Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Виды экономических систем. А1. Что было важнейшей экономической задачей в годы Великой Отечественной войны? Экономики есть важное и

Основная проблема экономики может быть представлена и как проблема выбора. Действительно, если каждый используемый для удовлетворения разнообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания факторов производства, то есть проблема выбора. Отражением данной проблемы является постановка трех основных вопросов экономики.

Три основных вопроса экономики:

    Что? проблема целеобразования . – Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время?

    Как? проблема производства. – При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товаров и услуг?

    Для кого? проблема распределения. – Кто будет покупать выбранные товары и оплачивать, извлекая из них пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг?

Четвертый вопрос, который также неизбежно встает перед каждым обществом – вопрос: Каким образом? Каким образом избавиться от отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности, каким образом, не снижая уровня потребления, сохранить экологический баланс в природе. Это проблема утилизации.

5. Производственные возможности в экономической системе и проблема выбора.

Производственные возможности экономической системы лимитированы редкостью применяемых ресурсов. Причем, ограниченность всех экономических ресурсов остается и даже возрастает по мере развития общества. Это обусловлено не только истощением невосполнимых природных ресурсов, но и тем, что потребление постоянно дает импульс развитию производства, то есть, создаются новые товары и услуги, меняются их качественные характеристики, что вызывает возрастание потребностей в потребительских и инвестиционных товарах. И каждый раз общество вынуждено решать, какие из этих благ производить при наличных ресурсах и в каком масштабе.

Проблема выбора в любой экономической системе (будь то семья, фирма, государство) может быть проиллюстрирована с помощью экономической модели «Граница производственных возможностей» . А также, эта модель позволяет наглядно продемонстрировать такие фундаментальные экономические понятия как, ограниченность ресурсов, альтернативные затраты.

Для построения модели, по оси абсцисс будем откладывать количество предметов потребления (Х), по оси ординат – количество средств производства (Y) (см. рис.).

Средства производства (Y)

Предметы потребления (Х)

О Х В Х С

Кривая АВСD, называемая границей производственных возможностей , характеризует максимально возможные объемы производства средств производства и предметов потребления при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Каждая точка этой кривой представляет определенную комбинацию товаров этих двух видов (например, точка В представляет комбинацию Х В единиц предметов потребления и Y В единиц средств производства.

График границы производственных возможностей иллюстрирует тот факт, что экономика, полностью использующая производственные ресурсы, не может увеличить производство какого-либо блага, не поступившись другим благом. Функционирование экономики на границе своих производственных возможностей свидетельствует об ее эффективности.

Исходя из этого, выбор сочетания, соответствующего точке F, расценивается как неудачный для данного общества, поскольку он не позволяет ему эффективно использовать производственные ресурсы. Выбрав такую точку, мы смирились бы либо с наличием неиспользуемых ресурсов (например, с безработицей), либо с низкой эффективностью их использования (например, с большими потерями, в том числе рабочего времени). Производство же на основе выбора точки Е вообще неосуществимо, так как, эта точка лежит за границей производственных возможностей данной экономической системы.

Сравним точки В и С. выбрав точку В, мы предпочтем производство меньшего количества предметов потребления (Х В) и большего количества средств производства (Y В), чем выбрав точку С (Х С, Y С). Точнее, при переходе из точки В к точке С мы получим дополнительно Δ Х = ОХ С – ОХ В единиц предметов потребления, пожертвовав для этого ΔY=ОY В – ОY С единиц средств производства. Количество одного товара, которое необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара на единицу, называется альтернативными затратами или затратами упущенных возможностей.

Кривая АВСD выпукла. Это связано с тем, что один ресурс могут использовать более производительно при производстве предметов потребления, другие – средств производства.

Если новая техника, новые технологические процессы будут внедряться одновременно и равномерно во всех отраслях, то граница производственных возможностей АD сдвинется в положение пунктирной линии А 1 D 1 , возможности выпуска и средств производства, и предметов потребления при тех же ресурсах увеличатся примерно в равной степени (см. рис.).

Если же нововведения будут осуществляться преимущественно в отраслях, производящих средства производства, увеличение области производственных возможностей будет скошено вправо (см. рис.).

Экономическая система - это набор взаимосвязанных элементов, которые образуют общую экономическую структуру. Принято выделять 4 вида экономических структур: традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика и смешанная экономика.

Традиционная экономика

Традиционная экономика базируется на натуральном производстве. Как правило, она имеет сильный сельскохозяйственный уклон. Традиционной экономике характерны клановость, узаконенное разделение на сословия, касты, закрытость от внешнего мира. В традиционной экономике сильны традиции и негласные законы. Развитие личности в традиционной экономике сильно ограничено и переход из одной социальной группы в другую, стоящую более высоко в социальной пирамиде, практически невозможен. Традиционная экономика нередко использует натуральный обмен вместо денег.

