Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Иностранные инвестиции в нефтегазовом комплексе россии. Иран начал отбор компаний для участия в своих нефтяных проектах

В российскую нефтегазовую отрасль вложено больше иностранных инвестиций, чем в какую-либо другую. Предприятия нефтегазовой промышленности не только реализуют совместные проекты с иностранными партнерами, но и привлекают средства с помощью размещения своих ценных бумаг на западном финансовом рынке. Можно отметить, что привлечение средств таким способом удается лишь единичным российским предприятиям и финансовым институтам. В нефтегазовую промышленность привлекаются также государственные иностранные средства и деньги международных финансовых институтов в сравнительно большом объеме.

Иностранным инвесторам не удалось поставить под прямой контроль ни одну из российских нефтедобывающих компаний. Это объясняется тем, что все эти компании - очень крупные предприятия “стратегического” значения. Кроме того существует прямой запрет на продажу акций ряда российских нефтяных компаний за рубеж.

Из-за сложного политического и экономического положения в России перспективы иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль остаются неясными. Тем не менее, международные нефтяные компании имеют опыт работы в развивающихся странах и умеют преодолевать специфические трудности, связанные с отсутствием нормальной рыночной среды и произвольными действиями властей. Однако в любом случае вряд ли будет возможно самостоятельное освоение крупных месторождений иностранными компаниями, что создало бы конкуренцию российским нефтедобывающим гигантам. Иностранный капитал используется нефтяными компаниями, в основном, для “импорта” современных технологий и финансирования реализуемых ими проектов.

Компания “Пурнефтегаз” планирует привлечь иностранных инвестиций на сумму $15 млн. путем продажи крупного пакета своих акций, приобретенных на вторичном рынке. Привлеченные средства планируется направить на реализацию крупных инвестиционных проектов, среди которых совместное с компанией Shell освоение Комсомольского нефтяного месторождения, освоение и модернизация Харампурского нефтегазового месторождения.

Банк Societe Generale Vostok кредитует две нефтедобывающие компании - “Татнефть” ($280 млн.) и “Черногорнефть” ($50 млн.).

С помощью новых технологий СП “Комиарктикойл” достигло трехкратного увеличения добычи нефти с части Верхне-Возейского месторождения. Иностранные учредители СП - канадская фирма “Галф-Канада” и английская “Бритиш гэз”. Тем не менее “Галф-Канада” выразила желание продать свою долю (25%) в СП, подчеркнув, что, хотя капиталовложения перспективны с технической точки зрения, они слишком рискованны из-за постоянно меняющихся экономических условий.

Американский нефтяной концерн АРКО (ARCO) объявил 29 сентября 1995 г. о приобретении конвертируемых облигаций НК “ЛУКойл”, которые после конвертации в апреле 1996 г. будут составлять 5,7% уставного капитала компании. АРКО приобрела 241000 облигаций “ЛУКойла” на сумму в $250 млн. Облигации будут обменены на голосующие акции общим числом 40,9 млн. в апреле 1996 года, что превратит американский концерн в крупнейшего держателя облигаций “ЛУКойла”.

Англо-американо-норвежский консорциум в составе Brown and Root, Smedvig, Petek и Instance стал победителем тендера на право реализации газовой программы Томской области. Программа предусматривает разработку Северо-Васюганского, Мельджинского и Казанского месторождений газа с доказанными запасами около 300 млрд.куб.м. газа.

Кали-Банк ГмбХ, дочерняя фирма германской компании Wintershall AG предоставит российскому акционерному обществу “Газпром” кредит в размере DM1 млрд., сообщили Агентству нефтяной информации в пресс-службе “Газпрома”. Кредит будет использован для реализации проекта строительства газопровода Ямал - Западная Европа.

РАО “Газпром” и немецкий концерн “BASF” подписали соглашение о выделении 1 млрд. марок для реализации проекта по поставке ямальского газа в западную Европу. Средства немецкой стороны для разработки газовых месторождений на Ямале выделяются под гарантии “Газпрома” и проект осуществляется без участия правительства РФ.

Международный консорциум Timan Pechora Company в составе Texaco, Exxon, Amoco, Norsk Hydro и Роснефти намерен разрабатывать Тимано-печорское месторождение с извлекаемыми запасами около 400 млн. тонн.

Южно-корейская ФПГ “Хендэ” проявляет интерес к Ковыткинскому газовому месторождению в Иркутской области.

Эксимбанк США и Центробанк РФ достигли договоренности о выдаче лицензий Центробанка на открытие залоговых счетов, что фактически является завершающим шагом в процессе подготовки к участию Эксимбанка США в кредитовании российских предприятий “Нижневартовскнефтегаз”, “Пермьнефть”, “Татнефть”, “Черногорнефть” и “Томскнефть”.

Американский фонд Tempelton Investment Management намерен через свое подразделение фонд Tempelton Russia инвестировать в “Пермнефть” и “Коминефть”.

Общая стоимость проекта освоения Штокмановского месторождения в Мурманской области, которое будет вести российская компания “Росшельф”, оценивается, примерно, в $10-12 млрд. Планируется провести международный тендер на финансирование проекта. Интерес к тендеру проявили некоторые западные компании и банки, в частности, американские Goldman Sax и Morgan Stanley.

Правительство РФ и дочерняя фирма французской компании Total “Тоталь Разведка Разработка Россия” подписали 20.12.95 г. соглашение о разработке Харьягинского нефтегазового месторождения. Извлекаемые запасы оцениваются в 160.4 млн. тонн. Соглашение предусматривает разработку месторождения французской компанией в течение 33 лет, что потребует от Total инвестиций в размере $1 млрд.

В соответствии с действующим законодательством объемы государственных гарантий, выставляемых в качестве обеспечения для внешних заимствований, должны утверждаться федеральным законом о бюджете. В его рамках могут быть просуммированы и выставлены отдельной строкой объемы государственных гарантий под реализацию проектов СРП, обеспечиваемые будущей госдолей нефти в этих проектах.

Сегодня российское законодательство требует утверждения каждого проекта СРП отдельным федеральным законом. Это означает, что при формировании бюджета на будущий год достаточно просуммировать по ратифицированным соглашениям объемы госдолей прибыльной нефти на этот год, не подвергая их отдельному обсуждения в рамках процедуры принятия бюджета. С другой стороны (нет худа без добра), ратификация отдельных проектов (требование, внесенное в законодательство о СРП, существенно “утяжелившее” для инвестора процедуру заключения соглашения с государством по каждому проекту) обеспечивает инвесторам максимальную правовую защиту в условиях высокой нестабильности российской экономики переходного периода и тем самым существенно понижает риск и повышает долгосрочный финансовый рейтинг выставляемых на базе СРП государственных гарантий.

Правда, на наш взгляд, при одном условии - что выставляемые на базе конкретного проекта СРП государственные гарантии используются на нужды проектного финансирования именно данного конкретного проекта. Такой подход даст возможность вывести эти государственные гарантии из зоны действия суверенного риска и существенно снизить цену заимствования. Если же выставляемые на базе конкретного проекта СРП государственные гарантии будут использованы не только внутри этого проекта, но и в интересах других проектов, то есть подвергнутся перераспределению через сегодняшний бюджет, они тут же подпадут под действие суверенного риска, что существенно увеличит цену заимствования и поставит под сомнение целесообразность применения предложенной схемы в целом.

Указанный подход даст возможность разорвать традиционную для стабильно развивающихся (непереходных) экономик общепринятую закономерность, в соответствии с которой финансовый рейтинг проекта не может быть выше рейтинга компании, которая его осуществляет, который в свою очередь не может быть выше финансового рейтинга материнской и/или принимающей страны, в которой осуществляется данный проект.

В мировой практике существует единственный известный нам пример, когда финансовый рейтинг проекта превышает финансовый рейтинг страны, в которой он осуществляется, - проект “Катаргаз” в Катаре (добыча природного газа на месторождении “Северное”, расположенном на пограничной с Ираном акватории Персидского залива, и его сжижение на заводе СПГ, расположенном на северной оконечности полуострова). Предлагаемый подход позволит обеспечивать высокие финансовые рейтинги выставляемых в рамках российских проектов СРП государственных гарантий нового типа вне зависимости от финансового рейтинга самой России, расширить возможности российских компаний по привлечению проектного финансирования в разрабатываемые на условиях СРП нефтегазовые проекты и снизить цену необходимого для них заемного капитала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня положение дел в мировой нефтедобыче несколько иное, чем десятилетие назад. Более совершенные технологии разведки и добычи углеводородного сырья позволили открыть в мире новые районы. Например, район глубоководной добычи у западного побережья Африки. Становятся более открытыми для международных компаний такие регионы, как Саудовская Аравия, где можно добывать баррель качественной нефти за один-два доллара и откуда легко транспортировать ее на экспортные рынки. Для добывающих стран мир нефти и газа в 2001 году стал гораздо более конкурентным, чем в 1991 году. К тому же опыт иностранных компаний в России также не соответствовал их ожиданиям начала 1990-х годов.

