Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Финансовые ресурсы как материальные носители. Финансовые ресурсы - материальная основа финансовых отношений. Государственные финансы в РФ включают

С XVII в. до нас дошли работы Ю. Крижанича (1617–1683 гг.) и Г. Котошихина (1630–1667 гг.) . В работах Ю. Крижанича впервые формулируются проблемы управления финансами в широком контексте, когда финансовая система понимается как один из важнейших факторов укрепления государственности . В рукописи Григория Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича», изданной в России в 1840 г., финансовые вопросы затронуты не в общегосударственном масштабе, а с позиции констатации отдельных видов доходов и расходов на примере царских приказов.
Дальнейшее становление и развитие финансовой науки связано с именами И.Т. Посошкова (1652–1726 гг.), И.Я. Горлова (1814–1890 гг.), В.А. Лебедева (1833–1909 гг.), И.И. Янжула (1846–1914 гг.), И.Х. Озерова (1869–1942 гг.) и др. Как и на Западе, сформировавшаяся в России к концу XIX в. наука о финансах имела очевидную направленность на государство.
Важную роль для своего времени сыграл «План финансов» (1810 г.) М.М. Сперанского (1772–1839 гг.), в котором основное внимание было уделено налоговой системе (ликвидация винных откупов, отказ от непроизводительных расходов) . Следующей вехой в развитии финансов в России был труд Н.И. Тургенева «Опыт теории налогов», изданный в 1818 г . Тургенев дал краткое описание истории возникновения налогов, сформулировал принципы налоговой политики, привел различные классификации налогов, подробно разобрал экономический смысл каждого налога, дал определения и трактовки различных видов капитала.
Особенность развития финансовой науки в России в рамках классической теории финансов состояла в том, что она, во-первых, в течение продолжительного времени тесно корреспондировала с финансовым правом. При этом подавляющее большинство книг по финансовому праву и финансовой науке в содержательном плане в значительной степени дублировали друг друга. Во-вторых, в университетах тех лет не было специальных программ подготовки экономистов и финансистов – эти специальности готовились на юридических факультетах университетов.
С.Ю. Витте отмечал, что «с конца XVII века под словом «финансы» стали понимать всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. В смысле всей совокупности материальных средств, имеющихся в распоряжении государства – его доходов, расходов и долгов, – понимается это слово и теперь. Таким образом, точнее науку о финансах можно определить как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства» .
В России накануне революции 1917 г. существовали и успешно развивались два самостоятельных направления – анализ баланса (в рамках балансо-ведения) и финансовые вычисления. Грянувшая революция внесла свой вклад в формирование финансовой науки. В 20-х гг. XIX в. финансы начинают трактоваться как отношения перераспределения общественного продукта и национального дохода (М.Г. Бронский, А.К. Шмидт, К.А. Шмелев). М.Г. Бронский писал, что при осуществлении товарно-денежных отношений финансовая система «занимается перераспределением национального дохода страны согласно целям и задачам экономической политики» .
В условиях государственной собственности на средства производства и плановой системы хозяйствования была разработана теория социалистических финансов (В.П. Дьяченко , А.М. Александров ). В дальнейшем оформились основные концепции финансов – распределительная (Л.A. Дробозина,
В.М. Родионова, Н.Г. Сычев, В.Г. Чантладзе и др.), воспроизводственная (Д.А. Аплахвердян, П.С. Никольский, В.К. Сенчагов и др.) и императивная (Э.А. Вознесенский) .
С развитием рыночных отношений термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственных (публичных) финансов. Соответственно сформировались и две относительно самостоятельные науки о финансах– наука о государственных финансах и наука о финансах предприятий, организаций, корпораций, то есть хозяйствующих субъектов . В последнее время методологические основы финансового менеджмента включаются в учебники по теории финансов как относительно самостоятельное направление финансовой науки . Современное состояние финансовой науки в России, логика ее структурирования, трактовка базовых разделов, категоричного и научного инструментария изложены в учебно-методических работах, вышедших в последние годы под редакцией Л.A. Дробозиной, А.М. Ковалевой, В.В. Круглова, В.М. Родионовой, М.В. Романовского, О.В. Совеловой, С.И. Лушина, В.А. Слепова. Финансовый менеджмент представлен работами таких специалистов как И.А. Бланк, Л.П. Павлова, Г.Б Поляк, Е.С. Стоянова и др.

10. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений

Современное толкование понятия «финансовые отношения» позволяет определять их как органическую составную часть производственных отношений, которые выражают экономические связи в денежной форме между государством и отдельными субъектами хозяйствования .
Финансовые отношения многообразны. Они связаны с денежными отношениями, которые возникают :
– между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;
– между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании;
– между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;
– внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;
– между отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;
– между гражданами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов.
Субъектами финансовых отношений выступают юридические и физические лица: государство, предприятия всех форм собственности, различные организации (в т. ч. кредитно-банковские), объединения, учреждения, граждане и прочие участники воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются денежные фонды целевого назначения. Объектами финансовых отношений являются финансовые ресурсы – денежные средства государства, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, физических лиц и прочих участников воспроизводственного процесса.
Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений. Так же как и в отношении финансов, в экономической среде отсутствует единый подход к определению экономического содержания финансовых ресурсов (табл. 3).