Развитие технологий в таком обществе происходит очень медленно. Сейчас практически не осталось стран, которые можно было бы отнести к странам с традиционной экономикой. Хотя в отдельных странах можно выделить изолированные общины, ведущие традиционный образ жизни, например, племена в Африке, ведущие образ жизни который мало отличается от того, что вели их далекие предки. Тем не менее, в любом современном обществе еще сохранились остатки традиций предков. К примеру, это может относиться к празднованию религиозных праздников, таких как Рождество. Кроме того, еще осталось разделение профессий на мужские и женские. Все эти обычаи так или иначе отражаются и на экономике: вспомните рождественские распродажи и возникающий вследствии этого резкое увеличение спроса.

Командная экономика

Командная экономика . Командная или плановая экономика характеризиется тем, что централизованно решает что, как, для кого и когда производить. Спрос на товары и услуги устанавливается исходя из статистических данных и планов руководства страны. Командной экономике характерна высокая концентрация производства и монополизм. Частная собственность на факторы производства практически исключена или существуют значительные преграды для развития частного бизнеса.

Кризис перепроизводства в условиях плановой экономики маловероятен. Более вероятным становится дефицит качественных товаров и услуг. Действительно, зачем строить рядом два магазина, когда можно обойтись и одним или зачем разрабатывать более совершенную технику, когда можно производить технику низкого качества - альтернативы же все равно нет. Из положительных моментов плановой экономики стоит выделить экономию ресурсов, прежде всего людских. Кроме того, плановой экономике характерна быстрая реакция на неожиданные угрозы - как экономические, так и военные (вспомните насколько быстро Советский Союз смог быстро эвакуировать свои заводы на восток страны, вряд ли при рыночной экономике такое возможно повторить).

Рыночная экономика

Рыночная экономика . Рыночная экономическая система в отличие от командной основана на преобладании частной собственности и свободного ценообразования на основе спроса и предложения. Государство не играет существенной роли в экономике, его роль ограничивается регулированием ситуации в экономике через законы. Государство только следит за тем чтобы соблюдались эти законы, а любые перекосы в экономике быстро ипраляются "невидимой рукой рынка".

Долгое время экономисты считали вмешательство государства в экономику вредным и утверждали, что рынок может регулировать сам себя без внешнего вмешательства. однако Великая депрессия опровергла это утверждение. Дело в том, что из кризиса можно было бы выйти лишь в том случае, если бы появился спрос на товары и услуги. А так как ни одна группа экономических субъектов не могла этот спрос сформировать, то спрос мог появиться только лишь со стороны государства. Вот почему во время кризисов государства начинают перевооружать свои армии - тем самым они формируют первичны спрос, который оживляет всю экономику и позволяет ей выйти из замкнутого круга.

Более подробно о правилах рыночной экономики вы узнаете из специальных вебинаров от форекс-брокера Gerchik & Co .

Смешанная экономика

Смешанная экономика . Сейчас практически не осталось стран с только лишь рыночной или командной, или традиционной экономикой. Любая современная экономика имеет элементы как рыночной, так и плановой экономики и, конечно же, в каждой стране есть остатки традиционной экономики.

В наиболее важных отраслях присутствуют элементы плановой экономики, например, это производство ядерного оружия - кто доверит производить такое страшное оружие частной компании? Потребительский сектор практически весь принадлежит частным компаниям, ведь они лучше могут определить спрос на свою продукцию, а также вовремя увидеть новые тенденции. Но некоторые товары могут быть произведены только лишь в условиях традиционной экономики - народные наряды, некоторые продукты питания и прочее, поэтому сохраняются и элементы традиционной экономики.

4-3 тыс. лет до н. э. - появились древнейшие очаги циви­лизации на Ближнем Востоке (Шумеры, Шумеро-Ак- кад, Вавилония), а также в Египте. Индии и Китае.

2-1 тыс. лет до н. э. - изготовление орудий производства, оружия и предметов быта из бронзы и меди.

1 тыс. лет до н. э. - начало "железного века".

XVIII в. до н. э. - появление Кодекса царя Хаммурапи в Вавилонии.

XVIII-XII вв. до н. э. - Крито-Микенский период в Древ­ней Греции.

XI-IX вв. до н. э. - Гомеровский период.

VIII-VI вв. до н. э. - архаический (полисный) период.

VIII-VI вв. до н. э. - мирная греческая колонизация.

621 г. до н. э. - появление закона Драконта в Афинах.

594 г. до н. э. - законов Солона.

509 г. до н. э. - законов Клисфена.

338 г. до н. э. - завоевание Древней Греции А. Македонским и начало эпохи эллинизма.

146 г. до н. э. - превращение Греции в провинцию Древнего Рима.

750-е гг. до н. э. - основание Рима.