Хотя многие совместные предприятия, которые начались 10 лет назад, оказались успешными технически, очень немногие из них принесли достаточную окупаемость инвестиций, если вообще окупились.

Основные проблемы, с которыми пришлось столкнуться в России иностранным инвесторам, хорошо известны. Это, прежде всего, несовершенная законодательная база, непредсказуемость налогового режима и излишний бюрократический контроль.

Может ли рассчитывать российский нефтегазовый комплекс на масштабные иностранные инвестиции в будущем? На мой взгляд, если крупные инвестиции зарубежных компаний и будут направлены в российскую топливно-энергетическую отрасль, то это произойдет только на основе законодательства о разделе продукции.

Это не означает, что СРП панацея. И причина не в том, что раздел продукции будто бы подразумевает "налоговые льготы" или иные привилегии: специалистам хорошо известно, что когда цены на нефть высоки, нефтяные компании могут много больше заработать при лицензионной системе. Истинной причиной приверженности зарубежных компаний работе на условиях СРП является то, что раздел продукции может добавить их проектам тот существенный компонент, который отсутствовал в России в последние годы, - стабильность и предсказуемость условий для инвестиций.

Это не то же самое, что предсказуемость прибыли. При разделе продукции инвестор берет на себя геологический, технический и финансовый риски. В этих условиях говорить о гарантированной прибыли, конечно же, не приходится.

Однако при правовой и налоговой стабильности, которую может обеспечить раздел продукции, компании способны строить долгосрочные планы. Это означает, что рентабельность конкретного проекта больше зависит от эффективности функционирования компании (и, конечно, от одного внешнего фактора, который никто из нас не в состоянии контролировать, - цены на нефть), чем от хороших отношений с государственными чиновниками.

Очень часто раздел продукции ассоциируется с иностранными компаниями. На самом деле, из 22-х месторождений, утвержденных для разработки на условиях раздела продукции, только на 9-ти есть иностранные инвесторы. Все эти 9 месторождений имеют также и российских инвесторов.

Поэтому можно уверенно говорить о том, что реальную выгоду от режима раздела продукции получат российские компании. Здесь и прямые, и косвенные выгоды.

Самой прямой выгодой является доступ к финансированию, который принесет раздел продукции. Предсказуемость, стабильность и открытость режимов раздела продукции - это то, что делает их привлекательными не только для зарубежных компаний, но и для зарубежных банков и других финансовых организаций, которые могут предоставить для проектов большую часть капитала. Напомню: многие из проектов СРП потребуют от $10 млрд до $15 млрд инвестиций.

Банки заинтересованы в привлекательном и конкурентоспособном режиме раздела продукции не меньше, чем нефтяные компании. Банкиры обычно хотят быть уверенными в том, что окупят свои вложения и получат прибыль.

Если же российский режим раздела продукции не будет конкурентоспособным, тогда не только иностранные компании не будут осуществлять инвестиции, но и банки не станут финансировать проекты как иностранных, так и российских компаний.

Одной из характеристик мировой нефтегазовой промышленности является то обстоятельство, что компании, которые обычно являются конкурентами, работают над крупными проектами вместе. Компании получают выгоду от объединения ресурсов в нескольких отношениях: риск делится на всех, а партнеры могут учиться друг у друга. Российским компаниям тоже будет выгоден обмен технологиями и навыками управления, который принесет совместная работа с иностранными компаниями в проектах СРП. И наоборот. Препятствий для того, чтобы совместное ведение работ стало в России широко распространенной практикой, нет. Успешное партнерство в России могло бы привести к совместным работам и в других странах.

Другая косвенная выгода от прозрачности раздела продукции относится к области впечатлений. Если посмотреть на рыночную стоимость акций российских нефтяных компаний в отношении к запасам, которыми они располагают, то увидим, что их оценивают значительно ниже, чем акции иностранных компаний

Почему так происходит? Одной из основных причин является отсутствие в России прозрачности и хорошего корпоративного управления. В то же время рынок позитивно реагирует на перемены к лучшему в этой сфере. В этом убеждает и пример компании "ЮКОС", которой за 4 последних года удалось достичь 40-кратного роста рыночного курса своих акций.

Столь же позитивно рынок способен отреагировать на шаги, которые предпримет правительство, решившее показать, что Россия движется к созданию более прозрачного инвестиционного режима.

Одним из непосредственных следствий завершения формирования режима раздела продукции было бы большее инвестиционное доверие к тому, что Россия идет верным путем и что крупные неразработанные месторождения могут быть в конце концов разработаны - либо в рамках сотрудничества российских и иностранных компаний, либо российскими компаниями при иностранном финансировании. Эти факторы увеличили бы рыночную стоимость российских компаний.

Так что раздел продукции является важным вопросом не только для иностранных компаний в России. Это наилучший и, в обозримом будущем, единственный способ привлечения капиталов и технологий, необходимых для разработки крупных новых месторождений в России.

Ясно, что раздел продукции - это вопрос, над которым российские и иностранные компании могут работать вместе. Создание в России понятного, стабильного, предсказуемого, открытого, благоприятного и конкурентоспособного инвестиционного режима - в наших общих интересах. В настоящее время таких условий не существует. Поэтому в России не было инвестиций на условиях раздела продукции, кроме проектов СРП, заключенных до Федерального закона "О СРП".

Но этот блок законов имеет свои плюсы даже в нынешней, не самой эффективной для инвесторов редакции. Однако имеются и ограничения по его применению. Уже практически исчерпана "ресурсная" квота месторождений для освоения на условиях СРП (30% от объема разведанных запасов страны). Процедура получения права пользования недрами на условиях СРП чрезмерно сложна и забюрократизированна. Получение всех разрешений и виз, необходимых для проектов СРП, требует массу времени, и поэтому является дорогостоящим процессом. Это снижает конкурентоспособность всех компаний, работающих в России. Инвесторами поддерживаются усилия Правительства РФ по установлению для СРП "единого окошка" с тем, чтобы сократить бюрократическую волокиту.

Если же говорить об иных отраслях экономики (производство, сфера услуг), то СРП здесь вообще не применишь. Экономическое, инвестиционное законодательство страны нуждается в поступательном развитии не только по линии СРП

Для повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности нефтегазовой отрасли НГК необходимо:

Направить усилия на наращивание ресурсной базы нефтегазового сектора ТЭК, обеспечить достаточную гласность в отношении состояния этой базы;

Создать централизованный банк данных отечественных прогрессивных видов техники и технологий, которые могут быть приобретены и использованы инвесторами;

Разработать программу поэтапного повышения инвестиционной привлекательности российского нефтегазового комплекса, включая меры по укреплению фондового рынка, который должен стать действенным механизмом мобилизации инвестиций, направления их в наиболее перспективные проекты развития НГК и в наиболее эффективные предпринимательские структуры. На нормативные акты потрачено уже слишком много времени и сил. Пришло время окончательно их оформить (в том виде, который бы обеспечил создание привлекательного инвестиционного режима) и двигаться дальше.

При громадности российских расстояний и несоответствии внутренних и мировых цен транспорт нефти всегда будет важным вопросом. Но никакая частная компания не станет прокладывать трубопровод, который стоит несколько миллиардов долларов, если отсутствует уверенность в том, что она будет иметь свободный доступ к этому трубопроводу для транспортировки своей продукции. Поэтому проект Закона "О магистральных трубопроводах должен предусматривать трубопроводы, которые прокладываются частными компаниями и поэтому принадлежат им и управляются ими.

Наконец, для соглашений о разделе продукции необходима отработка системы управления.

В заключение можно сделать следующие выводы.

    НГК является и, несомненно, будет оставаться важнейшей частью экономики России, обеспечивающей даже при современном кризисном состоянии четверть стоимости промышленной продукции, треть доходов в бюджет и около половины всех валютных экспортных поступлений. Он остается основой жизнеобеспечения нации, прочным фундаментом экономической безопасности страны, важным источником погашения внешней задолженности.