Таблица 3
Подходы к определению экономического содержания финансовых ресурсов


Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Но реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.
На основании вышеизложенного можно дать более расширенное определение финансовых отношений как отношений, возникающих между субъектами хозяйствования и государства в процессе аккумуляции, распределения и использования фондов денежных средств, а также использования их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

11. Финансовая система Российской Федерации, ее сферы, звенья и их взаимосвязь

На базе финансов формируется финансовая система – форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта . Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который представляет собой «систему организации, регулирования и планирования финансовых отношений, способов формирования и использования финансовых ресурсов» . Финансовая система состоит из финансовых институтов (организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, налоговая полиция, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные учреждения) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов.
Финансовая система страны образует многоуровневую, иерархическую структуру, характеризующуюся наличием ряда частей, разрезов, а также видов разных по назначению финансовых ресурсов и источников финансирования (рис. 4).


Рис. 4. Сферы финансовой системы Российской Федерации

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств).
С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетную систему, и происходит их распределение и перераспределение между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Основными в этой сфере являются государственные финансы , которые отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Децентрализованные финансы используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, так как именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов.
Существующие различия, как в функциональном назначении указанных сфер, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений: (1) финансы организаций (экономических субъектов); (2) публичные финансы (государственные и муниципальные финансы); (3) финансы домашних хозяйств (домохозяйств).
Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов. С учетом такой группировки финансовая система РФ подразделяется на следующие сферы и звенья (табл. 4) (отметим, что возможны и другие представления финансовой системы с обособлением тех или иных ее компонентов).

Таблица 4
Сферы и звенья финансовой системы

Финансовая система – это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев. Это действительно система, которая представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений, а реализации целей отдельных сфер и звеньев служит разработка финансовой политики.

12. Институциональная структура финансовой системы государства

Институциональная структура – совокупность организаций, действующих в финансовом секторе экономики. На рис. 5 дано наиболее общее представление институциональной структуры . Финансовый сектор экономики можно рассматривать в широком и узком понимании.


Рис. 5. Институциональная структура финансовой системы страны

В первом случае к нему следует отнести как сами финансовые институты; так и контролирующие, наблюдательные органы, а также финансовые союзы. Основные задачи контролирующих и наблюдательных органов в рамках финансовой системы заключаются в поддержании ее устойчивого функционирования, реализации государственных нормативных актов и непосредственном осуществлении контроля за деятельностью финансовых институтов. Основное назначение финансовых союзов состоит в представлении и защите интересов групп финансовых институтов перед государством и общественностью.
Финансовые институты в рамках собственно финансового сектора (в узком понимании) включают организации, относящиеся к банковской системе, а также к небанковским финансовым посредникам. В свою очередь, в банковской системе особое место отводится центральным банкам. Различают центральный эмиссионный банк, ответственный за проведение кредитно-денежной политики в стране и эмиссию банкнот и других кредитных денег, а также центральные банки, которые выполняют регулирующие функции в рамках определенных банковских групп, например центральные банки кооперативного кредита. Наиболее крупную группу банков образуют коммерческие банки, которые можно рассматривать как сердцевину финансовой и банковской систем.
В качестве небанковских или прочих финансовых посредников выделяют большую группу институтов, которые осуществляют лишь отдельные банковские или «банкоподобные» функции. В группе небанковских финансовых посредников можно выделить две подгруппы:
1) институты, которые рассматриваются законодателями страны как кредитные (инвестиционные банки, депозитарные банки, осуществляющие хранение, регистрацию и перерегистрацию прав собственности на ценные бумаги);
2) институты, которые не считаются кредитными (страховые общества, пенсионные фонды, фонды недвижимости, лизинговые компании, дилерские компании и др.).
В экономически развитых странах традиционно выделяют два основных типа финансовых систем – сегментированную и универсальную. В универсальной финансовой системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые не относятся к банковским . Это – фундаментальный признак. Банковские операции определяются преимущественно установленным перечнем, причем их состав периодически пересматривается в соответствии с изменением законодательных актов. Универсальные системы характерны для стран континентальной Европы. Классическим образцом такой системы считается немецкая. В строго сегментированной финансовой системе банкам нельзя выполнять небанковские функции. Дополнительным признаком, хотя и не абсолютным, является более жесткое разграничение сфер деятельности и отдельных операций. Таким образом, при сегментированной системе банковские операции по приему депозитов и выдаче кредитов законодательно отделены от операций по выпуску и размещению ценных бумаг промышленных компании и ряда других видов услуг (страхование, трастовые операции). Типичными представителями сегментированных систем являются США, Великобритания и Япония.

