Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Стратегия развития теплоснабжения в российской федерации. Развитие теплоснабжения в россии. Ii. надежность и качество теплоснабжения

Описание:

За 100 лет развития теплоснабжения в России сложилась уникальная система, характеризующаяся следующими аспектами. Во-первых, в настоящее время около 72 % всей тепловой энергии производится централизованными источниками (мощностью более 20 Гкал/ч), остальные 28 % производятся децентрализованными источниками, в том числе 18 % – автономными и индивидуальными источниками. Кроме того, незначительная часть спроса на тепловую энергию (4,5 %) удовлетворяется за счет утилизации сбросного тепла от технологических установок, а доля тепла, получаемого от возобновляемых источников энергии, очень мала.

Энергетическая стратегия и развитие теплоснабжения России

Теплоснабжение

Стратегические цели теплоснабжения – это в первую очередь:

Надежное снабжение теплом предприятий экономики и населения страны;

Повышение эффективности функционирования и обеспечение устойчивого развития отрасли на базе новых современных технологий;

Максимально эффективное использование возможностей когенерации.

Для достижения этих целей необходимо:

Разработать программу реформирования теплоснабжения в России и создать государственную систему управления процессами теплоснабжения;

Пересмотреть политику теплоснабжения городов и предприятий в части оптимального снижения централизации с целью повышения надежности теплоснабжения и снижения затрат на передачу тепловой энергии;

Разработать и осуществить меры государственного регулирования для обеспечения коммерческой эффективности теплофикации для сохранения первичных энергоресурсов, снижения вредных выбросов от энергоисточников в окружающую среду, рационального использования территорий городов.

Для решения накопившихся проблем в теплоснабжении, которые проявились в последние годы особенно в жилищно-коммунальном секторе и связаны с эксплуатацией и дальнейшим развитием систем теплоснабжения (централизованных, децентрализованных, автономных, индивидуальных), необходимо осуществление комплекса мер, в частности:

1. В области совершенствования организационной, нормативной и правовой базы:

Объединение тепловых сетей акционерных обществ энергетики и электрификации и муниципальных тепловых сетей в рамках одного предприятия (от коллекторов источников тепловой энергии до конечных потребителей), что определит ответственность таких предприятий за надежное и экономически эффективное теплоснабжение конечных потребителей со всеми вытекающими из этого правовыми, экономическими и технологическими последствиями. При этом в процессе реформирования жилищно-коммунального хозяйства должны быть решены вопросы создания контролируемых потребителями организационных структур, ответственных перед населением за оказание услуг по теплоснабжению;

Обновление, расширение и при необходимости создание нормативной базы, регулирующей решение проблем теплоснабжения силами и средствами всех производителей тепловой энергии. При этом должны быть созданы организационно-правовые и экономические механизмы разработки и реализации новых комплексных генеральных планов электро-, газо- и теплоснабжения городов с учетом оптимальной структуры энергоресурсов, степени централизации теплоснабжения и теплофикации, что должно обеспечить минимизацию тарифов на производство и передачу тепловой энергии;

Создание информационно-аналитической базы данных и организация мониторинга всех действующих систем теплоснабжения для определения реальных затрат энергоресурсов, расходуемых на теплоснабжение, с последующей корректировкой (при необходимости) направлений развития тепло-снабжения в городах, регионах и стране в целом.

2. В области разработки новых подходов к тарифному регулированию, управлению спросом и развитию рыночных отношений:

Введение системы тарифов на тепловую энергию с выделением ставок за мощность и энергию, а также дифференцированных тарифов по объемам потребления, времени года, числу часов использования максимума нагрузок, и главное – отдельно по городам (возможно, и по отдельным источникам) с целью исключения перекрестного субсидирования неэкономичных источников тепла за счет высокорентабельных;

Повышение эффективности функционирования энергоисточников и тепловых сетей за счет снижения издержек системы теплоснабжения в целом, привлечения частных инвестиций, создания условий для превращения теплоснабжения в сферу, привлекательную для бизнеса;

Обеспечение управления спросом на тепловую энергию силами и средствами потребителей (а не поставщиков тепла, как это до сих пор принято в России), для чего потребуется массовое внедрение систем автоматического регулирования на тепловых пунктах у конечных потребителей с поэтапным переходом на независимые схемы присоединения к сети и внедрением количественного и количественно-качественного регулирования отпуска тепловой энергии, которая может быть поставлена (подана) в сеть от различных источников;

Развитие рыночных отношений и изменение структуры собственности, что повлияет на структуру производства тепловой энергии в направлении децентрализации и меньшей зависимости от акционерных обществ энергетики и электрификации.

