Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Оввз облигации внутреннего валютного займа. Восстановление народного хозяйства

Содержание

Стабильное финансовое состояние страны – залог благополучия населения, потому правительство стремится его контролировать, в том числе и за счет выпуска гособлигаций. Облигации государственного займа (ОФЗ) являются средством для покрытия бюджетного дефицита посредством выпуска федеральных ценных бумаг. Грубо говоря, государство берет у граждан в заем денежные средства под определенный процент. За последние несколько лет бюджетные доходы уменьшились (главным образом из-за резкого падения цены на нефть) и выпуск госзаймов снова стал актуальным.

Что такое государственные облигации

Облигации государственного займа – это залоговый инструмент, который правительство страны выпускает для привлечения средств населения. Физическое лицо, которое приобрело ОФЗ будет являться по отношению к стране инвестором. Государство дает гарантии по возвращению долга с начислением процентов. Валюта ценных бумаг РФ – российский рубль. На данный момент облигация государственного займа считается способом вложить свободные средства с низкими рисками. Существуют муниципальные государственные бумаги, которые выпускаются местными городскими властями.

Облигации федерального займа

Министерство финансов России снова выпускает облигации федерального займа, то есть ценные бумаги, размещение которых позволит пополнить бюджет. С 26 апреля 2019 года начинается продажа облигации федерального займа для физических лиц. Максимальный срок действия ОФЗ – три года. Общая стоимость составит 15 млрд. руб., одна государственная облигация будет стоить 1 000 руб. Минимальное количество покупки – 30 шт., максимальное – 15 000 штук.

Досрочное погашение возможно, но невыгодно. Расчет предусмотрен каждое полугодие. Размер годового дохода составляет от 7,5 до 10,5%. Облигации государственного займа выпускаются на определенный срок, тогда покупатель получает купоны (процентные выплаты). Государство объявляет о размере и дате выплат, что удобно для не слишком искушенных в инвестировании частных инвесторов.

Государственные краткосрочные бескупонные облигации

Печально известная многим аббревиатура ГКО – это государственные краткосрочные бескупонные облигации, они были выпущены в 1993 году и проработали на нашем рынке пять лет с переменным успехом. В итоге их выпуск привел к катастрофическим последствиям. Это именные бумаги, эмитентом которых выступало государство. Доход получался из разницы между стоимостью покупки и продажи ГКО. Срок погашения – от трех до шести месяцев. Право на приобретение ГКО было у иностранных граждан, что вывело ГКО на международный уровень и привело к массовому оттоку российского капитала за рубеж.

К 1998 году прибыль от ГКО была настолько высокой, что государство стало использовать для финансирования дефицита бюджета. Все шло замечательно, пока в 17 августа 1998 года обнаружилось, что выплачивать прибыль просто нечем и Министерство Финансов объявило дефолт по всем ГКО, которые обесценились на 70-80%. Это имело катастрофические последствия для экономики страны, в том числе и обвал национальной валюты, кризис коснулся всех граждан России. Все последующие ГКО выпускались (до 2006 г.) с целью погашения долгов по предыдущим займам.

Виды государственных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги являются важной частью фондового рынка в любой стране. Так можно регулировать временно свободные средства финансовых учреждений и физических лиц. Виды государственных ценных бумаг:

  • безналичные и наличные;
  • бездокументарные и документарные;
  • доходные и гарантированные;
  • нерыночные и рыночные;
  • на предъявителя и именные.

По функциям ГЦБ различаются:

  • государственные долгосрочные купонные обязательства;
  • государственные краткосрочные бескупонные обязательства;
  • облигации сберегательного займа;
  • облигации внутреннего валютного займа;
  • государственные казначейские векселя;

Кто является эмитентом

Эмитент – это организация, которая берет на себя выпуск и обеспечение ценных бумаг. В случае с госзаймом в этой роли используется государство. Оно же должно обеспечивать доходность своих ценных бумаг и гарантировать права их держателей на получение дохода от возврата денежных средств по окончанию действия госзайма. Это условие надежности облигаций государственного займа. Сейчас ситуация в стране намного стабильнее, чем в 90х годах, так что вложения в госзайм может быть надежным.

Доходность государственных облигаций РФ

Государство объявило о доходности ОФЗ, выпущенных в 2019 году, в размере от 8,5% годовых. Сравните – прибыль с депозитов в крупнейших банках России редко поднимается выше 7,5-8%. Можно считать приобретение государственных ценных бумаг вполне выгодным мероприятием. С другой стороны банки берут комиссию в размере от 05 до 1,5% в зависимости от количества приобретенных госзаймов. Итак, если вы погасите их через три года, то ваш доход за вычетом комиссии будет составлять 9,02%.

Стоит ли покупать облигации федерального займа

Правильно говорят: «Государство не обманешь, скорее оно тебя». Россияне уже имеют печальный опыт того, как заимствование денег у населения через займы сначала было добровольно принудительным в советское время или откровенно мошенническим, как в случае ГКО. Логично, что сейчас к госзайму отношение настороженное. МинФин же уверяет: сейчас, когда внешние долги СССР уже отданы, а дефицит бюджета есть, но не критичен, самое время инвестировать свободные средства в ценные бумаги, как вариант.

Ситуация с государственными ценными бумагами прошлых лет немного другая. По рискам эти инвестиции мало отличаются от других вложений на фондовой бирже. Причем самостоятельно приобрести старые ОФЗ нельзя, тут лучше воспользоваться услугами посредников – трейдеров, паевых инвестиционных фондов. Это потребует дополнительных расходов, зато снизит риск первичных инвестиций.

Срок погашения

В системе госзаймов не предусмотрены штрафы за досрочный возврат денег, дается гарантия на 100% погашение займа, причем вернуть можно любую сумму. Хотите получить доход с процентов – не рассчитывайте забрать деньги раньше, чем через год. В противном случае владелец ОФЗ два раза платит комиссию банку (при досрочном погашении комиссия взимается тоже). Зато через год стоимость ваших ОФЗ увеличится на 6-8,5%, через три – на 10,5 процентов. Цена облигаций постоянно меняется в зависимости от экономического состояния на российской фондовой бирже.

