Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Тема работы: Сущность налогов в условиях рыночной экономики. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики Принципы налогообложения в рыночной экономике

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие, функции, сущность налога и налоговой системы, существующие виды налоговых систем. Особенности налоговой системы Российской Федерации, ее недостатки, основные пути развития и реформы. Сравнение налоговых систем ряда стран с рыночной экономикой.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2011

    Роль налоговой системы в рыночной экономике, ее особенности и недостатки в России на сегодняшнем этапе. Налоговые теории XVII-XIX вв. Экономическая сущность налогообложения. Налоги в общих экономических теориях XX в., кейнсианство и неоклассицизм.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Определение недвижимого имущества. Основные принципы систем налогообложения имущества физических лиц в странах с развитой рыночной экономикой. Текущее состояние налоговой системы Российской Федерации. Особенности налогообложения недвижимого имущества.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

    Роль налога на добавленную стоимость (НДС) в налоговых системах стран с развитой рыночной экономикой. Сущность, система исчисления, методы учета и расчета, ставки и документальное оформление НДС в РФ, а также предпосылки и особенности его реформирования.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2010

    Сущность, функции и основные принципы налогообложения. Взгляды теоретиков на роль налогов в экономике. Анализ различных моделей налоговой политики в условиях рыночной экономики. Налоговая политика как инструмент государственного регулирования экономики.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2011

    Понятие налоговой системы, ее структура и взаимодействие отдельных элементов, принципы ее построения в России. Регулирование рыночной экономики с помощью налоговой системы в рыночной экономике, современное состояние и направления совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2014

    Налоговая система РФ, её сущность, принципы построения, виды налогов и сборов. Особенности налогообложения в Канаде и США: сравнительная характеристика налоговых систем, возможность использования опыта в реформировании российской налоговой системы.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Сущность, основные функции, принципы и классификация налогообложения. Роль налогов в формировании доходов государства. Налоговая система в странах с развитой рыночной экономикой. Тенденции и перспективы развития налоговой системы в развитых странах.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2013


Наиболее важными для раскрытия потенциала системы налогообложения характеристиками, являются принципы налогообложения.

Эти характеристики являются своего рода методологической основой систематического подхода к организации налоговой системы (практическая сторона применения его теоретических основ). Принципы построения налоговой системы непосредственно отображают изменение мотиваций сторон, а также основных характеристик налоговых отношений.

Исторический спор о приоритетах построения налоговых систем был открыт за долго до того, как Смит сформулировал классические принципы налогообложения ставшие своего рода аксиомами «…и француз О. Мирабо (1761), и немец Ф. Юсти (1766), и итальянец П. Верри (1771) требовали равномерности обложения, точного определения налога, меньших расходов взимания … Заслуга Смита заключалась не в приоритетном открытии этих принципов, а в яркой и точной формулировке и обосновании их…»

Смит выделил четыре основных принципа налогообложения:

1. Подданные всякого государства обязаны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства;

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть четко определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны,как самому плательщику, так и всякому другому

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;

4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства

дальнейшее развитие налогообложения требовало более точного экономического обоснования принципов построения налоговой системы.

Наиболее характерной чертой этих изменений является смещение приоритетов в понимании справедливости налогообложения от «технических» аспектов последней (2,3,4 аксиомы Смита) к ее социальной природе. Наибольшее развитие отмеченная тенденция получила у А. Вагнера, который сформулировал девять принципов налогообложения разбив их на четыре группы.

1. Финансово-политические принципы: достаточность и подвижность;

2. Народно-хозяйственные принципы: выбор надлежащего источника обложения, и отдельных видов налогов;

3. Принципы справедливости: всеобщность и равномерность;

4. Принципы податного управления: определенность налога, удобство и дешевизна взимания .

Вагнер основывал свои принципы на теории коллективных потребностей и расширил понимание справедливости налогообложения в сторону признания обоюдной ответственности государства и плательщика.

Несмотря на то что принцип справедливости носит этический характер именно он, в своем развитии способен осветить изменения в концепции построения налоговых систем

Если в 19 веке справедливость определялась как всеобщность налогообложения, то на современном этапе принцип справедливости исходит и из проблем приоритетности прогрессивного или пропорционального налогообложения в структуре групп налогоплательщиков.