13. Финансовая политика, ее сущность, структура и основные элементы

Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. В зависимости от субъекта управления выделяют государственную финансовую политику и финансовую политику предприятий.
Государственная финансовая политика – это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны . Главной целью государственной финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства. Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.
Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:
1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;
2) создание адекватного финансового механизма – системы установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений;
3) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
По целевым установкам финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и тактику. Финансовая стратегия – долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу, и предполагает решение крупномасштабных задач, которые определяются экономической и социальной стратегией. В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные направления развития финансов, намечаются принципы использования и организации финансов, решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях развития экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой. Финансовая тактика – решение задач на определенном этапе развития страны и обеспечение этого развития путем своевременного изменения способов организации финансовых ресурсов, направленных на решение задач финансовой политики. Финансовая тактика более гибка, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов. Финансовая стратегия и тактика взаимосвязаны. Стратегия создает условия для решения тактических задач, а также выявляет решающие участки развития и приводит в соответствие со способами и формами организации финансовых отношений и взаимосвязей. Финансовая тактика позволяет в более сжатые сроки и с наименьшими затратами решать задачи финансовой стратегии. В настоящее время к финансовой стратегии относится завершение налоговой и бюджетной реформы, развитие пенсионной реформы и реформы социальной сферы. Примером финансовой тактики являются снижение ставки НДС и ЕСН, упорядочение бюджетного процесса.
На современном этапе известны три типа финансовой политики: классическая, планово – директивная, регулирующая . Основу каждой из них составляли соответствующие экономические теории (табл. 5).
К элементам финансовой политики можно отнести 1) налоговую, 2) бюджетную, 3) таможенную, 4) социальную, 5) инвестиционную политики и 8) политику в области международных финансов.

Таблица 5
Виды финансовой политики


В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу "особенностей конституционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу .
Наряду с государственной финансовой политикой существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса. Целями финансовой политики предприятия могут быть: (1) выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы; (2) избежание банкротства и крупных финансовых неудач; (в) лидерство в борьбе с конкурентами; (3) максимизация рыночной стоимости предприятия; (4) устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия; (5) рост объемов производства и реализации; (6) максимизация прибыли; (7) минимизация расходов; (8) обеспечение рентабельной деятельности и т. д. . Приоритетность той или иной цели финансовой политики предприятия предопределяется прежде всего целями ведения бизнеса.
Роль и значение финансовой политики состоит в том, что она кардинально формирует финансовую науку и практику финансовых отношений. Финансовой политике подвластно все в области финансов и не только. Она подчинена и несамостоятельна лишь по отношению к политическому курсу в области экономики.

14. Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики

Практическое воплощение финансовая политика находит в финансовых мероприятиях государства, которые реализуются через финансовый механизм. Финансовый механизм – составная часть хозяйственного механизма, представленная совокупностью видов и форм организации финансовых отношений, условий и методов исчисления, применяемых при формировании финансовых ресурсов, образовании и использовании денежных фондов целевого назначения. Финансовый механизм используется для воздействия на экономику и социальную сферу, проведения единой финансовой политики государства, регионов, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов.
Влияние финансового механизма на экономику и социальную сферу осуществляется, с одной стороны, через структуру финансового механизма и нацеленность различных его частей на решение конкретных задач и достижение реального эффекта, с другой – через величину финансовых ресурсов, формируемых в распоряжении хозяйствующих субъектов и государства и направляемых (инвестируемых) на удовлетворение потребностей общества (государства, его территориальных структур, хозяйствующих субъектов, граждан).
Структура финансового механизма очень сложна в связи с огромным разнообразием видов и форм организации финансовых отношений. Выделяют три группы, отражающие экономическое содержание финансов : механизм государственных и муниципальных финансов; финансовый механизм предприятия; страховой механизм.
Элементы финансового механизма:
– формы финансовых ресурсов;
– методы их формирования;
– система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;
– организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.
Кроме того, в структуре финансового механизма выделяют функциональные звенья: финансовое планирование и прогнозирование; финансовые показатели, нормативы и лимиты; управление финансами; финансовые рычаги и стимулы; финансовый контроль. Применяется также деление финансового механизма на организационно-управленческие блоки: блок финансового планирования и прогнозирования; оперативного управления; финансового контроля. Функционирование финансового механизма обусловлено суммой финансовых ресурсов, выделяемых на конкретные цели, способами формирования финансовых ресурсов, а также тем, в каких формах и по каким каналам движутся денежные средства, на каких условиях они выделяются и используются. Финансовый механизм, приводящий в движение финансовые ресурсы, воздействует на общественное производство через финансовое обеспечение и финансовое регулирование. При этом, чем выше уровень развития общества и его экономики, тем значительнее роль финансового регулирования. Финансовое обеспечение реализуется с помощью самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования.

Финансы и кредит… Краеугольные камни, без которых немыслимо возведение стройного здания рыночной экономики. Финансы и кредит – суровая ежедневная реальность, перед некоторыми событиями которой меркнут самые невероятные фантазии.

М.В. Лычагин

Введение

В финансовом сообществе уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что мир все больше превращается в единый рынок. На протяжении двух последних десятилетий каждый мог наблюдать ускорение процесса глобализации финансовых рынков. Выражается это, прежде всего, в том, что международные финансовые рынки существенно расширились, а объемы сделок на валютном рынке и рынках капитала заметно возросли.

В современных условиях воздействие геофинансов, мировых финансовых систем на отдельно взятое государство переходит на качественно иной уровень. Как справедливо отмечает Ю.М. Осипов , с учетом господствующего положения, занимаемого финансовой составляющей в современной экономике, мы вправе характеризовать последнюю как экономику, управляемую в основе своем финансовым образом, через финансовые механизмы, с помощью финансовых рычагов, финансовых стимулов и в финансовых целях. А глобализм, демонстрируемый в настоящее время экономической цивилизацией, как раз и создает условия для установления особой финансовой власти, которая посредством владения мировыми деньгами и распоряжения стоимостью, управления финансовыми потоками позволяет воздействовать как на все мировое хозяйственное пространство, так и на отдельные государства.

