Эволюция взглядов представителей классической политэкономии. Классическая школа политэкономии. Классическая школа — фундаментальная основа науки
Период: вторая половина ХVII – первая половина XIX вв.
Предшественники: У.Петти (Англия) и Пьер Буагильбер (Франция)
Основоположники: А.Смит, Д.Рикардо (Англия)
Последователи: Жан-Батист Сэй, Дж. Ст. Милль, Т.Мальтус
Завершение: К.Маркс
Характерные признаки классической школы:
1. неприятие протекционизма в экономической политике государства, отстаивание принципа экономического либерализма.
2. преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения.
3. выработка и применение прогрессивных методологических приемов исследования, включая причинно-следственный, дедуктивный и индуктивный, логическую абстракцию.
4. опираясь на причинно-следственный анализ, расчеты средних и суммарных величин экономических показателей, классики пытались выявить механизм формирования стоимости товаров и цен на рынке в связи с издержками производства, или количеством затраченного труда.
6. деньги были признаны стихийно выделившимся товаром, который нельзя "отменить" никакими соглашениями между людьми.
Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась также на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом. Поэтому уже в мануфактурный период, который выдвинул на первый план в экономике капитал, занятый в сфере производства, протекционизм меркантилистов уступил свое доминирующее положение новой концепции – КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА, базирующейся на принципах невмешательства государства в экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей.
Формирование классической политической экономии было подготовлено развитием капитализма. Ее первыми представителями были Уильям Петти в Англии и Пьер Буагильбер во Франции. Оба они сделали решающий шаг в сторону трудовой теории стоимости , искавшей источник капиталистического богатства в сфере производства.
Трудовая теория стоимости - Теория, согласно которой стоимость товаров или услуг определяется количеством затрат труда, необходимого для их изготовления. Эта теория игнорирует роль в производстве дефицитных природных ресурсов, а также тот факт, что стоимость использования основного капитала зависит не только от использованного для его производства труда, но и от ставки процента. Она абстрагируется и от того факта, что труд везде различается по качеству, что выражается значительными различиями в ставках заработной платы, выплачиваемой за труд, требующий различных навыков. Хотя труд, вероятно, является наиболее важным производственным фактором, он не является единственным, и базирование стоимости на одном факторе производства является большим упрощением.
Учение Уильяма Петти (1623-1687) является как бы переходным мостиком от меркантилизма к классической науке. Его работы - «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Политическая арифметика» (1683), «Кое-что о деньгах» (1682) и др. Заслуга У. Петти в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Известно его изречение: «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля - его мать».
Распространение мануфактурного и становление машинного производства означало создание материально-технической базы капитализма. Классики политической экономии пытаются открыть источник капиталистического богатства в сфере производства.
Решающий шаг в этом направлении был сделан Адамом Смитом (1723–1790). В опубликованном в 1776 г. «Исследовании о природе и причинах богатства народов» Адам Смит анализирует условия производства и накопления богатства. В основе его концепции лежит идея «неуравнительного равенства». Каждый человек уникален, он обладает данными от природы (или благоприобретенными) способностями. Эти различия индивидов становятся общественно значимыми благодаря обмену и торговой деятельности. Их односторонность и ограниченность превращаются в их достоинство, так как специализация повышает производительность труда. Обмен, минимизируя издержки, заставляет людей становиться «глубокими специалистами в узкой области». Индивиды становятся полноправными членами общества, необходимыми друг другу благодаря своей специализации.
ЧТО ТАКОЕ БОГАТСТВО?
В отличие от меркантилистов и физиократов Смит утверждал, что источник богатства не следует искать в каком-то специфическом роде занятий. Богатство представляет собой продукт совокупного труда всех – фермеров, ремесленников, моряков, торговцев и др. Источником богатства, создателем всех ценностей является ТРУД.
Þ Сущность богатства - годичный труд народа, который создает продукты для существования и удобства жизни, т.е. направляется на потребление.
Þ НЕ деньги
Þ Продукт совокупного труда всех сфер производства, всех профессий.
Þ Продукты создаются как товары – для обмена .
Þ В основе богатства – разделение труда.
В своем главном экономическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) А. Смит придавал решающее значение разделению труда как основному фактору повышения производительной силы.