Таким образом, принцип справедливости был дополнен помимо всеобщности еще и равномерностью распределения налогового бремени в вертикальном и горизонтальном аспекте. Рассмотрев подход к равномерности распределения налогового бремени с точки зрения рассмотренных в пункте 1.1. теорий налогообложения, можно сделать следующие выводы:

1. Теории обмена приравнивающие налогообложение к плате общества государству за защиту обосновала регрессивность налогообложения: ведь на защиту бедняков государство тратит больше средств (М. Сюлли). Этот подход в виде теории интереса оставался основным до 18 века;

2. Теория страхования рассматривала пропорциональность налогообложения основанную на имущественном цензе и поэтому не являлась всеобщей для понимания налога как финансового рычага государственной политики;

3. Идея равномерности налогообложения (все платят одинаковый налог), не учитывала огромного имущественного расслоения в обществе.

Однако, именно эта теория, как будет показано далее, в структуре Российской податной системы (через подушную подать) была основной до 1907 года.Понимание налогооблагаемой базы, как чистого дохода на практике позволило уравнять справедливость и платежеспособность, что выразилось в повсеместной победе прогрессивного подоходного обложения. Необходимой частью подоходного обложения явилось обоснование минимума свободного от налогообложения и распределение плательщиков по классам дохода (В Пруссии в 1821 году существовало 4 класса плательщиков по 12 ступеней ставок внутри них). К концу 20 века во всех странах использовалась система прогрессивного подоходного обложения (в среднем в промышленно развитых странах доходы от этого вида налоговых поступлений составляют от 25 до 50%). Основными проблемами теории налогообложения на современном этапе необходимо признать осуществление принципа справедливой равномерности фискальных выплат. Подобный подход отражается и в современной формулировке принципов налогообложения, которые выражают справедливость через полное ее смещение в область налоговой политики, как инструмента выражения и обеспечения взаимодействие различных мотиваций государства и плательщиков.

Таким образом, мы считаем, что основными принципами налогообложения в рыночной модели хозяйствования следует признать:

· способность механизма налогообложения содействовать развитию производства и росту доходов налогоплательщиков, а не сдерживать этот рост;

· понимание того факта, что излишнее изъятие налогов дает временный эффект, оказывая отрицательное воздействие на производство и трудовую активность, в результате чего это влечет за собой последующее понижение объемов поступающих в бюджет налогов;

Данная трактовка игнорируя фискальную функцию налогообложения и признавая приоритет регулирующей и стимулирующей функций налоговой системы, полностью отражает, по нашему мнению, тенденции дальнейшего развития современных концепций налогообложения Исходя из группировки принципов Вагнера можно сказать, что так сегодня понимается социально-экономическая природа налогообложения.

Принципы налогообложения отображающие основные мотивации государства, как субъекта налоговых отношений позволяют говорить о приоритетности понятия справедливости и его понимания на разных уровнях системного взаимодействия. характер такой налоговой справедливости определялся в разное время через взаимодействие мотиваций сторон на философском, функциональном и институциональном уровнях соответственно.

На рисунке 1.5. показана общая структура такого взаимодействия, которое способно и должно формировать не только эффективные принципы и структуру построения налоговой системы, но в более широкой интерпретации, рассматривая налог как продукт эволюционного развития общественных институтов, формирует концепцию налогообложения. Причем последняя является, как уже отмечалось, продуктом, как функциональной, институциональной так и философской природы налогообложения.


Рис. 1.5. Мотивации формирования концепции налогообложения.

Безусловно, активная роль в этом процессе принадлежит государству, однако, рассматривая фискальную функцию налогообложения невозможно недооценивать доверие плательщика к государству, что в свою очередь позволяет государству развивать регулирующую и стимулирующую составляющие функциональной природы налогообложения.

Таким образом, термин «налоговая система» не является достаточно полным для осмысления социальной природы налога, этот термин отражает в большей мере функциональный и институциональный уровень концепции налогообложения, которая включает в себя также и философский уровень налоговых отношений, отражающий в себе философскую и социальную природу налога – как общественного института. Философский же уровень концепции налогообложения выражается через взаимодействие встречных мотиваций основных агентов налоговых отношений – государства и плательщика, а также через понимание справедливости налогообложения, как основного критерия эффективности налоговой системы, через ее достаточность и приемлемость в рамках сложившейся структуры этических норм и общественных институтов. Вся сложность налоговых отношений, обусловливающих необходимость комплексного подхода к их исследованию, представлена на рисунке 1.4. Графически структуру комплексного подхода к изучению налоговых отношений в ее предметном аспекте можно представить следующим образом.