По мнению Э. Кочетова и Г. Петровой , “существо нового содержания финансовых потоков состоит в том, что они, с одной стороны, оторваны от воспроизводственных циклов (уход в виртуальное геофинансовое пространство), с другой стороны, они наполняют новым содержанием меновую стоимость. В этой ситуации углубление процесса отхода от эквивалентного обмена и перелив финансовых потоков в спекулятивный капитал формируют новейшую историко-экономическую ситуацию, когда наука управления финансами получает новейшую функцию регулирования мировых денежных потоков.

Сегодня грамотному экономисту, финансисту и бухгалтеру как никогда важно знать природу финансов, принципы их организации, механизм их взаимодействия с другими категориями, разбираться в особенностях их функционирования, правильно выбирать методы и инструменты более эффективного использования финансов в общественном производстве для обеспечения устойчивого экономического роста. По нашему мнению изучение необходимо начинать с базового курса «Финансы», который включен в федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования при подготовке выпускников по направлению подготовки 080000 «Экономика и управление».

Курс «Финансы» является одним из основополагающих и формирует основы знаний в сфере финансовых отношений. Информационно-методологическая основа курса закладывается при изучении экономической теории. Курс концептуально и содержательно связан с блоком финансово-экономических дисциплин. Знания, полученные при изучении данного курса, являются базой для освоения таких дисциплин, как «Финансы организации», "Финансы и кредит", "Финансовый менеджмент", "Инвестиции", "Рынок ценных бумаг", «Страхование». Курс "Финансы" создает для этих дисциплин теоретическую основу для освоения процессами управления финансами в различных сегментах экономики.

Логика изучения курса «Финансы» и ее место в цикле дисциплин по теории и практике управления финансами показано на рис. 1.

Рис. 1. Логика построения курса «Финансы» и его место в системе дисциплин по теории и практике финансового управления

Цель данного учебного пособия – раскрыть и обозначить общетеоретические вопросы функционирования финансов как многогранной объективной экономической категории, присущей современным рыночным системам хозяйствования и широко используемой государством для регулирования экономики на макро– и микроэкономическом уровне кратко изложив суть темы. Ознакомившись с вопросом и ответом на него, читатель сможет более подробно изучить интересующую его проблему в специализированных изданиях. Учебное пособие – краткий конспект по всем темам курса финансов.

Основными задачами при написании учебного пособия были: раскрыть сущность, функции и специфические признаки финансов как экономической категории; показать их место и роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства; дать комплексное представление о финансовой системе страны, ее ключевых звеньях; о структуре финансового рынка и закономерностях его функционирования; рассмотреть особенности формирования, распределения и использования финансовых ресурсов государства, предприятий, организаций; показать роль финансов в развитии международного сотрудничества в условиях глобализации экономики.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

1. Признаки, характеризующие финансы как экономическую категорию:

Отношения, возникающие на стадии потребления общественного продукта

Денежные отношения

Отношения, регулируемые государством

Товарные отношения

Распределительные (перераспределительные) отношения

Кредитные отношения

2. Материальными носителями финансовых отношений являются:

Все денежные средства

Финансовые ресурсы

Валовой внутренний продукт

А.М. Александров

Д.А. Аллахвердян

А.М. Бирман

Э.А. Вознесенский

А.М. Александров

Д.А. Аллахвердян

А.М. Бирман

Э.А. Вознесенский

В.П. Дьяченко

5. Сферы финансовой системы страны:

Государственные и муниципальные финансы

Централизованные финансы

Децентрализованные финансы

Финансы экономических субъектов

6. Финансы страховой компании относятся к:

7. Бюджетная система относится к:

Финансам экономических субъектов

8. Финансы предприятий и организаций относятся к:

Государственным и муниципальным финансам

9. Фонд обязательного медицинского страхования РФ относится к:

Государственным и муниципальным финансам

Финансам экономических субъектов

10. Совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов - это:

Финансовая политика

Финансовый механизм

Финансовые санкции

11. Слагаемые финансового механизма, если не допустить дублирование:

Финансовый механизм экономических субъектов

Финансовый механизм коммерческих предприятий

Бюджетный механизм

Финансовый механизм индивидуального предпринимательства

Налоговый механизм

12. Государственные органы управления финансами в РФ:

Финансовые органы на уровне субъекта РФ

Министерство финансов в РФ

Территориальные органы Федеральные казначейства РФ

Кредитные органы

Муниципальные финансовые органы

13. Финансовые планы экономических субъектов:

Федеральный бюджет

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения

Баланс доходов и расходов промышленного предприятия

Бюджет РСО-А

Финансовый план страховой компании

14. Источниками финансовых ресурсов открытого АО могут выступать:

Средства, поступающие от выпуска и размещения облигаций АО

Бюджетные средства

Банковские кредиты

Начисленная, но не выплаченная заработная плата

Прибыль от реализации товаров и услуг

15. Государственные финансы в РФ включают:

Федеральный бюджет

Государственные внебюджетные фонды

Местные бюджеты

Бюджеты субъектов РФ

16. Объектами перераспределения посредством бюджета выступают:

Стоимость ВВП

Чистый доход

Национальный доход

Амортизационные отчисления

Излишки оборотных средств

17.Теоретическими основами учения о финансах являются:

Учение о воспроизводстве

Спрос и предложение

Учение о государстве

18. Зарождение финансовой науки большинство исследователей относят к:

13-14 векам

15-16 векам

17-18 векам

19. Предметом финансовой пауки являются:

Налоги и налоговая система

Финансовые отношения

Государственный бюджет

20. Объектами изучения финансов являются:

Доходы и расходы государства

Доходы и расходы субъектов хозяйствования

Налоговые и таможенные платежи

21. Термин «финансы» в переводе с французского означает:

Наличность, доход

Денежный платеж

22. Императивный характер финансов означает, что:

Финансы опосредуют формирование и использование фондов денежных средств

23. Денежный характер финансов означает, что:

Финансы опосредуют перераспределение ресурсов

Финансовым отношениям присущ государственно-властный характер

Финансы являются частью денежных отношений

24. Перераспределительный характер финансов означает, что:

Финансы опосредуют перераспределение ВВП и НД

Финансовым отношениям присущ государственно-властный характер

Финансы являются частью денежных отношений

25. Санкт-петербургская школа выделяет следующие функции финансов:

распределительную

Образования денежных фондов

Контрольную

Использования денежных фондов

регулирующую

стимулирующую

26. Московская школа выделяет следующие функции финансов:

Распределительную

образования денежных фондов

Контрольную

использования денежных фондов

Регулирующую

Стимулирующую

27. Ко вторичным (производным) доходам относятся:

Заработная плата рабочих, занятых в сфере материального производства

Доходы предприятий материального производства

Доходы государства, а также бюджетных организаций

28. К первичным (основным) доходам относятся:

Заработная плата рабочих, занятых в сфере материального производства

Доходы предприятий материального производства

29. Инструментами государственного финансового регулирования являются:

Государственные расходы

Государственный кредит

Внебюджетные фонды

30. Источниками централизованных финансовых ресурсов являются:

Поступления от государственного социального страхования

Амортизационные отчисления

Прибыль предприятий

31. Источниками децентрализованных финансовых ресурсов являются:

Поступления от государственного социального страхования

Амортизационные отчисления

Прибыль предприятий

32.К собственным финансовым ресурсам предприятий относятся:

Устойчивые пассивы

Продажа собственных ценных бумаг

33. К заемным и привлеченным финансовым ресурсам предприятий относятся:

Устойчивые пассивы

Продажа собственных ценных бумаг

Финансы - это

Денежные отношения, связанные с распределением страховых фондов

Денежные отношения по поводу формированию бюджетного фонда страны

Денежные отношения по поводу формирования и использования государственных фондов денежных средств

35. Первичные доходы - это доходы:

Формируемые при распределении национального дохода среди участников материального производства

Формируемые в процессе перераспределения национального дохода

36. Вторичные доходы - это доходы:

Формируемые при распределении национального дохода среди участников материального производства

Формируемые в процессе перераспределения национального дохода

37. Финансовые отношения являются:

Более широким понятием, чем денежные отношения

Частью денежных отношений

38. Децентрализованные финансы функционируют:

На государственном уровне

На уровне субъектов хозяйствования

39. Централизованные финансы функционируют:

На государственном уровне

На уровне субъектов хозяйствования

40. Какие звенья финансовых отношений являются централизованными:

Государственная бюджетная система

Фонды страхования

Финансы предприятий

Государственный кредит

41. Бюджетная система современной России является:

2-х уровневой

3-х уровневой

4-х уровневой

42. Финансовая политика - это:

Политика в области внебюджетных фондов

Политика в области государственного кредита

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций

43. Финансовая политика:

Является составной частью экономической политики государства

Включает в себя экономическую политику государства

44. Классическая финансовая политика бала основана на трудах:

Классиков политэкономии А. Смита и Д. Риккардо и их последователей

Английского экономиста Дж. Кейнса и его последователей

45. К краткосрочному государственному кредиту относятся:

Займы со сроком погашения до 1 года

Займы со сроком погашения от 1 до 5 лет

Займы со сроком погашения свыше 5 лет

46. Главная составная часть муниципальных финансов:

Бюджеты субъектов РФ

Средства субъектов хозяйствования

Муниципальные бюджеты

47. По времени проведения финансовый контроль подразделяется на:

Президентский, контроль исполнительных органов власти, аудиторский

Предварительный, текущий, последующий

Бюджетный, налоговый, валютный

48. Если финансовый контроль проводится в момент совершения денежных сделок и финансовых операций, то это:

Предварительный финансовый контроль

Текущий (оперативный) финансовый контроль

Последующий финансовый контроль

49. Основное направление регулирующей финансовой политики:

Невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов

Необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития производства

50. Нормативный метод финансового планирования:

Предполагает выполнение финансовых расчетов на основе определения соответствующих коэффициентов

Рассчитывает финансовые показатели на основе прогрессивных норм инормативов формирования и использования финансовых ресурсов

Позволяет сбалансировать источники финансовых ресурсов с материально-вещественными и трудовыми ресурсами

