Государственный и муниципальный сектор экономики. Современное состояние государственного и муниципального секторов Факторы развития государственного и муниципального сектора
Государственный сектор экономики представляет собой часть национальной экономики, в которой государство является собственником и реализует свои права и обязанности по отношению к предприятиям, организациям и учреждениям с далей государственной собственности. Государство получает доход от налогообложения и других источников и воздействует на экономику путем расходов на потребление и инвестиции, а также осуществляя контроль с помощью денежно-кредитной и фискальной политики на доходы и расходы других секторов экономики.
Муниципальный сектор экономики представляет собой часть национальной экономики, в которой собственником является муниципальное образование и реализует свои права и обязанности по отношению к предприятиям, организациям и учреждениям с долей муниципальной собственности.
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, - федеральная собственность и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Федерации, - собственность субъектов РФ. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования выступают в финансовых отношениях на рапных правах с другими участниками этих отношений - физическими и юридическими лицами.
От имени Российской Федерации и ее субъектов могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках компетенции, установленной актами, определяющими их статус.
От имени муниципальных образований могут приобретать и осуществлять финансовые и другие права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.
По специальному поручению при принятии финансовых и других решений от имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические и физические лица.
В Российской Федерации имеется семь федеральных округов, 89 субъектов РФ, 12 215 муниципальных образований, из них 625 городов, 1404 района, 516 поселков, 9314 сельских округов, 203 сельских населенных пункта, 153 городских района и округа. Отмечается тенденция сокращения числа муниципальных образований и их укрупнение. В настоящее время муниципальную собственность имеют 11 160 муниципальных образований.
Российская Федерация, се субъект, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Средства соответствующего бюджета и другое государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну и казну субъектов РФ.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственноетш. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и другие лица Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
Средства местного бюджета и другое муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования.
Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность физических и юридических лиц, т.с. приватизировано.
К государственному сектору экономики относятся:
Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;
Государственные учреждения;
Федеральные казенные предприятия;
Акционерные общества, в уставном капитале которых более 50% голосующих акций находится в федеральной собственности и собственности субъектов Федерации;
Дочерние предприятия, головная компания которых имеет государственный пакет голосующих акций, превышающий 50%;
Предприятия, входящие в холдинг, головная компания которого имеет государственный пакет голосующих акций, превышающий 50%.
Доля промышленной продукции государственного сектора в общем объсмс продукции составляла в 2000 г. около 16%, доля занятых в организациях государственного сектора экономики в общей численности работников, занятых в экономике, - до 22%. Доля государственного сектора в общем объсмс инвестиций в основной капитал составляла 21%, в общем объсмс внутренних затрат на научные исследования и разработки - 31%, в общем количестве организаций, выполняющих научные исследования и разработки, - 32%, в общей численности работников, выполняющих научные исследования и разработки, - 31%.
Предприятиями государственного сектора экономики топливноэнергетического комплекса (ТЭК) в 2000 г. произведено промышленной продукции окало 35% общего объема продукции комплекса. Доля продукции государственного сектора в электроэнергетике составила 81% общего объема продукции отрасли.
6 государственном секторе экономики химического комплекса имеется около 90% государственных унитарных предприятий.
В оборонном комплексе из общего числа предприятий и организаций 43% относится к государственному сектору. В основном это государственные унитарные и казенные предприятия.
Удельный вес продукции государственного сектора в общем объсмс продукции сельскохозяйственных предприятий составил 10,5%.
В транспортном комплексе удельный вес перевозок предприятиями государственного сектора экономики в общем объеме перевозок составил 65 %.
Доля государственного сектора в общем объсмс услуг организаций связи и доля в общем объсмс услуг населению была 59 и 77%.
При рассмотрении структуры инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования становится очевидным сокращение доли государственного сектора в общем объсмс инвестиций. На долю предприятий государственного сектора экономики в 2000 г. приходился 21% общего объема инвестиций в основной капитал.