Продажа и покупка облигаций

Частные лица могут приобрести ОФЗ-17 с 26 апреля 2019 года до 25 октября 2019 года. Продаваться они будут в отделениях Сбербанк и ВТБ 24. Госзайм 2019 года нельзя будет купить на бирже или через посредников. Это сделано, чтобы предотвратить спекуляции. ОФЗ-Н (народные) не могут быть приняты как залог при кредитовании, с ними не могут производиться операции дарения. Единственный способ передачи ценных бумаг другому лицу – по наследству.

Как купить облигации федерального займа физическому лицу

Процедура покупки облигаций федерального займа 2019 года происходит просто: вы приходите в отделение Сбербанка или ВТБ (не забудьте сначала выяснить, продаются ли там ОФЗ). Заключаете договор и приобретаете. Другой вариант – покупка ОФЗ онлайн через личный кабинет на сайтах банков. Облигация государственного займа является собственностью покупателя и не может быть подарена или продана.

Где купить облигации

Предполагается, что продажа облигаций федерального займа будет проходить в крупных банках РФ – Сбербанке и ВТБ24. Не каждое отделение банка предоставляет эту услугу, ОФЗ будут продаваться в больших отделениях, предлагающих услугу Сбербанк-Премьер. Ценные бумаги от государства прошлых лет приобретаются на бирже, лично или через брокерские конторы или паевые инвестиционные фонды с небольшой комиссией.

Сколько стоят облигации государственного займа

Номинал одной облигации госзайма составляет 1 тысячу рублей. Это касается как старых государственных ценных бумаг, так и новых, которые будут выпущены в 2019 году. Причем введено новое ограничение – минимальная партия ОФЗ составляет 30 000 руб., максимальная 15 000 000 руб. Облигации, выпущенные до 2019 года, также имеют номинал в тысячу руб., но в количестве неограниченны.

Сколько можно заработать на облигациях

Новые ОФЗ-2017 имеют фиксированный доход. Доход ОФЗ-17 сроком на три года получается в районе 9% годовых, с учетом выплаты комиссии. Другие государственные ценные бумаги обещают более высокую прибыль – долгосрочные облигации (10-15 лет) до 14-16% годовых, краткосрочные на один-два года – до 11% годовых. Встречаются и более высокие проценты, но, как известно, чем выше прибыль, тем больше и риск ее не получить. Управление купленными госзаймами осуществляется или через посредников, или же самостоятельно при условии создания ЭЦП и собственного личного кабинета на бирже.

Видео: Федеральные государственные ценные бумаги РФ

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Уже более тридцати лет граждане России хранят облигации 1982 года и задаются вопросом: что с ними делать в дальнейшем? Ведь многие считают ОГВВЗ (облигации последнего государственного внутреннего выигрышного займа) обычной бумагой, которая не предусматривает никакой ценности. Но эта ситуация не является верной, ведь в настоящее время такие документы 1982 года обрели реальную ценность, поэтому появилась возможность обменять облигации внутреннего выигрышного займа на настоящие денежные средства. Однако аналитики не рекомендуют сейчас спешить, так как цена на бумаги может значительно возрасти.

Что стало причиной интереса

Облигации 1982 года, о которых власти старались забыть, стали набирать популярность благодаря действиям российского пенсионера. Ю. Лобанов, именно так зовут 74-летнего пенсионера, решил предпринять серьезные меры относительно возврата долга по бумагам. Изначально житель Ивановской области писал заявления в разные судейские инстанции страны, однако желаемого результата так и не дождался.

Поразмыслив, что делать дальше с ценными бумагами, пенсионер решил обратиться в Европейское судейство, которое признано в качестве защитника прав человека. Его дело было рассмотрено и одобрено судом. В итоге его облигации 1982 года были оценены в полтора миллиона рублей. Именно такая сумма была выплачена пенсионеру в качестве материальной компенсации.

Облигации 1982 года так же именуют «брежневским займом». Государственные чиновники Советского Союза выпустили их таким тиражом, что бумаги практически стали дополнительной валютой государства. До сих пор нет данных о реализации этих изделий, единственное, что точно известно – продажи в СССР возросли до неконтролируемых размеров. Но сейчас получается, что по всем правилам государство должно выплатить россиянам огромный долг.

На кого оформлялись государственные облигации внутреннего выигрышного займа

Ценные бумаги, выпущенные в оборот в 1982 году, ориентировались на личного представителя, их годовой доход составлял 3%. Облигации предусматривали номинал в:

  • 25 рублей;
  • 50 рублей;
  • 100 рублей.

Так как бумажные ценности были оформлены на личного предъявителя, ними можно было без особых хлопот пользоваться в сфере теневой экономики. Хотя бумаги были хорошо оценены, граждане не рассчитывали с их помощью разбогатеть, ведь многие понимали, что такой заем (являющийся и не совсем добровольным) выступал в роли действенного средства для изъятия денег у простого населения. Выплаты по облигации могли быть отсрочены на неопределенный период времени. Сколько стоит в данный момент ценная бумага никто толком сказать не мог, а при возвращении денег оказывалось значительно меньше, чем ожидалось.

Что произошло с государственными бумагами после того, как распался СССР

Владельцы ценных бумаг после распада СССР оказались в ужасном положении и решили, что уже совершенно не на что рассчитывать. Ведь после распада страны граждане потеряли не только ценные бумаги, но и немалые денежные сбережения, а также страховки разного типа. Однако в 1992 году государственный банк России предложил населению России продать облигации 1982 года по очень смешной цене. За сторублевую облигацию финансовое учреждение предлагало гражданам 160 рублей. Разумеется, продать свои бумаги решились лишь немногие люди, остальные запрятали свои сбережения до лучших времен.

Что принес 1995 год государственным облигациям

Наверное, эти бумаги так бы и лежали в укромном месте у многих людей, если бы в 1995 году не вышел закон, подписанный президентом, который являлся обязательным относительно выплат всех сбережений гражданам России. Он имел поправку, которая указывала на то, что выплаты должны получить не только владельцы вкладов, но и ценных бумаг.