    Решение проблем НГК тесно связано с решением проблем всей российской экономики. Ухудшается обстановка в НГК - ухудшается социально-экономическое положение всей страны. Поэтому проблемы НГК должны рассматриваться в качестве первоочередных, наряду с проблемами АПК, ВПК, транспорта и связи.

    Роль НГК в предстоящие годы не только не уменьшится, она будет последовательно увеличена, с тем, чтобы обеспечить России возможность восстановить свой общий экономический потенциал, совершить необходимую структурную перестройку всей экономики, обеспечить россиянам новое качество жизни.

    НГК будет продолжать играть важнейшую роль во внешнеэкономической стратегии России. Это, прежде всего, будет относиться к возможностям получения экспортных доходов, столь необходимых для осуществления реформ. НГК и его потенциальные возможности будут продолжать выступать главным гарантом в нашей политике получения долгосрочных займов и кредитов в странах дальнего зарубежья. Не менее важна роль ТЭК в деле содействия развитию интеграции других стран СНГ с Россией на базе сохраняющейся заинтересованности этих стран в поставках российских топливно-энергетических товаров. «Энергетический фактор» способен содействовать более активной политике России в ее взаимоотношениях с ЕС, США, Японией и другими странами.

    Проблемы НГК не носят и не будут носить конъюнктурного характера, они долгосрочны и решаются только в общей увязке с проблемами всего экономического развития России. По этой причине исключительно важна постоянная координация при реализации программ «ЭС-2020» и «Стратегия-2010».

    Объемы инвестиций, которые необходимо привлечь в НГК России для решения приоритетных задач экономической стратегии России, столь велики, что делают бессмысленным спор о приоритете тех или иных источников инвестиций. На этом поприще места хватит всем - и частным отечественным структурам, и государству, и иностранным предпринимателям. Вопрос заключается в том, как и где получить инвестиционные средства.

    Мобилизация крупных инвестиций для нужд дальнейшего развития НГК может быть осуществлена только в случае существенного изменения инвестиционного климата как для отечественного, так и для иностранного капитала.

    Перспективы развития мирового рынка нефти и газа благоприятны для увеличения инвестиций в нефтегазовый сектор России.

    Россия имеет достаточную инвестиционную привлекательность, однако необходимы значительные усилия для дальнейшего ее повышения

В заключение хочу отметить, что иностранные нефтяные компании видят в России огромный потенциал. Вот почему они все еще здесь - несмотря на встречающиеся на их пути проблемы. Тем не менее, для того чтобы создать условия привлечения долгосрочных инвестиций в российский нефтегазовый комплекс, необходимо проделать еще много работы.

Создание этих условий - в общих интересах и российских, и зарубежных нефтяных и газовых компаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Лебедева Т.Я. «Основные направления привлечения инвестиций в н/г отрасль России». Москва 2001г.

    Хвалынский А.С. «Международные и региональные экономические организации». Москва 2002г.

    Н.А. Цветков «Российский нефтегазовый комплекс: международное инвестиционное сотрудничество» (М.: Архив-М, 2001

    «Экономика. Управление. Культура». №5,6 1999г.

    КРИСТИАН КЛОТИНКС «СРП и энергетический диалог» – «Нефтегазовая вертикаль», №2, 2002г.

    ГЛЕНН УОЛЛЕР «За инвестиции нужно бороться» – «Нефтегазовая вертикаль», №3, 2001г.

    «Нефтяная промышленность России, январь-декабрь 2002 г»,

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА «Нефтегазовой Вертикали»,«Десять ликов нефтянки»,

ХОДОРКОВСКИЙ М.Б., «Надо ждать удобных ситуаций»,

КРАВЕЦ М.А., «Инвестиционный потенциал 2030»,

ПАВЛОВА Г.С., «Сахалинские проекты итоги и перспективы» – «Нефтегазовая вертикаль». №2,3,4,16, 18, 2003г. соответственно.

    ВОЛКОВА Е.К., «Жизнь или кошелек»,

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА Нефтегазовой Вертикали, «Победителей не судят»,

СМИРНОВ С.П., «Национальный фонд Казахстана экспорт капитала» – «Нефтегазовая вертикаль». №1,2,3, 2004г. соответственно.

    ТЕРЕХОВ А.Н., «Кому выгодно инвестировать в российскую нефть?» –«Инвестиции в России» №9, 2001г.

    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ, «Инвестиционный климат 2002» – «Внешнеэкономический бюллетень». №18, 2002г.

    КИРЧЕН А.Ю., «ЮКОС – лидер отрасли» – «Нефть. Газ. Бизнес». №1, 2003г.

    ШАПРАН В.М., «Нефтяные инвестиции в Россию или туманные перспективы» «Рынок ценных бумаг», №16, 2003г.

    ДРЕКСЛЕР КЛАЙД, «СРП – неэффективный механизм» –«Международная жизнь», №1, 2001г.

    Кокушкина И.В. «Иностранные инвестиции и СП в экономике России». СПбГУ 1999г.

    Кокушкина И.В., «Законодательная база инвестиционной деятельности РФ» – «Юридическая мысль». №2, 2001г.

    Сайт МПА СНГ www .mpa .ru

    Конопляник А.А. «Мировой рынок нефти: возврат эпохи низких цен? (последствия для России)» Москва 2000г.

    Конопляник А.А. «Развитие законодательного и инвестиционного процесса в России в условиях действия Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». Москва 1999г.

    Project Finance. The Book of Lists 1999. - A Supplement to “Project Finance”

    The Sakhalin-2 Project. Vityaz Production Complex Inaugurated. - Sakhalin Energy Investment Company, 1999

    Tax and Project Finance. Special Issue. - “International Business Lawyer“, May 1998, (International Bar Association, Section on Business Law).

    IEA Oil, Gas and Coal. Supply Outlook. Paris. 1995. P. 63.

    комплекс России как ресурс экономического ростаРеферат >> Экономическая теория

    Работы является рассмотреть нефтегазовый комплекс России как ресурс экономического... нефтегазовом комплексе , который не в состоянии быстро превратить эти ресурсы во внутренние инвестиции ... с участием иностранного капитала либо иностранными компаниями на...

  1. Проблемы совершенствования государственного регулирования. Нефтегазового комплекса России в усл

    Реферат >> Менеджмент

    Эссе №1: Проблемы совершенствования государственного регулирования Нефтегазового комплекса России в условиях рынка Выполнила: Проверил: ... крупные инвестиции в новые формы деловой активности: приобретения в добывающих отраслях других стран; иностранные ...

  2. Проблемы и перспективы развития нефтегазового комплекса России 2.1. Проблемы российской нефтегазовой отрасли За последние 10 ... среднего нефтедобывающего бизнеса в России , в том числе с участием иностранных инвестиций , сдерживает отсутствие необходимой...

УЧАСТИЕ ИНОСТРАННЫХ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ.

(научный руководитель проф.)

РГУ нефти и газа им.

В данной работе рассматривается современная ситуация по участию иностранных компаний в нефтегазовом комплексе России. Положение иностранных инвестиций в российском нефтегазовом комплексе довольно противоречиво. С одной стороны, может сложиться впечатление, что для нерезидентов в нефтегазовом комплексе РФ созданы невыносимые условия. Отбираются лицензии и месторождения, происходит выдавливание из бизнеса. С другой стороны, активные вложения в нефтегазовые проекты на российской территории продолжаются.

Современная ситуация такова, что иностранные компании не смогут обходиться без работы в России. Ахиллесова пята энергетических транснациональных корпораций хорошо известна. Они лишены запасов, что делает их бизнес весьма неустойчивым. И иного пути, как бороться за доступ к запасам, у них просто не существует. При этом перспективных нефтегазоносных регионов в мире не так уж и много. И в большинстве из них для нерезидентов установлены очень жесткие правила игры.

Россия также становится ареной борьбы между ЕС и США за нефтегазовые ресурсы. Однако правила игры здесь все же более понятны, чем в Африке. Таким образом, Россия оказывается далеко не самым худшим местом для ведения бизнеса. Жесткая же критика политического руководства РФ в западных СМИ объясняется попытками выторговать для мейджоров более выгодные условия присутствия в российском нефтегазовом комплексе.