3. В области технического перевооружения отрасли:

Осуществление реконструкции, модернизации и развития действующих систем централизованного теплоснабжения с целью максимально возможного использования комбинированного производства электрической и тепловой энергии;

Обеспечение совершенствования технологий в области теплоснабжения и теплофикации, снижение себестоимости производства тепловой энергии за счет внедрения газотурбинных, парогазовых, газопоршневых и газовинтовых ТЭЦ различной мощности с вытеснением действующих газовых котельных в зону пиковых тепловых нагрузок;

Принятие мер по повышению надежности тепловых сетей за счет перехода на предварительно изолированные трубы, совершенствования оборудования, используемого в системах централизованного и децентрализованного теплоснабжения;

Обеспечение с учетом суровых климатических условий и кризисных явлений в секторе муниципального теплоснабжения в каждой системе теплоснабжения резервных мощностей и запасов топлива в зависимости от продолжительности сверхнизких температур и их абсолютного значения.

Поскольку теплоснабжение в России имеет большое социальное значение, повышение его надежности, качества и экономичности является безальтернативной задачей. Любые сбои в обеспечении населения и других потребителей теплом негативным образом воздействуют на экономику страны и усиливают социальную напряженность. Поэтому в рассматриваемой перспективе государство должно оставаться важнейшим субъектом экономических отношений в отрасли.

Одной из важнейших задач государственной энергетической политики является гарантированное обеспечение энергетическими ресурсами населения, социально значимых и стратегических объектов по доступным ценам.

Сравнительно высокий уровень расходов на энергообеспечение в доходах малообеспеченных слоев населения, недостаточный уровень социальной поддержки реформ обуславливают необходимость проведения активной социальной политики, целью которой является минимизация негативных последствий повышения цен на энергоресурсы, в том числе и на тепло и горячее водоснабжение, для социально незащищенных групп населения.

Намечаемые уровни развития теплоснабжения, коренная модернизация и техническое перевооружение отрасли потребуют значительного роста инвестиций (рис. 6). Основным источником капитальных вложений будут являться собственные средства предприятий отрасли, государственное (муниципальное) финансирование, заемные средства, в том числе привлеченные на условиях проектного финансирования.

Создание условий для развития бизнеса в энергоэффективности и теплоснабжении является главной задачей. Для ее решения необходима разработка и принятие ряда законодательных актов.

Во-первых, закон «О теплоснабжении», которым регламентируются гражданско-правовые отношения, складывающиеся в теплоснабжении, отношения, связанные с регулированием деятельности по организации и функционированию теплоснабжения, а также ответственность органов исполнительной власти всех уровней за надежность, качество, эффективность и доступность теплоснабжения. По плану работы Правительства РФ упомянутый проект закона должен быть разработан в IV квартале 2003 года.

Во-вторых, внесение в закон «Об энергосбережении» изменений и дополнений, конкретизирующих механизмы исполнения отдельных его статей, в первую очередь касающихся федеральной бюджетной сферы, правовой основы создания региональных и муниципальных фондов энергосбережения, льгот при реализации энерго-сберегающих мероприятий и административной ответственности за нерациональное использование ТЭР. Концепция законопроекта должна быть представлена Правительству РФ в IV квартале 2003 года.

Указанные законопроекты и необходимые для их реализации нормативные документы, на наш взгляд, должны быть разработаны и приняты не позднее 2004 года.

И когенерации
в Российской Федерации на период до 2020 года


Общие положения
Основания для разработки стратегии

Отраслевая стратегия развития теплоснабжения в Российской федерации разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 01.01.01 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и имеет целью формулирование долгосрочных ориентиров развития отрасли теплоснабжения.

В статье 2 п. 27 названного закона дано понятие отраслевого документа стратегического планирования: «документ, в котором определены приоритеты, цели и задачи государственного и и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного достижения и решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного и муниципального управления Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, ».

