Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Экономическая роль государства. Параличное дело каждого

Свт. Феофан Затворник

когождо дело явлено будет: день бо явит, зане огнем открывается: и когождо дело, яковоже есть, огнь искусит

Свт. Марк Эфесский

каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть

Прп. Ефрем Сирин

каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть

Прп. Максим Исповедник

каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть

Блж. Августин

Ст. 13-15 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня

Каждого дело обнаружится; ибо день (то есть день бедствия) покажет, потому что в огне открывается . Это самое бедствие апостол и называет огнем, как об этом и в другом месте сказано: Глиняные сосуды испытываются в печи, а испытание человека – в разговоре его (Сир. 27:5) . И огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит (ибо то, чем каждый озабочен о Господнем, как угодить Господу, остается), тот получит награду – то есть получит то, о чем заботился. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон , так как не будет уже обладать тем, что любил. Впрочем сам спасется , так как никакое бедствие не могло сдвинуть его с основания, но так, как бы из огня . Ибо чем обладал он не без обольстительной любви, с тем расстается не без жгучей скорби. Так, по моему мнению, объясняется тот огонь, который никому из них не будет в осуждение, но одного обогатит, другому причинит ущерб и испытает обоих.

О граде Божием.

Блж. Феофилакт Болгарский

каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть

Днем называет день суда. В огне , говорит далее, открывается , то есть обнаруживается, каковы дела сами в себе, золото ли или что противное.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Афраат Персидский

Но в день последний будет испытано это строение в огне . И вот золото, серебро и драгоценные камни в огне сохранятся, так как они [составляют] строение прочное, а над травой, тростником и соломой возобладает огонь, и они сгорят. Но что есть золото, серебро и драгоценные камни, на которых поднимается строение, если не добрые дела веры, которые сохранятся в огне, ибо в прочном строении обитает Христос, и именно Он сохранит его от огня.

Посмотрим и уясним на примере, который дал нам Бог уже в сем веке, чтобы раскрылись нам обетования века иного. Уясним же от тех трех праведных мужей, которые, упав в огонь, не сгорели – Анании, Азарии и Мисаила: не возобладал над ними огонь, так как они построили строение прочное, и отвергли приказы царя Навуходоносора, и не поклонились идолу, которого он сделал. А над теми, кто преступил заповедь Божию, тотчас возобладал огонь. И он пожег их, и они сгорели жестоко. Ибо сгорели содомиты, подобно траве, тростнику и соломе. Еще сгорели Надав и Авиуд, которые преступили заповедь Божию. Еще сгорели двести пятьдесят мужей, принесшие благовония. Еще сгорели два начальника и сто, бывших с ними 88, за то, что приблизились к горе, на которой сидел Илия, поднявшийся на огненной колеснице на небо. И сгорели еще клеветники за то, что выкопали яму мужам праведным.

Поэтому, возлюбленный, будут испытаны праведники в огне, подобно золоту, серебру и драгоценным камням, а беззаконники сгорят в огне, подобно траве, тростнику и соломе, потому что возобладает над ними огонь, как сказал пророк Исайя: В огне произведет суд Господь и испытает всех (Ис 66:16) . И еще сказал [Исайя]: Вы выйдите и увидите трупы тех людей, которые восставали на Меня, ибо не умрет червь их и огонь их не погаснет. И будут они ужасом для всех (Ис 66:24) .

Тахвита о вере.

Амвросиаст

каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть

Это означает, что ложное учение в огне станет ясно видным для всех, хотя бы сейчас временно и обманывало кого-то.

На Послания к Коринфянам.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Роль государства в экономике

