Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Постановка на учет объектов оказывающих. Как проводится постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Субъекты, не подлежащие постановке на государственный учет объектов негативного воздействия

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПИСЬМО

Об актуализации учетных сведений объектов НВОС


В целях повышения эффективности работы по ведению государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты НВОС), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования направляет методические рекомендации по актуализации учетных сведений об объектах НВОС и методические рекомендации по снятию с государственного учета объектов НВОС и поручает довести указанные рекомендации до сведения соответствующих уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

А.Г.Сидоров

Приложение 1. Методические рекомендации по актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, включенном в государственный реестр


Приложение 1

I. Основные положения

В соответствии с пунктом 6 статьи 69.2 (далее - Закон N 7-ФЗ) в случае представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

а) о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

б) об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

в) об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

г) об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления;

сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, (далее - объектах НВОС) подлежат актуализации в реестре.

Согласно пункту 7 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ сведения, указанные в подпунктах "а" и "б", представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений.

Согласно пункту 8 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ сведения, указанные в подпунктах "а" и "б" подтверждаются документами:

о смене собственника (владельца), осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС (например, выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, копия (выписка) из договора аренды, содействия);

о реорганизации юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС (выписка из единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей);

об изменении места нахождения объекта НВОС (например, копия акта приема-передачи).

Актуализация учетных сведений об объекте НВОС осуществляется в порядке, предусмотренном Законом N 7-ФЗ , Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572 .

Документы, подтверждающие необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, подаются в тот территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором был поставлен на государственный учет указанный объект НВОС.

При актуализации учетных сведений об объекте НВОС территориальный орган Росприроднадзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции включают информацию об актуализации сведений об объекте НВОС в федеральный или региональные реестры в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, и выдают юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство об актуализации сведений об объекте (пункты 9 , 10 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ , пункт 31 Правил , форма свидетельства об актуализации - приложение 2).

В соответствии с пунктом 39 Правил территориальный орган Росприроднадзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, включившие сведения об объекте в федеральный государственный реестр или региональный государственный реестр, по заявлению юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте, или по своей инициативе вправе исправить допущенные при внесении сведений описки, опечатки и арифметические ошибки. При этом в случае если данные исправления влияют на состав сведений, содержащихся в свидетельстве о постановке объекта на государственный учет или свидетельстве об актуализации сведений об объекте, информация о внесенных исправлениях в течение 5 дней со дня получения соответствующего заявления направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

Актуализация учетных сведений об объекте НВОС осуществляется на безвозмездной основе (пункт 15 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ , пункт 15 Правил).

II. Порядок подачи документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, и их рассмотрения

2.1. В соответствии со статьей 69.2 Закона N 7-ФЗ :

2.1.1. В случае замены юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, реорганизации юридического лица, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий в настоящее время деятельность на объекте НВОС (правопреемник по объекту НВОС), представляет в уполномоченный орган:

документы подтверждающие смену собственника;

документы, подтверждающие реорганизацию юридического лица, осуществлявшего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС;

актуальные сведения об объекте НВОС, включающие информацию о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, принимающем объект НВОС, и уровнях негативного воздействия принимаемого объекта НВОС (в случае их изменения).

2.1.2. В случае изменения наименования юридического лица, его адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, представляет в уполномоченный орган:

документы, подтверждающие изменение наименования юридического лица, его адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

актуальные сведения об объекте НВОС, включающие информацию о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе.

2.1.3. В случае изменения места нахождения объекта НВОС, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществившим постановку объекта НВОС на государственный учет представляются в уполномоченный орган:

актуальные сведения об объекте НВОС, включающие информацию о месте нахождения объекта НВОС и уровнях негативного воздействия объекта НВОС (в случае их изменения), предусмотренных в пункте 5 Правил .

2.1.4. В случае изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществившим постановку объекта НВОС на государственный учет представляются в уполномоченный орган:

актуальные сведения об объекте НВОС, включающие информацию об изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды и уровнях негативного воздействия объекта НВОС (в случае их изменения), предусмотренных в пункте 5 Правил .

2.1.5. В случае изменения характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществившим постановку объекта НВОС на государственный учет представляются в уполномоченный орган:

актуальные сведения об объекте НВОС, включающие информацию об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления и уровнях негативного воздействия объекта НВОС, предусмотренных в пункте 5 Правил .