В статье 19 п. 4 этого закона дан перечень отраслевых документов стратегического планирования, включая: «отраслевые стратегии, в том числе схемы и стратегии развития отраслей экономики и сфер ».

Таким образом, Стратегия развития теплоснабжения в Российской Федерации, в первую очередь, должна определять цели и задачи государственного и муниципального управления теплоснабжением. Сведение в одном документе всех основных проблем отрасли позволяет перейти от практики отдельных правительственных поручений к систематизированной работе по комплексу взаимосвязанных проблем.


Теплоснабжение как отрасль

За 110 лет развития российская система теплоснабжения стала самой большой в мире, на ее долю приходится более 40 % мирового централизованного производства . Рынок тепловой энергии – один из самых больших монопродуктовых рынков России.

Потребление тепловой энергии составляет в стране около 2 млрд Гкал в год, в том числе от централизованных систем 1,4 млрд Гкал. На производство тепловой энергии для систем теплоснабжения расходуется 320 млн т. у. т., или 33% потребления первичной энергии в России.

Российское централизованное теплоснабжение состоит из 50 тыс. локальных систем, обслуживаемых 18-ю тысяч предприятий.

Платежи за отопление и горячую воду составляют большую часть в структуре оплаты населением коммунальных услуг. Соответственно, основные резервы снижения платежей населения за находятся также в теплоснабжении.

Под отраслью экономики понимается совокупность предприятий производящих однородную продукцию по однотипным технологиям. Теплоснабжение было выделено как отдельная отрасль в после принятия 27 г. федерального закона «О теплоснабжении».

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) теплоснабжение как «производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)» имеет код 40.3 и делится на 10 подвидов деятельности. Законодательство о теплоснабжении не вводит особенностей регулирования для систем теплоснабжения, различающихся по величине, соответственно, понятие нецентрализованных систем теплоснабжения применяется как технологическое.

В законе «О теплоснабжении» дано понятие термина теплоснабжение: «обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности». Там же дано определение потребителя тепловой энергии: «лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках, либо для оказания коммунальных услуг в части горячего и отопления».

Из совокупности двух вышеназванных определений следуют следующие выводы:

    Теплоснабжение относится к товарным рынкам (не рынкам услуг) на которых на границе балансовой ответственности продаются товары ─ тепловая энергия, теплоноситель и мощность. Если отсутствует приобретение (покупка) тепловой энергии (мощности), теплоносителя, то лица, использующие их, не являются потребителями, а самостоятельное обеспечение тепловой энергией и горячей водой не является теплоснабжением. В настоящей стратегии самостоятельное теплообеспечение рассматривается только как альтернатива теплоснабжению.

Система терминов, которая действует в законодательстве о теплоснабжении, а также в смежных законодательствах (жилищном и о водоснабжении) нуждается в серьезной переработке с учетом того, что теплоснабжение – товарный рынок.

До сих пор законодательно не разделены понятия коммунального ресурса и коммунальные услуги. Это приводит к многочисленным спорам, разногласиям и в конечном счете – к финансовым потерям всех участников рынка. Необходимо ввести четкую и однозначную систему терминов для описания этих отношений.

Для определения коммунальной услуги необходимо ориентироваться на международные стандарты эргономики, определяющие особенности и возможности функционирования человека в системах: человек, вещь, среда. В них вместо упрощенного понятия «отопление» действует понятие «теплового комфорта», который достигается при правильной эксплуатации строительных конструкций зданий, обеспечении качества , распределении теплоносителя по теплопотребляющим установкам. При оценке качества услуги должны учитываться температура стен, потолков, полов (не ниже чем на 4 ⁰C от температуры в помещении), подвижность воздуха (особенно у пола) и его относительная .

Россия присоединилась к европейскому стандарт эргономики, это ГОСТ Р ИСО 7730-2009. «Эргономика термальной среды.

Аналитическое определение и интерпретация комфортности теплового режима с использованием расчета показателей PMV и PPD и критериев локального теплового комфорта». Стандарт позволяет провести аналитическую оценку теплового комфорта на основе показателей PMV (прогнозируемая средняя оценка качества воздушной среды).) и PPD (PPD – прогнозируемый процент недовольных температурой среды), а также критериев локального теплового комфорта и помогает оценить приемлемость условий окружающей среды для обеспечения теплового комфорта человека.