Анализ структурных преобразований в государственном секторе экономики свидетельствует, что его доля будет уменьшаться за счет дальнейшей приватизации государственной собственности.
Основными направлениями в области повышения эффективности использования государственной собственности и совершенствования структуры государственного сектора экономики является реализация государством функций активного собственника по отношению ко всем государственным объектам, оптимизация их количества, а также повышение уровня информированности о характеристиках и параметрах объектов, что необходимо для принятия управленческих решений.
Рассмотрим далее муниципальный сектор экономики. Доля занятых в организациях этого сектора в 2000 г. достигла почти 25% общей численности работников, занятых в экономике. Доля муниципального сектора в общем объеме инвестиций в основной капитал составила 4,6%.
Муниципальный сектор представлен в основном предприятиями местного хозяйства, в том числе жилищно-коммунального, и учреждениями социальной сферы. По видам объекты муниципальной собственности распределяются следующим образом: предприятия - в 4917 муниципальных образованиях; учреждения образования - в S792 образованиях; учреждения здравоохранения - в 7916 образованиях; учреждения культуры и спорта - в 7950 образованиях; жилой фонд и нежилые помещения - в S510.
В состав муниципальной собственности входят также средства местного бюджета и внебюджетных фондов. Местный бюджет имеется более чем в 10 000 муниципальных образований.
Статистические данные показывают, что около 1/3 муниципальных образований не имеют основных объектов муниципальной собственности (жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, образования, здравоохранения и т.п.). В основном это бывшие территориальные единицы районного подчинения - сельсоветы, поселки, города районного подчинения.
Экономическую базу муниципального сектора составляют предприятия, находящиеся в муниципальной собственности и необходимые для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения (как правило, это производство с высокой степенью локализации рынка сбыта).
Основными отраслями муниципальной экономики являются жилищно-коммунальное хозяйство, организация общедоступного среднего образования, здравоохранения.
Наиболее серьезным вопросом, требующим решения, является ликвидация нерациональных механизмов формирования объектов муниципальной собственности и неэффективное управление местным хозяйством.
Важнейшие проблемы становления и развития местного самоуправления связаны с формированием его финансово-экономической основы. В настоящее время за счет местных бюджетов финансируется почти 100% расходов на среднее образование, 85% - на здравоохранение, 60% - на содержание детских садов, жилья, на коммунальные услуги.
Через органы местного самоуправления обеспечивается защита совместных интересов граждан, проживающих на локальной территории (местных сообществ).
В 339 муниципальных образованиях отсутствуют местные бюджеты, но если учитывать, что в ряде субъектов РФ муниципальные образования имеют только сметы расходов, устанавливаемые им органами государственной власти, то общее число безбюджстных муниципальных образований увеличивается до 3 тыс. В результате этого органы местного самоуправления не имеют достаточных средств для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения, возможности планирования. В дальнейшем предполагается переход от финансирования по сметам к собственным бюджетам муниципальных образований.
В связи с изменениями в области налогообложения доля собственных доходов местных бюджетов уменьшилась за последние годы в 4-5 раз и составляет 5-6% местного бюджета. Снижаются также поступления от местных неналоговых доходов.
Местные бюджеты формируются на 80% за счет отчислений от федеральных и региональных налогов. Это влияет на самостоятельность органов местного самоуправления, препятствует нормальному экономическому планированию.
Серьезной проблемой современного состояния муниципального сектора является крайне высокая социально-экономическая и финансовая дифференциация субъектов местного самоуправления. Она во многом обусловливается объективными факторами: природно-климатическими условиями, распределением многочисленных ресурсов, полиэтническим разнообразием народов и их культурноисторическим прошлым. Укрепление единства экономического пространства России требует выравнивания муниципальных образований, цель которого - не допустить чрезмерного разрыва между уровнями развития различных регионов, способного негативно влиять на целостность государства.