Стратегия развития российских компаний также во многом понятна и логична. Если иностранные концерны стремятся получить доступ к ресурсам и войти в проекты upstream на российской территории, то для россиян важно выйти на рынок конечного потребителя и стать акционерами проектов downstream в основных регионах сбыта углеводородов. Поэтому акцент делается на скупке и строительстве за рубежом нефтеперерабатывающих заводов, заправочных станций, подземных газохранилищ, газораспределительных сетей и даже электрогенерирующих активов.

В итоге начинается большой торг. Западные концерны намерены расширять свое присутствие в российском upstream. А отечественные компании – в европейском и китайском downstream. Отсюда возникает идея обмена активами. Но любой обмен – это большие споры относительно их условий. И переговоры (как показывает ситуация, скажем, вокруг Южно-Русского месторождения) могут продолжаться не один год. В них используются любые приемы, включая и прямое политическое давление.

В то же время каждая из сторон понимает свою необходимость для другой, хотя и пытается этого ни в коем случае не показывать. ЕС, который в реальности не способен решить проблему энергодефицита без поставок углеводородов из РФ, всячески пиарит развитие возобновляемых видов энергии и расширение закупок нефти и газа в Центральной Азии, сознательно пытаясь занизить реальную зависимость от России. РФ отвечает на это идеей финансовой и технологической самодостаточности, уверяя, что способна самостоятельно освоить новые месторождения и реализовать прорывные проекты типа Штокмана, Восточной Сибири или полуострова Ямал. Хотя в реальности уровень технологических задач там настолько сложен, что самостоятельно их не решить. Не говоря уже о том, что было бы логичнее разделить финансовые риски с нерезидентами. В результате вокруг обменных стратегий идет серьезная борьба, в которую вовлечены как компании, так и политические элиты, что придает ей особый колорит.

7 В последнее время особое внимание страны ЕС и США во внешней политике уделяют таким регионам, как Персидский залив, Каспий и РФ. Именно эти территории крупные западные НК считают наиболее перспективными в плане разработки и добычи углеводородов. Россия обладает значительными запасами углеводородов. Поэтому западные НК стремятся поучаствовать в добычных проектах в РФ. В годах участие иностранных НК в нефтегазодобыче России увеличилось с $0,564 до $16 млрд.

В структуре инвестиций иностранных компаний в нефтегазовой отрасли доминируют инвестиции в основной капитал, доля которых составляет около 76%. Эти вложения в основном направлены на реализацию конкретных нефтегазовых проектов, а также на покупку крупных долей (свыше 10%) российских НК, приобретение средних и небольших нефтегазовых компаний.

Американцы занимались нефтегазовыми проектами в России еще до распада СССР, хотя нельзя говорить о достижении масштабных успехов. В свое время американские нефтяные компании, прежде всего ExxonMobil и ChevronTexaco, хотели выкупить активы ЮКОСа, но в силу известных причин это стало нереально. Другая корпорация -ConocoPhillips - пытается скупить акции «ЛУКОЙЛа», однако американцам не удастся консолидировать даже блокирующий пакет. Немного больших успехов удалось достичь британцам. Сумев создать совместную компанию с российской ТНК, ВР частично укрепила свои позиции на мировом нефтерынке. Однако, несмотря на это, их не допустили к ряду аукционов по крупным месторождениям, не объяснив даже причин.

Среди иностранных компаний, работающих в России, основная часть добычи нефти приходится на долю ВР (36,6 млн. тонн), ConocoPhillips (около 10 млн. тонн),Sakhalin Energy (около 1,5 млн. тонн), «Ваньеганнефть» (около 1,3 млн. тонн).

Участие иностранных компаний в добыче газа в РФ весьма ограничено. Особенностью газовой отрасли РФ является значительная ее монополизация крупнейшим в мире газовым концерном, контролируемым правительством России. Российские независимые производители газа и иностранные инвесторы имеют значительные проблемы с доступом к газовым магистралям и возможностью реализовывать газовые проекты.

К настоящему времени в РФ сложилось несколько форм взаимодействия

российских и иностранных компаний:

Покупка пакета акций крупной российской НК;

Создание совместных предприятий и консорциумов с российскими организациями;

Подписание соглашений о разделе продукции;

Приобретение мелких и средних российских недропользователей;

Осуществление подрядных работ и заключение сервисных контрактов;

Прямая хозяйственная деятельность компаний, зарегистрированных за рубежом, в том числе в оффшорных зонах (имеющих российские корни).

Покупки пакета акций крупной российской вертикально интегрированной структуры придерживаются британская ВР и американская ConocoPhillips. Переговоры по заключению подобного вида сделок идут на уровне правительств стран, чьи компании создают совместный бизнес. Такой вид взаимодействия приобретает стратегический характер и, как правило, политически хорошо защищен.

11Примерами вхождения иностранных инвесторов в нефтегазовый бизнес через создание совместных предприятий и консорциумов с российскими компаниями могутслужить СП «Роснефти» и ConocoPhillips («Полярное сияние»); «ЛУКОЙЛа» иConocoPhillips, «Роснефти» и Sinopec, «Газпром нефти» и Chevron, а также Royal Dutch, Shell и Sibir Energy («Салым Петролеум»).

Проекты на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) - в настоящее

время реализуется три проекта: разработка Харьягинского месторождения, «Сахалин-1 » и «Сахалин-2».

Вхождение иностранных инвесторов в НГК в России через покупку, финансирование мелких нефтяных предприятий . Зарубежные корпорации активно приобретают небольшие компании, не входящие в состав крупных НК, а также регистрируют вРоссии юридические лица для участия в проектах освоения небольших месторождений: «Восточная транснациональная компания», «БайТес», «Печоранефтегаз», «Самара-Нафта» и другие. Так, в Восточной Сибири лицензией на разведку и разработку Дулисьминского месторождения владеет НК «Дулисьма», принадлежащая Urals Energy Holdings Ltd. (Великобритания), а Тамбейское месторождение контролируется «Тамбейнефтегазом» и компанией Repsol (Испания).

Восточная транснациональная компания» (ВТК - дочернее общество шведской West Siberian Resources Ltd.) работает в Томской области с середины 1990-х годов, владея лицензиями на участки в Александровском и Каргасокском районах. Согласно официальному отчету, в прошлом году объем добычи нефти компании составил 497 тыс. тонн.

Кипрская нефтедобывающая и геологоразведочная компания Urals Energy Public PCL была создана в начале 1990-х годов. Основными активами компании были три добывающих предприятия в Коми – «Тэбукнефть», «Ухтанефть» и «РКМ Ойл» - с объемом добычи нефти около 1,5 млн. т в год. В 2003г. эти активы были проданы «ЛУКОЙЛу» за 4,2 млрд. руб. Сейчас Urals Energy принадлежит ряд лицензий в Ненецком АО и добывающие активы, в частности «Арктикнефть», купленная в 2003г. у «ЛУКОЙЛа». Группа Urals Energy, разрабатывающая Дулисьминское нефтегазовое месторождение в Иркутской области , планирует к концу 2009г. увеличить объем добычи нефти до 19 тыс. барр./день. При этом уже к III кварталу 2009г. Urals Energy ожидает увеличения добычи до 15тыс. барр./день. За текущий год Urals Energy планирует инвестировать в развитие компании около 90 млн. долл. и рассматривает возможность приобретения новых активов. К 2011г. компания рассчитывает увеличить объем добычи нефти до 50 тыс. барр./день. Южно-Тамбейское месторождение (лицензией владеет «Тамбейнефтегаз» ) по запасам (1,2-1,3 трлн. кубометров газа и 40-50 млн. тонн конденсата) сравнимо с крупнейшими месторождениями «Газпрома» Заполярное и Медвежье. В июне 2005 года -инвест» приобрело у 25,1% акций «Тамбейнефтегаза».

Однако в том же году «Тамбейнефтегаз» с подачи своего мажоритарного акционера Николая Богачева передал лицензию на Южно-Тамбейское СПГ». После серии судебных разбирательств осенью прошлого года «Газпромбанк-инвест» оспорил в суде передачу лицензии. Господин Усманов выступал посредником в данной сделке, и структуры, аффилированные с ним, вели переговоры с господином Богачевым. В результате было заключено мировое соглашение о покупке структурами Алишера Усма-

нова 75% акций «Тамбейнефтегаза». В мае этого года -инвест» приобрело оставшийся пакет. По неофициальной информации, общая сумма сделок составила $350-360 млн., тогда как Южно-Тамбейское оценивается в $1,5-2 млрд.