Согласно новому закону, облигации 1982 года переводили в так называемые долговые рубли. После этого оценивали их стоимость и фиксировали, чтобы они не «сгорели» после инфляции. По этой схеме облигации продолжали свою «жизнь», то есть если посмотреть на этот вопрос с формальной точки зрения, то выплаты по облигации 1982 года происходят ежегодно, но вот сумма выплат вызывает большие сомнения у многих специалистов. Тут можно выделить такие моменты:

  • максимальная выплата для всех вкладчиков – 10 тысяч рублей;
  • ветеранам Великой Отечественной войны выплату увеличили до 50 тысяч.

Что можно сделать сегодня с облигациями 1982 года в 2018-2019 году

В настоящее время ценные бумаги такого образца начинают расти в цене, поэтому, как говорилось ранее, не следует спешить их продавать. Разумеется, если сильно нужны наличные средства, то можно с легкостью продать облигации некоторым фирмам, которые строят свой бизнес на купле-продаже различных бумаг. Однако такие компании предлагают клиентам низкие цены, которые в несколько раз ниже реального номинала.

Продать облигации 1982 года можно в государственной корпорации АСВ (Агентство по страховым вкладам). Именно эта организация занимается ликвидацией финансового учреждения «Витас банк», который, как многие знают, «громко разорился». Агентство предлагает купить:

  1. Облигации сторублевым номиналом по цене 49 359 рублей.
  2. Облигации пятидесятирублевым номиналом по цене 24 675 рублей.
  3. Рассмотреть в частном порядке другие варианты оценки.

В целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами, 14 мая 1993 г. был осуществлен выпуск внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ) на общую сумму 7 млрд 885 млн долл. США.

Эмитентом облигаций выступает Министерство финансов РФ, валюта займа - доллары США. Процент по этим облигациям составляет 3% годовых. Номинал облигаций - одна, десять и сто тысяч долларов. Они были выпущены пятью сериями со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет.

Неотъемлемой частью облигации является комплект из купонов, количество которых определяется сроком погашения облигации. Погашение облигаций по сериям осуществляется в следующие сроки:

Последний купон предъявляется вместе с облигацией, подлежащей погашению.

Основным платежным агентом по выплате основного долга по облигациям и процентов по купонам является Центральный банк РФ, опирающийся на свои валютные и золотые резервы, который может назначать дополнительных платежных агентов (коммерческие банки).

Облигации внутреннего валютного займа стали первыми на развивающемся рынке валютных облигаций России. Это единственная валютная государственная ценная бумага в стране, выпущенная в расчете прежде всего на иностранных инвесторов. Следует отметить, что эти облигации на первом этапе не пользовались активным спросом отечественных покупателей ценных бумаг. Такое положение вызвано низким доверием покупателей к любому виду государственных ценных бумаг, основывающемся на предыдущем опыте рублевого государственного облигационного займа послевоенного периода. Большую роль также сыграла неопределенность правопреемников организаций, поменявших статус после распада СССР. Из-за этого первичное размещение ОВВЗ шло более низкими темпами, чем планировалось, что определило низкую ликвидность рынка.



Иностранные инвесторы настроены более оптимистично. С одной стороны, валютные облигации Министерства финансов имеют бумажную форму выпуска, с другой стороны, причина столь заметной роли иностранных инвесторов на рынке ОВВЗ связана с высокой доходностью ценных бумаг. Уровень доходности ОВВЗ значительно превышает уровень доходности на зарубежных фондовых рынках. Второй этап начался тогда, когда иностранные инвесторы разместили крупные заказы на покупку ОВВЗ. Рынок активизировался, и дневной оборот вторичных торгов вышел на уровень 30-50 млн долл.

Однако существовали и отрицательные факторы: отдаленность срока погашения облигаций четвертого и пятого траншей, политическая неустойчивость, не слишком обнадеживающие темпы стабилизации российской экономики, что увеличивало риск вложений в долговые бумаги российского правительства.

За время существования этого финансового инструмента на рынке значительно изменилась структура участников торгов. Если в начале это были в основном отечественные операторы, то в 1996 г. почти половина участников - это иностранные финансовые учреждения, привлекаемые высокими процентами доходов и высокой надежностью гарантий Минфина.

В развитии рынка ОВВЗ наряду с резкими взлетами были и столь же резкие падения. Котировки этих облигаций, с одной стороны, достаточно стабильны, а с другой - как ни один финансовый инструмент, они подвержены политическим влияниям.

Рынок ОВВЗ, являющийся фактически международным, чутко реагирует на любые изменения экономической и политической конъюнктуры. Доходность облигаций снижалась вплоть до октябрьского кризиса ("черного вторника") на валютном рынке 1991 г. и составляла: около 18% годовых для второго транша, около 16% для третьего и четвертого траншей и около 13,5% для пятого транша. Резкое падение спроса на валютные облигации со стороны иностранных инвесторов произошло из-за неопределенности в переговорах с МВФ, военных действий в Чечне. Динамика курсовой стоимости ОВВЗ определялась результатами переговоров с членами Парижского клуба кредиторов, когда была достигнута договоренность о реструктуризации долга бывшего СССР в объеме 37,6 млрд долл. на 25 лет. Выплаты по данному долгу начнутся только с 2002 г., а пока Россия будет платить только проценты. Котировки облигаций падали также после отставок российских реформаторов, при болезни Президента, при недополучении обещанных кредитов и т.п.

К середине мая 1996 г. успешно погашены облигации первого и второго траншей, объемом соответственно 0,226 и 1,518 млрд долл. по номиналу. В обращении остались облигации третьего транша (объем 1,307 млрд долл., срок погашения 14 мая 1999 г. четвертого транша (объем 2,627 млрд долл., срок погашения 14 мая 2003 г.) и пятого транша (объем 2,167 млрд долл., срок погашения 14 мая 2008 г.).

Ситуация стала меняться после выплаты процентов в размере 100 млн долл. Лондонскому клубу кредиторов, полного и своевременного погашения 317,5 млн долл. по пятигодичным еврооблигациям. Беспрецедентным ростом котировок характеризуется рынок облигаций внутреннего валютного займа в первой половине октября 1996 г. Рост цен ОВВЗ составил по разным траншам от 4, 5 до 6% от номинала, что сопровождалось увеличением активности европейских инвесторов на рынке российских долгов. Увеличение спроса на ОВВЗ предопределили два фактора - оптимистичное заключение американских врачей о состоянии здоровья Президента, а также увеличение кредитного рейтинга России.