2.2. В случае необходимости исправления допущенных при внесении сведений описок, опечаток и арифметических ошибок территориальный орган Росприроднадзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, включившие сведения об объекте в федеральный государственный реестр или региональный государственный реестр, по заявлению юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте, или по своей инициативе вправе исправить допущенные при внесении сведений описки, опечатки и арифметические ошибки (пункт 39 Правил).

При этом юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществивший постановку объекта НВОС на государственный учет представляет в уполномоченный орган заявление о необходимости исправления технических ошибок с указанием перечня необходимых исправлений.

В случае, если данные исправления влияют на состав сведений, содержащихся в свидетельстве о постановке объекта на государственный учет или свидетельстве об актуализации сведений об объекте, информация о внесенных исправлениях в течение 5 дней со дня получения соответствующего заявления направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в том числе посредством выдачи свидетельства об актуализации учетных сведений об объекте НВОС.

2.3. Актуальные сведения, а также документы, подтверждающие необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, могут быть представлены юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в уполномоченный орган как в электронном виде с использованием средств ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" посредством заполнения электронного средства формирования заявки в "Личном кабинете", размещенного по адресу https://lk.fsrpn.ru или Модуля природопользователя, опубликованного на официальном сайте Росприроднадзора в сети "Интернет", так и посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении.

2.4. При актуализации учетных сведений об объекте НВОС на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта НВОС в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и (или) может быть принято решение о включении (исключении) объекта в перечень (из перечня) объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (пункт 29 Правил).

2.5. Территориальный орган Росприроднадзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции включают информацию об актуализации сведений об объекте в федеральный или региональные реестры в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, и выдают юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство об актуализации сведений об объекте.

В случае изменения категории объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, включения (исключения) объекта в перечень (из перечня) объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, на основании сведений, поступивших при актуализации учетных сведений об объекте, в свидетельство об актуализации сведений об объекте включаются сведения об указанных изменениях (пункт 32 Правил).

2.6. В соответствии с пунктами 30 и 31 Правил :

2.6.1. В случае если при актуализации учетных сведений об объекте НВОС принято решение о включении объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, сведения об объекте, включенные в региональный государственный реестр, а также сведения и документы о необходимости актуализации учетных сведений направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в электронном виде с использованием средств государственного реестра в течение 5 рабочих дней со дня получения таких сведений и документов в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.

Территориальный орган Росприроднадзора включает информацию об актуализации сведений об объекте в федеральный реестр и выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство об актуализации сведений об объекте НВОС в течение 10 рабочих дней со дня получения сведений и документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте НВОС.

2.6.2. В случае если при актуализации учетных сведений об объекте принято решение об исключении объекта из перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, сведения об объекте, включенные в федеральный государственный реестр, а также сведения и документы о необходимости актуализации учетных сведений направляется территориальным органом Росприроднадзора в электронном виде с использованием средств государственного реестра в течение 5 рабочих дней со дня получения таких сведений и документов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно своей компетенции включает информацию об актуализации сведений об объекте в региональный реестр и выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство об актуализации сведений об объекте в течение 10 рабочих дней со дня получения сведений и документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте.

2.7. В случае непредставления юридическими лицами, индивидуальными предприниматели по собственной инициативе сведений и документов, необходимых для включения объекта в государственный реестр, для актуализации учетных сведений об объекте и исключения сведений об объекте из государственного реестра и находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно запрашивают такие сведения и документы с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

2.8. Запрещается требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя при актуализации учетных сведений об объекте или снятии объекта с государственного учета:

.

2.9. При поступлении информации, необходимой для актуализации учетных сведений, в электронном виде с использованием средств ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" посредством "Личного кабинета", размещенного по адресу https://lk.fsrpn.ru, или Модуля природопользователя, опубликованного на официальном сайте Росприроднадзора в сети "Интернет", свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте НВОС формируется и направляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в электронном виде.

2.10. При поступлении информации, необходимой для актуализации учетных сведений, посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении, свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте НВОС направляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о получении.

2.11. В случае поступления соответствующего запроса юридического лица или индивидуального предпринимателя, подавшего сведения и документы о необходимости актуализации учетных сведений об объекте НВОС, о представлении свидетельства об актуализации учетных сведений об объекте НВОС почтовым отправлением, уполномоченный орган на безвозмездной основе направляет юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю запрашиваемое свидетельство почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о получении.