Мы уже говорили, что экономика не существует в чистом виде, но является смешанной системой с переплетением элементов государственного контроля с рыночными элементами, воздействующими на организацию потребления и производства. Ответы на триаду вопросов: что, как и для кого, которые дает нам ничем не ограничиваемая рыночная экономика, не могут удовлетворить демократические государства. Ведь сама по себе эта система может обречь людей на голод со ссылкой на падение доходов и в то же время дать другим возможность извлекать огромные доходы. Вот почему, чтобы компенсировать реальные и денежные доходы определенных групп населения, государство выходит на арену с готовностью понести расходы в этих целях: предоставить больничные койки заболевшим, выплачивать ежемесячное пособие наиболее нуждающимся по старости или безработице. Современное государство сегодня ставит перед собой задачу обеспечения минимального жизненного уровня своих сограждан. Сверх того, из-за невозможности со стороны частного предпринимательства предоставлять гражданам необходимые и жизненно важные для общества общественные услуги государство также берет это на себя. Государство появилось по мере осознания людьми, что “дело каждого - ничье дело”. Наглядно иллюстрируют подобную мысль такие функции государства, как организация правосудия, национальной обороны и охрана общественного порядка. Сказанное вполне было бы исчерпывающим, если бы все расходы государства оплачивались печатаемыми им бумажными деньгами или посредством бесконечных выпусков займов. В действительности, в большей части расходов государства присутствуют деньги налогоплательщиков. В значительной мере именно с этим и связан механизм принуждения. Понятно, что общество добровольно несет налоговое бремя и каждый его член получает свою долю от государства.

(Самуэльсон Пол. Экономика. Вводный курс)

2. Как авторы поясняют причины того, почему нерегулируемая рыночная экономика не устраивает демократическое государство? Приведите две причины с опорой на авторский текст. Укажите на основании текста три обстоятельства, которые вынуждают современное государство выходить на арену разрешения

экономических проблем?

3. Авторы пишут о важности оказания современным государством общественных услуг, именуемых иногда общественными благами. Опираясь на текст и знание курса, приведите не менее четырех примеров выполнения современным государством функции производства общественных благ.

4. Авторы подчеркивают, что в расходах государствах значительную долю составляют деньги налогоплательщиков, отмечая что «общество добровольно несет налоговое бремя и каждый его член получает свою долю от государства». Какую функцию налогов характеризуют авторы? Дайте ответ на вопрос и проиллюстрируйте данную функцию налогов двумя конкретными примерами.

Нужда в государстве возникает из-за того, что абсолютной свободы не бывает. Как ни привлекательна анархическая философия, в мире несовершенных людей анархия неосуществима. Свобода одного человека может вступать в конфликт со свободой другого, и, когда это происходит, чью-то свободу приходится ограничить, чтобы сохранить свободу второго

человека; как выразился однажды член Верховного суда, «моя свобода размахивать кулаками должна быть ограничена расстоянием до вашего подбородка»…

В области экономической большие затруднения связаны с конфликтом между свободой объединений и свободой конкуренции. Какой смысл следует вкладывать в понятие «свободное» применительно к предпринимательству? В США «свободу» в этом случае понимают так, что каждый свободен сделаться предпринимателем, а значит, уже существующие предприниматели несвободны избавляться от конкурентов, кроме как посредством продажи лучшего товара по той же цене или того же товара по более низкой цене. Напротив, континентальная традиция обычно толкует это понятие в том смысле, что предприниматели свободны поступать так, как им заблагорассудится, в том числе сговариваться о ценах, делить рынки и пользоваться прочими способами вытеснения потенциальных конкурентов. Видимо, самая сложная конкретная проблема в этой области касается объединений рабочих, где особенно остро встаёт вопрос о свободе объединений и свободе конкуренции.

Вот ещё более существенная область экономики, в которой ответить на этот вопрос и сложно, и весьма важно: определение прав собственности. Развившееся с течением веков и занесённое в наши законоуложения понятие собственности настолько сделалось частью нашего сознания, что мы о нём не задумываемся и не осознаём, до какой степени понятия о том, что же является собственностью и какие права обеспечивают владение ею, представляют собой сложные социальные конструкты, а не самоочевидные истины. Например, позволяет ли мне моё право на владение землёй и моя свобода распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению отказывать другому в праве летать над моей землёй в своём самолёте? Или верх берёт его право пользоваться своим самолетом? ...Наличие строго конкретного и общепринятого определения собственности во многих случаях куда важнее, чем само содержание этого определения.

Ещё одна область экономики, создающая особенно сложные проблемы, - это денежная система. Ответственность государства за денежную систему признаётся давно... По-видимому, ни в одной другой области экономической деятельности государственные полномочия не пользуются таким широким признанием. Это привычное и сегодня уже почти автоматическое признание за государством такой ответственности делает вдвойне необходимым глубокое понимание оснований для этой ответственности, ибо оно увеличивает опасность расширения государственных полномочий за пределы деятельности, приемлемой в свободном обществе...