Разделение труда Смит объяснял так:
Потребности людей разносторонни,
А дарования односторонни,
Каждый человек от рождения способен только к одному виду труда
Разделение труда повышает производительность тремя способами:
- увеличением ЛОВКОСТИ каждого отдельного рабочего;
- экономией ВРЕМЕНИ при переходе от одного вида деятельности к другому
- способствует ИЗООБРЕТЕНИЮ и внедрению машин и механизмов, облегчающих и сокращающих труд.
Пример: булавочная мастерская – 10 чел. вырабатывали 48 000 булавок в день, или каждый по 4800. Если бы они работали в одиночку, то не более 20 булавок. Разница в производительности – 240 раз.
Разделение труда повышает эффективность не только на одном предприятии, но и в обществе в целом.
Пример: производство ножниц. Участвуют: рудокоп, дровосек, угольщик, строитель, каменщик, кузнец, производитель инструмента и др.
Чем глубже разделение труда, тем интенсивнее обмен. Продукты производятся не для личного потребления, а для обмена на продукты других производителей.
КТО СОЗДАЕТ БОГАТСТВО?
Зарождение этой школы в 17 веке связано с тем, что официальное первое экономическое учение - меркантилизм - устарело, и уже не могло далее решать проблемы, встающие перед экономикой того времени. Классическая родоначальником которой всеобще признается прошла в своем становлении определенные этапы, о которых хотелось бы поговорить подробнее.
Первый этап - конец 17 века и начало 18, когда У. Петти в Англии, а Пьер Буагильбер во Франции стал развивать новые для того времени положения касаемо экономических вопросов, которые в скором времени преобразовались в такую мысль, как классическая школа политической экономии.
Следует отметить, что в классической школе в середине 18 века получило развитие такое интересное направление, как физиократия, основоположником которого считается Франсуа Кенэ. Представители данного течения во главу угла ставили сельское хозяйство, полагая, что только оно действительно создает продукт. А, например, те же кузнецы просто преобразовывают уже имеющиеся материалы, поэтому их деятельность не столь существенна.
Второй этап полностью связан с выдающимся экономистом Адамом Смитом, чей труд «Богатство народов» (1776 год) до сих пор вызывает огромнейший интерес науки. Его знаменитая «невидимая рука рынка» была признана выдающейся идеей того времени и долгий период признавалась единственно правильной. Суть заключается в том, что существуют определенные объективные законы, которые способствуют тому, что любой поиск выгоды отдельного человека все равно приведет к выгоде всего общества. В свою очередь рынок есть механизм, который балансирует между интересами продавцов и покупателей.
Третий этап (почти вся первая половина 19 века) ознаменован переходом, прежде всего, в Англии, к автоматизированному производству, что способствовало осуществлению промышленного переворота. Классическая политическая экономия на том этапе развивалась Д. Рикардо, Т. Мальтусом, Ж.Б. Сэем.
На завершающем, четвертом этапе, который занял всю вторую половину 19 века, Карлом Марксом, прежде всего, производилось обобщение лучших трудов, представленных за все то время, пока существовала классическая школа политической экономии.
Следует сказать, что зачастую данную школу называют немного иначе - буржуазной политэкономией. Дело в том, что именно с нее и получила свое развитие классическая политическая экономия, так как представители делали акцент на защите интересов буржуазии. Свои предложения по поводу невмешательства государства в экономику классики противопоставляли идеям меркантилистов, которые выступали за широкое применение
Классическая политическая экономия - это поистине фундаментальное изучение многих экономических процессов на основе не просто рассуждений и предположений, а теоретических исследований. Тем самым классики контрастировали с меркантилистским эмпиризмом.
Классическая политическая экономия характеризуется следующими факторами:
- В основе лежит трудовая Классики говорили о том, что любой товар оценивается с точки зрения того, сколько сил было затрачено на его производство.
- Государство должно минимально вмешиваться в экономику.
- Взгляд классиков прикован к сфере производства, тогда как сфера обращения уходит на второй план.
- Введена категория «экономический человек», то есть рассматривается только то, что каждый стремится получить выгоду, но пренебрегаются моральные и нравственные устои.
- Деньгам уделялось не так много внимания, большая часть их функций попросту не рассматривалась. Деньги - лишь то, с помощью чего можно обмениваться товарами.
- Выделялась зависимость: чем больше заработная плата, тем больше прирост работников, и наоборот.