Приложение 2. Форма. Свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду

Приложение 2


(форма)

СВИДЕТЕЛЬСТВО
об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду

Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выдано

и подтверждает актуализацию сведений об эксплуатируемом объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду,

местонахождение объекта

(код объекта* указывается в соответствии с , утвержденным )

критериями , утвержденными )

включенном в

государственный реестр объектов, оказывающих

негативное воздействие на окружающую среду.

Перечень актуализированных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду:

(указываются все актуализированные сведения об объекте в соответствии с , а также об изменении категории в соответствии с критериями , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 и/или уровнем государственного экологического надзора в соответствии с критериями , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 903)

Основания актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на

окружающую среду:

(сведения о реквизитах заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя о необходимости актуализации сведений об эксплуатируемом объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с пунктами 6 и 8 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды")

________________
* Код объекта при актуализации не меняется согласно пункту 2 Порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам , утвержденного приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 553).

Приложение 3. Методические рекомендации по снятию с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Приложение 3

1. В соответствии с пунктом 11 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ , снятие с государственного учета объектов НВОС осуществляется по месту постановки их на учет в связи с представлением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями сведений о прекращении деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

2. Документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте НВОС является акт о его консервации или ликвидации (пункт 12 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ).

3. Копию акта о консервации, ликвидации объекта юридическое лицо, индивидуальный предприниматель направляют в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту постановки объекта НВОС на учет.

4. Территориальный орган Росприроднадзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции исключают объект НВОС из федерального или регионального реестра в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих прекращение деятельности на объекте НВОС, и выдают юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о снятии объекта НВОС с государственного учета (пункт 13 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ , пункт 34 Правил).

5. В случае непредставления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями по собственной инициативе сведений и документов, необходимых для исключения сведений об объекте из государственного реестра и находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно запрашивают такие сведения и документы с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

6. Запрещается требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя при снятии объекта с государственного учета:

а) представления сведений и документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с постановкой на государственный учет, актуализацией учетных сведений об объекте, снятием с государственного учета объекта;

б) представления сведений и документов, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" .

7. При поступлении сведений и документов о необходимости снятия объекта НВОС с государственного учета в электронном виде с использованием средств ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" посредством "Личного кабинета", размещенного по адресу https://lk.fsrpn.ru или Модуля природопользователя, опубликованного на официальном сайте Росприроднадзора в сети "Интернет", свидетельство о снятии объекта НВОС с государственного учета формируется и направляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в электронном виде.

8. При поступлении сведений и документов о необходимости снятия объекта НВОС с государственного учета посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении, свидетельство о снятии объекта НВОС с государственного учета направляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о получении.

9. В случае поступления соответствующего запроса юридического лица или индивидуального предпринимателя, подавшего документы о необходимости снятия объекта НВОС с государственного учета, о представлении свидетельства о снятии объекта НВОС с государственного учета почтовым отправлением, уполномоченный орган на безвозмездной основе направляет юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю запрашиваемое свидетельство почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о получении.

Приложение 4. Форма. Свидетельство о снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду

Приложение 4


(форма)

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду

Настоящее свидетельство в соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выдано

(наименование юридического лица/фамилия, имя, отчество (при наличии) для индивидуального предпринимателя, указывается полностью)

и подтверждает снятие с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду,

(наименование объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду)

местонахождение объекта

(адрес местонахождения, код территории в соответствии с общероссийским классификатором территорий муниципальных образований , координаты угловых точек объекта)

код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду,

(код объекта указывается в соответствии с Порядком формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам , утвержденным приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 553)

(категория присваивается в соответствии с критериями , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029)

включенного в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду,

в связи с прекращением деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на

окружающую среду путем:

(консервация или ликвидация объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду)

Основания снятия с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие

на окружающую среду:

(сведения о реквизитах заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя о прекращении деятельности на объекте, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и реквизитах акта о консервации или ликвидации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды")

Свидетельство применяется во всех предусмотренных законодательством случаях и подлежит замене в случае изменения приведенных в нем сведений, а также в случае порчи, утраты.

(должность, электронная подпись, ФИО ответственного лица территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования)

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Если вы как физическое или юридическое лицо ведете хозяйственную деятельность и имеете на балансе своего предприятия объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), то до 1-го января 2017 года вам нужно кое о чем позаботиться. Дело в том, что, согласно приказу Министерства Природных Ресурсов и Экологии от 1 января 2015 года, все объекты, оказывающие НВОС, в течение двух лет должны быть поставлены на государственный учет.