450-е гг. до н. э. - стали известны "Законы XII таблиц" в Риме.

395 г. до н. э. - распад Древней Римской империи на Запад­ную и Восточную.

476 г. до н. э. - падение Рима под ударами европейских вар­варских племен.

VII-VI вв. до н. э. - появление первых металлических де­нег в Древней Греции, Риме, Китае и первых банков в городах Греции.

I в. н. э. - развитие колоната (арендных отношений) в Римс­кой империи.

VI в. - образование Франкского государства и появление

"Салической правды"

VII в. - начало работы первой в истории "ярмарки" во

Франции (Сен-Дени).

VIII в. - изобретение пороха в Китае.

XII в. - выпуск первых ценных бумаг в городах Италии.

X- XII вв. - развитие феодальных поместий в Японии.

XI- XIV вв. - расцвет французской сеньории, а также феодальных отношений в Англии и в Германии.

1381 г. - восстание крестьян в Англии под предводитель­ством Уота Тайлера.

1358 г. - массовое антифеодальное выступление крестьян во Франции (Жакерия).

XIII в. - создание в Европе антипиратского торгового со­юза речных, затем союза морских купцов (Ганза).

XII- XV вв. - становление и расцвет цехового строя в Ев­ропе.

XIII- XIV вв. - "коммунальные" революции в европейских городах.

XIV - сер. XVIII в. - развитие мануфактурного производ­ства в Европе.

XVI в. - реформация католической церкви и становление протестантской религии в европейских странах.

1492 г. - открытие Америки X. Колумбом, начало Великих географических открытий и образования колониаль­ных империй.

1498 г. - открытие морского пути в Индию Васко да Гама.

1642-1649 гг. - Английская буржуазная революция.

1694 г. - учреждение Банка Англии.

1775-1783 гг. - война за независимость Североамериканс­ких штатов.

1789, 5 августа - принятие Учредительным собранием Франции Декларации о полном уничтожении феодаль­ного режима.

1800 г. - создание Банка Франции.

1760-1780-е гг. - промышленная революция в Англии.

С сер. XIX в. - промышленная революция в США и Герма­нии.

1830-е гг. - строительство первых железных дорог в Анг­лии, Франции, США, Германии.

Вторая пол. XVIII в. - формирование в Англии впервые в мире фабрично-заводской системы.

Пер. пол. XIX в. - отмена крепостного права в Пруссии.

1861-1865 гг. - Гражданская война в США.

1870-1871 гг. - Франко-прусская война и объединение Гер­мании.

С 1868 г. - революция "мэйдзи" в Японии, развитие страны по капиталистическому пути.

VIII в. - образование протогосударства Северная Русь.

882 г. - создание Древнерусского государства.

946 г. - первая хозяйственная реформа.

1016 г. - появление "Русской Правды".

Сер. XII в. - начало феодальной раздробленности на Руси.

1240 г. - падение Киева под ударами ордынцев. Заверше­ние периода развития Древнерусского государства.

1480 г. - окончательное прекращение зависимости Руси от татаро-монголов.

Сер. XVI в. - образование Русского централизованного го­сударства и начало реформ Ивана IV.

1497 г. - "Судебник" Ивана III.

1550 г. - "Судебник" Ивана IV.

1649 г. - оформление крепостного права в "Соборном Уло­жении".

XVII в. - появление первых мануфактур.

1698-1725 гг. - реформы Петра I.

Сер. XVIII в. - создание первых банков.

С 1769 г. - выпуск первых бумажных ассигнаций.

1830-е гг. - начало промышленного переворота.

1837 г. - начало аграрной реформы в государственной де­ревне под руководством П. Д. Киселева.

1843-1851 гг. - строительство железной дороги между Петербургом и Москвой.

1860 г. - учреждение Государственного банка России.

1861 г., 19 февраля - появление "Манифеста" и "Положе­ния о крестьянах, вышедших из крепостной зависи­мости".

1864 г. - появление первого в стране Частного коммерчес­кого банка.

1882 г. - создание "Союза рельсовых фабрикантов" - пер­вого монополистического объединения в промышлен­ности.

1906-1916 гг. - Столыпинская аграрная реформа.

1917 г., 25-26 октябрь - создание СНК на II съезде Сове­тов, принятие "Декрета о земле" и "Декрета о мире".

1922 г., 30 декабря - образование на первом съезде Сове­тов СССР в составе РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР.

1939-1940 гг. - включение в состав СССР Зап. Украины, Зап. Буковины, Латвии, Литвы, Эстонии в соответ­ствии с советско-германским договором о дружбе и границе.

1954 г. - начало освоения целинных и залежных земель.

1957 г., 4 октября - запуск в СССР первого в мире искус­ственного спутника Земли. 1961 г., 12 апр. - полет в космос Юрия Гагарина.

1963 г. - начало массовых закупок зерна за границей.