Таким образом, классическая политическая экономия - это учение, пришедшее на смену меркантилизму, который вследствие определенных факторов (развитие товарно-денежных отношений, завершение процесса первоначального накопления капитала и т.д.) не шел в ногу с экономическим прогрессом общества того времени. Однако для науки оба течения представляют невероятную ценность и с интересом изучаются не только экономистами.
Классическая школа политэкономии относится к числу зрелых направлений экономической мысли. Классической ее называют, прежде всего, за подлинно научный характер многих ее теорий и методологических положений. Школа зародилась в конце XVII в. и достигла расцвета в XVIII-XIX вв. В ее развитии с некоторой условностью можно выделить четыре этапа.
Первый этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в. Для этого периода характерно расширение сферы рыночных отношений. Экономическая мысль этого времени сосредотачивается уже не на сфере обращения, а на сфере производства. Это эпоха зарождения классической политической экономии. Ведущие ее представители Уильям Петти (I623-1687) - основоположник классической полиэкономии в Англии и Пьер Буагилъбер (1646-1714) - родоначальник школы во Франции.
В отличие от меркантилистов У. Пегги утверждал, что богатство нации образуют не только драгоценные металлы, но и земли страны, дома, корабли, товары. Образование богатства происходит не в торговле, а в сфере производства благодаря труду. Петти - первый автор трудовой теории стоимости, согласно которой ценность товаров создается определенным количеством затраченного труда. Экономист выступал против притока драгоценных металлов в страну, так как видел в нем источник роста внутренних цен. Петти отмечал, что избыток денег ведет к росту цен, а недостаток - к сокращению объемов производимых работ. Иными словами, он являлся сторонником количественной теории денег.
К сведению. У. Петти родился в семье мелкого ремесленника. Отказавшись заниматься семейным ремеслом, нанялся юнгой на корабль. Через год он сломал ногу и был высажен на ближайший берег с незначительной суммой денег. В чужой стране Петти смог выжить и даже поступил в колледж. Па жизнь зарабатывал самыми разнообразными способами: чертил морские карты, служил в военном флоте. Дальнейшую жизнь посвятил изучению медицины. В 27 лет получил степень доктора физики и стал профессором анатомии в одном из английских колледжей. У. Петти изучат математику, хотел стать изобретателем (изобрел копировальную машину и получил патент на нее). Затем внезапно оставил свою должность и нанялся врачом при главнокомандующем английской армии в Ирландии. Петти обогатился, взявшись за правительственный подряд по составлению карты покоренной Ирландии, и здесь ему очень пригодились полученные в свое время знания по картографии. Приехав в Ирландию простым медиком, через несколько лет он стал одни из самых богатых людей в стране. В 38 лет он был возведен в рыцарское звание и стал именоваться сэром У. Петти.
П. Буагильбер, как и У. Петти, не был профессиональным ученым-экономистом. Источником богатства он также считал сферу производства, а торговле отводил роль условия, необходимого для развития экономики. Буагильбер безотносительно своего английского единомышленника выдвинул трудовую теорию стоимости. Он абсолютизировал роль сельского хозяйства в экономическом росте страны, отстаивал политику, направленную на поощрение развития сельского хозяйства. Буагильбер недооценивал роль денег как товаров. Он был единственным представителем классической школы, требовавшим упразднения денег.
К сведению. П. Буагильбер родился в семье дворянина. Следуя отцу, получил юридическое образование. Некоторое время занимался литературой, затем обратился к традиционный для семьи профессии юриста. В результате ссоры с отцом был лишен наследства. Долгое время работал судьей, затем получил доходную и влиятельную должность генерального начальника судебного округа. На этой должности он находился в течение 25 лет и незадолго до смерти передал ее старшему сыну. Высокое общественное положение стимулировало его интерес к экономическим проблемам страны. Работы Буагильбера являются одним из важнейших источников сведений о состоянии экономики Франции той эпохи.