Традиционно на рынке ценных бумаг инвесторы предпочитали размещать средства в государственных облигациях, как рублевых (ГКО, ОФЗ и сберегательного займа), так и валютных (ОВВЗ и еврооблигации, впервые эмитированные Минфином год назад). Эта практика сохранялась до объявления дефолта на рынке рублевых заимствований. Сегодня в условиях неопределенности курса экономического развития страны валютные облигации Минфина так же ненадежны, как и рублевые. Например, котировки ОВВЗ третьего транша, погашаемого в мае 1999 г., составляют 20% от номинала, в 15-17% от номинала оцениваются еврооблигации. Так как Правительство, Минфин и Центральный банк не в состоянии стабильно обслуживать свои долги, что проявилось на рынке внутренних заимствований, в ближайшее время может произойти и реструктуризация внешнего долга.

Выпуск облигаций внутреннего валютного займа не связан ни с финансированием экономики, ни с финансированием дефицита бюджета. Эти ценные бумаги были выпущены в качестве гарантии возвращения юридическим и физическим лицам средств, замороженных при реорганизации Внешэкономбанка СССР.

Золотые сертификаты

Основным видом долговых обязательств в России, как и во всем мире, является облигация. Однако Правительство России эмитирует и другие виды долговых обязательств. Так, в 1993 г. Министерством финансов были выпущены золотые сертификаты.

Первый выпуск золотых сертификатов находился в обращении с сентября 1993 г. по сентябрь 1994 г. Сертификат являлся именным, к валютным ценностям не относился, мог быть оплачен только в рублях и выпускался номиналом 10 кг золота 0,9999 пробы. Министерство финансов гарантировало доходность по сертификатам на уровне ставки ЛИБОР (ставка межбанковских кредитов семи крупнейших лондонских банков) по доллару США плюс 3%. Объем эмиссии составил 10 тыс. ценных бумаг, т.е. 100 тонн золота, депонированных Министерством финансов в Комитете РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням.

Первичное размещение золотых сертификатов осуществлялось Минфином через уполномоченные коммерческие банки. Для приобретения золотых сертификатов коммерческий банк должен был подать соответствующую заявку в Министерство финансов, перечислить необходимые средства. В первые две недели после начала размещения сертификаты продавались по номиналу, а затем с премией, определяемой Министерством финансов.

На вторичном рынке уполномоченные коммерческие банки имели право перепродажи золотых сертификатов юридическим и физическим лицам, а также нерезидентам на договорной основе. Банки имели право дробить сертификаты и продавать их частями. Дробление сертификатов не могло быть менее чем на одну сотую его номинала, т.е. 100 г золота.

Начисление и выплата процентного дохода по золотым сертификатам производились Министерством финансов ежеквартально в рублях исходя из цены золота на Лондонском рынке на первое число первого месяца очередного квартала по ставке 3/12 ставки ЛИБОР на указанную дату плюс 0,75%.

В целом первый выпуск золотых сертификатов оказался не очень популярным из-за его большой номинальной стоимости, недоступной для ряда юридических лиц. Невысокая доходность этих бумаг сочеталась с их низкой ликвидностью. Реализовать находящиеся на руках сертификаты было практически невозможно. Банкам разрешалось продавать дробные доли сертификата на фондовом рынке только путем выпуска собственных облигаций, которые в отличие от золотого сертификата не являлись государственными ценными бумагами и, следовательно, не имели льгот по налогообложению.

Погашение золотого сертификата производилось Министерством финансов в рублях по курсу Центрального банка или золотом. По желанию владельца сертификаты могли быть погашены путем обмена на другие государственные ценные бумаги Правительства РФ. Для погашения облигации золотом владелец должен был иметь специальную лицензию Центрального банка на совершение операций с драгоценными металлами. Поэтому была размещена лишь незначительная часть эмиссии (с начала октября 1993 г. было продано к концу того же года всего 10% общей суммы эмиссии). Основными покупателями стали банки "Менатеп", "Российский кредит", "Промстройбанк", а также "АвтоВАЗ".

Вторичный рынок золотых сертификатов практически отсутствовал. Это был самый вялотекущий сектор рынка государственных ценных бумаг.

Главная цель появления новых ценных бумаг - получение дополнительного дохода государством и покрытие дефицита бюджета.

Современная экономическая ситуация и положение в финансово-кредитной сфере сложились таким образом, что нормальное существование граждан, организаций и целых стран невозможно без привлечения финансов со стороны.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Разнообразные формы подобной материальной поддержки дают возможность эффективно решать возникающие проблемы и постоянно развиваться.

Что это такое?

Государственные займы представляют собой важнейший инструмент, компенсирующий дефицит бюджета страны. Фактически – это разновидность государственного кредита, как правило, в денежном виде.

Кредиторами могут быть, как граждане и организации самой страны-заемщика, так и инвесторы из-за рубежа, в том числе – иностранные государства.

Привлеченные по займу средства, покрывают потребности страны. Такой заем, как и другие его разновидности, требует возврата полученных средства с учетом оговоренного срока и начисленных процентов.

Такая форма наполнения бюджета имеет объективные плюсы и минусы. Позитивными моментами являются:

  • контроль уровня инфляции (заемные деньги компенсируют бюджетный дефицит);
  • доступность получения (наиболее очевидный способ преодоления кризиса путем стабилизации экономики);
  • регуляция денежной массы у населения.

К негативным моментам можно отнести:

  • рост процентов по кредитам в случае значительного числа займов государством;
  • увеличение суммарного долга страны;
  • чрезмерность их числа ведет к нестабильной экономической обстановке, росту налогов.

Виды

Классификация государственных займов обширна и учитывает ряд определяющих признаков.

В зависимости от субъекта заемных отношений, займы могут быть размещены центральными (федеральные структуры) или территориальными (регионы, муниципалитеты) органами управления.

Различие внешних и внутренних заимствований государством определяется валютой займа.