51. НДС, акцизы, таможенные пошлины относятся к:

Федеральным налогам

Региональным налогам

Местным налогам

52. Земельный налог, относятся к:

Федеральным налогам

Региональным налогам

Местным налогам

53. , транспортный налог относятся к:

Федеральным налогам

Региональным налогам

Местным налогам

54. Прямые налоги:

Устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика

Включаются в виде надбавки в цену или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем

55. Косвенные налоги:

Устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика

Включаются в виде надбавки в цену или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем

56. Если налог взимается как определенный процент от доходов независимо от величины этих доходов, то это:

Прогрессивный налог

Пропорциональный налог

Регрессивный налог

57. Если ставка налога повышается при увеличении налогооблагаемого дохода, то это:

Прогрессивный налог

Пропорциональный налог

Регрессивный налог

58. Если ставка налога понижается при увеличении налогооблагаемого дохода, то это:

Прогрессивный налог

Пропорциональный налог

Регрессивный налог

59. К местным налогам относятся:

Налог на прибыль организаций

Земельный налог

Налог на имущество организаций

Транспортный налог

Налог на имущество физических лиц

60. К федеральным налогам относятся:

Налог на прибыль организаций

Налог на доходы физических лиц

Земельный налог

Налог на имущество организаций

Транспортный налог

Налог на имущество физических лиц

61. К региональным налогам относятся:

Налог на прибыль организаций

Налог на доходы физических лиц

Земельный налог

Налог на имущество организаций

Транспортный налог

Налог на имущество физических лиц

62. Ставка налога на прибыль организаций составляет:

63. Предельный размер налоговой ставки по налогу с имущества организаций установлен в размере:

64. Базовая ставка НДС в настоящее время в РФ составляет:

65. Ставка НДФЛ составляет:

66. Современными представителями Московской школы финансов являются:

Романовский М.В., Сабанти Б.М., Врублевская О.В., Бочаров В.В. и др

Родионова В.М., Павлова Л.П., Дробозина Л.А., Маркина Е.В. и др.

67. Современными представителями Санкт-Петербургской школы финансов являются:

Романовский М.В., Сабанти Б.М., Врублевская О.В., Бочаров В.В. и др

Родионова В.М., Павлова Л.П., Дробозина Л.А., Маркина Е.В. и др.

68. Какие звенья финансовых отношений являются децентрализованными:

Государственная бюджетная система

Фонды страхования

Финансы предприятий

Государственный кредит

69. Регулирующая финансовая политика бала основана на трудах:

Классиков политэкономии А. Смита и Д. Риккардо и их последователей

Английского экономиста Дж. Кейнса и его последователей

70. Основное направление классической финансовой политики:

Невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов

Необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития производства

Обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана

71. Влияние финансов на цену можно выявить посредством:

Налогообложения

государственного кредита

Априорного распределения

общественного потребления

личного потребления

72.Сумма первичных доходов равна:

валовому внутреннему продукту

Национальному доходу

валовому национальному продукту

национальному богатству

73. На какой стадии общественного воспроизводства проявляют свое назначение финансы:

на стадии производства

на стадии обмена

На стадии распределения

на стадии потребления

74.Какие денежные фонды являются государственными:

фонды накопления

фонды потребления

Бюджетные фонды

инвестиционные фонды

Внебюджетные фонды

75.Какие денежные фонды формируются на предприятиях:

Фонды накопления

Фонды потребления

бюджетные фонды

инвестиционные фонды

внебюджетные фонды

76. Оптимальный уровень налоговых изъятий в бюджет государства, согласно Лафферу, не должен превышать:

25-30% дохода налогоплательщиков

30-35% дохода налогоплательщиков

35-40% дохода налогоплательщиков

77. Фонды накопления предназначены для:

Осуществления расширенного воспроизводства

социальных выплат работникам

78. Фонды потребления предназначены для:

снижения себестоимости продукции

погашения банковских кредитов и процентов по ним

осуществления расширенного воспроизводства

Социальных выплат работникам

уплаты налогов в бюджет государства

79. Денежные средства, выплачиваемые на предприятиях в виде материального поощрения, называются:

уставным фондом

фондом накопления

резервным фондом

амортизационным фондом

Фондом потребления

80. Денежные средства, предназначенные для финансирования расширенного воспроизводства, называются:

уставным фондом

Фондом накопления

резервным фондом

амортизационным фондом

фондом потребления

81.Личное потребление составляет:

расходы на государственное управление и оборону

Заработную плату, пенсии, пособия, стипендии

расходы на народное хозяйство

расходы на социально-культурные мероприятия

82.Общественное потребление составляет:

Расходы на государственное управление и оборону

заработную плату, пенсии, пособия, стипендии

Расходы на социально-культурные мероприятия

83.Налоги, уплачиваемые из национального дохода, являются:

косвенными

пропорциональными

84.Начисленная, но не выплаченная в срок заработная плата работников представляет собой:

Устойчивые пассивы

бюджетные средства

расходы государства

85. Взаимосвязь финансов и кредита проявляется в:

банковском кредите

Государственном кредите

ипотечном кредите

инвестиционном кредите

86. Расширенное воспроизводство означает:

Рост объема выпускаемой продукции

сокращение издержек производства

оптимизацию налогооблагаемой базы

привлечение иностранных инвестиций

87. Национальный доход:

включает в себя стоимость валового внутреннего продукта

является частью валового внутреннего продукта

88.Валовой внутренний продукт:

включает в себя стоимость национального дохода

Является частью национального дохода

89. По роли в общественном воспроизводстве все расходы бюджета подразделяются:

На конкретные виды затрат

90. По функциональному признаку все расходы бюджета подразделяются:

На развитие материального производства и непроизводственной сферы

В зависимости от выполняемых государством функций

На конкретные виды затрат

На промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговлю

91. По отраслевому назначению все расходы бюджета подразделяются:

На развитие материального производства и непроизводственной сферы

В зависимости от выполняемых государством функций

На конкретные виды затрат

На промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговлю и т.д.

92. Последовательность стадий воспроизводственного процесса означает:

Производство – распределение – обмен – потребление

Распределение – обмен – потребление – производства

Производство – обмен – распределение – потребление

Производство – распределение – потребление – обмен

Появление финансов, всегда дает знать о себе реальным движением денежных средств. Это движение происходит на 2-й и на 3-й стадиях воспроизводственного процесса в распределении и обмене. Однако характер движения стоимости на этих стадиях различен. Что не позволяет отнести их к сфере функционирования финансов.

1. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений, принципы их формирования и их использования
2. Финансовые ресурсы коммерческих организаций: собственные, мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения, их характеристика
3. Доходы бюджетов всех уровней: их экономическое содержание, принципы формирования, состав, структура и методы мобилизации
4. Список литературы

Работа содержит 1 файл

министерство образования и науки российской федерации

институт менеджмента маркетинга и финансов

факультет «Экономический»

Контрольная работа

по дисциплине «Финансы»

Выполнил(а):

Студент(ка) 3 курса

Группы ФК-076

Колосова Ольга

Александровна

Проверил: Дорош Н.В.

Дата: _____

Оценка: _____

Подпись: _____

Воронеж

2009

1. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых

отношений, принципы их формирования и их использования ………… 3

2. Финансовые ресурсы коммерческих организаций: собственные, мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения, их характеристика ………………………………… 7

3. Доходы бюджетов всех уровней: их экономическое содержание, принципы формирования, состав, структура

и методы мобилизации …………………………………………………… 10

4. Список литературы …………………………………………………….. 26

1. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений, принципы их формирования и их использования.

К финансовым отношениям относятся денежные отношения, возникающие в процессе расширенного воспроизводства между:

  1. Государством и предприятиями по уплате налогов и д.р. платежей в бюджет, а также по финансированию из бюджета затрат предприятий;
  2. Государством и гражданами при внесении обязательных и добровольных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
  3. Между предприятиями и внебюджетными фондами при внесении стразовых взносов в эти фонды;
  4. Предприятиями и банками, при получении кредитов и уплате процентов за кредит:
  5. Предприятиями и работниками при выплате 3/Л из фонда оплаты труда и д.р. денежные отношения.

Но не все денежные отношения являются финансами. Финансовые отношения охватывают только ту часть отношений, которая связана с образованием и использованием фондов денежных средств.

В систему финансовых отношений не входят и к финансам не относятся те денежные средства, которые обслуживают личное потребление и обмен, т.е. различный товарооборот, оплату транспортных, коммунальных, зрелищных и д.р. услуг, а также процессы купли-продажи между отдельными гражданами, акты дарения и наследования денег. Эти отношения регулируются другими отраслями права (гражданским, административным и т.д.).

Сущностные признаки финансов:

Денежный характер финансовых отношений - важный признак финансов. Деньги - обязательное условие существования финансов. Нет денег, не может быть и финансов, т.к. последние есть общественная форма, обусловленная существованием первой.

Появление финансов, всегда дает знать о себе реальным движением денежных средств. Это движение происходит на 2-й и на 3-й стадиях воспроизводственного процесса в распределении и обмене. Однако характер движения стоимости на этих стадиях различен. Что не позволяет отнести их к сфере функционирования финансов.

На 2-й стадии движение стоимости в денежной ферме осуществляется обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждение (т.е. переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением каждой части стоимости (в рамках одного владельца).

На 3-й стадии распределенная стоимости обменивается на товарную, т.е. совершаются акты купли-продажи. Отчуждение стоимости здесь не происходит, на лишь меняет форму с денежной на товарную.

На 3-й стадии воспроизводственного процесса, обменные операции обслуживаются 2-я категориями – во-первых деньгами, являющимися посредниками обменных актов и во 2-х ценой, на основе которой происходит соизмерение обменивающихся стоимостей, находящихся в разных формах (денежной и товарной). Никакого другого общественного инструмента здесь больше не требуется, следовательно в обмене нет места финансов, с областью возникновения и функционирования финансов, является 2-я стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по субъектам хозяйствования и по целевому назначению внутри каждого из них.

Поэтому важным признаком финансов является распределительный характер финансовых отношений.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движение денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и преступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих удовлетворение социальных д.р. общественных потребностей. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений. Это позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении (это цена, 3/П, кредит и д.р.), ни одна из этих категорий, кроме финансов не характеризуется материальным носителем, поэтому важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

Финансы являются частью экономических отношений в обществе, однако на практике мы имеем дело не с абстрактными отношениями, а с реальными денежными средствами. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов сопровождается движением денежных средств в форме доходов, поступлений и накоплений, составляющих в совокупности финансовые ресурсы, которые являются материальными носителями финансовых отношений.