Основным направлением в области повышения эффективности муниципального сектора экономики является реализация органами местного самоуправления функций активного собственника по отношению ко веем муниципальным объектам, повышение финансовой самостоятельности местных бюджетов. В ближайшие годы предполагается:
Завершить передачу отдельных категорий объектов, относящихся к федеральной собственности и государственной собственности субъектов РФ, в муниципальную собственность муниципальным образованиям всех типов;
Передача земель в муниципальную собственность;
Создание условий для рационализации муниципального хозяйства, включая: оптимизацию состава муниципальной собственности за счет отчуждения объектов, не связанных с осуществлением функций местного самоуправления, в том числе муниципальных предприятий и учреждений; оптимизацию структур управления муниципальным хозяйством; внедрение современных методов управления бюджетным процессом, муниципальной собственностью.
Таким образом, государственный и муниципальный секторы, несмотря на тенденцию их сокращения, занимают ключевое место в социально-экономической жизни России.
1.Предмет и методы экономики государственного и муниципального сектора.
Предмет экономики государственного и муниципального сектора- формирование и использование ресурсов государственного и муниципального сектора и влияние государства и местных органов власти на экономическое положение и поведение фирм и домохозяйств.
Методы исследования экономики государственного и муниципального сектора
Под методом исследования понимается совокупность приемов и способов познания процессов экономических явлений и событий
Классификация методов исследования:
Общенаучные. Среди них различают:
Теоретические
А)методы-операции: анализ, синтез, индукция, дедукция,аналогия, абстрагирование, конкретизация, обобщение, формализация, моделирование
Б) методы-действия: диалектические методы, постановка проблем, построение гипотез, доказательство
Эмпирические методы:
А) методы-операции: литературный обзор, анализ документов и материалов, наблюдение, измерение, опрос, экспертные оценки, тестирование.
Методы действия: отслеживание объектов (мониторинг, изучение и обобщение опыта), преобразование объектов (эксперимент, опыт)
2)Частнонаучные методы исследования:Экономическое наблюдение,Экономический эксперемент,Экономическое моделирование,Экономическая индукция,Построение экономических гипотез,Исторический анализ хозяйственных явлений и др.
3)Методы междисциплинарного исследования – это совокупность интегративных способов, нацеленных на реализацию комплексных научных программ.
Методы исследования, наиболее часто применяемые в экономики государственного и муниципального сектора:
Традиционные методы формальной логики
Метод теоретического обобщения и формализации
Системный метод
Структурно-функциональный метод
Метод моделирования и систематизации
Исторический и эволюционный методы исследования
2.Признаки государства как рыночного субъекта.
В качестве рыночного субъекта государство характеризуется 3 признаками:
Регулирующий субъект
В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы невозможно, практически исключено. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны как для общества, так и для природы. Поэтому рыночная экономика, более чем любая другая нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнить только государство в лице правительства, т.к. оно является институтом, представляющим все общество и обладающим правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Сейчас споры идут не о необходимости государственного регулирования, а его масштабах, формах и интенсивности. Проблема порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих изменений в масштабах и инструментарии государственного регулирования.
2.Внерыночное происхождение государственного дохода.
Рыночным является такой экономический субъект, который получает постоянный доход и за счет которого он осуществляет свои расходы. Следовательно, государство в той мере включено в экономику, в какой располагает доходом. Однако здесь вся тонкость заключается в том, что природа государственного дохода уникальна. Если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает в основном как результат неэкономический действий, т.е. как следствие перераспределения части доходов первичных рыночных субъектов (домохозяйств, фирм) в пользу государства.
Это позволяет квалифицировать государство как вторичный или производный рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.
Следовательно, доход государства – это не третий самостоятельный элемент наряду с доходами домохозяйств и фирм, не особое слагаемое общественного дохода, а принудительно обособляемое часть первичных рыночных доходов, созданных без государства, а часто и вопреки государству.