1985-1991 гг. - период "перестройки".

Представители классической школы политэкономии второй половины XVIII в во Франции

Из названных А. Тойнби основных цивилизаций (21) многие существовали лишь в эпоху Древнего мира. Согласно теории цикличности, характерной для стран Древнего Востока, они давно прекратили свое развитие. Ученый называет среди них "неразвившиеся цивилизации", "сыновнеродственные", "цивилизации - спутники". Не отрицая наличия в период Древнего мира целого ряда цивилизаций, признаем, что примерно шесть тысяч лет назад они перешли от союза племен или протогосударства к государству. Легитим­ность своего существования в таком случае они доказывали путем законо­творчества на базе появившейся письменности.

Интересно, что А. Тойнби выступал против концепции современных ему ученых Европы "о единстве цивилизации" на базе отождествления всей мировой цивилизации с Западным обществом.

В последнее время все больше внимания уделяется изучению истории доколумбовых цивилизаций Америки как пятому древнейшему очагу циви­лизации.

Изначально в древневосточных государствах тот, кто стоял у власти, владел основной собственностью. Отсюда понятие системы "власть-собствен­ность" (см. Васильев Л. С. История Востока. М.: Высшая школа, 1999. Т. I-II и ряд других его работ).

Классификация Законов Хаммурапи, деление их на разделы и группи­ровка статей в них проведены исследователями в XX в

В разд. 3.5, 5.3, 6.3, 7.3 используются в определенной степени материалы Л. С. Васильева (См. Васильев JI. С. "История Востока". - М.: Высшая школа. - 1993. - Т. 1, 2; и др. его работы).

До сих пор для значительной части канадцев родным языком является французский.

Неоклассики неправы: цена на товар, заработная плата работников раз­ных сфер и процентная ставка в банковском деле не могут быть рычагами регулирования рыночной экономики; Топонимика - наука о жизни народов с учетом данных о названиях рек, озер, гор, различных поселений.

В известных нам отечественных и иностранных источниках не прослежи­ваются термины "Северная Русь", "Киевская Русь", "Древнерусское госу­дарство". Все они являются условными.

Более подробно о других либеральных реформах 1860-1870 гг. можно прочитать в учебниках по курсу "История России".

Утерян, к примеру, секрет строительства культовых и светских зданий из большемерного кирпича, соединявшихся раствором особой прочности.

В те времена "немцами" называли и представителей других народов с Запада: датчан, шведов, норвежцев и т. д.

Мы согласны с таким выводом известных отечественных экономистов, а также ряда зарубежных исследователей.

Так и получилось - во все годы советской власти спрос потребителей (физических и юридических лиц) превышал предложение со стороны про­изводителей

Подробное решение Параграф § 1 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Может ли общество развиваться без экономики? Как связаны экономика и уровень жизни? Каков портрет новой экономики начала XXI в.?

Общество не может развиваться без экономики. Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Уровень жизни (уровень благосостояния) - степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени. Уровень жизни базируется на объёме реальных доходов на душу населения и соответствующем объёме потребления.

Новая экономика (неоэкономика) - экономическая инфраструктура, характеризующаяся преобладанием неосязаемых активов (услуг и технологий), и снижением роли осязаемых активов. То есть, это экономика знаний, новых информационных технологий, новых бизнес процессов, обеспечивающих лидерство и конкурентоспособность.

Вопросы и задания к документу

По общечеловеческим историческим меркам рыночный механизм не может рассматриваться как полностью идеальная форма. Всё чаще исследователи отмечают в этом контексте так называемое «рыночное несовершенство», связываемое с весьма проблематичными возможностями рынка в достижении на Земле справедливого распределения и использования ресурсов, обеспечении экологической устойчивости, ликвидации неоправданного социального неравенства.

Вопрос 2. Какие данные подтверждают углубляющееся в мире социальное неравенство?

По данным ООН, абсолютные размеры бедности в мире возрастают... Видимо, будущее мирового хозяйства надо связывать с более сложным экономическим (социально-экономическим) механизмом, чем собственно механизм рынка. В этом механизме возрастающая роль будет принадлежать наряду с отношениями рыночного обмена разнообразным более тонким механизмам, предполагающим достижение социального согласия между множествами субъектов общественно-экономических отношений.

Вопрос 3. Используя содержание параграфа и свои знания по курсу обществознания, предложите возможные (кроме рыночного обмена) механизмы достижения социального согласия между участниками общественно-экономических отношений.

В современных международных отношениях вопросы международного культурного сотрудничества приобретают особое значение. Сегодня нет ни одной страны, которая бы не уделяла пристального внимания вопросам построения прочных культурных контактов с народами других государств.