Для того чтобы это сделать, нужно правильно заполнить и подать заявку в уполномоченный орган исполнительной власти. Конечно, это немаленькая головная боль для того, кто этим занимается. В этой статье мы детально рассмотрим инструкцию по заполнению заявки на постановку объекта, оказывающего НВОС. Для начала разберемся с основными понятиями.

Объект, оказывающий НВОС. Что это?

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - «объект капитального строительства и/или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и/или неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков» (ст.1 ФЗ №7)

Это значит, что, несколько отдельно стоящих зданий могут быть оформлены как один объект при условии, что они выполняют одно назначение. Необязательно, чтобы они находились на одной территории. Пример: разные цеха одного предприятия. При этом, если на участке кроме цехов находится еще и офисное здание, то его можно либо оформить как самостоятельный объект, либо не оформлять, если оно не подходит под критерии НВОС.

Что подразумевается под негативным воздействием на окружающую среду? Согласно ФЗ №7 ст.16, НВОС бывает нескольких видов:

  • Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ
  • Сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в наземные или подземные воды, а также на водосборные площади
  • Размещение отходов производства и потребления
  • Загрязнение недр и почв
  • Другие виды физических воздействий на окружающую среду: шумовое, тепловое загрязнение, электромагнитное излучение и так далее
  • Другие виды негативного воздействия на окружающую среду

В отношении последних четырех пунктов государство пока не решило, как определять такие загрязнения и как взимать плату за них. По остальным видам НВОС существуют нормативы, по которым и рассчитывается оплата в зависимости от объемов загрязнения.

Вот как это выглядит на практике. Вы владеете автомойкой. Ваша автомойка имеет стационарный источник загрязнения - вы используете воду для производственных нужд и производите ее сброс вместе с другими химическими веществами. Это значит, что вам в любом случае придется оформлять автомойку как объект, оказывающий НВОС. Если объем сбрасываемых веществ составляет более 10 тонн в год, вы будете платить за НВОС по нормативу.

В 2014 году государство переработало главный закон ФЗ №7 «Об охране окружающей среды». Одно главных нововведений: теперь все объекты НВОС делятся на 4 категории.

  1. Объекты, оказывающие значительное НВОС. Таких объектов по всей стране всего около пятисот. К ним относятся предприятия, которые производят выбросы веществ первого и второго класса опасности, то есть веществ, представляющих наибольшую угрозу для здоровья населения и состояния окружающей среды. Обычно они занимаются металлургической и химической промышленностью, добычей и переработкой полезных ископаемых, производством энергии, захоронением и обезвреживанием отходов и так далее.
  2. Объекты, оказывающие умеренное НВОС. Объекты II категории подают декларацию о воздействии на окружающую среду в качестве отчетности. По сути, ко второй категории относятся объекты, занимающиеся теми же видами деятельности, что и в первой, но с меньшими объемами выбросов: добыча и переработка нефти, производство кокса и нефтепродуктов, производство бумаги, картона, целлюлозы, продуктов питания и другими. Отдельно выделяются объекты транспортной инфраструктуры: крупные речные и морские порты, аэропорты, железнодорожные вокзалы. Они тоже относятся ко II категории.
  3. Объекты, оказывающие незначительное НВОС. К III категории причисляются объекты, которые имеют стационарный источник загрязнения. Объем выбросов в атмосферу превышает 10 тонн в год, выбросы химических веществ 1-го и 2-го классов опасности отсутствуют. Если предприятие использует воду для промышленных нужд, то ему тоже присваивается III категория. Бытовые нужды не считаются. Объекты I, II и III категорий обязательно должны иметь на предприятии программу производственного экологического контроля (ПЭК), то есть вести строгий учет всех сбросов и выбросов и предоставлять отчетность.
  4. Объекты, оказывающие минимальное НВОС. К ним относятся школы, больницы, офисные помещения. Такие объекты могут иметь стационарный источник загрязнения, но объем выбросов не должен превышать 10 тонн в год. Вода используется только для бытовых нужд и сбрасывается в городскую канализацию. Объекты IV категории не платят за НВОС и освобождаются от всех плановых проверок.