Финансовые отношения коммерческих предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности.

1. Принцип хозяйственной самостоятельности проявляется в том, что предприятие самостоятельно определяет свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств, с целью получения прибыли. Однако государство регламентирует отдельные стороны деятельности организаций и предприятий, устанавливая налоги, нормы амортизации и т.д.

2. Принцип самофинансирования означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств, банковских и коммерческих кредитов.

3. Принцип материальной заинтересованности диктуется основной целью предпринимательской деятельности получением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности присуща коллективам предприятий и организаций, отдельным работникам и государству в целом. Реализация этого принципа обеспечивается достойной оплатой труда, оптимальной налоговой политикой государства, соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на потребление и накопление.

4. Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных хозяйствующих субъектов, их руководителей и работников. В основном используются пени, штрафы, неустойки, взимаемые за нарушение договорных обязательств, налогового законодательства и т.д.

5. Принцип обеспечения финансовых резервов связан с необходимостью формирования финансовых резервов и других аналогичных фондов. Его соблюдение ведет к минимизации рисков, связанных с предпринимательской деятельностью.

Все принципы организации финансов хозяйствующих субъектов находятся в развитии и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие уровню развития производительных сил и производственных отношений.

Финансовые отношения предприятий охватывают:

Отношения с другими предприятиями и организациями по поставкам сырья, материалов, комплектующих изделий, реализации продукции, оказанию услуг и др.;

Отношения с банковской системой по расчетам за банковские услуги, при получении и погашении кредитов, покупке и продаже валюты и другие операции;

Отношения со страховыми компаниями и организациями по страхованию коммерческих и финансовых рисков;

Отношения с товарными, сырьевыми и фондовыми биржами по операциям с

производственными и финансовыми активами;

Отношения с инвестиционными институтами (фонды, компании) по размещению инвестиций, приватизации и др.;

Отношения с филиалами и дочерними предприятиями;

Отношения с персоналом предприятия по выплате заработной платы, дивидендов и др.;

Отношения с акционерами (не членами трудового коллектива);

Отношения с налоговой службой по уплате налогов и других платежей;

Отношения с аудиторскими фирмами и другими хозяйствующими субъектами.

2. Финансовые ресурсы коммерческих организаций: собственные, мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения, их характеристика.

Финансовые отношения возникают в процессе формирования и движения (распределения, перераспределения и использования) капитала, доходов, фондов, резервов и других денежных источников средств предприятия, т.е. его финансовых ресурсов. Именно денежные потоки и финансовые ресурсы являются непосредственными объектами управления финансами предприятия.

Финансовые ресурсы предприятий – это денежные средства и поступления, которые находятся в распоряжении предприятий, предназначены для осуществления ими своих финансовых обязательств и осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию.

Потенциально финансовые ресурсы формируются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой на готовый продукт. Но именно потенциально, поскольку работники материальной сферы производят не финансовые ресурсы, а продукты труда в натуральной форме.

Реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и из выручки от продажи товаров выделяются отдельные элементы стоимости (фонды возмещения, оплаты труда и прибыль). Не случайно прибыль, хотя и создается на стадии производства, но количественно формируется в процессе стоимостного распределения.

Финансовые ресурсы являются источником образования целевых денежных фондов предприятий (потребления, накопления и резервного).

По источникам формирования финансовые ресурсы подразделяются на три группы:

  1. Финансовые ресурсы, образованные за счет собственных средств (прибыль от основной деятельности, от реализации выбывшего имущества, от внереализационных операций, амортизации, устойчивых пассивов, дополнительных паевых и иных взносов, эмиссионного дохода, резервных фондов и др.).
  2. Финансовые ресурсы, мобилизованные на финансовом рынке (средства от выпуска и продажи собственных ценных бумаг, дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, кредиты банков и займы юридических и физических лиц, доходы по операциям с иностранной валютой и драгоценными металлами и др.)
  3. Финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения (страховые возмещения, средства, поступающие от концернов, ассоциаций, бюджетные субсидии и т.п.).

    Использование финансовых ресурсов предприятий осуществляется по следующим основным направлениям:

    • Финансирование затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг)
    • Финансирование инвестиционной деятельности предприятия (реальные и финансовые инвестиции)
    • Платежи в бюджет и внебюджетные фонды
    • Погашение кредитов и займов
    • Финансирование благотворительной деятельности и др.

Наличие финансовых ресурсов в необходимых размерах и эффективное их использование во многом предопределяет финансовое благополучие предприятия, финансовую устойчивость, платежеспособности и ликвидность баланса. Размер этих ресурсов и эффективность их использования в текущем периоде и на перспективу определяется в процессе финансового планирования.

Формирование и использование финансовых ресурсов опосредуется денежными потоками (разница между всеми поступившими и выплаченными предприятием денежными средствами за конкретный период) по трем видам деятельности предприятия: текущей, инвестиционной, финансовой.

© 2024 Все о получении кредита. Информационный портал