(М. Фридмен )

1. Какие три «области экономики», в ко­то­рых воз­ни­ка­ют затруднения, свя­зан­ные с по­ни­ма­ни­ем свободы, рас­смот­рел автор?

3. Автор пишет об от­вет­ствен­но­сти го­су­дар­ства за де­неж­ную систему. Ис­поль­зуя текст, об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, ука­жи­те два воз­мож­ных на­прав­ле­ния вли­я­ния го­су­дар­ства на де­неж­ную систему. Про­ил­лю­стри­руй­те каж­дое из них кон­крет­ным при­ме­ром де­я­тель­но­сти государства.

Считается, что государство имеет возможность лучше, чем рынок, координировать производство общественных благ - небольшого класса товаров и услуг, потребление которых сложно ограничить только теми, кто за них платит...

Существует четыре основные причины, почему централизованное планирование будет почти наверняка приносить больше вреда, чем пользы.

Во-первых, оно просто заменяет рынок политикой. Напомним, что государство не является экономическим регулятором. Те, кто занимается централизованным планированием (а также контролирующие их законодатели), на самом деле вовсе не похожи на бескорыстных святых. Естественно, что субсидии и инвестиции, выделяемые плановыми органами, находятся под влиянием политических мотивов...

Во-вторых, есть все основания полагать, что инвесторы, рискующие своими деньгами, будут принимать более правильные решения, чем центральные плановые органы, распоряжающиеся деньгами налогоплательщиков. Инвестор, если хочет получить прибыль, должен вложить деньги B проект, который повышает ценность затраченных ресурсов, а если делает ошибку и инвестиционный проект оборачивается неудачей, то сам же и страдает от последствий этого. В противоположность этому связь между принятием эффективных проектов и личным благосостоянием тех, кто

занимается централизованным планированием, весьма и весьма слаба...

В-третьих, центральные плановые органы питаются неточной информацией. Поскольку они являются источником инвестиционных средств, руковоцители как частных, так и государственных предприятий с целью получения правительственных льгот будут предоставлять им искажённую информацию. Они будут пытаться убедить плановые органы, что их предприятие производит (или может производить) тот вид товаров или услуг, который чрезвычайно ценен для всего населения, и что, если их предприятию дать некоторые средства, они сделали бы для благосостояния общества нечто необыкновенное...

В-четвёртых, не существует способа получения информации, достаточной для раз-работки разумного государственного плана. Мы живём в мире динамичных изменений. Технические сдвиги, новые продукты, политические волнения, изменения спроса и скачки в погодных условиях постоянно меняют относительную дефицитность ресурсов и товаров. Никакая центральная власть не в состоянии поспеть за этими изменениями, а следовательно, не способна дать менеджерам компаний на местном уровне разумные инструкции.

Рынки фиксируют и сводят воедино раздробленную на миллионы частей информацию, формируя цены, которые становятся сигналами для предприятий и собственников ресурсов осуществлять свои действия в соответствии с изменившимися условиями. Ни один центральный плановый орган не в состоянии получить, и притом без искажений, эту важную, но рассеянную информацию.

Невероятное разнообразие нужд и желаний людей, знание уникальных особенностей времени и месторасположения - всё это лежит вне ведения любого планового органа. Эти органы действуют, располагая лишь малой долей необходимой информации, которая во многом становится неточной уже к моменту её поступления.

(Р. Строуп, Дж. Гвартни )

2. Какие функции рынка рассмотрены авторами? Используя текст, укажите три функции.

3. Приведите три примера общественных благ и объясните, почему государство успешнее, чем рынок, организует их производство (используя обществоведческие знания, дайте два объяснения).

4. Как в условиях рынка связаны свобода и ответственность экономических субъектов? Какие экономические и правовые институты обеспечивают возможность свободного выбора субъектов экономики? (Укажите любые два института и кратко поясните роль каждого из них.)


Ответы на триаду вопросов: что, как и для кого, которые даёт нам ничем не ограничиваемая рыночная экономика, не могут удовлетворить демократические государства. Ведь сама по себе эта система может обречь людей на голод со ссылкой на падение доходов и в то же время дать другим возможность извлекать огромные доходы. Вот почему, чтобы компенсировать реальные и денежные доходы определённых групп населения, государство выходит на арену с готовностью понести расходы в этих целях: предоставить больничные койки заболевшим, выплачивать ежемесячное пособие наиболее нуждающимся по старости или безработице. Современное государство сегодня ставит перед собой задачу обеспечения минимального жизненного уровня своих сограждан.