Второй этап развития классической политической экономии охватывает период последней трети XVIII в. Это время расцвета классической политэкономии, формирования ее основных категорий и законов. Данный этап развития науки связан с именем и трудами шотландского экономиста и философа Адама Смита (1723-1790). Его несомненная заслуга состоит в том, что он впервые изложил экономическую теорию как целостную науку, во взаимосвязи всех ее элементов. По мнению А. Смита, основным мотивом хозяйственной деятельности человека является личный интерес. Человека он считал существом экономическим, т. е. лицом, наделенным эгоизмом и стремящемся ко все большему накоплению богатства. Стремление людей улучшить свое материальное положение способствует процветанию всего общества. В этой связи экономист сформулировал принцип «невидимой руки», который утверждал, что индивид, преследуя собственные интересы, направляется механизмом свободной конкуренции в интересах всего общества. Основой экономического учения А. Смита был принцип свободной конкуренции. Он полагал, что непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция. Только при свободном перемещении товаров, денег, капитала и людей ресурсы общества используются оптимально. Поскольку рыночные законы лучшим образом регулируют экономику, то принцип полного невмешательства государства в экономику («laissez faire») является условием ее эффективности. Вмешательство государства в экономику должно быть минимальным (обеспечение военной безопасности, правосудие, содержание некоторых общественных учреждений). Смит высоко оценивал значение разделения и специализации труда, которые ведут к росту его производительности.
К сведению. А. Смит родился в семье таможенного чиновника, умершего за несколько месяцев до его появления на свет. Он был единственным ребенком молодой вдовы. Семья жила небогато, по этой причине А. Смит не смог получить блестящего образования. Он с детства проявлял способности к учебе, в возрасте 14 лет поступил в университет в Глазго, продолжил обучение в Оксфордском университете. Смит обладал энциклопедическими познаниями по разнообразнейшим отраслям науки. В 29 лет был назначен профессором логики, затем работал на кафедре моральной философии. В дальнейшем он оставляет кафедру, отказывается от профессорской деятельности и на время заграничного путешествия становится воспитателем сына видного английского аристократа. Научный интерес Смита все более смещается к экономической науке. В возрасте 55 лет он был назначен комиссаром таможни и оставался на этой должности до кончины. Смит был одним из образованнейших людей своего времени.
Третий этап эволюции классической школы политической экономии приходится на первую половину XIX в. Это период завершения промышленного переворота в большинстве промышленно развитых государств. На данном этапе основные положения и законы классической политической экономии подвергаются переработке, идет их дальнейшее развитие. Ведущие представители данного этапа - Жан Батист Сей (1767-1832), Давид Рикардо (1772-1823), Томас Роберт Мальтус (1766-1834) и др.
Д. Риккардо является одновременно и последователем и оппонентом отдельных положений учения А. Смита. Риккардо завершил создание классической политической экономии. Его несомненной заслугой является то, что он изложил политическую экономию в строгой логической последовательности, систематизировал экономические знания того времени. Как и А. Смит, он был против вмешательства государства в экономику. Условием экономического развития считал свободную конкуренцию и другие принципы политики экономического либерализма. Ученый сформулировал теорию сравнительного преимущества, в которой доказал взаимовыгодность международной торговли. По мнению Риккардо, если разные страны обладают сравни тельным преимуществом в производстве разных товаров, то международная торговля между этими странами будет взаимовыгодна.
К сведению. Д. Рикардо был третьим из 17-ти детей биржевого маклера. Ему не довелось получить систематического образования, так как с ранних лет он был вынужден помогать отцу в бизнесе. К 16 годам он самостоятельно справляется со многими его деловыми поручениями, разбирается в торговых и биржевых делах. Женившись в 21 год без благословения родителей, Рикардо остался без их материальной поддержки и был изгнан из дома. Однако спустя несколько лет природные способности и полученные ранее навыки позволили ему добиться достаточного финансового благополучия. К 38 годам Риккардо становится крупной финансовой фигурой. В дальнейшем он сочетает занятие бизнесом и изучение экономической науки. За 4 года до смерти он оставляет занятия бизнесом и переходит на государственную службу, чтобы на практике воплотить собственные экономические идеи.
Ж. Б. Сей безоговорочно принял принцип свободы рынка и неограниченной свободной конкуренции. Деньги, по его мнению, являются только орудием обмена, так как людям нужны ни сами деньги, а то, что на них приобретается. Экономическая наука обязана Сею двумя положениями. Он сформулировал теорию трех факторов производства и так называемый закон рынка, или, как его еще называют, «закон Сея». Закон рынка утверждает, что предложение товаров создает свой собственный спрос, или иными словами, произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доход, равный стоимости всех созданных товаров, следовательно, достаточный для их полной реализации. Экономист утверждал также, что земля, труд и капитал являются равноправными факторами создания стоимости и каждый из факторов порождает свой собственный доход (рента, заработная плата, прибыль).