Подведем итог. Для того чтобы определить, к какой категории относится ваше предприятие, нужно учесть несколько моментов:

  1. Вещества 1-го и 2-го классов опасности. Если вы выбрасываете в атмосферу такие вещества, ваш объект автоматически причисляется к I или II категории. Далее все зависит от объемов.
  2. Вода для производственных нужд. Если ваше предприятие сбрасывает сточные воды, образовавшиеся в процессе производства, а не только в качестве бытовых отходов, то оно относится к III категории.
  3. Стационарный источник выбросов. Не более 10 тонн в год. При условии, что ваш объект соответствует этому требованию, и не использует воду в производстве, он будет относиться к IV категории. Вам остается только производить учет выбросов, чтобы предоставить точные цифры.

Инструкция по заполнению заявки на постановку на учет объектов, оказывающих НВОС

Имея четкое представление об основных понятиях, касающихся постановки на учет объектов НВОС, заполнить заявку не так уж и сложно. Если вы не заполняете заявку в электронном виде на сайте госуслуг, то вы легко можете скачать актуальную форму заявки в интернете. После того как вы зарегистрируете свой объект, он будет включен в Федеральный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Этот реестр будет содержать в себе ровно те сведения о вашем объекте, которые вы укажете в заявке.

В самом начале указываются общие сведения: название, организационно-правовая форма и адрес места нахождения (для юридического лица) или места жительства (для физического лица). Указывается также дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет в налоговых органах.

Затем информация, которая указывается в заявке, разделяется на четыре раздела.

  1. Сведения об объекте. В этом разделе нужно указать:
    • Адрес объекта и его географические координаты четырех угловых точек. Обычно они указываются в кадастровом паспорте, их также легко можно найти, например, с помощью Гугл-карт. Также вместе с наименованием указывается код по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований.
    • Вид деятельности, объем производимых товаров, оказываемых услуг и коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
    • Сведения для объектов I категории
  2. Сведения о воздействии объекта на окружающую среду. В этом разделе нужно указать, какие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу присутствуют на вашем объекте. Для каждого стационарного источника указывается объем или масса выбросов.

    Далее - сведения об источниках сброса сточных вод по той же схеме: источник и объемы сброса в расчете за год. Также указываются сведения о размещении отходов производства для каждого объекта. Эти сведения включают в себя типы отходов, их массу, координаты места размещения отходов и номер объекта размещения отходов в государственном реестре (если он есть).

  3. Сведения о разрешительных документах в области охраны окружающей среды. Здесь указываются реквизиты документов, разрешающих оказывать воздействие на окружающую среду.
  4. Сведения о принимаемых мерах по обеспечению охраны окружающей среды. Директор предприятия должен подтвердить, что на объекте выполняется программа производственного экологического контроля. Можно указать дату утверждения ПЭК. Далее размещается следующая информация.
    • Сведения о мероприятиях по снижению вредных выбросов. Нужно указать, какие мероприятия проводятся и, согласованы ли они с региональными органами контроля.
    • Сведения о технических средствах по обезвреживанию вредных химических веществ. Наименование, технические характеристики, эффективность работы.
    • Сведения о технических средствах по очистке сбросов загрязняющих веществ. Также, наименование, характеристики, эффективность.
    • Сведения о технологиях безопасного размещения отходов 1-5 классов опасности (если такие отходы имеются). Также нужно описать, как проводится мониторинг состояния окружающей среды в местах размещения отходов.

Вся эта информация касается трех основных видов загрязнения окружающей среды, по которым на сегодняшний день ведется учет НВОС.

Предпринимательские объекты при налаживании своего функционирования обязательно проходят различные типы регистрации, кроме основного – налогового. Это связано с тем, что предпринимательская деятельность касается не только наполнения государственного бюджета посредством налогов, но и еще и общего экономического значения, а также имеет связь с другими сферами государственной организации. Объекты, которые относятся к предпринимательским, проходят регистрацию в Росприроднадзоре.

Зачем необходима регистрация

Процесс регистрации всего предпринимательства является значимым в анализе и составлении общей экономической картины государства. Кроме статистических данных, регистрация помогает государственным контролирующим органам вести учет предпринимательских объектов, включая и такие, которые негативно влияют на экологическую картину.

Процесс регистрации сопровождается , оказывающим негативное воздействие,что обусловливает уровень выплачиваемых этими объектами компенсаций государству. Именно регистрация позволяет собрать все необходимые данные для ведения учета и контроля предпринимательства, а в случае с экологическими проблемами – выявлять их причину и возлагать на виновного ответственность.

Кроме того, процесс компенсирования убытка, нанесенного природе, сопровождается обязательной отчетностью и уплатой денежных сумм, для контроля которых, собственно, и необходимо ведение учета предпринимательских объектов.