Сверх того, из-за невозможности со стороны частного предпринимательства предоставлять гражданам необходимые и жизненно важные для общества общественные услуги государство также берёт это на себя. Государство появилось по мере осознания людьми, что «дело каждого - ничьё дело». Наглядно иллюстрируют подобную мысль такие функции государства, как организация правосудия, национальной обороны и охрана общественного порядка...

Сказанное вполне было бы исчерпывающим, если бы все расходы государства оплачивались печатаемыми им бумажными деньгами или посредством бесконечных выпусков займов. В действительности В большей части расходов государства присутствуют деньги налогоплательщиков. В значительной мере именно с этим и связан механизм принуждения. Понятно, что общество добровольно несёт налоговое бремя и каждый его член получает свою долю от государства. Но связь межу такой выгодой и выплатой налогов не идентична получению жвачки из автомата за пять опущенных в него центов либо акту обычной покупки...

Вторая важная форма принуждения связана также с обычаем принимать государственные законы... Набор подобных законов и образует рамки действий частного предпринимательства, вменяя В то же время направления его функционирования. В определении экономической судьбы общества система цен выступает в дополнении с государственными расходами и налогообложением...

Для современного экономического общества также характерны три другие не менее важные особенности:

1. Современная передовая промышленная технология основана на привлечении значительных масс капитала: сложное машинное оборудование, крупные фабрики и заводы, большие запасы готовой продукции, полуфабриката и сырья. Поскольку этот капитал находится в условиях наших стран в руках частного владельца, то он как собственник капитала получил имя капиталиста, а сама экономика - капитализма.

2. Для современной экономической системы характерны усложнённые до чрезвычайной степени специализация и разделение труда.

3. И наконец, деньги, нашедшие широчайшее применение в нашей системе, жизненная сила которой зависит от денежного потока. Деньги выполняют также и функцию меры стоимости.

(П. Самуэльсон )

Пояснение.

В правильном ответе должны быть даны следующие объяснения:

1) эта система может обречь людей на голод со ссылкой на падение доходов;

2) невозможность со стороны частного предпринимательства предоставлять гражданам необходимые и жизненно важные для общества общественные услуги.

Объяснения могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

А вы все думаете, что кара небесная -- это из бабушкиных сказок? Нет, дорогой читатель, все рядом с нами -- и проклятия, и награды, и поучения. Только надо повнимательнее присмотреться.
Иван Штраух. Профиль, 2 апреля 2001, № 12 (234)

С некоторых пор проблемы преступления и наказания живо волнуют меня. И вообще -- что есть возмездие и всегда ли оно неотвратимо? И еще -- что там, наверху, квалифицируется как наказание? В том смысле, что хотелось бы понять: наши точки зрения совпадают или нет? "Это тебе не поможет", как сказала моя подруга своему бывшему мужу, который объявил ей что он держит пост. Темпераментная женщина имела в виду, что раз уж он не платит алименты на собственного ребенка, то постом это чудовищное злодеяние не замажешь. А может, наоборот? Может, как раз пост этого человека, который со своей любовью к жратве давно превратился в гигантский желудок, в глазах высшей силы значит гораздо больше, чем презренные зеленые бумажки?

Другой мой знакомый долго негодовал после того, как его приятель прибрал к рукам фирму, где они работали, и неожиданно впал в кадровое людоедство -- под разными предлогами он убрал всех людей, которые помнили его жалким клерком. Даже тех, которые очень доброжелательно к нему относились и помогали, что называется, "двигаться". Наблюдая избиение кротких женщин и безответных интеллигентов, мой знакомый (его-то уволили в первую очередь) произносил пафосные речи, которые сводились, в сущности, к простому причитанию: таки неужели этот людоед будет и дальше жить в свое удовольствие? А где же справедливость? Пока Ляля, закуривая, не поставила точку в этом бесконечном словоизвержении, сказав: "А с чего ты взял, что тот, кто отвечает за справедливость, вообще считает вашего Игорька одушевленным существом?"