К сведению. Ж. Б. Сей родился в семье купца, получил образование, достаточное для продолжения семейных традиций, стал впоследствии крупным фабрикантом. Он активно занимался самообразованием, углубленно изучал политическую экономию. В последние годы жизни возглавлял кафедру политической экономии, став основателем собственной школы экономической мысли.
Т. Мальтус принял принцип А. Смита о том, что главным условием экономического развития является свободная конкуренция. Мальтус, как и его предшественники, полагал, что пределов для расширения производства не существует и рост богатства может происходить неограниченно. Однако экономист отмечает, что возможны не только частные, но и общие кризисы перепроизводства. Экономическая наука обязана Т. Мальтусу созданием теории народонаселения. Ученый утверждал, что при благоприятных условиях население увеличивается в геометрической прогрессии, а производство пищи и других необходимых предметов существования возрастает всего лишь в арифметической прогрессии. Следовательно, бедность может стать уделом всего человечества. Для решения проблемы предлагал мероприятия по ограничению роста населения.
К сведению. Т. Р. Мальтус родился в семье помещика. Поскольку Мальтус был вторым сыном в семье, то наследства ему не полагалось. Как младшему сыну ему предназначалась духовная карьера. Мальтус получил хорошее образование, ему была присвоена богословская степень. Приняв духовный сан, он становится сельским священником. Одновременно Мальтус преподает в колледже, углубленно изучает экономическую теорию. В дальнейшем он продолжил работу в должности профессора кафедры современной истории и политической экономии. При этом он продолжат исполнять в этом колледже и обязанности священника.
Четвертый этап развития классической политической экономии охватывает период второй половины XIX в. Это завершающий период становления классической политэкономии. В это время ряд положений классической политэкономии подвергается существенной корректировке, формируются новые направления экономической мысли. Ведущими представителями этого периода были Джон Стюарт Милль (1806-1873) и Карл Маркс (1818-1883), обобщившие лучшие достижения школы.
Дж. С. Милль - один из завершителей классической политэкономии. Ученый принимал основные положения классической школы. Милль поддерживал общий принцип классической политэкономии о свободе рынка, но отмечал существование различных сфер общественной деятельности, где рыночный механизм неприемлем. В связи с этим выдвинул идею активизации участия государства в социально-экономическом развитии общества. Ему принадлежат первые суждения о социализме и социалистическом устройстве общества. Предлагаемые им социальные реформы заключались в следующем: ограничение неравенства в обществе при помощи ограничения права Наследования; социализация земельной ренты при помощи земельного налога; введение корпоративной ассоциации, ликвидирующей наемный труд.
К сведению. Дж. С. Милль родился в семье известного экономиста Джеймса Милля, получил блестящее образование. Ребенок рос вундеркиндом, с детства проявлял способности к учебе, которые были весьма разносторонни (всемирная история, греческая и латинская литература, философия, политическая экономия). В 10 лет он делал обзоры всемирной истории, греческой и латинской литературы, курс политической экономии он прошел с отцом в возрасте 13 лет. Первую научную работу в области политэкономии Милль опубликовал в 23 года. Милль мечтал о политической карьере, однако его отец распорядился иначе, и молодой человек начал постигать основы бизнеса в должности младшего клерка. Всю свою жизнь сочетал занятие бизнесом с научной работой, несколько лет был членом парламента.
К. Маркс - мыслитель и общественный деятель. В своем мировоззрении опирался на идеи классической школы, правда существенно измененные. Он явился основоположником теоретической концепции, получивший название «марксизм». Марксизм - своеобразный вариант развития классической экономической школы, отстаивающий и защищающий интересы рабочего класса. Краеугольный камень марксизма - теория прибавочной стоимости, в соответствии с которой труд является единственным источником богатства, прибыль же капиталистов и рента землевладельцев только часть стоимости, созданной трудом рабочих и безвозмездно присваиваемой владельцами капитала и земли. Марксизм всесторонне исследовал капиталистическую систему хозяйствования, доказывал неизбежность ее гибели и становления новой экономической системы - социализма. Идея К. Маркса об усилении обнищания рабочего класса и о гибели капитализма оказалась ошибочной и не подтвердилась исторически. С его именем связана крупнейшая попытка людей построить общество без частной собственности и эксплуатации. К. Маркс разработал концепцию о базисе и надстройке: совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества - базис, на котором возвышается надстройка. По мнению ученого, деньги - это товар, стихийно вы делившийся среди прочих товаров и играющий роль всеобщего эквивалента, т. е. выразителя стоимости всех товаров. Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и политическую практику конца XIX-XX вв.