Философскую природу справедливости налогообложения, в рамках формирования общественных институтов, мы уже проанализировали. Однако, сегодняшнее понимание этого предмета неполно без анализа проблем функционального и институционального уровней концепции налогообложения.

Основой современного подхода к справедливости налогообложения является решение следующих основных проблем:

· избежание переложения налогового бремени с субъекта налогообложения на его носителя;

· определение оптимальной тяжести налогового бремени;

В финансовой литературе выделены следующие случаи переложения:

1. Уклонение от налога (легальное или нелегальное);

2. Погашение налогом (амортизация), т.е. уменьшение ценности базы обложения вызванное налогом:

· поглощение налога (т.е. налог «поглощается» уменьшением ценности предмета);

· капитализация налога (через снижение ставок налога, цена предмета обложения увеличивается).

3. Плательщик налога и субъекты налогообложения не одно и тоже лицо.

На современном этапе проблема переложения рассматривается в плоскости соотношения прямого и косвенного обложения, а акцизы являются одной из основных форм осуществления последнего. Необходимо отметить также, что в условиях рынка свободной конкуренции и эластичного спроса процесс переложения наиболее развиты. основой современной теории налогов является объяснение и интерпретации кривой Лаффера графически выражающей идею оптимальной (максимально возможной) общей налоговой ставки в системе эффективного налогообложения. Классическая интерпретация понимает эффективность как налоговые поступления в бюджет государства и имеет на наш взгляд следующие особенности:

1. Это догма... согласно некоторым представлениям кривая Лаффера это лишь логическое представление о том, что налоговые доходы государств будут максимальны при некоторых уровнях ставок налога от 0 до 100% [ 3, с 358];

2. Не учитывает объем производства, следовательно и объективную реакцию производителя на фискальную политику;

3. Имеет макроэкономическую направленность и строго говоря приемлема не к отдельным видам налогов, к некоему усредненному совокупному налогу (flattax) ;

4. Основывается на пропорциональном стиле налогообложения и не учитывает прогрессивного или регрессивного принципа изъятия части дохода в пользу государства;

5. Не учитывает фактор инфляции и базируется на нормальном поступлении налогов.


На рисунке 1.7. показана, именно, одна из классических интерпретаций поиска оптимальных границ налогового бремени (точки Лаффера), для обеспечения эффективного пополнения доходной части бюджета, с учетом влияния уровня налогообложения на объем производства.

Рис. 1.7. Зависимость налоговых поступлений в бюджет от уровня налогообложения

Y - налоговая база (рыночный поток продукции, облагаемая налогом часть национального производства).

В - доходы бюджета

Т- налоговая ставка (Т * оптимальная)

На рисунке можно видеть, что в сфере запретительной шкалы доходы бюджета падают не только за счет уклонения от налогообложения, но и в более широкой интерпретации через снижение объемов национального производства, что является теоретическим обоснованием стимулирующей функции налогов в сфере производственных отношений.

Чистую классическую зависимость Лаффера можно представить в виде формулы 1.2.1.

B=Y х T - L(T) (1.2.1.)

Y - исходная налоговая база

L(T) - функциональная зависимость потерь бюджета от налоговой ставки.

Проблема поиска оптимальных размеров налоговых изъятий необходимо рассматривать с позиций инфляционного эффекта налогообложения. В экономической теории эта проблема получила название «эффект Оливера - Танци». Суть его состоит в том, что государственные расходы осуществляются по текущим ценам в то время, как сами эти расходы финансируются за счет налоговых доходов, полученных на основе цен предыдущего периода. Исходя из постулата о налоговом финансировании государственных функций, а также невозможности оптимального и долгосрочного прогнозирования инфляционного эффекта, можно сделать вывод о нереальности полного фискального финансирования бюджетных расходов.

При синтезе данного тезиса с рассмотренными выше тенденциями снижения налоговых поступлений, по мнению автора, после некоего порога доходности возникает закономерное противоречие избежать которого можно лишь при ограничении доли налоговых поступлений в совокупных доходах бюджета. 100% фискальное финансирование бюджета теоретически возможно при экономике полной занятости ресурсов, когда потенциал экономики может иметь лишь отрицательную тенденцию, а безработица приобретает естественный уровень, именно в подобном теоретическом климате, когда инфляционный рост уже неизбежен, проблемы государственного регулирования по видимому приведут к новой ситуации договорного ограничения потребностей. Налоговые доходы примут естественно максимальный уровень, как плата за поддержание нового порядка и поиска расширения сферы производственных возможностей.