Вопросов больше, чем ответов. Обид больше, чем вопросов. А претензий больше, чем обид. Так и живем. Балансируем, можно сказать, на грани допустимого зла и вынужденного добра.

Юрик Мышкин был большим рыжим красномордым мужчиной с уже наметившимися залысинами. Скромный бизнес -- речь о небольшом автосервисе -- неплохо кормил его. Настолько неплохо, что наш герой с трудом умещался на просторном сиденье своего джипа. Вот вам формула простого человека: это габариты задницы, умноженные на количество просматриваемых за неделю боевиков или триллеров. (Вообще, по моим наблюдениям, среди тонких людей идиотов меньше, чем среди толстых. Правда, тонкие более злобные. По-видимому, от голода.)

Итак, вернемся к автосервису. Этот богоугодный бизнес располагался на месте бывшего склада. И все бы ничего, но бывший склад находился на территории разрушенной церкви и занимал одну из церковных пристроек. Еще лет десять назад местное население относилось к этому позорному факту довольно равнодушно, если не считать нескольких старушек, которых когда-то в младенческие годы крестили в этой церкви. Но переход к рыночным отношениям постепенно совершил и клерикальную революцию. Народ возопил, накатал письмо, собрал подписи. И на самом высоком уровне было решено церковку восстановить. Тем более что построена она была на деньги одной из великих княгинь. Правда, сейчас великих княгинь окрест не наблюдалось, а соответственно, и денег на восстановление тоже. Но бабки собирались на субботы-воскресенья в тимуровские отряды и, выгнав зятьев с диванов на мороз, проводили выходные за расчисткой церкви от мусора.

Надо сказать, наш герой с самого начала понял, что дело пахнет керосином. Но, зная российские порядки, он был уверен, что до конструктивных действий дело не дойдет. Потому как денег на восстановление нет. И кто ж их даст, кто ж захочет с ним связываться (у Юрика были хорошие завязки с "братвой")? А без денег эти священные развалины выметай не выметай, убирай не убирай -- церковью не сделаешь.

Пока однажды утром не обнаружил листочек из тетрадки, приклеенный скотчем к своей двери и испещренный дрожащим старческим почерком. Крайне вежливо Юрика просили очистить помещение в течение ближайших трех месяцев. А по всем вопросам обращаться к Анне Павловне по такому-то адресу. Мышкин выбросил поганую бумажку и задумался. Дело в том, что документов на пристроечку у него не было. Занял он ее с разрешения своего приятеля Шурыги, который курировал местную "братву". Пристройка была ничья, а стало быть, Шурыгина, который за добрые отношения и мелкие услуги разрешил Юрику здесь открыть автосервис. Но последние полгода по ряду причин Шурыга осел в Турции и предпочитал в любимом городе не появляться, отчего уже упомянутый город мог спать спокойно. Короче, роман Чернышевского "Что делать?".

Через три месяца в церковный двор заехал самосвал, груженный кирпичом. Руководил разгрузкой худенький попик, смахивавший на выпускника филфака, сбежавшего в объятия церкви от обилия бабья, которым славится этот факультет. Мышкину не сказали ни слова. Просто начали восстанавливать разрушенные стены.

Через пару месяцев над церковью появилась луковка -- правда, еще не позолоченная и в строительных лесах.

И хотя клиенты Юрика и жаловались, что им как-то стремно ездить ремонтироваться на церковный двор, Мышкин не жужжал. Его не трогают, и это было главное. Воевать с бабками и попом ему не хотелось.

Но пришлось. Потому что вскоре Мышкин обнаружил у себя в кабинете делегацию: попика ("Отец Алексий",-- представился он), двух бабок (их имена Юрик пропустил мимо ушей) и пятерых дюжих молодых людей, которые при ближайшем знакомстве оказались вовсе не охраной отца Алексия, а студентами духовной семинарии.

Юрий Николаевич, -- сладко улыбаясь, сказал отец Алексий, -- вот пришли побеспокоить вас насчет пристройки, которую вы занимаете. Когда вы сможете ее освободить?

От такой наглости Юрик потерял речь. Правда, ненадолго. Справившись с первым шоком, он объяснил попику, что никогда. И еще много чего объяснил. Бабки, не открывая рта, кивали, глядя на отца Алексия, а дюжие молодцы с каким-то удивлением рассматривали Мышкина. После чего попик встал и вышел, сопровождаемый своей молчаливой свитой.