Культура, будучи процессом духовного, творческого, интеллектуального общения, подразумевает взаимное обогащение новыми идеями в контексте культурного обмена и выполняет, таким образом, важную коммуникативную функцию, объединяя различные по своей социальной, этнической, религиозной принадлежности группы людей. Именно культура становится сегодня тем «языком», на котором может быть построена вся система современных международных отношений.

Теоретическая и практическая значимость культурных связей в современном политическом пространстве, активные процессы интеграции и глобализации в современном мире, проблемы культурной экспансии диктуют необходимость обращения к вопросам международного культурного обмена в системе международных отношений.

Международный культурный обмен включает в себя все особенности культуры и отражает основные этапы ее формирования, которые непосредственно связаны с контактами между народами, государствами, цивилизациями и являются частью международных отношений. Культурные связи имеют существенное отличие от международных отношений в том, что культурный диалог между странами продолжается и тогда, когда политические контакты осложнены межгосударственными конфликтами.

Культурный обмен в системе международных отношений – это сложное, комплексное явление, отражающее общие закономерности международных отношений и мирового культурного процесса. Это комплекс многообразных культурных связей по государственной и не государственной линии, включающий весь спектр различных форм и направлений взаимодействия, отражающий как современные международные отношения, так и исторически сложившиеся формы, обладающий значительной устойчивостью и широтой влияния на политическую, экономическую, социальную, культурную жизнь.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Каковы место и роль экономики в жизни общества?

Экономическая жизнь общества представляет собой прежде всего производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Это могут быть материальные блага, производственные и финансовые услуги, а также духовные ценности.

В процессе производства происходит преобразование природных материалов, придание им свойств, благодаря которым они могут удовлетворять потребности людей. Отношения распределения и само потребление людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Они могут либо стимулировать, либо сдерживать его развитие. Например, принцип распределения по количеству и качеству труда, используемый во всех развитых странах, существенно стимулирует труд наёмных работников, порождает материальную заинтересованность в повышении производительности труда, в творческом влиянии на производственный процесс. Напротив, уравнительный принцип распределения не порождает таких мотивов.

Основополагающим стимулом развития производства является потребление как процесс использования результатов производства для удовлетворения определённых потребностей людей, общества.

Важным проявлением экономической жизни общества являются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами.

Развитие общества и его экономическая жизнь тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и его часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, духовной), в свою очередь, также существенно влияет на различные явления общественной жизни и общество в целом. Этот вывод подтверждают следующие положения:

Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ и услуг;

Общественное производство и прежде всего сложившиеся разделение труда и отношения собственности определяют появление и развитие его социальной структуры;

Экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества (экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата, направления деятельности политических партий и др.);

В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества (здания библиотек, театров, оборудование для издания книг, газет и т. п.).

Вопрос 2. От чего зависит богатство и процветание страны?

Уровень благосостояния государства в немалой степени зависит от совершенства экономических механизмов, т. е. способов и форм объединения усилий людей при решении задач жизнеобеспечения. К таким экономическим механизмам относятся уже знакомые вам из курсов истории и обществознания разделение труда, специализация и торговля. Они создают условия для достижения работником высокой производительности труда и позволяют производителям обмениваться результатами труда на взаимовыгодной основе. Значение действия экономических механизмов для обеспечения уровня благосостояния людей можно понять, если сравнить уровень жизни общества на основе натурального хозяйства (племена Африки, Латинской Америки) и товарного хозяйства (развитые страны Запада). (Вспомните, в чём преимущества последней формы организации экономической жизни.)

Причиной низкой эффективности экономики может быть использование устаревших технологий, низкий уровень квалификации кадров, расточительное использование природных богатств и др. Низкий уровень экономического развития ведёт к снижению потребления: чтобы больше потреблять, надо больше производить. Таким образом, уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни в стране.

Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности (уровень, порог бедности). Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определённый период, позволяющий обеспечить его физический (физиологический) прожиточный минимум.

Всемирный банк определяет общемировой уровень бедности при доходах менее 1,25 долл. в день на человека. Согласно его данным в результате различных кризисов в 2009 г. за чертой бедности оказались 50 млн человек, а к концу 2010 г. примерно 64 млн человек жили в условиях крайней нищеты.

Представления о бедности в разных странах различны. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень её национальной черты бедности. Условия и способы перехода России к рыночной экономике превратили бедность в серьёзную проблему и для нашей страны. С начала XXI в. показатели в этой области удалось значительно улучшить. Доля населения, живущего за чертой бедности, снизилась в России с 1998 по 2011 г. с 29 до 12,6%, т. е. в 2,3 раза.

Главное условие решения этой проблемы - экономический рост.

Вопрос 3. Какие экономические механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостояния?

Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни его членов. Этот показатель характеризует возможность человека удовлетворять потребности в товарах, услугах и условиях жизни, необходимых для комфортного и безопасного существования. Повышение жизненного уровня населения рассматривается в качестве важнейшей цели социально-экономического развития страны.