Вот почему никто пожалуй так не заинтересован в росте доходов фирм и домохозяйств как государство. Потому что их доходы – это единственный источник налогового дохода государства.
3.Императивный статус государства (от латинского «императив»- повелительный)
Государство-это единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Однако эта обязанность жизненно необходима системе свободного предпринимательства, т.к. создает единые правила поведения для всех рыночных субъектов. Императивность придает государственному доходу обязательный характер. Основной механизм экономического вмешательства.
Государственный сектор экономики – это важнейшее звено смешанной экономики, включающее комплекс организаций и учреждений, унитарных казенных предприятий, финансовых, золотовалютных, материальных и природных ресурсов, инфраструктурных, социально-культурных и иных имущественных объектов, находящихся в собственности государства.
В системе государственного регулирования экономики государственный сектор занимает особое место. С одной стороны, он выступает как объект государственного регулирования,где государство является собственником, предпринимателем, крупным инвестором, организатором НИОКР, а также потребителем конечной продукции. С другой стороны, государственный сектор – самостоятельный комплексный инструментгосударственного регулирования экономики, обеспечивающий реализацию принимаемых государством мер и решений, касающихся частного (коммерческого) сектора либо затрагивающих интересы нации и экономики в целом.
Государственный сектор используется как инструмент регулирования широкого спектра социально-экономических целей и задач. Наибольшую значимость он приобретает в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса.
Например, наличие действенного государственного сектора позволяет решить следующие задачи;
· усилить контроль со стороны государства над важнейшими народнохозяйственными процессами;
повысить общее антикризисное воздействие; регулировать потоки инвестиций;
· упрочить независимость национальной политики государства в промышленности и других отраслях материального производства;
· противостоять иностранному капиталу в стратегически важных областях экономики.
Основными экономическими функциямигосударственного сектора являются:
стабилизация экономического развития, достижение сбалансированного роста;
· реализация государственной структурной политики;
· поддержка и стимулирование коммерческого (частного) сектора;
· поддержание определенного уровня цен;
· решение проблем занятости;
· обеспечение внешнеэкономического равновесия;
· обеспечение приоритета социальных целей.
Общественный сектор экономики
Сущность, функции и структура государственного и муниципального сектора экономики
Общественный сектор - важнейшее звено смешанной экономики, ее неотъемлемая составная часть - представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства и муниципалитетов.
Общественный сектор (включающий относительно самостоятельные государственный и муниципальный блоки,) в узком смысле - это комплекс предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих различные виды социально-экономической деятельности (предпринимательскую, управленческую, гражданской защиты, социального обеспечения и услуг, культурную и др.), находящихся в государственной или муниципальной собственности и управляемых соответствующими органами, или назначаемыми (нанимаемыми) ими лицами.
В более широком смысле в состав его структурных элементов включают всю совокупность объектов общественной (государственной и муниципальной) собственности - земли, природных ресурсов, предприятий, имущественных комплексов, денежных фондов, ценных бумаг, золотовалютных ресурсов и т.д. Важнейшей частью общественного сектора экономики является система государственных и муниципальных бюджетов и фондов социального страхования, а также федеральные, региональные и местные органы власти, управляющие всеми элементами сектора и осуществляющие государственное регулирование экономики. В этом случае функции общественного сектора в экономике отождествляются с государственными функциями регулирования экономики.
Таким образом, государственный (муниципальный) сектор в экономике - многокомпонентный, многоуровневый и многофункциональный комплекс, посредством которого государство выполняет следующие функции:
Формирование экономического потенциала страны, обеспечивающего хозяйственную жизнь общества;
Мобилизация и перераспределение денежных средств;.