Участие иностранных фирм в подрядных работах и заключение сервисных

контрактов . Сегодня зарубежный капитал стоит за большинством действующих в России сервисных операторов - Евразийской буровой компанией, группой «Интегра» и российскими подразделениями мировых сервисных корпораций Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes и других. Деятельность иностранных корпораций в качестве подрядчиков в основном сосредоточена в тех секторах, где российские технологии уступают западным:

В разведке и добыче углеводородов на шельфе;

Проектировании и строительстве скважин;

Телеметрии во время бурения;

Оценке пласта для оптимизации бурения и позиционирования наклонно-направленных скважин;

Скважинных услугах по интенсификации добычи (включая ГРП, кислотную обработку и т. д.);

Испытании скважин;

Отборе проб на поверхности и из призабойной зоны;

Применении замерных приборов и насосов MultiPhase;

Скважинном мониторинге;

Замерах температуры и давлений с помощью оптиковолоконных методов;

Стандартных и «интеллектуальных» методиках заканчивания скважин.

В 1990-е годы многие российские нефтегазовые фирмы регистрировали управляющую компанию в оффшорной зоне с целью минимизации налогообложения. Затем первоначально выведенные из России за границу финансовые средства возвращались в форме иностранных инвестиций . В настоящее время осталось некоторое количество мелких компаний, которые контролируются российским бизнесом, но формально зарегистрированы на территории других стран (Sibir Energy, «Енисейнефтегаз» и другие). Использование такой формы иностранных инвестиций позволяет обезопасить ранее выведенные из страны капиталы от возможных неблагоприятных изменений организационно-экономических условий в России. Политика РФ в последние годы направлена на формирование новой организационной структуры нефтегазового комплекса, которая выражается в усилении государственных компаний («Роснефти», «Газпрома») и переходе всех управляющих и производственных подразделений российских НК под госконтроль. В связи с этим в конце 2006 г. правительство вынесло на рассмотрение Государственной Думы проект поправок в закон РФ «О недрах». Новые поправки скорее умножают противоречия, которых и так

много и в действующей редакции закона «О недрах». Это и вольное прочтение Конституции, и ничтожные институты, и ни к чему не обязывающие декларативные нормы, и элементарная редакционная небрежность. На практике это приводит к определенным объективным конфликтам между федеральными органами власти и органами власти

субъектов Федерации, создают серьезные осложнения, вплоть до судебных разбирательств, для недропользователей при решении вопросов предоставления недр в пользование, порядка пользования, налогообложения и т. п. Между тем, многих проблем можно избежать внесением в действующий закон поправок. Закон «О недрах» был принят 15 лет назад, в начале 1992 года. За это время в него 13 раз вносились дополнения и изменения, в 1995 году была принята новая редакция. Предпринимались неоднократно попытки его принципиальной замены, например, так называемым Горным кодексом.

Насчитывается уже более десятка вариантов новой редакции. Предлагалось заменить лицензионную административную систему предоставления прав пользования недрами на договорную гражданско-правовую, заменить конкурсы на аукционы и др. Все это говорит о том, что закон живет, активно реагирует на происходящие изменения в экономике, стараясь обеспечить эффективность процесса недропользования. Вместе с тем критическое прочтение закона позволяет выявить в нем многочисленные недочеты, осложняющие жизнь недропользователям и органам власти.

При всех своих положительных чертах действующий ФЗ «О недрах» содержит целый ряд неработающих декларативных институтов и норм, а также неточных, взаимоисключающих и даже ошибочных положений. Некоторые из них в прошлые годы были изменены или уточнены. Однако целый ряд нелепостей еще остался. Причем некоторые существенные упущения законодателя можно ликвидировать, не меняя общей идеологии закона и его механизмов. Ведь во многих случаях проблемы созданы небрежным отношением законодателя и обслуживающих его юридических подразделений к формулировке тех или иных норм и институтов.

Поправки в закон о недрах, регулирующие доступ к стратегическим участкам недр, в ходе их рассмотрения на заседании Правительства практически не вызвали замечаний. Однако такие замечания возникли в ходе повторного согласования законопроекта.

Появились предложения дополнить в законе перечень полезных ископаемых , месторождения которых могут быть отнесены к стратегическим, а также прописать более жесткие критерии отнесения месторождений к стратегическим. Одна из поправок предусматривает формирование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного правительством для контроля над осуществлением иностранных инвестиций в российский НГК для выявления угрозы национальной безопасности в результате предполагаемой сделки. К стратегическим видам деятельности относится и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения. Поправки в Закон «О недрах» включают три критерия отбора для участков недр федерального значения:

Наличие уникальных ресурсов, таких как уран, алмазы, чистый кварц, редкоземельные металлы;

Объем извлекаемых запасов месторождения (установлен только для нефти, газа, золота и меди);

Участок недр считается стратегическим, если находится на стратегической территории или в пределах внутренних морских вод (то есть в оффшорной зоне).

Таким образом, к стратегическим отнесены все крупные месторождения нефти и газа на суше, в том числе находящиеся в нераспределенном фонде (общей численностью около 30 нефтяных и 40 газовых объектов), а также абсолютно все - на шельфе. В разряд стратегических попадают и нефтегазовые компании, владеющие лицензиями на крупные месторождения.

Статус участка недр федерального значения существенно ограничит возможности иностранных инвесторов покупать российские нефтегазовые активы. Если сделка подпадает под эти параметры, то зарубежный инвестор, планирующий получение контроля над российской компанией, будет обязан подать заявку в вышеназванный уполномоченный орган. При этом ему могут предложить взять на себя некоторые дополнительные обязательства, если правительственные ведомства все же сочтут сделку возможной.

В случае с нефтегазовым месторождением его владельца могут обязать продавать газ по ценам внутреннего рынка или поставлять нефть для государственных нужд.

Законопроект ограничивает любые инвестиции из оффшорных зон. Компания, зарегистрированная в такой зоне, даже если весь уставный капитал ее будет принадлежать гражданам России, рассматривается как иностранная, поскольку законодательство указывает, что статус юридического лица определяется страной, где оно зарегистрировано. Согласно законопроекту, зарубежные инвесторы обязаны согласовывать сделку по приобретению пакета акций стратегического предприятия, который превышает 25% плюс

1 акция. Иностранная компания сможет получить больше четверти в любом крупном проекте только с согласия правительства России. Зарубежные или совместные фирмы, планирующие участвовать в аукционах на право освоения крупных месторождений, должны будут создавать СП с российскими госкомпаниями («Газпромом» и «Роснефтью»).

Высокие цены на нефть и газ способствуют аккумуляции российскими НК значительных инвестиционных ресурсов. Это означает, что участие иностранных компаний в нефтегазовом комплексе в качестве источника значительных капиталовложений становится менее актуальным по сравнению с возможностью привлечения технологий, позволяющих повысить эффективность работы в суровых природно-климатических и

географических условиях (например, на шельфе северных морей). Приветствуя на своем рынке иностранные компании, Россия хочет, чтобы и другие страны проявляли к российским компаниям адекватное отношение, предоставляли им доступ на свой рынок. Экспортируя основную часть своей продукции, российские НК заинтересованы в получении доступа к нефтегазовым активам в странах-потребителях. В связи с этим изменилась государственная политика России в нефтегазовой отрасли, что повлияло на формы взаимодействия и взаимопроникновения иностранных и российских НК. Прежде всего, это совместные проекты с российскими госкомпаниями («Газпромом», «Роснефтью»), например: в Тимано-Печоре, Восточной Сибири, на севере Западной Сибири (в основном в ЯНАО) и на шельфе южных, арктических и дальневосточных морей.

Государственные структуры обладают политическим преимуществом по сравнению с частными, и, участвуя в консорциуме с ними, зарубежный инвестор может в определенной степени предохранить себя от дальнейших экономических и политических рисков.

В обмен на право добывать нефть и газ в РФ иностранцам необходимо будет передавать в собственность российским партнерам доли в газораспределительных, маркетинговых либо электроэнергетических активах на своих территориях (рынках сбыта). Иностранные компании также могут приобрести небольшое частное нефтегазовое предприятие, разрабатывающее месторождения, не попавшие в список стратегических. Не исключена и покупка иностранцами пакетов акций крупных российских НК («Газпрома», «Роснефти», «ЛУКОЙЛа», «Сургутнефтегаза»).