К сведению. К. Маркс был вторым из девяти детей адвоката. Ом изучал право, философию, историю и историю искусств. По завершении учебы получил степень доктора на философском факультете. Работал сотрудником, а затем редактором газеты. Маркс до конца жизни был ученым-теоретиком. Отличаясь большой работоспособностью, увлеченностью, глубокими знаниями, он тем не менее почти никогда не имел постоянной оплачиваемой работы. Маркс прожил большую и драматическую жизнь: в ней была большая любовь к жене, замечательная дружба с Ф. Энгельсом, ожесточенные идейные схватки, нищета.
› Экономическая теория
Вклад классической школы политэкономии в развитие экономической науки
Классическая школа политэкономии относится к числу зрелых направлений экономической мысли. Классической ее называют, прежде всего, за научный характер многих ее теорий и методологических положений. Школа зародилась в конце XVII в. и достигла расцвета в XVIII—XIX вв. В ее развитии условно можно выделить четыре этапа.
Первый этап (конец XVII в. - вторая половина XVIII в.) - эпоха зарождения классической политической экономии . Для этого периода характерно расширение сферы рыночных отношений. Экономическая мысль этого времени сосредоточена уже не на сфере обращения, а на сфере производства.
Ведущие представители - Уильям Петти (Англия) и Пьер Буагильбер (Франция).
Экономист выступал против притока драгоценных металлов в страну, так как видел в нем источник роста внутренних цен. Петти отмечал, что избыток денег ведет к росту цен, а недостаток - к сокращению объемов производимых работ. Иными словами, он являлся сторонником количественной теории денег .
Второй этап (последняя треть XVIII в.) - расцвет классической политэкономии, формирование ее основных категорий и законов .
Данный этап развития науки связан с именем и трудами шотландского экономиста и философа Адама Смита, впервые изложившего экономическую теорию как целостную науку, во взаимосвязи всех ее элементов.
По мнению А. Смита, основным мотивом хозяйственной деятельности человека является личный интерес. Человека он считал существом экономическим, т. е. лицом, наделенным эгоизмом и стремящемся ко все большему накоплению богатства. В этой связи экономист сформулировал принцип «невидимой руки рынка» , в соответствии с которым, индивид, преследуя собственные интересы, направляется механизмом свободной конкуренции в интересах всего общества.
Основой экономического учения А. Смита был принцип свободной конкуренции, как основное условие действия экономических законов. Только при свободном перемещении товаров, денег, капитала и людей ресурсы общества используются оптимально. Государству в экономике отводится роль «ночного сторожа» - гаранта соблюдения рыночных «правил игры», но не ее участника.
Третий этап (первая половина XIX в.) - это период завершения промышленного переворота в большинстве промышленно развитых государств. Основные положения и законы классической политической экономии подвергаются переработке, идет их дальнейшее развитие .
Ведущие представители данного этапа - Жан Батист Сей, Давид Рикардо.
Д. Рикардо завершил создание классической политической экономии. Его несомненной заслугой является то, что он изложил политическую экономию в строгой логической последовательности, систематизировал экономические знания того времени. Как и А. Смит, он был против вмешательства государства в экономику. Условием экономического развития считал свободную конкуренцию и другие принципы политики экономического либерализма.
Кроме того, ученый сформулировал теорию сравнительного преимущества , в которой доказал взаимовыгодность международной торговли.
Четвертый этап (вторая половина XIX в.) - завершающий период становления классической политэкономии . В это время ряд положений классической политэкономии подвергается существенной корректировке, формируются новые направления экономической мысли.
Ведущими представителями этого периода были Джон Стюарт Милль и Карл Маркс, обобщившие лучшие достижения школы.
Д. Милль поддерживал общий принцип классической политэкономии о свободе рынка, но отмечал существование различных сфер общественной деятельности, где рыночный механизм неприемлем. В связи с этим выдвинул идею активизации участия государства в социально-экономическом развитии общества. Ему принадлежат первые суждения о социализме и социалистическом устройстве общества.
Карл Маркс явился основоположником теоретической концепции, получивший название «марксизм» . Марксизм - своеобразный вариант развития классической экономической школы , отстаивающий и защищающий интересы рабочего класса.