Регулирование экономической деятельности, улучшение сбалансированности хозяйства и ликвидация диспропорций, выравнивание экономического цикла (с помощью государственных инвестиций, госзаказа, госзакупок, налоговых льгот и кредитов, создания и реконструкции предприятий инфраструктуры и т.д.);
Формирование наиболее рациональной структуры народного хозяйства на основе реконструкции действующих и строительства новых предприятий в развивающихся отраслях и видах производства;
Поддержка занятости населения путем сохранения существующих и создания новых рабочих мест;
Организация производства общественных благ: развитие науки, НИОКР, подготовка и переподготовка кадров, интенсификация отдельных видов
экономической деятельности с помощью государственных предприятий и организаций;
Обеспечение экономической безопасности.
В зависимости от целей, характера решаемых задач и источников финансирования в его составе можно выделить три основных блока.
1. Государственные (муниципальные) предпринимательские структуры. К ним относятся государственные унитарные и федеральные казенные предприятия (заводы, фабрики, хозяйства и др.), муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные банки и страховые общества, государственные (муниципальные) коммерческие торговые и предоставляющие различные платные услуги учреждения, организации (например, "Рособо-рон-экспорт", "Российский кинопрокат", Новосибирсквнешторгбанк, Муниципальный банк, Новосибирскснабсбыт, НГТС и др.).
Экономика общественного сектора и экономика сектора общественного управления.
Состав государственного сектора экономики по организационно-правовым формам
1.4 Модели государственного сектора экономики:
Понятие государственного и муниципального сектора экономики, его структура
Диалектика развития общества связана с его двойственной природой. С одной стороны - это отношения общества с человеком, с другой стороны - отношения общества с государством. В экономике общественного сектора объединяется государственное регулирование институтов общества и человека. Система обратных связей государства, общества и человека является одной из сложнейших теоретических и практических проблем повышения эффективности общественного сектора. Не человек существует для государства, а государство - для человека.
Экономика государственного и муниципального сектора – фундаментальная наука , что означает, что в основу ее методологии заложены объективные универсальные законы, воспринимаемые с позиций диалектического развития. Экономика общественного сектора изучается на стыке экономической теории, прикладной экономики, социологии, политологии и психологии.
Теоретической основой курса является сочетание политической экономии, институционализма, микро- и макроанализа, мировой экономики, экономики государственного сектора зарубежных стран. Это особенно важно, так как в условиях глобализации экономика общественного сектора России и других стран сохраняет свои исторические традиции во взаимоотношениях государства, общества и человека.
Предмет изучения экономики государственного и муниципального сектора - роль и функции государства и муниципальных образований как хозяйствующих субъектов рыночной экономики, взаимодействие с другими хозяйствующими субъектами внутри страны и за рубежом. Подлежит рассмотрению экономическая деятельность государственного и муниципального сектора в целом, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также в разрезе отраслей и видов экономической деятельности.
Важнейшие задачи курса экономики государственного и муниципального сектора :
Обоснование необходимости развития государственного и муниципального сектора в рыночной экономике;
Теоретическое обоснование необходимости государственного вмешательства в рамках микроэкономики с позиций эффективности и справедливости;
Ознакомление с теорией общественного выбора, выявление проблем и трудностей государственного регулирования экономики;
Ознакомление с инструментами и механизмами государственного вмешательства в экономику.
Основные вопросы , рассматриваемыми экономикой общественного сектора, являются:
Влияние сектора на уровень и условия жизни населения на основе производства и предоставления услуг на нерыночной основе, социальных выплат и использования других инструментов;
Формирование доходов, расходов и имущества государственного и муниципального сектора;
Влияние экономической политики и экономической деятельности общественного сектора на других участников экономической деятельности и их экономическое поведение;
Производство товаров и услуг общественным сектором на коммерческой основе .
Рыночная экономика любой страны представляет собой смешанную экономическую систему , состоящую важнейших секторов – частного и общественного . Многообразие типов смешанных экономик, возникшее вследствие исторических особенностей формирования государственности, национального менталитета и других факторов, обусловило неоднозначность подходов к трактовке понятия «общественного сектора». Наибольшее распространение получили два подхода.