Оптимальная эффективная налоговая ставка (Т*) в условиях расширенного воспроизводства теоретически должна быть равна 35 - 40%,

Т* = F / ВНД х 100% , где

F - общая сумма налогов и платежей

Снижение налогового бремени возможно обеспечивать и путем оптимизации доли налоговых поступлений в доходах государства, что было отмечено выше. В заключении необходимо отметить, что в последнее время большое распространение получила новая интерпретация идеи пропорционального налогообложения, так называемая теория единого налога, именно с позиций этой теории возможно расширение проблем оптимизации налогового бремени и поиска точки Лаффера. Однако осуществление подобной системы на современном этапе невозможно, поскольку имущественное расслоение и сложность соотнесения полезности той или иной части финансовых ресурсов по группам налогоплательщиков и даже индивидуально не позволяют поддержать принцип справедливости налогообложения. Сложность исчисления и изъятия единого налога не позволяет ему быть на современном этапе достаточно эффективным. В связи с этим особое значение приобретает налоговое администрирование – как инструмент повышение фискальной эффективности системы, путем снижения издержек сбора налогов, унификации и контроля за соблюдением формальных правил агентами налоговых отношений, и недопущения незаконного уклонения от налогов.

Практической стороной осуществления теоретических постулатов экономической науки является налоговая система – которая трактуется автором, как совокупность элементов, инструментов и методов изъятия части дохода или продукта налогоплательщика в пользу государства.

Теоретической основой выбора направлений развития налоговой системы являются принципы ее построения, которые чаще всего закреплены законодательно. Рассматривая государство, как субъект экономических отношений на современном этапе можно выделить кроме социально экономической группы принципов, отмеченных нами выше, и группу юридических принципов налогообложения существующих помимо и во вне экономической природы налогообложения и определяющих детерминированный характер взаимоотношений субъектов налоговых отношений в рамках существующего юридического поля.

К этой группе на современном этапе, по мнению автора, можно отнести следующие принципы:

1. Принцип единства налоговой системы (Конституция РФ ст. 114);

2. Принцип подвижности, который сформулирован в 19 веке немецкий экономист А. Вагнер, отмечавший приоритет общественных интересов налогообложения по сравнению с частными;

Здесь имеется ввидувнутреннее развитие налоговой системы, а не ее коренное реформирование, что характерно и для устоявшихся систем (в 1992г. в законодательстве Германии по подоходному налогу было сделано 125 поправок).

3. Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов (основа принципа бюджетного федерализма).

Концептуальные основы налогообложения, рассмотренные в данной главе проистекают из анализа практики налогообложения, имеющей многовековые корни. Таким образом, концепция налогообложения – продукт длительного взаимодействия и осмысления нескольких групп критериев, которые выявляются в процессе взаимодействия мотиваций основных агентов налоговой системы:

Безусловно национальные особенности формирования хозяйственных систем и их элементов (экономический менталитет) наложили свой отпечаток на интерпретацию теоретических основ построения налоговой системы России, т.е. построении концепции налогообложения в его национальном понимании.

Сегодня в условиях коренной смены принципов налогообложения необходимой для стимулирования рыночных институтов при поддержании эффективной системы государственного регулирования национального рынка, следует уделить особое внимание параллелям экономического развития России с точки зрения теоретических основ налоговой системы. Подобный анализ тем более ценен, что позволит выявить тенденции и закономерности формирования национальной концепции налогообложения, характер которой сохраняет свое влияние на структуру эффективного взаимодействия основных участников налоговых отношений и по сей день. А прецеденты использования тех или иных методов налогообложения позволяют выявить наиболее эффективные и приемлемые направления формирования налоговой системы, с учетом особенностей экономического развития России.

1.3. Принципы налогообложения в рыночной экономике


Обязательные сборы с физических и юридических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства, подразделяются на части. Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налогообложения, независимо от размеров дохода.

Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги – это те налоги, бремя которых сильнее давит лиц с большими доходами.

Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

По платежеспособности налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих принципа налогообложения, желательных в любой экономической системе.

Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.

Налог, который обязан уплачивать определённый субъект налога, должен быть точно определён (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как налогоплательщику удобнее всего уплатить его.

Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.


Налоги могут взиматься следующими способами:

кадастровый - (от слова кадастр- таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

на основе декларации. Декларация- документ, в котором плательщик налога приводит расчёт дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход.