Краеугольный камень марксизма - теория прибавочной стоимости , в соответствии с которой труд является единственным источником богатства, прибыль же капиталистов и рента землевладельцев только часть стоимости, созданной трудом рабочих и безвозмездно присваиваемой владельцами капитала и земли.
Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и политическую практику конца XIX-XX вв. С его именем связана крупнейшая попытка людей построить общество без частной собственности и эксплуатации.
Итак, классическая политическая экономия занимала «командные высоты» в экономической теории почти 200 лет, заложив основы для современной экономической науки .
А. Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политической экономии. В возрасте 44 лет он решил исполнить грандиозный и даже чудовищный, по выражению некᴏᴛᴏᴩых биографов, план - дать миру теорию социально-экономического устройства. Через 10 лет полного отшельничества он выпускает книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) В ϶ᴛᴏй книге систематизирована вся сумма накопленных к тому времени экономических знаний, тем самым А. Смит выполнил историческую задачу. Основная идея в учении Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на базе ϲʙᴏбодных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он называл «невидимой рукой». Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения его производительности, создал учение о доходах, четко сформулировал принципы налогообложения и многое другое. Его исследование стало как бы библией для ученых-экономистов Запада.
Давид Рикардо продолжил разработку теории А. Смита, преодолев некᴏᴛᴏᴩые недостатки его учения. Главный его труд - «Начала политической экономии и налогового обложения» (1809-1817) Стоит заметить, что он показал, что единственным источником стоимости будет только труд рабочего, кᴏᴛᴏᴩый и лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента, ренты); прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего; сформулировал законы обратно пропорциональной зависимости между заработной платой и прибылью, раскрыл механизм дифференциальной ренты. Его учение легло в основу английского утопического социализма.
На ошибки классической школы неоднократно указывали русские экономисты в конце XIX - начале XX в. Так, В.Я. Железнов повествовал, что классическая школа облекла ϲʙᴏи положения в абсолютную формулу, считала ϲʙᴏи теоретические выводы пригодными для объяснения хозяйственных явлений всех времен, стран и народов. Крупным недостатком классической политэкономии было игнорирование роли государства в хозяйственной жизни.
Русскими представителями классической экономической школы можно считать видного экономиста тех времен Николая Семеновича Мордвинова (1754-1845) и известного государственного деятеля Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839)
Мордвинов Н.С. - государственный и общественный деятель, президент Вольного экономического общества, адмирал, морской министр, граф, единственный из членов Верховного уголовного суда отказавшийся подписать смертный приговор декабристам. Выступал за создание развитой промышленности в России, превращение ее в мощную аграр-но-индустриальную страну, усиление экономической роли дворян, применение принудительного труда крепостных в промышленности, необходимость промышленного протекционизма для России. Последнее отличало экономические взгляды Мордвинова от учения Адама Смита. Вся же обширная экономическая его программа по существу предполагала расчистку пути для развития капитализма в России. Мордвинов подготовил денежную реформу 1830-1843 гг., теоретически доказал необходимость девальвации российской денежной единицы.
Определенным этапом эволюции мировой экономической мысли стали труды швейцарского экономиста и историка Жана Шарля Лео-нара Симонда де Сисмонди (1773-1842) Стоит заметить, что он учился в Женевском университете. Жил во Франции, Великобритании, Италии. Главный его труд - «Новые начала политической экономии» (1819) Стоит заметить, что он выступал с критикой экономического механизма капиталистического общества. В центре экономического учения Сисмонди ставил распределение, от кᴏᴛᴏᴩого зависит потребление и производство. Считал, что политическая экономия призвана быть наукой совершенствования социального механизма ради счастья человека.
Идею создания будущего общества, каждый в ϲʙᴏем понимании, выдвинули социалисты-утописты Клод Анри де Рувруа Сен-Симон
(1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837) - Франция и Роберт Оуэн (1771 -1858) - Великобритания. Стоит заметить, что они выступили с критикой капитализма и требованиями реорганизации производства, распределения и потребления, отмены частной собственности, ликвидации противоположности между умственным и физическим трудом, установления справедливой социальной системы. Последнюю Сен-Симон назвал индустриализмом, Фурье - гармонией, Оуэн - коммунизмом. Стоит заметить, что они были против революции и политической борьбы.