Общественный сектор является совокупностью ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства и общественных организаций (в том числе органов местного самоуправления). Он представляет собой часть экономического пространства, в котором:
1. рынок не действует или действует только частично, а следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;
2. производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;
3. экономическое равновесие между спросом и предложением общественного (коллективного) блага обеспечивается государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов, в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики.
В общественном секторе осуществляется производство экономических благ особого рода - общественных благ. Между рыночным и общественным секторами экономики, между государством и экономическими агентами возникают обмен деятельностью и потоки экономических благ. Общественный сектор играет активную роль в кругообороте доходов, ресурсов, товаров и услуг.
Поскольку в общественном секторе доминирует деятельность государства, часто его называют государственным. Такое отождествление общественного и государственного секторов в определенной степени допустимо.
Цель функционирования общественного сектора (через механизмы реализации стабилизационной функции, а также функций распределения ресурсов и доходов) - формирование на определенной территории единого социально-экономического пространства.
Общественный сектор включает три подсектора:
государственный,
добровольно-общественный,
смешанный.
С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, а с другой - существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и добровольно-общественным подсекторами.
Государственный сектор экономики: понимание в узком и широком смысле. Прежде всего, необходимо сказать, что никакого унифицированного подхода к определению и вычленению госсектора в самостоятельное понятие не существует. Здесь имеются разночтения, которые имеют целевую и национальную специфику. В связи с этим в настоящее время можно говорить о двух трактовках госсектора: в узком и широком смыслах . Сначала рассмотрим первый аспект.
При определении сущности госсектора, как правило, исходят из того факта, что он является важнейшей составной частью национальной экономики. При этом отличительная черта государственного сектора экономики заключается в возможности государства осуществлять прямое и оперативное управление хозяйствующими субъектами, входящими в его состав. Само управление хозяйствующими субъектами государственного сектора экономики осуществляется государственными органами власти посредством своих представителей, участвующих в формировании стратегии и тактики деятельности предприятий госсектора.
Методологической основой определения государственного сектора является понятие административно-хозяйственного управления юридическими лицами (хозяйствующими субъектами). Под административно-хозяйственным управлением понимается воздействие со стороны управленца (руководителя юридического лица) на деятельность юридического лица, направленное на максимально быстрое достижение поставленной цели. На основе данного понятия формулируется определение госсектора:
Узкая трактовка « государственного сектора » - под государственным сектором экономики следует понимать совокупность юридических лиц (хозяйствующих субъектов), административно-хозяйственное управление которыми осуществляется государством через федеральные и региональные органы власти страны. Предполагается, что государственный сектор призван представлять интересы членов общества, поэтому его принято называть общественным сектором.
Широкая трактовка «государственного сектора » - под государственным сектором понимается совокупность экономических ресурсов, которыми владеет государство, все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и экономический бюджет, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные производственные предприятия, государственные земли, запасы полезных ископаемых.
Введение
1. Государственный и муниципальный секторы экономики. Современное состояние государственного и муниципального секторов
2. Финансовая политика России в современных условиях. Содержание финансовой политики. Управление государственным долгом
Заключение
Список литературы
Введение
Финансы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях).
1. Государственный и муниципальный секторы экономики. Современное состояние государственного и муниципального секторов
Государственный сектор - совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами.
Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.
Муниципальный сектор экономики — это ограниченный границами муниципального образования сектор хозяйственных отношений, ориентированный на поддержание и развитие тех сфер национальной экономики, которые отнесены к компетенции муниципальных властей. Как правило, отнесенные к компетенции местных органов власти вопросы принадлежат к разряду оперативных и должны разрешаться в минимальные сроки в установленном порядке их рассмотрения. Функционировать в муниципальном секторе экономики могут предприятия любой формы собственности, целью которых является удовлетворение муниципального интереса.
Доля государственного сектора экономики в 2009 г. в общем объеме производства составит 8,9% против 9,1% в 2008 г.
В топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) к государственному сектору экономики относятся:
В угольной промышленности — 151 предприятие;
В нефтяной промышленности — открытые акционерные общества «НК «Роснефть», «Восточная нефтяная компания», «ОНАКО» и «Сибур», которые добывают около 26% нефти, а также государственные компании по трубопроводной транспортировке нефти и нефтепродуктов «Транснефть» и «Транснефтепродукт»;
В электроэнергетике — РАО «ЕЭС России», его дочерние региональные акционерные общества, атомные электростанции.
Удельный объем продукции, производимой государственным сектором экономики ТЭК, составил в 2008 г. около 46% от всего промышленного производства комплекса против 55% в 2007 г.
Удельный вес продукции государственного сектора экономики в общем объеме продукции черной металлургии в 2009 г. должен, по прогнозу составить 1,5%, цветной — 2,4%.
В гражданском машиностроении в 2008 г. в основном завершен процесс приватизации. Из 1562 предприятий и организаций машиностроительного комплекса более 90% преобразованы в акционерные общества. Полностью в комплексе выкуплено 1165 предприятий и организаций. В 2008 г. в составе государственного сектора экономики находилось 168 предприятий. Удельный вес продукции, выпускаемой на предприятиях государственного сектора, составляет менее 1% от общего объема продукции машиностроения.
В государственном секторе химического комплекса в настоящее время находятся 154 предприятия, из них 8 акционерных обществ — с преобладающей долей государства (более 50%). Удельный вес объема продукции, выпускаемой предприятиями государственного сектора химической и нефтехимической промышленности, в общем объеме продукции составляет 10%, микробиологической — 19, медицинской — 21%.
Удельный вес объемов продукции, выпускаемой предприятиями государственного сектора экономики, в общем объеме продукции оборонного комплекса составляет 49%. Прогнозируется дальнейшее уменьшение количества государственных предприятий оборонного комплекса до 450, возрастание количества казенных предприятий с 5 до 25 единиц. Число предприятий, акционированных со 100%-ым участием государства, должно составить в 2009 г. 58 единиц. Продолжится процесс формирования государственных научных центров и федеральных научно-производственных центров, новых интегрированных компаний и корпораций. Общее количество интегрированных структур в оборонной промышленности возрастет в 2009 г. до 60 единиц против 37 единиц в 2008 г.
В лесопромышленном комплексе к государственному сектору экономики относится около 18% предприятий. Доля государственного сектора в общем объеме товарной продукции лесопромышленного комплекса составляет 5%.
Удельный вес сельскохозяйственной продукции, произведенной в государственном секторе, в общем объеме составляет 17,4%.
Удельный вес государственного сектора в общем объеме перевозок составил в 2008 г. 58,4% против 53,5% в 2007 г.
Предприятия железнодорожного транспорта сохраняются в государственной собственности.
Удельный вес платных услуг населению предприятиями связи государственного сектора экономики составляет 88%.
На долю организаций государственной собственности (включая муниципальную) приходится 8% общего объема розничного товарооборота через все каналы реализации.
Удельный вес предприятий государственного сектора в общем объеме реализации платных услуг населению составляет 42%.
По жилищно-коммунальным услугам доля предприятий государственного сектора составляет 70,9%, услугам учреждений культуры — 58,9, пассажирского транспорта — 56,9, связи — 33,8, санитарно-оздоровительным услугам — 25,8%.
Основным источником финансирования отраслей социально-культурной сферы являются бюджетные средства, доля которых составляет 79—82% от общих расходов на эти цели.
Предполагается и далее осуществлять структурную перестройку сети учреждений социально-культурной сферы, направленную на формирование и развитие системы негосударственных учреждений. Продолжится передача части учреждений социально-культурной сферы из федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, что позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на оказании государственной поддержки ведущим учреждениям и на реализации приоритетных направлений развития комплекса.
Удельный вес организаций государственной формы собственности в общем количестве научных организаций составляет около 73%. Важным компонентом современной научно-технической политики стало формирование сети государственных научных центров (ГНЦ), численность которых достигла 58.