Примером может служить налог на прибыль.

у источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным, на сумму налога.

Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из неё вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Существует два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.

В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчёт налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.

Глобальная налоговая система широко применяется в западных государствах.

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведённой сделки, финансовой операции и т. п. Неопределенность – враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъектуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а в условиях нашей печальной памяти перестройки – и самих принципов налогообложения.

Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству – и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.) вносятся необходимые изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет.


Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за приделы экономической целесообразности).

Частые изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частые изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, а вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.

Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налогах на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав налоговой системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.

1.2 Функции налогов………………………………………………………7

1.3 Прямые и косвенные налоги…………………………………………11

2. Налоговая политика государства……………………………………...22

3. Налоговая система в рыночной экономике…………………………..31

3.1 Сущность, структура и основные принципы налогообложения…..31

Заключение………………………………………………………………..34

Список используемой литературы……………………………………….36

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношении в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В странах с развитой рыночной экономикой налоги, кроме выполнения фискальной функций, налоги становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики. Они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, формирование фондов потребления и накопления, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения.

Налоги являются главной статьёй бюджетных доходов государства. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через бюджет, составляют главную экономическую силу государства. Проблемам налогов и современной налоговой системы Российской Федерации уделяется сегодня столь пристальное внимание, так как именно они определяют жизнь современного общества.

Налоговой системе налогообложения сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

В данной контрольной работе я на примере налоговой политики РФ буду рассматривать сущность налогов в условиях рыночной экономики.

1. Налоги в рыночной экономике государства

В настоящее время теория налогов как важнейшая составляющая экономической науки в России начала возрождаться.

Исходя из теории налогов и функций налогов, определяется налоговая политика государства. На практике можно выделить три основные формы налоговой политики. Они встречают не в чистом виде, а в определенных соотношениях друг с другом.

Во-первых, это выраженная фискальная политика, или политика максимальных налогов. Здесь мы имеем тот случай, ког­да государство стремится методом высоких налогов на подоходную часть бюджета и обеспечить превышение доходов над расходами. Подобная политика, как убедительно показал А. Лэффер, чаще всего не достигает поставленных целей. Вместе с тем она имеет и еще более серьезные последствия. Происходит замедление расширенного воспроизводства или вообще возврат к простому воспроизводству. Население оказывает пас­сивное сопротивление данному курсу, и начинается массовое уклонение от уплаты налогов. Уклонение от налогообложения приводит в свою очередь к росту теневой экономики.

В подобной ситуации мы имеем дело с преувеличением роли фискальной функции налогов по сравнению с остaлъными функциями.

Во-вторых, это налоговая политика экономического развития. При этом государство стремится всемерно снижать налоги, оставляя большую часть финансовых ресурсов в распоряжении хозяйствующих субъектов. На первый взгляд может показаться, что именно к такой политике следует стремиться. Однако она может иметь не менее тяжкие последствия, а именно: сокращение социальных программ из-за нехватки средств у правительства, снижение, уровня жизни работников бюджетных организаций, включая врачей, учителей и т. д.

Третьей формой следует признать оптимальную налоговую политику. Вот ее-то проведение требует детального научного анализа и осмысления экономической ситуации, прогнозирования последствий любых налоговых изменений, комплексности принятия решений. Для успеха налоговой политики необходимо исследовать прошлое, знать опыт зарубежных развитых стран, применять его, не слепо копируя, а соотнося со специфическими особенностями национальной экономики.

При проведении налоговой политики могут разойтись фискальные интересы государственных органов и налогоплательщиков. Налоговая поли­тика должна учитывать как интересы бюджета, так и интересы, широких масс населения. Примирить их вполне возможно. Все заинтересованы в устойчивом развитии экономики высокими темпами, в развитии расширенного воспроизводства на основе передовых технологий. Также все заинтересованы в решении социальных проблем. Вопрос - в оптимальных соотношениях финансирования народнохозяйственных отраслей, в "прозрачности" доходов и расходов бюджета.

Сформулируем, что представляет собой рыночная система хозяйства. Рыночная экономика - это система организации хо­зяйства страны, основана на товарно-денежных отношениях, многообразии форм собственности; на средства производства, экономической свободе граждан как собственников своей рабо­чей силы их конкуренции в сфере производства и обращения товаров и услуг.