Как проходит регистрация

Регистрация объектов негативного воздействия на окружающую среду сопровождается подачей от этого объекта заявки установленной формы. Она заполняется на основании компьютерного обеспечения, такого как модуль природопользователя, например. Содержит в себе полные сведения как по самому объекту, так и по выбросам, которые он осуществляет, описании природной сферы этих выбросов, а также отображает получение всех необходимых для действий предпринимательского объекта документальных разрешений.

Постановка на гос. учет объектов, оказывающих негативное воздействие, может сопровождаться внесением данных в федеральный и региональный реестр в зависимости от масштабов деятельности. Производится это в течение десяти дней после положительного решения о регистрации. В том случае, если заявка подана в объект региональной местной власти и принято решение перенаправить ее в федеральный реестр, предприниматель получит уведомление в письменной форме.

Постановка на государственный учет объектов негативного воздействия может и не состояться. Например, по причине не полностью отображенных в заявительных документах данных. Тогда предприниматель через пять дней после подачи заявки может получить уведомление об отказе с указанием причины.

Постановка объектов НВОС на государственный учет считается успешной, если через десять дней после подачи заявительных документов предприниматель получил свидетельство о постановке на учет.

Пример оформления регистрации смотрите в видео:

Суть категорий

В процессе подачи заявки о постановке на учет объектов НВОС в ней отображаются все необходимые сведения, которые нужны Росприроднадзору для осуществления категорирования предпринимательского объекта.

Этот процесс имеет своим результатом присвоение определенной категории опасности, которая будет влиять на размер материальных компенсаций, уплачиваемых предпринимательским объектом в счет государства. Всего существует четыре категории, подразделяющиеся в зависимости от того, насколько предпринимательская деятельность угрожает окружающей среде:

  • Первой категорией объединяются те предпринимательские объекты, которые наносят существенный вред окружающей природной среде, а значит, требуют применения в этой сфере наилучших доступных защитных технологий.
  • Вторая категория предназначена для предпринимательских объектов, негативное воздействие которых можно отнести к умеренным.
  • Третья категория объединяет те предпринимательства, негативное действие которых можно признать незначительным.
  • Четвертая категория применяется относительного того предпринимательства, которое в минимальной мере негативно воздействует на экологию.

Постановка на учет НВОС не просто сделает известной категорию, но и определит размер взносов, которые будут применяться для данного предпринимательского объекта, а оплачивать необходимо на регулярной основе авансовым методом.

Итак, постановка на учет объектов НВОС Росприроднадзором осуществляется на базе заявительных документов, которые содержат подробную информацию о предпринимательской деятельности, определяющую категорию, к которой контролирующие органы данную деятельность отнесут. Стоит отметить, что осуществление выплат может производиться не только на базе категории, но и на основании типа выбросов, которые производятся объектом.

Организации и ИП, которые эксплуатируют объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), должны ставить такие объекты на государственный учет (п. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Напомним, что объект НВОС - это объект капитального строительства или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением или неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Строящиеся объекты подлежат постановке на государственный учет после их ввода в эксплуатацию.

О порядке постановки на учет объектов НВОС расскажем в нашей консультации.

Что не является объектом НВОС?

В качестве самостоятельных объектов НВС не рассматриваются отдельные единицы оборудования, а также земельные участки. Не являются объектами НВОС и не ставятся на учет объекты, которые не соответствуют критериям отнесения объектов к I, II, III или IV категорий, которые утверждены . Так, например, открытые автостоянки и подобные территории не являются стационарными источниками выбросов (Письмо Минприроды от 18.09.2015 № 12-44/22962). Однако в отношении гаражей (даже используемых только для хранения, въезда и выезда автотранспорта), которые оборудованы вытяжной вентиляцией, стационарным источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух будет являться труба вытяжной вентиляции. А потому ставить на учет гараж и иные аналогичные здания, строения или помещения придется (Письмо Росприроднадзора от 14.02.2018 № РН-04-03-27/2839).

В то же время, нужно учитывать, что одно лишь образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к одной из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду. Поэтому если организация или ИП (к примеру, офисы, школы, детские сады и т.д.) образуют отходы (не осуществляя деятельность по размещению отходов самостоятельно) и при этом не оказывают иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Постановлении Правительства от 28.09.2015 № 1029 , то объекты НВОС в таком случае у них не возникают.