На долю предприятий государственного сектора экономики в 2008 г. приходилось около 21% от общего объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования против 22% в 2007 г. Ожидается дальнейшее сокращение объемов инвестиций на 16% от уровня 2007 г.
В 2009 г. удельный вес инвестиций в основной капитал предприятий государственного сектора экономики составит 20%. Прогнозируется сокращение инвестиций на 9% от ожидаемого в 2008 г. В условиях недостаточности государственных инвестиционных ресурсов бюджетные средства в 2009 г. направляются только на погашение кредиторской задолженности по строго ограниченному кругу программ.
В 2008 г. численность работников на государственных предприятиях была 14,15 млн. человек, что составило 26,6% от общей численности работников, занятых в экономике. На долю основных производственных отраслей в государственном секторе экономики приходится около 40% численности работающих.
Основой системы управления в государственном секторе экономики является четкое определение его составляющих и осуществление их государственного учета и регистрации.
Одним из основных направлений институциональных преобразований в государственном секторе является процесс сужения сферы применения права хозяйственного ведения.
Продолжается процесс передачи как самих предприятий, так и других объектов федеральной собственности в собственность субъектов РФ. Прежде всего это касается объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
2. Финансовая политика России в современных условиях. Содержание финансовой политики.
муниципальный сектор финансы долг
Финансовая политика - основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.
Во все времена главной целью финансовых отношений являлась такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода - основного источника роста благосостояния общества.
Финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.
Политика охватывает все направления деятельности государства. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, говорят об экономической или социальной, культурной или технической, бюджетной или кредитной, внутренней или внешней политике. Финансовая политика имеет самодовлеющее самостоятельное значение и в то же время является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения.
Реализацию финансовой политики можно разбить на 3 этапа :
1) определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;
2) определение основных направлений использования финансовых ресурсов, а также разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;
3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение, и, собственно, осуществление практических действий, направленных на достижение намеченных целей.
Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней.
Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной ее части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.
Для оценки финансовой политики данного правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необходимо иметь ясную программу общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных групп населения, характеристикой перспективных и более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку.
Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни.
Финансовая политика должна быть направлена прежде всего на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они - материальная база любых преобразований.
Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий 3 этапа: привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг, погашение и обслуживание долговых обязательств. На 1-м этапе определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования. На 2-м этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственных гарантии, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов. 3-й этап заключается в поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств.
Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.
Методы управления государственным долгом можно подразделить на административные и финансовые.
Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом .
Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием.
Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренними и внешними экономическими и политическими факторами. В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются: рефинансирование, реструктуризация, конверсия займов, консолидация займов, аннулирование и списание государственных долгов.
Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.
Заключение
Финансовая политика - это система мер по управлению, распределению и аккумулированию финансовыми ресурсами.
Финансовая политика является составной частью, стержнем экономической политики государства.
Финансовая политика проявляется в системе форм и методов управления финансами. Главная задача финансовой политики - это обеспечение финансовыми ресурсами программы социально-экономического развития государства. Содержание финансовой политики сложное и охватывает широкий комплекс мер:
1) Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее целей и задач;
2) Создание адекватного финансового механизма;
3) Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Основы финансовой политики составляют стратегическое направление, которое определяет долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривает решение глобальных задач. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством: это эффективное использование финансовых ресурсов, регулирование социальных и экономических процессов, стимулирование отдельных отраслей и территорий, передовых направлений развития.
Успех финансовой политики, ее высокая результативность определяют мощь государства, его способность обеспечивать выполнение всех функций, реализовывать национальные интересы, поддерживать баланс между внутренними и внешними интересами, социально-экономическую стабильность.
Список литературы
1. Дробозина Л.А., Финансы. - М.: Финансы и статистика, 2009.-398с
2. Родионова В.М., Финансы. - М.: Финансы и статистика, 2005.-280с