Требования вышеназванного стандарта были учтены в ГОСТ 30494-2011. «Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях» пункт 2.6. «Оптимальные параметры микроклимата: сочетание значений показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают нормальное тепловое состояние организма при минимальном напряжении механизмов терморегуляции и ощущение комфорта не менее чем у 80% людей, находящихся в помещении». ГОСТ 30494-2011 включен в Перечень документов в области , в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 01.01.2001 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Цели государственного и муниципального управления теплоснабжением
Полномочия государственных и муниципальных органов власти

В соответствии со статьей 14 Федерального от 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах в Российской Федерации» организация в границах поселения теплоснабжения населения относится к вопросам местного значения, то есть эта задача возложена на органы местного самоуправления.

Под «организацией теплоснабжения» следует понимать создание условий для надежного и безопасного функционирования систем теплоснабжения в рамках заданных на федеральном уровне правил. Этот термин должен быть раскрыт в .

Основная задача федеральных органов власти – создание единой нормативной и регуляторной среды, которая обеспечивает безопасное, надежное и качественное теплоснабжение. К полномочиям органов государственной власти относятся (тарифное, антимонопольное и так далее), контроль и надзор.

Государство нормирует требования качества, надежности и безопасности (включая экологию) теплоснабжения. Обеспечить выполнение этих норм можно во множестве вариантов.

Органы местного самоуправления наделены правом определять оптимальный вариант развития через утверждение схемы теплоснабжения. Фактически через утверждение схем муниципалитетам дано право либо развивать, либо ограничивать деятельность хозяйствующих субъектов (вплоть до прекращения функционирования отдельных теплоисточников). Для исключения коррупционных рисков важно обеспечить, чтобы при этом соблюдались единые для всех прозрачные и конкурентные правила.


Цели и задачи государственного и муниципального управления

Главная цель государственного и муниципального управления теплоснабжением ─ организация качественного, надежного и безопасного теплоснабжения наиболее экономичным образом.

В этом году, 4 февраля, в ГД РФ прошло второе заседание секции по законодательному обеспечению теплоснабжения Экспертного совета при комитете по энергетике, где обсуждалась «Стратегия развития теплоснабжения в РФ на период до 2020 г.».

Предложенную для обсуждения редакцию Стратегии в целом одобрили все участники заседания, поэтому было предложено создать в кратчайшие сроки рабочую группу из представителей ФОИВ и экспертов профессионального сообщества для доработки положений Стратегии и принятия ее в качестве официального правительственного документа.

Комментируя итоги заседания, руководитель секции, первый заместитель руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Ю. Липатов отметил: «Сегодня обсуждались крайне важные для отрасли вопросы. Первая редакция проекта стратегии развития теплоснабжения, размещенная на сайте www.rosteplo.ru для широкого обсуждения, вызвала большой интерес, как у профессионалов, так и у общественности. С учетом итогов обсуждения в начале февраля этого года была подготовлена вторая редакция стратегии. Участники обсуждения были едины во мнении, что, во-первых, необходимо сформировать базу по степени надежности систем теплоснабжения в регионах, поселениях и различных округах РФ.

Во-вторых, необходимо разработать адекватную модель долгосрочного тарифного регулирования. Ведь в настоящее время существующая модель формируется на основе уже сложившейся базы по тарифам, которая не всегда отражает необходимый уровень и достаточность тарифных решений. Если теплоснабжающая организация сегодня недофинансирована, то никакая долгосрочная модель не сумеет вывести ее на безубыточность деятельности. Поэтому должны быть четко определены принципы формирования тарифной базы.

Еще одним вопросом, требующим незамедлительного решения, по общему мнению экспертов является необходимость прописать систему перехода из состояния недофинансирования в состояние достаточного финансирования. Вариантом решения этого вопроса может быть введение системы индексов в абсолютной величине. И здесь главная цель заключается в том, что теплоснабжающая организация должна стать единым центром обеспечения надежности и качества снабжения теплом в том или ином населенном пункте.