Многие века правители были убеждены, что богатство страны и соответственно благосостояние её народа связано с захватом в ходе войн территорий и богатства других народов, с наличием значительных природных ресурсов (лес, нефть, газ). Однако современная история экономического развития стран доказывает, что эти факторы не являются решающими. Например, Япония считается сегодня богатой страной, хотя обладает ограниченными ресурсами и давно потеряла все ранее захваченные чужие земли. Уровень экономического развития позволяет стране гораздо продуктивнее использовать эти незначительные ресурсы. Именно эффективное использование производственных ресурсов считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития стран.

Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружающей среды, степень неравномерности распределения доходов в обществе, доступность культуры, прожиточный минимум и др. (Предположите, какие наиболее важные для России показатели уровня социально-экономического развития можно было бы использовать для сравнения её с другими странами.)

Вопрос 4. Каким образом можно обеспечить социальный мир в условиях усиления социальной дифференциации общества?

Темпы общественного развития, кризис или расцвет во многом зависят от таких показателей, как общая численность населения, темпы его роста, состояние здоровья. В свою очередь, все эти показатели очень тесно связаны с экономической жизнью общества. Так, на темпы рождаемости влияет уровень материального благосостояния, условия жизни, обеспеченность жильём, степень вовлеченности женщин в общественное производство.

В то же время на темпы рождаемости влияют и другие общественные факторы, в частности ценностные предпочтения большинства населения. Именно последним можно объяснить высокий уровень рождаемости во многих странах, в том числе и в России, на ступени традиционного общества, когда значительная часть населения жила в условиях бедности, и падение рождаемости в развитых странах.

Существует и обратная зависимость. Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит от общей численности населения, его плотности (в регионе с небольшой численностью населения затруднено разделение труда, дольше сохраняется натуральное хозяйство), темпов роста (низкие темпы затрудняют воспроизводство рабочей силы и снижают соответственно объёмы производства, слишком высокие темпы роста населения заставляют направлять значительные ресурсы на его простое физическое выживание).

Состояние здоровья населения также является фактором экономического развития. Его ухудшение ведёт к снижению производительности труда в хозяйстве, сокращению продолжительности жизни. Повышение уровня жизни способствует росту её продолжительности. Так, за последние годы средняя продолжительность жизни мужчин в России выросла и составила в 2012 г. 62 года.

Заметное влияние экономическая жизнь общества оказывает на формирование профессиональных социальных общностей. В традиционных обществах, где наиболее устойчива социальная структура, сохраняются социально-профессиональные группы, связанные с натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В развитых странах Запада под влиянием научно-технической революции растёт новый средний класс (интеллигенция, управленцы, высококвалифицированные рабочие). При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению промышленного рабочего класса, исчезновению чётких границ между ним и другими социальными группами.

Вопрос 5. Нужна ли демократия рыночной экономике?

Рыночная экономика, предоставленная сама себе, даёт преимущества одним социальным слоям и, наоборот, «наказывает» другие. Если её не корректировать с помощью социальной политики, то она может выродиться в систему, действующую в интересах меньшинства общества (элиты) и против большинства.

Социальная политика российского правительства направлена на поддержку малоимущих граждан, регулирование трудовых отношений и содействие трудоустройству незанятого населения, обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров, обеспечение свободы предпринимательства.

Проблема согласования интересов различных участников экономической жизни общества остаётся актуальной, поэтому экономическая и социальная сферы должны дополнять и взаимно поддерживать друг друга.

Демократия и правовое государство создают наиболее приемлемые условия для функционирования рыночной экономики. Так, предпринимателю важно начинать своё дело, зная «правила игры» в рыночном пространстве (по каким законам он может действовать, какие налоги платить и т. д.). А такие важные для экономики вопросы, как установление налогов, законы по охране окружающей среды, постановления, регулирующие отношения работодателей и наёмных работников, должны открыто обсуждаться с учётом" мнения различных сторон.

В свою очередь, правовое государство опирается на гражданское общество, которое составляют граждане, самостоятельно принимающие решения, реализующие частные интересы. Структурными единицами гражданского общества в экономической сфере являются частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные ячейки, создающиеся гражданами по собственной инициативе.

Вопрос 6. Влияет ли государственная политика на условия функционирования рыночной экономики?

Одна из общественных функций государства - использование имеющихся возможностей для экономического развития. Каждая страна сталкивается с проблемой выбора лучшего варианта такого развития, и здесь существенна роль государственной политики. В последние десятилетия в России эта политика подверглась серьёзной переориентации.

В рыночной экономике главными функциями государства являются облегчение и стимулирование действия рыночных сил с помощью мер правительственной политики. Наиболее общим, важным условием существования рыночной экономики является реализация государством таких политических целей, как свободное развитие общества, правовой порядок, внешняя и внутренняя безопасность (эти цели указаны ещё Адамом Смитом).