В рыночной экономике функционируют и активно взаимодействуют друг с другом три основных специфических рынка. Это рынок товаров и услуг, или товарный рынок; рынок труда и рынок финансовых ресурсов, включающий в себя рынок ценных бумаг. Цену на рынке формирует соотношение спроса и предложения. На рынке труда ценой является заработная плата наемного работника.

Юридические лица (хозяйствующие субъекты) выступают в одно и то же время в качестве потребителей и производителей - на товарном рынке, эмитентов и инвесторов – на финансовом рынке, работодателей – на рынке труда. Граждане выступают в качестве продавцов своей рабочей силы на рынке труда (трудоспособная часть населения), потребителей - на товарном рынке, инвесторов -:на финансовом рынке.

Рыночные модели разных стран значительно отличаются друг от друга. Можно выделить две основные модели рыночной экономики: либеральная модель и модель социально ориентированного рынка.

Социально ориентированная модель отличается более вы­сокой степенью государственного регулирования экономики. 3десь значителен государственный сектор, предприниматель­ская деятельность подвержена регламентации, государство га­рантирует определенный уровень удовлетворения потребностей населения (а не только его низших слоев) в жилье, услугах здра­воохранения, образования и культуры, заботится о занятости трудоспособной его части. Подобная модель функционирует в Германии, Австрии, Нидерландах, Швеции, Норвегии. Близка к ней и система Японии.

Вполне понятно, что либеральная и социально ориентированная модели рынка требуют наличия у государства различных финансовых ресурсов. И налоги в странах со второй моделью, конечно, должны быть выше. Так что понятие «Высокие» или «низкие» налоги – это не абсолютное, а относительное представление. Величина налогов должна соответствовать поставленным государством перед собой задачами.

1.1 Сущность налогов

Налоги являются одним из основных финансовых инструментов рыночной экономики, финансовой основой бюджетов разных уровней. Они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, формирование фондов потребления и накопления, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения.

Источником налогов является созданная в процессе производства стоимость - национальный доход. Первичное распределение национального дохода дополняется вторичным распределением, или перераспределением, где налогам принадлежит важное место.

Участвуя в процессе перераспределения новой стоимости, налоги выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которая формирует их общественное содержание.

Кроме общественного содержания, налоги имеют материальную основу, представляют собой часть денежных доходов, национального дохода, отчужденную государством.

Налоги составляют значительную долю в доходной части бюджетов различных уровней. Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых системой законодательства РФ о налогах и сборах, а также законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации.

В условиях рыночной экономики налоги выполняют четыре основные функции, каждая из которых проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной финансовой категории.

1.2 Функции налогов

1.Фискальная функция (фиск - казна), т.е. обеспечение государства необходимыми ресурсами.

С помощью данной функции образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства в условиях рыночной экономики. В рыночных условиях налоги стали основным источником доходов государственного бюджета Российской Федерации. Фискальная функция усиливается во всех странах в связи с расширением регулирующей роли государства в обществе.

2. Распределительная функция

С помощью налогов происходит распределение и перераспределение национального дохода и создаются условия для эффективного государственного управления.

Налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Экономический механизм системы налогообложения может достичь поставленной цели в случае создания равных экономических условий для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Он должен обеспечивать заинтересованность предприятий в получении большего дохода через использование таких элементов налога, как ставки, льготы, сроки уплаты, что в свою очередь позволит решить задачи насыщения товарами и услугами потребительского рынка, ускорение научно-технического прогресса, обеспечения насущных социальных потребностей населения.

3. Регулирующая функция

Регулирующая функция налогов реализуется путем:

Регулирования дохода и прибыли юридических и физических лиц;

Стимулирования роста производства товаров или сдерживания их, стимулирования инвестиций, проведения мероприятий в области экологии, выпуска продукции для государственных нужд, деятельности предприятий малого бизнеса и т.д. Стимулирующее воздействие налогов обеспечивается через систему материальных и финансовых санкций.

4.Контрольная функция

При помощи налогов контролируется своевременное поступление части выручки, прибыли и дохода организаций и физических лиц в бюджет и внебюджетные фонды.

Налоговая система базируется на ряде принципов налогообложения, основными из которых являются:

1. Всеобщность и равенство налогообложения - каждое юридическое и физическое лицо должно платить налоги, установленные законодательством. Не допускается предоставление индивидуальных льгот и привилегий в уплате налога, не обоснованные с позиции конституционно значимых целей. Равенство в налогообложении требует учета фактической способности к уплате налога на основе сравнения экономических потенциалов.