Так началась война Юрика Мышкина за свой автосервис. Причем церковные люди вели себя крайне кротко. Они просто строили, красили, чистили, метр за метром расширяя свою территорию.

Как-то поздно ночью наш герой заглянул в церковь -- внутри она была вся реконструирована, побелена. Правда, вместо настоящих икон были репродукции. У входа в церковь в круглых вазонах цвел душистый горошек. И только черная Юрикова пристройка, из-за которой торчали остовы машин, колеса и прочая дрянь, портила общий благостный вид.

Сентиментальность не проходит безнаказанно. Утром следующего дня он обнаружил дверь собственной конторы заколоченной досками. На досках было намалевано свежей краской: "Эта территория принадлежит церкви". Юрик содрал доски, после чего демонстративно вытащил на церковный двор старый, сгнивший кузов "Волги", перегородив вход в церковь.

Прошло полчаса -- и тяжелый кузов как будто ветром сдуло со двора. Тогда Юрик выкатил к воротам большой ржавый контейнер, груженный сгнившими железяками. Контейнер простоял целый день, но к утру следующего дня также исчез. Зато стена, отделяющая церковь от офиса, оказалась разобрана. И цех по починке автомобилей очутился в одном из приделов церкви. Юрик пригнал машину с кирпичом и разгрузил ее перед входом в церковь. За ночь его ребята заделали проем, а чтобы стену не разломали, Юрик оставил своих людей на карауле. Неделю было тихо. Но в первую же ночь, когда в мастерской не было охраны, стена была сломана. Мало того -- к утру на позлащенной луковке сиял золотой крест.

В полной тишине, на глазах у изумленных прихожан, Юрик набрал на мобильном телефоне несколько номеров. И уже через пять минут на церковный двор стали въезжать машины Юриковых клиентов. Одна за другой они заполнили все пространство небольшого дворика, преградив проход не только к автомастерской, но и к церкви.

Все! -- торжественно объявил Мышкин бабкам. -- Финита ля комедия.

Слова его, к несчастью, оказались пророческими. Потому что на следующий день владельца автосервиса разбил паралич. Может, переволновался? Большие, толстые люди склонны, говорят, к инсультам.

Ухмылками он объяснил жене, чтобы она позвала попа. Уж и не знаю как, они договорились, что автосервис он закрывает и людей своих отпускает. Батюшка обещал помощь в уборке.

И каждое воскресенье вы можете видеть, как жена Юрика в восемь утра везет его большое бесформенное тело на утреннюю службу. Отец Алексий читает молитвы, а справа, в свежевыкрашенном приделе, стоит кожаная коляска с Мышкиным.

Он внимательно слушает.

Так вот я о чем. Что есть кара и что есть благодать? Вопрос философский, поди разберись.

А услышал я эту историю в больнице, куда загремел с воспалением легких. И тут тоже, небось, все не так просто.

Выше уже говорилось, что наша экономика не является чистой экономикой цен, а представляет собой смешанную систему, в которой элементы государственного контроля переплетаются с элементами воздействия рынка на организацию производства и потребления. Экономическая роль государства сейчас настолько значительна, что мы посвящаем этому вопросу главы 9 и 10.

Тем не менее значение этого фактора можно в общих чертах проследить и здесь. Демократические страны не удовлетворяются теми ответами на три вопроса: Что, Как и Для кого, - которые дает ничем не сдерживаемая рыночная система. Такая система могла бы предписать некоторым людям голодать из-за недостаточности дохода, а другим - получать несоразмерные или чрезмерные доходы. Поэтому государство выступает на арену со своими расходами, чтобы дополнить реальные или денежные доходы некоторых индивидуумов; оно может, например, обеспечивать больничные койки своим гражданам, может предоставлять наиболее нуждающимся ежемесячное пособие на время безработицы или старости. Широко распространенной целью современных государств является обеспечение минимального жизненного уровня.

Более того, государство берет на себя обеспечение некоторых необходимых общественных услуг, без которых немыслима жизнь общества и которые в силу их характера не могут быть выполнены частным предпринимательством. Государство появилось, когда люди осознали, что «дело каждого - это ничье дело». Наглядные примеры этого - организация национальной обороны, охрана общественного порядка и законности, отправление правосудия.