В заключение стоит заметить, что с российской стороны привлечение иностранного инвестора в крупные нефтегазовые проекты будет мотивироваться либо импортом технологий, либо возможностью получения доступа к инфраструктуре рынков сбыта. Получение финансовых средств из-за границы играет сегодня второстепенную роль. Возможно оказание иностранными НК услуг по повышению эффективности добычи (например, на шельфе).

Инвестиционная деятельность Российских и зарубежных нефтегазовых компаний

Investment activity of Russian and foreign oil and gas companies

Лазарева Анна Игоревна

Lazareva Anna Igorevna

аспирант кафедры «Экономика и управление

на предприятии нефтяной и газовой промышленности»,

«Уфимский государственный нефтяной технический университет»

[email protected]

Аннотация. В данной статье представлены результаты анализа инвестиционной деятельности российских нефтегазовых компаний таких, как «Роснефть», «Лукойл», «Газпромнефть», «Татнефть», «Сургутнефтегаз» в сравнении с зарубежной компанией «Total». В ходе исследования, можно прийти к выводу, что, н

Annotation. This article presents the results of the analysis of the investment activities of Russian oil and gas companies such as «Rosneft», «Lukoil», «Gazpromneft», «Tatneft», and «Surgutneftegaz» in comparison with the foreign company «Total». In the course of the study, it can be concluded that, despite the active investment policy of Russian oil companies, the leader of the Russian market, PJSC «NK Rosneft» inferior to the foreign company «Total» in total investment by 2-3 times.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, нефтегазовая компания, «Роснефть», «Лукойл», «Газпромнефть», «Татнефть», «Сургутнефтегаз», «Total».

Keywords: investment activities, oil and gas company, «Rosneft», «Lukoil», «Gazpromneft», «Tatneft», «Surgutneftegaz», «Total».

Введение

Влияние энергетических факторов на развитие мировой и национальных экономик, систему международныхэкономических и геополитических отношений постоянно возрастает по мере роста мирового ВВП и увеличенияэнергопотребления. Согласно прогнозам, потребности мировой экономики в энергетических ресурсах в ближайшие30 лет могут увеличиться почти на 60% по сравнению с началом XXI в., что требует дальнейшегоразвития нефтегазовой отрасли, как в мире, так и в России. .

Управление развитием нефтегазовых компаний является совокупностью мероприятий, методов и средств, связанных с целенаправленным регулированием движения денежных, имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенных в предприятие с целью достижения избранных целей.

Основой развития предприятия являются инвестиции. Для удовлетворения растущего спроса на углеводороды основным субъектам нефтегазовой отрасли – международным и национальным нефтегазовым компаниям – необходимо разрабатывать четкую, рассчитанную на перспективу инвестиционную стратегию, предусматривающую привлечение масштабных капиталовложений в разведку, добычу, транспортировку и переработку углеводородного сырья, а также нацеленную на повышение отдачи от этих капиталовложений. Выбор данного объекта исследования продиктован ролью нефтегазовых компаний на мировом рынке энергоносителей и продуктов нефтепереработки, значением их деятельности в поддержании мирового и отечественного топливного баланса, и связанной с этим необходимостью регулирования инвестиционного процесса и повышения эффективности инвестиционных программ в современных условиях.

Анализ инвестиционной деятельности ведущих нефтегазовых компаний соответствует сегодняшней необходимости в глубоком исследовании вышеуказанного процесса, особенно в условиях ценовой нестабильности на мировых рынках углеводородов и с учетом политической нестабильности в регионах их добычи, влияющих как на развитие отрасли, так и на процесс принятия инвестиционных решений. Необходимость основательного исследования этого вопроса также связана с постоянным повышением роли нефтегазовой индустрии в энергетическом секторе мировой экономики, продолжением процесса транснационализации в этой отрасли, перманентным ростом ее влияния на конкурентоспособность национальных экономик, их энергетическую и экономическую безопасность.

Цель статьи заключается в анализе инвестиционной деятельности российских и зарубежных нефтегазовых компаний таких, как «Роснефть», «Лукойл», «Газпромнефть», «Татнефть», «Сургутнефтегаз» и «Total».

Основной раздел

Инвестиционный процесс определяется как последовательность этапов, действий и операций по осуществлению инвестиционной деятельности. Конечной целью инвестиционной деятельности является получение прибыли, создание добавленной стоимости и увеличение рыночной стоимости бизнеса и компании. Применительно к нефтегазовому сектору задачами инвестиционной деятельности являются рост разведанных запасов нефти и газа, увеличение объема продаж (добычи) углеводородного сырья, оптимизация производственных показателей (повышение коэффициента извлечения нефти и коэффициента восстановления или регенерации запасов), удержание и расширение рыночной ниши, снижение удельных издержек на добычу и транспортировку сырья. К этому необходимо добавить, что значимость инвестиционной деятельности нефтегазовых компаний обусловлена необходимостью обеспечения бесперебойных поставок энергоносителей потребителям.

Нефтегазовые предприятия являются многоцелевыми системами, которые объединяют производственные, финансово-экономические, социальные, маркетинговые и другие цели, связанные с решением задач, которые приводят к стратегически важным изменениям. Для осуществления эффективной инвестиционной деятельности необходимо решать проблему выбораприоритетных направлений инвестирования, т.е. определять подмножество инвестиционных проектов, обладающихдостаточным инвестиционным потенциалом и обеспечивающих достижение стратегических целей развития, и осуществлятьинвестиционное проектирование выбранных для реализации вариантов .

В начале ХХ I в. на нефтегазовую отрасль, вместе с другими добывающими отраслями, приходится наибольшая доля прямых иностранных и отечественных инвестиций. Возобновление интереса к нефтегазовой промышленности частично отражает структурный сдвиг, который происходит практически на всех мировых сырьевых рынках. Он характеризуется ростом спроса на минеральные ресурсы со стороны азиатских рынков в сочетании с высоким уровнем спроса в развитых странах, что приводит к росту цен на минеральные ресурсы. В этом контексте стоит отметить, что глобальным рынкам минерального сырья присуще неравномерное географическое распределение запасов, производства и потребления. К примеру, некоторые развивающиеся страны являются страганми с транзитивной экономикой (Индонезия, Алжир, Малайзия, Нигерия, Россия, Казахстан и др.), они являются нетто-экспортерами углеводородного сырья, тогда как другие развивающиеся страны (Китай, Индия, Турция, Украина и др.), а также развитые страны (Германия, Франция, Италия и др.) – нетто-импортерами. Подобные дисбалансы вызывают беспокойство относительно безопасности поставок со стороны импортеров и относительно доступа к рынкам сбыта – со стороны экспортеров. И это естественно, учитывая важность поставок углеводородного сырья для устойчивого экономического развития стран. В такой ситуации нефтегазовые компании могут быть полезными как для принимающей страны, так и для страны базирования. Для стран, которые не имеют необходимых возможностей полноценного преобразования своих природных ресурсов в коммерческие товары, нефтегазовые компании могут выступать источником необходимого капитала, знаний и вхождения на рынки, а для стран базирования – своеобразным «мостиком» для обеспечения доступа к зарубежных поставок. Здесь также следует подчеркнуть, что политика нефтегазовых компаний и государств формируется в условиях волатильности сырьевых рынков с тенденцией к росту цен, которая поддерживает увеличение расходов на эксплуатацию новых месторождений углеводородного сырья.

В нефтегазовой отрасли международные нефтегазовые компании остаются крупнейшими корпорациями по объему иностранных активов. В то же время, с точки зрения масштабов производства, национальные нефтегазовые компании стран, развивающихся, и стран с транзитивной экономикой с 2005 г. начинают опережать международные. К таким корпорациям принадлежат Saudi Aramco (Саудовская Аравия), Газпром (Россия), NIOC (Иран) и др. И хотя в последние годы развитие национальных нефтегазовых компаний характеризуется значительным динамизмом в сочетании с контролем над большинством разведанных запасов сырья и его добычей, степень интернационализации по сравнению с международными нефтегазовыми компаниями остается достаточно низким. Тем временем некоторые компании из развивающихся стран и стран с переходной экономикой расширяют свои зарубежные интересы и быстро становятся глобальными игроками. К таким компаниям относятся: CNPC, Sinopec (Китай), Лукойл (Россия), ONGC (Индия), Petrobras (Бразилия), Petronas (Малайзия) и др. CNPC (Китай) и Petronas (Малайзия) принимают участие в добыче нефти и газа в более чем 10 зарубежных странах.

