась в добровольном порядке. В связи с раскрытием накопленные данные по некоторым фондам пришлось актуализировать», - отмечает он.

Лидеры и аутсайдеры

Накопленная инфляция за пять лет составила 44,62%. Спасти пенсионные деньги своих клиентов от роста цен смогли лишь 12 негосударственных пенсионных фондов. Из крупных игроков в их число попали НПФ ВТБ (46,13%), Ханты-Мансийский НПФ (45,85%) и НПФ «Нефтегарант» (45,07%). А вот НПФ «Газфонд» (44,6%) и НПФ Сбербанка (41,9%) не удалось обогнать инфляцию.

Аутсайдерами по доходности стали фонды, у которых возникли проблемы из-за вложения в активы банков «московского кольца» и в структуры, связанные с собственниками, говорит директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин. Так, самая низкая доходность у фондов группы «Будущее», ранее принадлежавшим уехавшему в Лондон Борису Минцу. НПФ «Будущее» заработал для клиентов лишь 14,26%, НПФ Телеком-Союз - 25,07%. Небольшую доходность показали НПФ «Сафмар» (32,9%) и фонды, ушедшие на санацию вместе с ФК «Открытие» в августе 2017 года, - НПФ Лукойл-гарант (33,67%), НПФ РГС (35,56%), НПФ электроэнергетики (36,45%).

В пресс-службе НПФ «Сафмар» низкую доходность объяснили акцентом инвестпортфеля на акции крупнейших частных банков, которые были санированы. «Также акции Сбербанка и ВТБ дали разнонаправленный результат», - сказали в фонде. Теперь НПФ делает упор на облигации. В пресс-службе НПФ Сбербанка отметили, что фонд проводит консервативную инвестиционную политику с целью в первую очередь обеспечить сохранность средств пенсионных накоплений, а отставание от инфляции планирует компенсировать в ближайшие два года. НПФ «Будущее» отказался от комментариев, остальные фонды с низкой доходностью не ответили на запрос Forbes.

Следует помнить, что в 2014 году была огромная инфляция, и то, что некоторые фонды смогли инфляцию обогнать - это, скорее, случайность, чем закономерность, считает управляющий директор агентства «Эксперт РА» Павел Митрофанов. «Кто-то удачно вложился в валюту, у кого-то были просто удачные активы», - говорит он.

По словам Биезбардиса, в последние годы отдельные фонды значительно увеличили свои активы вследствие массового привлечения клиентов и присоединения других НПФ. Им стало сложней умещаться на фондовом рынке, на котором все сильнее растет роль государства и зависимости от стоимости энергоресурсов. Также после кризиса 2014 года для ряда фондов реализовался риск связанных инвестиций в дружественные структуры.

Существенные риски для НПФ несет и 2019 год - макроэкономика не столь предсказуема, как хотелось бы, да и геополитический фон не слишком благоприятный, говорит Биезбардис. Сейчас, по его мнению, фондам нужно сосредоточиться на переформатировании инвестпортфелей с учетом ускорения инфляции и роста процентных ставок.

Успех государства

Лидерство ВЭБа по доходности обусловлено несколькими причинами. Во-первых, фонды, значительно увеличившие свою клиентскую базу по итогам переходной кампании, могут показать сравнительно более слабый результат, чем те, которые теряют клиентов, говорит Биезбардис.

«Доход от инвестирования зарабатывается на протяжении всего года, но в случае с фондами-донорами, к которым можно отнести и ПФР, он распределяется по итогам года на меньшее число счетов, чем в начале отчетного периода. При этом ВЭБ управляет подавляющей частью активов госфонда. Смена НПФ и ВЭБ происходят раз в году, обычно по окончанию первого квартала», - говорит аналитик.

Во-вторых, прошлый год был удачным в плане инвестирования в гособлигации, и фонды с консервативной стратегией показали лучшие результаты, отмечает Биезбардис. Хотя в два предыдущих года, как показывают индексы пенсионных активов, можно было больше заработать на акциях, добавляет он.

Лидирующая позиция ВЭБ означает, что портфель госбумаг оказался эффективнее высококлассных облигаций компаний. Это говорит о незрелости российского фондового рынка, на котором безрисковый инструмент показывает самую высокую доходность, считает Павел Митрофанов. « Склонность фондов покупать ОФЗ усилилась после стресс-тестов ЦБ, в ходе которых ОФЗ оказались самыми эффективными бумагами для их прохождения», - говорит аналитик.

По его словам, число качественных эмитентов на рынке снижается - компании все чаще идут за заемными средствами в банки, а не на фондовый рынок, поскольку из-за крупных аукционов ОФЗ, которые проводятся с большой премией, стоимость привлечения долгового капитала возросла. «Но мы надеемся, что Минфин приостановит активные размещения по повышенной ставке, что восстановит рынок публичного долга», - добавляет Митрофанов.

Аутсайдеры по доходности проводят сейчас расчистку баланса, и им понадобится еще год-полтора для восстановления позиций на рынке, считает Ногин. «Но это восстановление по большей части будет зависеть от закона об индивидуальном пенсионном капитале и его конфигурации», - заключил эксперт.

Самый интересный вопрос - это успех НПФ «Согласие-ОПС», говорит Ногин. «В моем понимании это фонд, который связан с МКБ, и мог попасть в число игроков, активно инвестирующих в облигации банков «московского кольца». Однако он показал хорошую доходность и не был замечен в проблемах», - комментирует эксперт.

© 2024 Все о получении кредита. Информационный портал