Постановка объектов НВОС на государственный учет

Порядок постановки объекта на учет как НВОС предусмотрен ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ . На каждый объект, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду, формируется заявка (п. 3 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Форма заявки утверждена Приказом Минприроды от 23.12.2015 № 554 .

Скачать бланк заявки о постановке на учет объектов НВОС можно в формате Word .

Заявка может быть представлена в электронном виде, передана лично или направлена посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении.

О способах подготовки заявки о постановке на учет объекта НВОС в электронном виде расскажем ниже.

Модуль природопользователя или личный кабинет: постановка на учет объекта НВОС

Для постановки на учет в Росприроднадзоре объектов НВОС подготовка заявки в электронном виде возможна следующими способами:

  • через личный кабинет природопользователя в сети Интернет по адресу https://lk.fsrpn.ru ;
  • в модуле природопользователя;
  • в стороннем программном обеспечении.

Для работы в личном кабинете необходимы:

Что касается модуля природопользователя, то это свободно распространяемое программное обеспечение, которое можно скачать с сайта Росприроднадзора http://rpn.gov.ru/otchetnost .

Подготовить заявку для постановки на учет объекта НВОС можно и в стороннем программном обеспечении при условии использования открытого формата XML, опубликованного по адресу http://rpn.gov.ru/node/27639 (файл «Компаниям, имеющим корпоративную систему учета в области экологии»).

Куда подавать заявку

Заявка о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия подается по месту нахождения объекта (ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ):

  • в территориальный орган Росприроднадзора — по объекту, подлежащему федеральному государственному экологическому надзору;
  • в орган исполнительной власти субъекта РФ — по объекту НВОС, подлежащему региональному государственному экологическому надзору.

Напомним, что федеральному экологическому надзору подлежат объекты НВОС, которые:

  • или соответствуют I категории объектов в соответствии с Постановлением Правительства от 28.09.2015 № 1029 (к примеру, деятельность по производству нефтепродуктов);
  • или соответствуют критериям, приведенным в Постановлении Правительства от 28.08.2015 № 903 (например, объект размещается в границах особо охраняемой природной территории федерального значения).

Плата за подачу заявления и постановку на учет объекта НВОС не взимается (п. 15 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Свидетельство о постановке на учет объекта НВОС

На основании заявок объекты НВОС включаются в реестр постановки на учет объектов негативного воздействия.

В течение 10 календарных дней со дня получения заявки территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта РФ обязаны поставить объект на государственный учет с присвоением ему кода и категории объекта, а также выдать организации или ИП свидетельство о постановке на государственный учет такого объекта (п. 4 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Актуализация постановки на учет объектов негативного воздействия

Сведения об объектах НВОС подлежат актуализации в связи с представлением организациями или ИП сведений (п. 6 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ):

  • о замене организации или ИП, ведущих деятельность на объекте НВОС, реорганизации организации в форме преобразования, об изменении ее наименования, места нахождения, а также об изменении фамилии, имени, отчества, места жительства ИП, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
  • об изменении места нахождения объекта НВОС;
  • об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
  • об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

При актуализации сведений об объекте НВОС организация или ИП в течение не более 10 рабочих дней со дня подачи подтверждающих документов получают свидетельство об актуализации учетных сведений (

Кому необходимо подать заявку о постановке объекта НВОС на государственный учет

В соответствии с требованиями статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон № 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны поставить на государственный учет эксплуатируемые ими объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС).

Объекты НВОС делятся по степени негативного воздействия на окружающую среду на I-IV категории, критерии определения категорий объектов НВОС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029.

Постановка на государственный учет объектов, которые не соответствуют ни одной из категории объектов НВОС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029, не предусмотрена.

Категория присваивается объекту НВОС при его постановке на государственный учет в государственный реестр федерального или регионального уровня и документально подтверждается свидетельством о постановке объекта НВОС на государственный учет, которое выдается соответствующим территориальным органом Росприроднадзора (для федеральных объектов) или уполномоченным органом субъекта Российской Федерации (для региональных объектов).

Уровень государственного реестра (федеральный или региональный), в который будет поставлен объект НВОС на учет, определяется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903.

Дополнительные разъяснения по постановке объектов НВОС на учет

Исходя из установленной объекту НВОС категории негативного воздействия определяются:

Размер платы за негативное воздействие на окружающую среду (статья 16 Закона № 7-ФЗ);

© 2024 Все о получении кредита. Информационный портал