Увеличение инвестиционных потоков в мировой нефтегазовой отрасли наблюдается в течение последнего десятилетия – после периода минимальных инвестиций 1990-х гг. Как отмечалось выше, активный процесс увеличения объемов инвестирования со стороны национальных нефтегазовых компаний начался в 2005 г. и вывел их на лидирующие позиции по уровню производства.

Рассмотрим инвестиционную деятельность вертикально-интегрированных компаний, таких как «Роснефть» [6], «Лукойл» [5], «Газпромнефть» [ 2], «Татнефть» [7], «Сургутнефтегаз» [4].

1. ПАО «НК Роснефть» – лидер российской нефтяной отрасли и одна из крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира. Инвестиционная программа ПАО «НК Роснефть» сформирована в консервативных сценарных параметрах. За 2016 г. общий объем инвестиций составил 10 966 млн. долл. (табл. 1).

Таблица 1 – Объем инвестиций ПАО «НК Роснефть» 2014-2016 гг., млн. долл.

Наименование

2014

2015

2016

Изменение 2015/2014

Изменение 2016/2015

Upstream

10 146

7 957

9 266

2 189

1 309

Downstream

4 476

2 026

1 316

2 450

Other

ИТОГО:

14 921

10 362

10 966

4 559

По сравнению с 2015 г. объем инвестиций вырос на 6%, в основном за счет сектора «Upstream». Данный рост обусловлен выполнением стратегических целей по росту объемов добычи углеводородов за счет увеличения темпов эксплуатационного бурения и обустройства месторождений, а также началом активной фазы разработки новых и крупных проектов добычи нефти и газа. В тоже время инвестиции в сектор «Downstream» в 2016 г. сократились на 35%.

Согласно структуре инвестиций ПАО «НК Роснефть» за 2016 г. основную долю 85% занимает сектор «Upstream».

2. ПАО «Газпром нефть» и ее дочерние общества представляют собой вертикально-интегрированную нефтяную компанию (ВИНК), основными видами деятельности, которой являются разведка, разработка, добыча и реализация нефти и газа, а также производство и сбыт нефтепродуктов.

За 2016 г. общий объем инвестиций составил 5 973 млн. долл. По сравнению с 2015 г. общий объем инвестиций сократился на 2%. Как видно, основной сдвиг в 2016 г. в сторону блока переработки – рост на 15% (табл. 2).

Таблица 2 – Объем инвестиций ПАО «Газпром нефть» 2014-2016 гг., млн. долл.

Наименование

2014

2015

2016

Изменение 2015/2014

Изменение 2016/2015

Upstream

5 819

4 530

3 863

1 289

Downstream

1265

Other

2 022

1 218

1 231

ИТОГО:

9 106

6 079

5 973

3 027

Объем вложений в сегмент «Upstream» сократился на 667 млн. долл. или на 17%. В 2016 г. сектор занимал основную долю в общем объеме инвестиций – 65%.

Следует отметить, что к апитальные затраты по зрелым месторождениям сохранились на уровне предыдущего года и составили 1 753 млн. долл. Затраты по новым проектам снизились на 5% и составили 1 887 млн. долл. Это обусловлено снижением активности на зарубежных проектах. Затраты на переработку выросли на 41% за счет продолжения реализации проектов по модернизации на Омском и Московском НПЗ.

3. ОАО «Сургутнефтегаз» одно из крупнейших предприятий нефтяной отрасли России. На его долю приходится около 13% объемов добычи нефти в стране и 25% газа, добываемого нефтяными компаниями России. За 2016 г. общий объем инвестиций составил 3 384 млн. долл. По сравнению с 2015 г. общий объем инвестиций сократился на 7%. Как видно, основной сдвиг в 2016 г. в сторону блока переработки – рост на 10% (табл. 3).

Таблица 3 – Объем инвестиций ОАО «Сургутнефтегаз» 2014-2016 гг., млн. долл.

Наименование

2014

2015

2016

Изменение 2015/2014

Изменение 2016/2015

Upstream

4 926

3 397

3 106

1 529

Downstream

Other

ИТОГО:

5 172

3 653

3 384

1 518

В соответствие со структурой инвестиций ОАО «Сургутнефтегаз», вложения в сегмент «Upstream» занимают ежегодно более 90% от общего объема инвестиций. Однако, в 2016 г. объем инвестиций в сектор добычи нефти и газа сократился на 9% и составил 3 106 млн. долл. Из данной суммы 89,4% или 2 777 млн. долл. пришлось на Западную Сибирь, 10,2% или 317 млн. долл. – на Восточную Сибирь и 0,4% или 12 млн. долл. – на Тимано-Печорскую нефтегазоносную провинцию.

4. ПАО «Лукойл» – одна из крупнейших международных вертикально-интегрированных компаний, обеспечивающая 2,2% мировой добычи нефти. ПАО «Лукойл» реализует проекты по разведке и добыче нефти и газа в 12 странах мира. За 2016 г. общий объем инвестиций составил 7 601 млн. долл. (табл. 4).


Таблица 4 – Объем инвестиций ПАО «Лукойл» 2014-2016 гг., млн. долл.

Наименование

2014

2015

2016

Изменение 2015/2014

Изменение 2016/2015

Upstream

12 185

8 041

6 582

4 144

1 459

Downstream

3 071

1 524

1 547

Other

ИТОГО:

16 082

10 003

7 601

6 078

2 403

По сравнению с 2015 г. общий объем инвестиций сократился на 24%. Данное сокращение капитальных затрат связано с завершением основной программы модернизации НПЗ и сокращением инвестиций в международные проекты.

Примерно 80% ежегодных капиталовложений приходится на добычу и только 10% на нефтепереработку. Объясняется это тем, что у «Лукойла» практически выполнена программа модернизации НПЗ и существует необходимость поддержки уровня добычи нефти, так как она ежегодно падала с 2009 года из-за истощения месторождений в Западной Сибири.

В сегменте «Downstream» капитальные затраты на российских НПЗ Группы составили в 2016 г. 416 млн. долл., что на 49% меньше уровня 2015 г. Снижение связано с окончанием основного инвестиционного цикла по модернизации нефтеперерабатывающих мощностей.

5. ПАО «Татнефть» – одна из крупнейших отечественных нефтяных компаний, осуществляющая свою деятельность в статусе вертикально интегрированной Группы. На долю Компании приходится около 8% добываемой нефти в РФ и свыше 80% нефти, д обываемой на территории Татарстана.

За 2016 г. общий объем инвестиций составил 1 445 млн. долл. (табл. 5).

Таблица 5 – Объем инвестиций ПАО «Татнефть» 2014-2016 гг., млн. долл.

Наименование

2014

2015

2016

Изменение 2015/2014

Изменение 2016/2015

Upstream

Downstream

Other

ИТОГО:

1 815

1 601

1 445

Как видно, основной сдвиг в 2016 г. в сторону блока переработки – рост на 12%. Однако з начительная доля инвестиционных средств была направлена на разведку и добычу нефти и газа – около 805 млн. долл., а также на строительство Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов (более 536 млн. долл.). В тоже время и нвестиции в сегмент «Upstream» ежегодно занимают около половины общего объема инвестиций.

Стоит отметить, что инвестиционная деятельность ПАО «Татнефть» в 2016 г. осуществлялась в соответствии со стратегическими планами развития и текущими приоритетами в решении производственных задач. Так на разведку и добычу в пределах республики Татарстан было вложено 440 млн. долл., на разработку месторождений сверхвязкой нефти – 304 млн. долл. Остальные средства, около 61 млн. долл., были направлены на разведку и добычу в Российской Федерации, а также зарубежные проекты.