Внешние заимствования РФ – привлеченные в виде кредитов и займов средства, кредиторами которых выступают иностранные государства, их физические, юридические лица или международные финансовые институты. Долговые обязательства РФ при этом фиксируются в иностранных валютах.

Внутренние заимствования РФ – кредиты, займы от стран, организаций и международных финансовых структур, фиксированные в рублях.

По степени свободы обращения на рынке различаются займы рыночные и нерыночные.

Заимствования подразделяются и по периоду, на который привлекаются средства:

  • краткосрочные имеют срок погашения – 1 год;
  • среднесрочные погашаются в сроки от 1 года до пяти;
  • долгосрочные могут быть закрыты через пять и больше лет.

В зависимости от того, обеспечены ли обязательства по долгу конкретным или общим имуществом страны или региона, выделяют закладные и беззакладные заимствования. (Залоговые или беззалоговые).

Государственные займы различаются и по методу, определяющему их доходность: с твердым и «плавающим» доходом.

Долговые обязательства могут быть размещены: добровольно, принудительно или по подписке среди граждан или (и) организаций. Они могут обладать правом, быть досрочно погашенными или не иметь такой опции.

Помимо этого, государственные займы бывают облигационными (облигации государственного сберегательного займа) и необлигационными; есть и узкоспециальный вариант – выпуски, размещенные через правительственные структуры или фонды, не подлежащие продаже.

Видео: Обзор облигация 100 рублей

Государственные займы и ценные бумаги

Основными механизмами государственного заимствования являются: кредиты международных финансовых институтов, бюджетные ссуды, гарантии, поручительства самой страны и ценные бумаги.

Государство может привлекать средства, выпуская ценные бумаги, размещая их затем на рынках с участием банков, других финансовых институтов.

Это намного более эффективный метод компенсации бюджетного дефицита, чем эмиссия денежной массы или заимствования в ЦБ России.

Основная причина, обуславливающая выпуск ценных бумаг – необходимость уравнивать неравномерность поступлений налогов. Незапланированный дисбаланс между доходами и расходами, возникший в течение финансового года компенсируется выпуском ценных бумаг.

Ценные бумаги выпускаются и для целевого финансирования приоритетных проектов или программ, нуждающихся в прямой государственной поддержке .

Основными преимуществами государственных ценных бумаг в сравнении с иными бумагами и активами являются: наибольшая надежность, незначительные риски лишения основных средств, льготы в налогообложении.

Облигации и векселя

Разные страны применяют свои названия ценных бумаг, наиболее распространенными являются термины – облигация и вексель.

Облигация обязывает государство выплатить долг на основе ясно оговоренных сроков и процентов. Также при их выпуске определяется порядок возвращения средств. Облигации могут быть:

  • обезличенными, выпущенными для компенсации бюджетного дефицита;
  • целевыми, для определенных проектов.

Облигации обладают курсовой и номинальной стоимостью. Первый параметр непостоянен, он «плавает» в зависимости от надежности, доходности ценной бумаги. Номинальная стоимость просто представляет сумму долгового обязательства.

Погашение облигаций госзайма возможно в имущественной и денежной формах.

Векселя или казначейские обязательства – платежные документы, компенсирующие бюджетный дефицит. Выплаты по нему происходят с начислением процентов.

Векселя, как правило, выпускаются при краткосрочных займах. В некоторых европейских странах ходовыми являются векселя, выпущенные на срок три или шесть месяцев.

При помощи облигаций средства обычно привлекаются на более протяженные периоды.

Эмиссия

Минфин РФ является эмитентом государственных ценных бумаг. Бумаги выпускаются отдельными партиями, каждой из них присваивается регистрационный номер.

Все облигации в пределах одного выпуска имеют идентичные номера, дату погашения, предоставляют один и тот же набор прав. Если не предусмотрены изначальные ограничения, то владельцами облигаций могут стать, как физические, так и юридические лица.

Владельцы бумаг имеют право вернуть основную сумму долга в виде номинальной стоимости, возвращаемой при погашении. Доход же начисляется, как процент к номиналу.

Рыночные и нерыночные

Если ценные бумаги обращаются без ограничений, они называются рыночными. Они могут неограниченно перепродаваться и являются основными при компенсации дефицита бюджета.

Нерыночные бумаги не могут обращаться на рынке и не меняют владельцев. Их предназначение – привлечение конкретных инвесторов с узкопрофильными интересами.

В развитых странах доля рыночных бумаг может доходить до 70%, а нерыночные облигации имеют целевую аудиторию в виде НПФ, страховых компаний, незначительных частных инвесторов.

Залоговые и беззалоговые

Одним из условий при оформлении государственного займа может стать обеспечении его определенным имуществом. Подобные залоговые (закладные) облигации нередко выпускаются региональными органами власти. Их обеспечением служит, как правило, имущество муниципалитета или региона.

Беззалоговые бумаги, не требующие обеспечения, выдаются странами с высоким авторитетом, не допускающим просрочек по выплатам.

Выплаты

Различают следующие формы осуществления доходных выплат по займам государства:

  • выигрышные, когда начисление дохода проходит в форме лотереи;
  • процентные, с ежегодной выплатой по оговоренной ставке в виде равных долей;
  • целевые или беспроцентные;
  • нулевые, выкупаемые по номиналу, реализуемые со скидкой.

Что касается первого варианта, то последний на сегодня внутренний выигрышный заем в РФ был проведен в 1992 году. Большая часть выпущенных облигаций (78 %) была погашена в течение 10 лет по номиналу, выиграло же около 32 %.

Характерно, что этот вид облигаций не является в среде инвесторов ходовым. Их больше интересует стабильный доход, а не «капризы фортуны». Процентные облигации с выплатой процентов один или более раз в год, ценятся намного больше.

Нулевые или дисконтные облигации реализуются с определенной скидкой от номинальной цены, выкупаются же – по номиналу. Эти бумаги также являются ходовыми.

Управление

Механизмы государственных займов – специфичные финансовые отношения, их разнообразие дает возможность странам, заинтересованным в привлечении средств извне, предоставлять наиболее благоприятные возможности для инвесторов.