Налоги составляют неотъемлемый элемент рыночной экономики. Исторически сформировались две моделей рыночной экономики:

Либеральная модель - незначительное вмешательство государства в хозяйственные процессы; узкий государственный сектор экономики; широкая свобода хозяйствующих субъектов; минимальное участие государства в решении социальных задач; опосредованный монетарный характер государственного регулирования, которое ограничивается главным образом макроэкономическими процессами; патернализм государства направлен лишь на бедные слои населения. Такая модель сложилась в США, Англии, Франции;

Социально ориентированная модель - большая степень государственного регулирования; значительный госсектор; высокая степень регламентации рынка не только на макро- но и на микроуровне; государственный патернализм направлен почти на все слои населения. Такая модель сложилась в Германии, Норвегии, Швеции, Австрии, Японии. В российской экономике происходит возрождение рыночных отношений. При том, что в России развиваются либерально-рыночные тенденции, это пока не сопровождается снижением налогового бремени. На этом основании можно утверждать, что в стране в настоящее время сложилась некая смешанная рыночная модель, сочетающая в себе элементы двух указанных моделей. Выбор той или иной модели рынка определяет налоговую емкость (налоговое бремя, налоговый гнет, налоговый пресс) производства. Либеральная модель позволяет государству взимать минимум налогов, а социально ориентированная предполагает высокие ставки налогообложения, широкий круг плательщиков, незначительные льготы.

Налоговое бремя может исчисляться для экономики страны в целом и для конкретных налогоплательщиков. Налоговое бремя на макроуровне определяется как отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта и показывает, какая часть произведенного общественного продукта перераспределяется в результате действия бюджетных механизмов. В экономически развитых странах с социально ориентированной экономикой среднее значение налогового бремени составляет 40 - 45%. В России этот показатель несколько выше: с учетом поступлений во внебюджетные фонды он равен примерно 48%. Для конкретного налогоплательщика налоговое бремя показывает долю совокупного дохода этого лица, которая отчуждается в бюджет. Практически берется отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей (иногда сюда включаются и платежи во внебюджетные фонды) к объему реализации. Показатель налогового бремени зависит от вида деятельности плательщика. Так, на предприятиях, занимающихся производством вин и ликеро-водочных изделий, он достигает 50%, т.к. в цене этой продукции велика доля акцизов, сельскохозяйственные предприятия, имеющие много налоговых льгот, несут налоговое бремя, не достигающее и 10% .

От величины налогового бремени зависит объем изымаемых в бюджет средств. Но связь этих двух показателей не является ни прямой, ни обратной, а носит сложный характер и описывается так называемой кривой Лаффера (рис. 1 приложений). Американский экономист Артур Лаффер из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе описал связь между ставками налогов и объемом налоговых поступлений в государственный бюджет. По мере роста ставки (Т) от нуля до 100% налоговые поступления растут от нуля до определенного максимального уровня (Дмакс), а затем вновь снижаются до нуля. Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки, поскольку более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налоговая база (на макроуровне - национальный продукт и доход) сокращается. Так, налоговые поступления при ставке 100% сокращаются до нуля, ибо такая ставка налога фактически имеет конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков. В свою очередь, 100-процентный налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой налоговый доход. Если экономика находится в точке А, снижение ставок налога совместимо с сохранением устойчивых налоговых поступлений. При переходе от точки А к точке В, т.е. при значительном снижении налоговой ставки, в бюджет будет поступать равный объем средств. Отсюда вывод: более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям, принятию деловых рисков. В результате создаются предпосылки расширенного воспроизводства национального продукта и национального дохода. Расширившаяся налоговая база сможет поддержать налоговые поступления на прежнем уровне, даже если ставки налога снизятся .

Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер. Это означает, что на практике сложно ответить на вопрос, при какой конкретной ставке налога начинается снижение налоговых поступлений в бюджет. Кривая Лаффера может быть представлена и в иной форме, показывающей, куда перемещается предпринимательская деятельность при превышении определенного значения налоговых ставок, т.е. при нарушении принципа соразмерности налогообложения (рис. 2 приложений). При увеличении налоговых ставок в начале кривой побудительные мотивы хозяйствующих субъектов и населения серьезно не затрагиваются и заинтересованность в легальных доходах, а также общий объем производства сокращаются медленнее, чем возрастает ставка. Поскольку уменьшение налогооблагаемой базы происходит медленнее, чем увеличение ставки, доходы бюджета возрастают. Но как только ставка достигает некоторого уровня, дальнейшая уплата налога ведет к заметному сокращению чистого дохода плательщика. Начинается спад хозяйственной активности. Уклонение от налогов приобретает массовый характер. Предпринимательская деятельность перемещается из легальной сферы в тень. Несмотря на рост налоговых ставок, бюджетные доходы сокращаются, поскольку сокращается реальная налогооблагаемая база.