Также важной темой, которая всесторонне обсуждалась сегодня на заседании секции, стали стратегические вопросы развития когенерации. В свое время комбинированное производство тепловой и электрической энергии было ориентировано на максимальный общий эффект для потребителей, находившихся в зоне теплоснабжения ТЭЦ. Однако правила рынка электроэнергии не учитывают технологических особенностей ТЭЦ и общий эффект комбинированной выработки для потребителей.

Эффективность выработки электроэнергии сегодня достигается при работе ТЭЦ по тепловому графику. Главной же сложностью работы ТЭЦ в энергосистеме является значительное отличие графиков потребления электрической и тепловой энергии, как в течение года, так и в течение суток (сезонный и суточный).

Действующие на данный момент правила оптового рынка электроэнергии и мощности, касающиеся вопросов вывода оборудования из эксплуатации, не учитывают особенности работы ТЭЦ на рынке тепла. Если не решить эту проблему сейчас, то в ближайшем будущем мы можем столкнуться с тем, что работа теплоэнергостанций станет просто невыгодной. Это постепенно приведет к постепенному выводу ТЭЦ из эксплуатации и всеобщей «котельнизации» страны. Попытка же компенсировать убытки ТЭЦ от работы на рынке электроэнергии за счет роста стоимости тепла приведет к неконкурентоспособности ТЭЦ на рынке тепловой энергии. Конечно, этот вопрос нельзя решить одномоментно. Здесь требуется постепенная и пошаговая работа, которая будет продолжена. И, надеюсь, к концу весенней сессии будут предложены законодательные инициативы, позволяющие решить эти вопросы».

Источник: www.rosteplo.ru


Подходы к Стратегии развития теплоснабжения одобрены рабочей группой

  • 7 июня 2016 г.
  • 733

«В настоящее время в сфере теплоснабжения существует большое количество вопросов, решение которых надо обеспечивать на законодательном уровне…», - отметил первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Юрий Липатов.

В Государственной Думе состоялось совещание рабочей группы по разработке и принятию «Стратегии развития теплоснабжения и когенерации в Российской Федерации на период до 2020 года».

Открывая совещание, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Юрий Липатов подчеркнул: «В настоящее время в сфере теплоснабжения существует большое количество вопросов, решение которых надо обеспечивать на законодательном уровне. Одна из основных проблем, требующая безотлагательного решения - вопрос работы ТЭЦ в современных рыночных условиях. В настоящее время деятельность теплоэлектроцентралей, которые на единицу топлива выдают два продукта: тепло и электроэнергию, не урегулирована между законами «Об электроэнергетике» и «О теплоснабжении». В итоге теряется эффективность работы ТЭЦ. В этой связи Правительству необходимо скоординировать действия и наладить взаимодействие между Министерством энергетики и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по решению данного давно назревшего вопроса».

Высказывая свое мнение в поддержку подходов Стратегии заместитель директора департамента государственного регулирования тарифов инфраструктурных реформ и энергоэффективности Министерства экономического развития Дмитрий Вахруков обратил внимание на необходимость более широкого раскрытия в Стратегии решения проблем муниципального теплоснабжения.

Заместитель председателя правления НП «Совета рынка» Владимир Шкатов отметил, что вице-премьером А.В. Дворковичем в Минэнерго России возвращен на доработку проект «Энергетическая стратегия России на период до 2035 года» в связи с отсутствием, по мнению вице-премьера, понятных перспектив развития энергетики за 5-летним горизонтом.

По мнению В. Шкатова, увязать между собой все программы развития энергетических систем - задача будущего, а в настоящее время необходимо разрабатывать и принимать Стратегии по отдельным отраслям и очень правильно, что в проекте Стратегии развития теплоснабжения и когенерации в Российской Федерации на период до 2020 года предлагается увязка работы рынков электрической и тепловой энергии через решение проблемы ТЭЦ.

Подводя итог совещания, Ю.А. Липатов отметил, что проблемами теплоснабжения, которые всегда появляются на стыке взаимодействия ведомств, Правительство РФ в вопросе координации их деятельности ведёт недостаточно активную работу. В этих условиях Государственная Дума федерального собрания Российской Федерации и самая крупная партийная фракция в Госдуме вынуждена обращать на это внимание руководителей и федеральных органов исполнительной власти и Правительства Российской Федерации.

© 2024 Все о получении кредита. Информационный портал