Заимствования государства нуждаются в усиленном контроле, как в вопросе погашения обязательств, так и в привлечении средств.

Приоритетными для повышения привлекательности страны являются – минимальная цена кредита и стабильность ценных бумаг государства на рынке.

Государство через Центробанк осуществляет управление государственным долгом. Для своевременного погашения кредитов и выплаты доходов по обязательствам используется типовой набор мероприятий. Среди них:

  • выплаты по внешним и внутренним займам;
  • отчисления по кредитам;
  • гарантийные обязательства;
  • выработка условий и размещение новых займов;
  • смена текущих условий по займу на более выгодные.

Эффективность управления госдолгом определяется управленческими решениями на базе оценки размеров долга, его состава и актуального финансового положения.

В целом работа с внешним долгом государства состоит из нескольких стадий:

  • определение инструментария, способного привлечь ресурсы, увеличение эффективности пользования средствами, оценка размеров займа и возможных гарантий;
  • непосредственное привлечение средств, работа с ценными бумагами, адресное направление собранных средств, инвестиции или бюджетное покрытие;
  • определение источников для погашения займа, работа по уменьшению расходов.

В первые годы советской власти существовала политика военного коммунизма, при которой проводилась национализация имущества, равное распределение товаров, борьба с частной собственностью. В 1921 году с началом НЭПа происходит частичный возврат к рыночным отношениям, организуются кооперативы. Экономика этого типа приводила к накоплению денежных средств населением при сильном дефиците товаров, вызванным царившей повсюду разрухой. На свои сбережения советские граждане не могли ничего купить, денежная масса в стране росла, что приводило к инфляции.

Частично остановить инфляцию помогло введение обеспеченных золотом червонцев, а реформа 1924 года вернула стране твёрдый рубль. Но удержать цены на одном уровне на протяжении длительного времени было невозможно, на помощь пришли государственный займы, ставшие неотъемлемой частью жизни советского общества почти до самого распада СССР.

Облигация 1936 года на сумму 10 рублей

Первые государственные займы появились в России ещё в конце XIX века и имели схожий тип действия, но наибольшего расцвета они достигли с началом Первой Мировой войны и при Временном правительстве. Но всё равно их масштаб был незначительным по сравнению с советскими выпусками, на которых держалась экономика огромного государства.

Вкладывая деньги в займы, население уменьшало свои сбережения, а значит не могло влиять на обесценивание рубля. Конечно, просто так нести деньги в кассы никто не хотел, поэтому правительство использовало различные пропагандистские способы, например развешивая повсюду плакаты с яркими лозунгами, позволяя приобретать дефицитные товары и т.д. Часто займы становились принудительными, их могли включать в счёт зарплаты, вкладчикам предоставлялись различные привилегии.

Существовали займы нескольких типов:

Натуральные. Займы осуществлялись в рублях, но выражались в виде определённого количества продуктов (например зерна). Выплаты осуществлялись в натуральной форме. Такой тип займов имел место в начале 20-х годов.

Выигрышные. На обороте облигаций помещалась подробная информация об условиях выигрыша. Например, дополнительную сумму мог получить держатель каждой третьей облигации, или сумма зависела от размера вклада. Выигрышные облигации обычно имели номинал 100 рублей, а более мелкие считались частями облигации, более крупные включали несколько штук. Это делалось для более удобного расчёта выигрыша, начислявшегося на одну облигацию. Поначалу даже их выпускали в листах и отрезали нужное количество.

Процентные. Ежегодно, или каждые несколько месяцев начислялся определённый процент по вкладу. Такие облигации могли содержать отрезные купоны с фиксированной суммой, по которым выдавались проценты. Например, к 5% ценным бумагам на сумму 100 рублей прилагалось 10 пятирублёвых купонов, которые можно было обменивать на деньги ежегодно в течение 10 лет, после чего получить полную стоимость, то есть 100 рублей. Но основная масса выпусков была без купонов.

Вклады имели определённый срок, поначалу он составлял всего 2-3 года, а в дальнейшем увеличивался до 10 и даже до 20 лет. Полные выплаты можно было получить только по истечении срока, однако чаще всего вместо этого заём продлевался. Проценты получить было проблематично из-за очередей и ограничений выплат, поэтому данный займы были очень выгодными для экономики государства. Многие, вложив деньги в 30-е годы, получили их только в 80-е, когда цены были уже значительно выше.

Годы НЭПа

Первые государственные займы РСФСР осуществлены в 1922 году, это были 6% облигации со сроком на 10 лет с 19 купонами (по два в год). Затем вышли два хлебных займа и один сахарный, первый выражался в пудах ржи, а второй в фунтах сахара-рафинада. С 1924 по 1927 год вышло три крестьянских займа небольших номиналов (от 1 до 50 рублей) в виде облигаций с купонами сроком до 3 лет.

С 1924 года выпускаются займы, рассчитанные на хранение средств предприятий, номиналом до десятков тысяч рублей, выраженные в процентах: 5%, 6%, 8%, 10% и 12%. В тот же год выходит первый выигрышный заём, держатели ценных бумаг получали выигрыш, рассчитываемый определённым образом. Займы такого типа активно внедрялись в дальнейшем.

Индустриализация

С 1927 года начались первые попытки индустриализации страны, а займы захватывают всю страну и становятся обязательными. Правительство нашло устойчивый приток денежных средств, это открыло пути для великих строек довоенного времени. Новые процентные займы выходят всё более крупными сериями, а максимальный номинал облигации достигает миллиона рублей.

С этого времени займы стали распространятся среди населения по подписке. Такой вариант позволял осуществлять рассрочку платежа, чтобы привлекать менее платёжеспособные слои общества. Рисунки на ценных бумагах могли содержать изображение тракторов на полях, крестьян-сеятелей, подъёмные краны, заводы и фабрики. Начавшаяся в 1928 году первая пятилетка потребовала всё большего участия населения во вкладах.