Экономическую сущность налогов составляют изъятия государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса. Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является ВВП, который образует первичные денежные доходы участников общественного производства и государства: оплата труда работников, прибыль предприятий и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления - во внебюджетные фонды). Распределение ВВП предусматривает 2 стадии: вначале образуются первичные денежные доходы; затем денежные доходы участников общественного производства распределяются в пользу государства: трудящиеся платят подоходный налог в бюджет и производят отчисления в пенсионный фонд, предприятия платят налоги на прибыль и другие налоговые платежи, сборы.

Налогообложение в любом цивилизованном государстве должно визироваться на определенных принципах - основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так как от них во многом зависело социально-экономическое благополучие и спокойствие населения. Основоположник классической политической экономии шотландский философ и экономист Адам Смит (1723-1790) в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) сформулировал четыре принципа, актуальных и в настоящее время:

Принцип справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами (равная обязанность граждан платить налоги) соразмерно с их доходами («...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»). Этот принцип означает, что налоги должны взиматься с учетом возможностей налогоплательщика, который обязан принимать участие в финансировании соответствующей части расходов государства. Государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов. Налоговое бремя возлагается на одних лиц, привилегии предоставляются другим .

В настоящее время для наглядного представления степени неравенства доходов используется так называемая кривая Лоренца (рис. 3 приложений). Абсолютно равномерное распределение доходов (абсолютное равенство) представлено на этой схеме биссектрисой ОСА, которая указывает на то, что любой данный процент семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода: на 20% хозяйств приходится 20% доходов, на 40% хозяйств - 40% доходов и т.д. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца (О-Е-А) отражает степень неравенства доходов. Чем шире эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, кривая Лоренца и биссектриса совпали бы и разрыв исчез. Напротив, на кривой О-В-А показана ситуация абсолютного неравенства: 1% хозяйств имеют 100% доходов, в то время как другие хозяйства вообще не получают никакого дохода .

Применительно к анализу налогообложения, используя кривую Лоренца, можно прийти к заключению, что прогрессивные налоги уменьшают неравенство: они делают распределение посленалоговых доходов более равномерным по сравнению с распределением предналоговых доходов. Из этого следует вывод: прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство плательщиков;

Принцип определенности, согласно которому сумма, способ и время платежа должны быть совершенно точно и заранее известны налогоплательщику. Это устойчивость основных видов налогов и налоговых ставок в течение ряда лет. В то же время налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям;

Принцип удобности - налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика. Система и процедура выплаты налогов должны быть понятными и удобными для налогоплательщиков;

Принцип экономии, т.е. сокращение издержек взимания налога, рационализация системы налогообложения. Суммы сборов по каждому конкретному налогу должны в соответствии с рассматриваемым принципом существенно превышать затраты на его сбор и обслуживание .

Немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917) в конце прошлого века концептуально дополнил принципы А. Смита. Смит считал налоги источником покрытия непроизводительных затрат государства и потому защищал права налогоплательщиков. Вагнер руководствовался теорией коллективных потребностей и, следовательно, первостепенное значение придавал финансовым принципам достаточности и эластичности налогообложения. Принципы налогообложения стали представлять собой систему, которая учитывала интересы и налогоплательщиков, и государства с приоритетом последнего. То есть финансовая наука поставила вопрос о сбалансированности финансовых интересов государства и налогоплательщиков. А. Вагнер предлагал 9 основных правил, объединенных в четыре группы:

I. Финансовые принципы организации налогообложения:

1) достаточность налогообложения;

2) эластичность (подвижность) налогообложения.

II. Народнохозяйственные принципы:

3) надлежащий выбор источника налогообложения, т.е., в частности, решение вопроса, должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом;

4) правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их переложения.

III. Этические принципы (принципы справедливости)

5) всеобщность налогообложения;

6) равномерность налогообложения.

IV. Административно-технические правила (принципы налогового управления):

7) определенность налогообложения;

8) удобство уплаты налога;

9) максимальное уменьшение издержек взимания.

© 2024 Все о получении кредита. Информационный портал