Свободное развитие общества понимается и как социальная, и как экономическая категория. Чем выше ценится свобода отдельного человека в обществе, тем более значимой воспринимается экономическая свобода.

Государство заинтересовано в обеспечении правовой надёжности экономической деятельности. Создание правового порядка предусматривает прежде всего обеспечение с помощью законов права собственности, права на свободу предпринимательской деятельности.

Обеспечение внешней и внутренней безопасности предполагает создание государством институтов по поддержанию общественного порядка внутри страны и наличие профессионально подготовленной армии, способной защитить страну от нападения извне.

Важная задача государства - охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции, борьба со стремлением фирм к монополизму. Для развивающейся рыночной экономики России это одна из насущных проблем. (Приведите примеры антимонопольного регулирования экономики российским правительством.)

Вопрос 7. Каковы приоритеты политики Российского государства в экономике?

Приоритеты Российского государства в экономике постоянно, хотя безусловно и не динамично, меняются в зависимости от мировой политической и экономической конъюнктуры.

В данный момент предпринимаются серьёзные попытки изменить этот вектор в сторону ориентации на высокие, наукоёмкие технологии и повышение производительности труда.

Осознание необходимости таких изменений произошло уже давно, но политические и экономические предпосылки, заставляющие ускорить этот процесс, формируются только сейчас, на наших глазах.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Аристотель, обсуждая роль государства в экономических делах, отмечал, что «цель государства - это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Разделяете ли вы эту точку зрения? Обоснуйте ответ.

Вся деятельность государства должна быть направлена на улучшение качества жизни граждан, проживающих в стране. А совместное продвижение - это значит, что и граждане и государство должны работать как можно сплочённо, чтобы улучшить качество жизни в стране.

Вопрос 2. Численность населения Земли быстро растёт. В 2011 г. она составила 7. млрд человек. Первый миллиард был достигнут примерно к 1800 г., и понадобилось ещё 125 лет, чтобы достичь 2 млрд. Однако, для того чтобы численность народонаселения возросла с 3 до 7 млрд, хватило 50 лет. При этом центр роста из Европы и Северной Америки переместился в страны Юго-Восточной Азии и Африки. Объясните связь демографической ситуации в мире с экономической жизнью общества. Как влияет быстрый рост населения в бедных странах и сокращение населения в развитых странах на их экономическое развитие в целом, на такие показатели, как уровень жизни, доходы населения, производительность труда и др.?

Демографическая ситуация напрямую связана с экономической жизнью общества. Если в бедных странах будет увеличиваться население, то страна будет ещё больше беднеть, уровень жизни будет падать, доходы уменьшатся, всё это будет происходить благодаря рынку труда и т. д. Чем больше людей в неразвитых странах, тем хуже положение в стране.

Рост населения или его сокращение не влияют на экономическое развитие в целом, так же, как и на доходы, уровень жизни и т. д. , пока ситуация не становится катастрофической. В этом случае все происходит соответственно нормальному развитию - бедные страны беднеют еще больше, а богатые, нанимая дешевую рабочую силу, продолжают богатеть. Однако именно в эти моменты возможны глобальные изменения на политической карте мира - войны становятся, прежде всего, войнами за территории, а соответственно и за пищевые и др. ресурсы.

Вопрос 3. Как влияет процесс дифференциации доходов населения в условиях рынка на отношение работников к труду? Назовите положительные и отрицательные результаты социально-экономической дифференциации в ходе реформ в России.

Отношение работников к труду будет колебаться в зависимости цены за их труд (проще говоря зарплаты). Чем больше КПД труда – тем больше зарплата. Разница в доходах пока не несла за собой ничего хорошего. Это зародыш стратификации.

Плюсы – это стремление получения образования для того, чтобы в дальнейшем быть востребованным квалифицированным специалистом, который зарабатывает много денег. Минус – дальнейшее расслоение населения. Стратификация. Деление на богатых и бедных.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В этой статье я вернусь к тематике развития образа мышления, которую начал в одной из предыдущих.

Если вы обдумали написанное ранее, сделали соответствующие выводы, и в вашей голове твердо закрепилась мысль «я должен начать развиваться!», то я вас от всей души поздравляю – вы выбрали верный путь.

Я говорил о том, как важно снять с себя ограничения, поверить в себя, в свой потенциал к обучению и познанию.

Однако же не стоит питать себя иллюзиями, что этот путь прост, прямолинеен, солничен и дружелюбен – это совсем не так. Здесь очень много камней, препятствий, развилок и мнимых путей, ведущих вас в тупик либо совсем уводящих от верной тропинки. Однако это всё же гораздо лучше, чем стоять на месте! Думаю, это очевидно.