Государство, расходуя деньги, ведет себя так же, как и любой другой крупный плательщик. Подавая свои голоса в форме долларовых заявок в достаточном количестве и направляя их определенным образом, оно заставляет ресурсы перемещаться в том же направлении. Система цен действует так, будто ресурсы идут на удовлетворение индивидуальных, а не коллективных потребностей.

Если бы государства финансировали все свои расходы, только печатая бумажные деньги или бесконечно выпуская займы, то сказанного о государстве было бы уже почти достаточно. На самом деле большая часть государственных расходов оплачивается собираемыми налогами. Именно с этим в значительной мере связан важный элемент принуждения. Это верно, что общество, как целое, само накладывает на себя налоговое бремя; верно и то, что каждый гражданин получает свою долю от государства. Но между этой выгодой и налоговыми платежами нет такой же тесной связи, как в тех случаях, когда какой-нибудь человек опускает пятицентовую монету в автомат с жевательной резинкой или совершает обычную покупку. Я не обязан курить сигареты «Лаки страйк» или покупать найлоновые чулки, но я обязан уплачивать ежегодный налог, хочу я этого или нет.

Кроме того, вторую важную форму принуждения влечет за собой всеобщий обычай принятия государственнных законов: ты не должен обвешивать при продаже, ты не должен применять детский труд, ты не должен поджигать дома, ты не должен выпускать дым из фабричной трубы, ты не должен продавать или курить опиум, ты не должен продавать продовольствие по ценам выше максимальных и т. д. Этот набор правил образует те рамки, в которых функционирует частное предпринимательство, и вместе с тем изменяет направление его деятельности. Декреты государства наряду с государственными расходами и налогообложением дополняют систему цен в определении экономической судьбы нации. Было бы бесполезно спорить о том, что важнее - общественное или же частное предпринимательство. Это так же бесполезно, как и дебаты о значении наследственности и окружающей среды. И без того, и без другого наш экономический мир был бы совсем иным.

Наконец, в функции государства, как мы увидим в части 2 книги, входят содействие ограничению острых и хронических циклов безработицы и инфляции, обеспечению экономического роста.

Современное экономическое общество обладает еще тремя другими важными особенностями.

Б. Капитал, разделение труда и деньги

1. В наши дни передовая промышленная технология основывается на использовании огромных масс капитала: сложного машинного оборудования, крупных фабрик и заводов, обильных запасов готовой продукции, полуфабрикатов и сырья. Наша экономика получила название «капитализм», потому что этот капитал, или «богатство», находится главным образом в частной собственности того, кто именуется капиталистом.

2. Нынешняя экономическая система характеризуется невероятно сложной степенью специализации и разделения труда.

Вот еще один пример услуги, предоставляемой государством, - маяки. Они спасают жизни и грузы. Но содержатели маяков не могут добиться вознаграждения от капитанов судов. «Таким образом, - говорится в экономическом учебнике повышенного типа, - мы имеем здесь расхождение между частной выгодой и денежной стоимостью (как ее понимает человек достаточно эксцентричный, чтобы попытаться составить состояние на эксплуатации маяка), между подлинной социальной выгодой и стоимостью (измеряемой спасенными жизнями и грузами в сопоставлении, во-первых, с общей стоимостью маяка и, во-вторых, с дополнительными издержками, связанными с поддержанием сигнального света). Философы и государственные деятели всегда признавали необходимость участия государства в подобных случаях «внеэкономического расхождения между частной и социальной выгодой». Подробнее обо всем этом сказано в главах 9 и 22.

3. Наконец, в нашей системе широкое применение находят деньги. Поток денег - это источник жизненной силы нашей системы. Деньги служат нам также как мера стоимости.

Все эти особенности тесно связаны друг с другом, а также с системой цен, охарактеризованной в разделе А настоящей главы. Мы увидим, что если бы деньги не обеспечивали благоприятных условий для торговли и обмена, то сложное разделение труда оказалось бы невозможным. Связь денег и капитала опосредствуется кредитными операциями банковой системы и организованными рынками капитала, на которых ценные бумаги могут быть проданы и обращены в деньги, или наоборот. А связь денег и механизма цен, конечно, является непосредственной и очевидной.

© 2024 Все о получении кредита. Информационный портал