В 1930 году для облегчения расчётов все старые облигации, по которым не вышел срок, заменяются новыми с надписью «пятилетка в четыре года» сроком на 10 лет. Из-за снижения процентных ставок пришлось выдавать дополнительные купоны. Однако при проведении подобной процедуры в 1936 году и 1938 годах, проценты вновь снизили, но дополнительные купоны не выдавали. При этом срок вклада увеличился до 20 лет. Далее до войны вышло несколько серий займов: второй и третьей пятилетки, заём укрепления обороны СССР, внутренний выигрышный заём, но цель у всех была одна – найти средства на осуществление масштабных проектов.

Облигации военного времени

С началом Великой Отечественной войны были почти полностью заморожены все стройки, а средства шли на снабжение фронта. Высокий патриотизм общества и грамотные кампании по распространению облигаций позволили быстро осуществлять новые займы, которые были выигрышными и процентными. Ценные бумаги военного времени имели рисунки на военную тематику.


Облигация военного займа 1944 года

Среди населения распространялись выигрышные номиналом от 25 до 500 рублей, условия выигрыша помещались на оборотной стороне. Среди артелей и товариществ – 2% процентные облигации номиналом от 100 до 1000 рублей с купонами. Все они были рассчитаны на 20 лет. Общая сумма всех выпусков четырёх лет войны составила 81 миллион рублей, из которых на 76 миллионов было распространено среди населения.

Хранение денег в годы войны при карточной системе распределения продуктов и заоблачных рыночных ценах казалось не очень правильным решением, поэтому займы этого времени делались весьма охотно.

Восстановление народного хозяйства

С 1946 по 1950 год стали выпускаться подписные выигрышные займы восстановления и развития народного хозяйства. Выигрышем облагались только 35% облигаций, причём целой облигацией считался номинал 100 рублей, более мелкие – частями, а более крупные – несколькими номерами.


Облигация 2% займа 1948 года

В ходе денежной реформы 1947 года были пересчитаны и вклады населения. Все облигации выигрышного займа 1938 года обменивались по курсу 5:1 на новые трёхпроцентные образца 1947 года, а 8%-облигации 1927-1928 годов и облигации 1936-1945 (кроме выигрышных 1938) по курсу 3:1 на 2% заём 1948 года. Оба были рассчитаны на 20 лет. На второй были обменены и различные обязательства и свидетельства на получение социальных выплат.

С 1951 года выпускаются выигрышные займы развития народного хозяйства номиналом от 10 до 500 рублей, рассчитанные на 20 лет. Именно эти выпуски стали самыми массовыми, многие из них так и не были погашены. В 1957 году во вкладах находилось 300 миллиардов рублей (около 1500 рублей на одного жителя страны). Чтобы не обременять государство новыми внутренними долгами, с этого времени выпуск займов прекращается и останавливаются выплаты выигрышей и процентов на 20 лет.


Облигация 1952 года на сумму 500 рублей

Последние займы СССР

В 1966 году вновь был выпущен 3% заём, но на этот раз он был полностью добровольным. Срок вклада составлял 20 лет, а номиналы были только 10 и 20 рублей. Вклад был удобным для тех, кому не хватало денег на крупную покупку (например автомобиль), а дефицит товаров не позволял тратить сбережения.

Через 16 лет, в 1982 году выпускается последний заём, который был выигрышным и рассчитывался на 20 лет. По истечении срока 32% облигаций получали выигрыш, условия которого были описаны на оборотной стороне, остальные должны были погашаться по себестоимости. Некоторые крупные вклады давали преимущества при покупке автомобиля. В 1990 в дополнение к этому займу произведён выпуск 5% облигаций с купонами, рассчитанными на 12 лет.

Займы современной России

Распад СССР привёл к обмену облигаций 1982 и 1990 года на новые образца 1992. Они были выигрышными, призы разыгрывались 6 раз в год, после чего выплаты погашались. Сильная инфляция почти обнулила вклады населения, а в 1998 году в ходе деноминации рубля были деноминированы и вклады. Для этой цели выпустили новые ценные бумаги с сокращённым в тысячу раз номиналом. Несмотря на многочисленные суды, сохранить их первоначальный номинал не удалось.


Облигация 1992 года на сумму 1000 рублей

В 2000 году выпущены последние облигации номиналом 500 рублей сроком на полтора года. Они снабжались купонами, по которым два раза можно было получить проценты.

С 1 октября 2002 года в течение двух лет проводился выкуп всех займов Российской Федерации с выплатой процентов. Он был продлён и на весь 2005 год, а позже выплаты проводились только на основании судебных решений.

Облигации ушли в прошлое, как и государственные займы вообще. Сейчас вклады осуществляются только в коммерческие банки на различных условиях. Некоторый аналог облигаций есть у Сбербанка – сберегательные бумажные сертификаты, выдаваемые на любую сумму на определённый срок. По истечении срока сертификат погашается с выплатой процентов. Если сертификат погашен ранее срока, выплата процентов не производится. Точно также работают и многие вклады.

Выуски облигаций Госзаймов в РСФСР и СССР:

Год Название займа Тип Срок Общая сумма Примечание
1922 Первый внутренний краткосрочный государственный хлебный заём беспроцентный, безвыигрышный 8 месяцев 10 млн пудов ржи
1922 Государственный 6% выигрышный заём 6-процентно-выигрышный 10 лет 100 млн. р.
1923 Второй внутренний краткосрочный государственный хлебный заём беспроцентный, безвыигрышный 11 месяцев 100 млн пудов ржи
1923 Государственный краткосрочный сахарный заём беспроцентный, безвыигрышный 11 месяцев 1 млн пудов сахара-рафинада
1924 8% внутренний золотой заём выигрышный 6 лет 100 млн. р.
1924 Второй государственный выигрышный заём 6-процентно-выигрышный 5 лет 100 млн. р.
1924 Крестьянский выигрышный заём 5-процентно-выигрышный 1 год 9 мес. 50 млн. р. Частично перевыпущен в 1925 году
1925 Государственный краткосрочный 5% внутренний заём 5-процентный 1 год 10 млн. р.
1925 Государственный внутренний заём хозяйственного восстановления процентный 4,5 года 300 млн. р. Серии В и Г выпущены в 1926 году
1925 Второй крестьянский выигрышный заём 1-процентно-выигрышный 2 года 100 млн. р.
1926 Второй государственный 8% внутренний заём 8-процентный 5 лет 100 млн. р.
1926 выигрышный 5 лет 30 млн. р.
1927 Государственный внутренний 10% выигрышный заём 10-процентно-выигрышный 8 лет 100 млн. р.
1927 Третий государственный 8% внутренний заём 8-процентный 10 лет 200 млн. р.
1927 Третий крестьянский выигрышный заём 1-процентно-выигрышный 3 года 25 млн. р.
1927 Государственный внутренний 12% заём 12-процентный 10 лет 200 млн. р.
1927 Государственный внутренний 6% выигрышный заем индустриализации народного хозяйства СССР 6-процентно-выигрышный 10 лет 200 млн. р.
1928 Государственный внутренний выигрышный заем укрепления крестьянского хозяйства 6-процентно-выигрышный 3 года 100 млн. р.
1928 Второй государственный внутренний выигрышный заем индустриализации народного хозяйства СССР 10 лет 50 млн. р. Выпуск дополнен на 50 млн. рублей с добавлением надпечатки на новых облигациях
1928 Государственный внутренний 11% заём 11-процентный 10 лет 300 млн. р.
1928 Четвертый государственный 8% внутренний заём 8-процентный 15 лет 400 млн. р.
1929 Третий государственный внутренний выигрышный заем индустриализации народного хозяйства СССР два варианта: выигрышный и 6-процентно-выигрышный 10 лет 750 млн. р. Выпуск дополнен на 250 млн. рублей с добавлением надпечатки на новых облигациях
1929 Государственный внутренний заём выигрышный 5 лет 125 млн. р.
1930 Государственный внутренний 9% выигрышный заём процентно-выигрышный 10 лет 50 млн. р.
1930 Государственный внутренний выигрышный заём «Пятилетка в четыре года» два варианта: выигрышный и 6-процентно-выигрышный 10 лет 1,2 млрд. р. На облигации этого типа с добавлением доплатных талонов обменивались облигации 6% займа 1927 года, укрепления крест. хоз. 1928 года и второго займа индустриализации 1928 года
1931 Государственный внутренний заём «Пятилетка в четыре года» 10 лет 1,6 млрд. р.
1932 Государственный внутренний выигрышный заём выигрышный 10 лет 100 млн. р. Выпуск дополнен на 50 млн. рублей в 1933 году с новой датой
1932 Государственный внутренний заём четвертого завершающего года пятилетки два варианта: выигрышный и 10-процентный 10 лет 3,2 млрд. р.
1933 три варианта: выигрышный, 7-процентный и 10-процентный 10 лет 3 млрд. р.
1934 Государственный внутренний заём второй пятилетки два варианта: выигрышный и 10-процентный 10 лет 3,5 млрд. р.
1935 Государственный внутренний выигрышный заём выигрышный 10 лет 300 млн. р.
1935 Государственный внутренний заём второй пятилетки два варианта: выигрышный и 8-процентный 10 лет 3,5 млрд. р.
1936 Государственный внутренний заём второй пятилетки 20 лет 4 млрд. р. На облигации этого займа были обменены облигации "Пятилетка в четыре года", "Четвёртого завершающего года пятилетки" и "Заём второй пятилетки" 1930-1935 годов
1937 Государственный внутренний заем укрепления обороны СССР два варианта: выигрышный и 4-процентный 20 лет 4 млрд. р.
1938 Государственный внутренний выигрышный заём выигрышный 20 лет 600 млн. р. Перевыпускался дополнительно в 1939, 1940 и 1946 годах. На облигации этого займа были заменены ранее не погашенные облигации выигрышных займов 1929, 1932 и 1935 годов и 9% займа 1930 года.
1938 два варианта: выигрышный и 4-процентный 20 лет 5,9 млрд. р.
1939 Государственный внутренний заём третьей пятилетки два варианта: выигрышный и 4-процентный 20 лет 6 млрд. р.
1940 Государственный внутренний заём третьей пятилетки два варианта: выигрышный и 4-процентный 20 лет 8 млрд. р.
1941 Государственный внутренний заём третьей пятилетки два варианта: выигрышный и 4-процентный 20 лет 9,5 млрд. р.
1942 Государственный военный заём 20 лет 10 млрд. р. Процентный выпущен в феврале 1943
1943 Второй государственный военный заём два варианта: выигрышный и 2-процентный 20 лет 12 млрд. р. Процентный выпущен в январе 1944
1944 Третий государственный военный заём два варианта: выигрышный и 2-процентный 20 лет 25 млрд. р. Процентный выпущен в январе 1945
1945 Четвёртый государственный военный заём два варианта: выигрышный и 2-процентный 20 лет 25 млрд. р. Процентный выпущен в январе 1946
1946 выигрышный 20 лет 20 млрд. р.
1947 Государственный заём восстановления и развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 20 млрд. р.
1947 Государственный 3% внутренний выигрышный заем два варианта: выигрышный и 3-процентный 20 лет 20 млрд. р. На облигации этого займа были обменены облигации выигрышного займа 1938 года по курсу 3:1
1948 Государственный заём восстановления и развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 20 млрд. р.
1947 Государственный 2% заём два варианта: выигрышный и 2-процентный 20 лет 20 млрд. р. На облигации этого займа были обменены 8%-облигации 1927-1928 годов и облигации 1936-1945 (кроме выигрышных 1938) по курсу 5:1
1949 Государственный заём восстановления и развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 20 млрд. р.
1950 Государственный заём восстановления и развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 20 млрд. р.
1951 выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
1952 Государственный заём развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
1953 Государственный заём развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
1954 Государственный заём развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
1955 Государственный заём развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
1956 Государственный заём развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
1957 Государственный заём развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
1966 Государственный 3-процентный внутренний выигрышный заём 3-процентно-выигрышный 20 лет Не выплачен полностью из-за распада СССР
1982 Государственный внутренний выигрышный заём выигрышный 20 лет Не выплачен полностью, конвертирован в заём РФ 1992 года, а заем деноминирован в заём 1998 года, выплаты по которому завершены в 2005

Фотографии предоставлены пользователями сайта: NOTGELD, SAKHAR.

© 2024 Все о получении кредита. Информационный портал