Следует отметить, что нефтегазовая отрасль России является чрезвычайно капиталоемкой, поэтому период отдачи на инвестированный капитал длиннее, чем во многих других отраслях. Это связано с рядом причин, а именно :

- значительные затраты времени и средств на проведение переговоров с владельцем потенциальных месторождений углеводородного сырья по проведению поисково-разведочных работ и условий будущего производства;

- непосредственное проведение поисково-разведочных работ может быть затруднено из-за неблагоприятных климатических, геологических, технологических, социально-политических и других условий;

- поиск высококвалифицированной рабочей силы для обеспечения всех звеньев цепи создания стоимости – от разведки залежей углеводородного сырья до этапа продажи продуктов переработки конечному потребителю;

- значительные затраты времени и средств на начальной стадии производства, связанные с трудностями транспортировки добывающего оборудования (буровые платформы, буровые колонны и др.), достаточно длительные пуско-наладочные работы (всегда существует вероятность возможного частичного изменения конструкций или их модификации в соответствии с современными условиями на месте добычи);

- решение проблем эффективной транспортировки от места добычи до места переработки и от места переработки к месту продажи (строительство или модернизация танкерного флота и флота газовозов; строительство или использование уже существующих нефтеналивных терминалов и терминалов для транспортировки сжиженного газа; строительство газо- и нефтепроводов, перекачивающих станций, а также необходимой инфраструктуры);

- строительство или модернизация мощностей по хранению и переработки углеводородного сырья;

- создание оптовой, мелкооптовой и розничной торгово-покупательской сети для сбыта продуктов переработки;

- высокий уровень рисков, характерный для нефтегазовой отрасли в целом.

Сравним инвестиционную деятельность российских нефтяных компаний с деятельностью зарубежных. Для сравнения возьмем одного из лидеров распределения топлива в Западной Европе и в Африке ТНК «Total» . Для сравнения была выбрана именно эта компания, т.к. она является четвертой по объему добычи в мире после Royal Dutch Shell, BP и ExxonMobil.

Так, з а 2016 г. общий объем инвестиций составил 20 530 млн. долл. (табл. 6).

Таблица 6 – Объем инвестиций «Total» 2014-2016 гг., млн. долл.

Наименование

2014

2015

2016

Изменение 2015/2014

Изменение 2016/2015

Upstream

26 520

24 270

16 035

2 250

8 235

Downstream

3 840

3 684

4 355

Other

ИТОГО:

30 509

28 033

20 530

2 476

7 503

Снижение инвестиций по сравнению с 2015 г. на 27% означает завершение и запуск девяти основных проектов по росту производства в 2015 г. и пять в 2016 г. Сокращение также стало результатом успешной программы повышения эффективности капиталовложений в ответ на падение цен на нефть марки Brent.

Инвестиции в сегмент «Upstream» ежегодно, также как и у российских компаний, занимают более 80% от общего объема инвестиций.

Далее приведем показатель (объем инвестиций) в сопоставимые условия, так как все компании различаются как по производственным, так и финансовым показателям. В качестве сравнения возьмем объем добычи нефтяного эквивалента (табл. 7).

Таблица 7 – Размер инвестиций на 1 тонну добытой нефти за 2014-2016 гг., долл./т

Из таблицы 7 можно прийти к заключению, что в 2016 г. лидерами среди рассмотренных нефтяных компаний являлись ПАО «Газпром нефть» и ПАО «Лукойл», чьи инвестиции составили 100 и 92 долл. на 1 тонну добытой нефти. Однако, только ПАО «НК «Роснефть» увеличила данный показатель в 2016 г. на 6%, в то время как остальные компании показали спад данного показателя. Основываясь на полученных ранее данных, преимущественную долю (более 50%) ежегодно занимает сектор «Upstream». Хотя сумма вложений в сектор «Downstream» увеличивается, но доля остается небольшой, не более 20%.

В секторе « Downstream » динамика выпуска нефтепродуктов по всем компаниям в 2016 г. изменилась несущественно (процент изменения составил не более 3%). В тоже время, рассматривая структуру нефтепродуктов, можно прийти к заключению, что доля автобензинов у рассматриваемых российских компаний составляет 20%, дизельное топливо – 32%, мазут и вакуумный газойль – 29%. В то время как у « Total

Таким образом, получается, что нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) выпускают больше тяжелых дистиллятов, которые находятся на нижней границе ценового диапазона, это связано с тем, что в развитых странах работают сложные НПЗ, выпускающие главным образом бензин (каталитический крекинг) и средние дистилляты (термическая обработка и гидрокрекинг). На российских нефтеперерабатывающих предприятиях процесс вакуумной перегонки мазута, как правило, дополняется каталитическим риформингом для производства бензина и базовой гидроочисткой для производства дизельного топлива.

Заключение

Проведя анализ инвестиционной деятельности нефтяных компаний в России и за рубежом можно сделать следующие выводы:

Размер годовых инвестиций российских компаний на 1 тонну добытой нефти соответствует уровню зарубежной компании « Total » – 59 долл./т. в 2016 г. Однако, за отчетный год, размер инвестиций у ПАО «Газпром нефть» и ПАО «Лукойл» составил 100 и 92 долл. на 1 тонну добычи нефти. Вместе с тем только ПАО «НК «Роснефть» увеличила данный показатель в 2016 г. на 6%, в то время как остальные компании показали спад.

Преимущественную долю (более 50%) ежегодно занимает сектор « Upstream ». Хотя сумма вложений в сектор « Downstream » увеличивается, но доля остается небольшой, не более 20%.

Структура выпуска нефтепродуктов за последние 3 года была следующая: доля автобензинов у рассматриваемых российских компаний составляет 20%, дизельное топливо – 32%, мазут и вакуумный газойль – 29%. В то время как у « Total » эти показатели составили: 28%, 45% и менее 5% соответственно.

Средняя глубина переработки в отчетном году по российским компаниям составила – 77%, « Total » – 97%. Выпуск светлых нефтепродуктов – 66% и 83%, соответственно.

Капитальные вложения в сегмент «Нефтепереработка и нефтехимия» характеризуются следующими особенностями: в России большинство проектов направлено на снижение содержания сернистых соединений в товарных нефтепродуктах или получение компонента высокооктанового бензина, легкого газойля и др.

В 2016 г. на российских НПЗ было завершено строительство и осуществление пуска установок каталитического крекинга, замедленного коксования, гидроочистки и т.д. Только на ОАО «Сургутнефтегаз» в 2016 г. впервые в России внедрена автоматическая система управления технологическим процессом. В свою очередь компания « Total » преследует иные цели, что существенно отличает ее от деятельности российских компаний, а именно: использование преимуществ различных типов сырья – компания планирует запустить новые программы для разработки различных технологий для производства жидких топлив, мономеров и промежуточных продуктов из газа; максимизация стоимости активов. Компания « Total » развивает опыт и технологии с целью повышения ценности активов. Усилия в основном касаются программ, направленных на гибкость и доступность объектов. Расширенное моделирование исходных материалов и процессов помогает подразделениям преодолевать связанные с обработкой ограничения и работать при одновременном использовании этих ограничений в реальном времени. А новые возможности, предлагаемые цифровой технологией, изучаются, чтобы проложить путь к «заводу будущего», который обеспечит еще более безопасную рабочую среду и повышенную производительность, потребляя меньше энергии и сокращая количество отходов;

Таким образом, инвестирование зарубежных и российских нефтяных компаний различна. Возможно, причиной низкой эффективности использования инвестиций заключается в том, что инвестиционная политика нефтяных компаний России направлена на эксплуатацию имеющихся месторождений, модернизацию существующих фондов. Предпочтение отдается тем инвестиционным проектам, которые имеют короткий срок окупаемости. Они не стремятся развить инновационные продукты или возобновляемые источники энергии. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что на предприятиях отечественного нефтяного комплекса в должной мере не уделяется внимание обоснованию инвестиционной стратегии, оценке эффективности инвестиционных проектов, повышению уровня инвестиционной привлекательности для реализации инновационных проектов.

На основе полученных результатов, можно сделать вывод, что в существующих реалиях, нефтяным компаниям предпочтительней вкладывать средства в нефтепереработку и нефтехимию. Следует также отметить, что, н е смотря на активную инвестиционную политику российских нефтяных компаний, по общему объему инвестиций лидер российского рынка ПАО «НК Роснефть» уступает зарубежной компании «Total» в 2-3 раза.

Библиографический список

1. Мировой рынок природного газа: новейшие тенденции / Рук. авт. кол-ва С. В. Жуков. – М.: ИМЭМО РАН, 2009. – 107 с.

2.5.8. Сайфуллина Л. Д. Управление развитием предприятия на основе моделирования инвестиционной деятельности: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 / Л. Д. Сайфуллина. – Уфа, 2006. – 168 с.

9. Череповицын А. Е. Концептуальные подходы к разработке инновационно-ориентированной стратегии развития нефтегазового комплекса: монография / А. Е. Череповицын. – СПб.: СПГГИ, 2008. – 212 с.

© 2024 Все о получении кредита. Информационный портал