Итак, вы приняли решение, стали на нужную тропинку и двинулись вперед. В этой статье я расскажу, с чего нужно начинать, какие знания необходимо получить в первую очередь, чтобы дальнейшее изучение было проще. Вы можете удивиться, но такими знаниями являются знания из курса «Основы экономики»

Начнём с простого. Проведем рассуждение «вопрос-ответ» (мы ведь уже умеем это делать, правда?). Итак, чем мы занимаемся? Мы учимся интернет-бизнесу. С какой целью? Для заработка денег. А что есть бизнес вообще? Своими словами можно сказать так: это деятельность, приносящая деньги. Всегда? Наверное, нет.

А какой бизнес приносит деньги? И вообще, что такое деньги? Ну, знаем, да, такие бумажки, которые можно обменять на товар или услугу. А откуда они берутся? Как они работают? Почему их нельзя просто напечатать на принтере? Почему их у кого-то много, а у кого-то нет вообще? Почему, к примеру, за доллар я могу купить практически что-угодно и где-угодно, а за рубль – только что-то небольшое (относительно) и только в пределах Российской Федерации?

Что ж, мы получили кучу вопросов и помним, что это хорошо, значит «вопрос-ответ» работает и наш мозг варит. Теперь, где получать ответы на все эти вопросы? Отвечаю: бизнес, виды организации бизнеса, деньги, виды денег, функции денег – это есть лишь часть базовых экономических понятий. Поэтому ответы на них знает любой студент, окончивший первый курс экономфака (ну ладно, добросовестный студент).

У меня нет экономического образования, но с уверенностью могу сказать, что весь курс экономики можно разделить на две части: основы экономики и специальные экономические знания.

Во вторых я сам не силен, да и в этом нет необходимости. Там учат ведению учёта, правовому регулированию и прочим вещам, нужным лишь непосредственно экономистам, юристам, статистам, бухгалтерам и другим специалистам, работающим на предприятии.

Бизнесмену этим всем забивать свою голову совершенно нет нужды, он в силах нанять такого специалиста и тот будет на него работать, получать свою зарплату и премии и радоваться жизни и тому, что он так хорошо это знает и ему платят за его знания.

Однако же основы экономики (а так же, несомненно, менеджмент, но сейчас не об этом) любой руководитель знать обязан, ибо без этих знаний он просто не будет представлять, что будет делать его бизнес, как он это будет делать, для чего и для кого.

Сейчас мы посмотрели на экономику со стороны бизнеса, то есть предприятия. Однако есть и другая сторона – обычные люди. Все мы являемся частью экономики, ведь каждый день мы что-то продаем, покупаем, вступаем в какие-то отношения (даже будь то простой обмен дисками с фильмами с вашим соседом или другом).

Для характеристики каждого из нас экономика использует понятие «домашнее хозяйство». Это может быть один человек, семья с общим бюджетом, вы и друг, решившие заняться общим делом, что угодно. Важно то, что вы взаимодействуете с другими домашними хозяйствами, предприятиями (напрямую или через посредников – продавцов), организациями и прочее.

То есть, фактически, экономика – это наша жизнь. Практически всё, что мы делаем, прямым или косвенным образом имеет отношение к определенным экономическим процессам или явлениям. Именно по этой причине я советую всем и каждому знать экономические основы.

Получив основные экономические знания, вы совершенно по-другому станете смотреть на мир, ответите на кучу вопросов, которые, возможно, не давали вам покоя когда-то или не дают до сих пор, и, возможно, уже чётко определитесь с тем, чем вам стоит заниматься в этой жизни.

Вы научитесь сравнивать виды заработка и выбрать лучший (даю подсказку: лучший – это заработок в интернете, а вот почему – хочу, чтоб вы узнали сами).

Кроме того, зная, как работает та или иная организация (банк, биржа, фонд и другие) вам будет легче взаимодействовать с ними в случае необходимости, и вы легче придёте с ними к соглашению, выгодному для вас обоих, а также будете более защищены от правонарушений и мошеннических и обманных действий в вашу сторону.

Итак, надеюсь, я донёс до вас то, как важно знать и понимать экономические основы не только бизнесмену, бухгалтеру, банкиру или студенту экономфака, а и в принципе любому человеку, где бы он ни жил и чем бы он ни занимался.

Теперь переходим непосредственно к делу. В интернете вы можете найти огромное множество литературы на тематику, которая вас интересует. Ищите учебники, имеющие такие названия: «Основы экономики», «Экономическая теория», «Политическая экономия».

Если вам интересно моё мнение, то я рекомендую учебник «Основы экономики» Евгения Борисова (2002г.).

Конечно, я рекомендую прочесть весь учебник, ничего, из того, что там написано, не будет для вас лишним, поверьте мне. Однако есть ряд вопросов и моментов, на которые вам нужно обратить приоритетное внимание. Представляю вам их список:

  1. Экономика, как наука. Предмет экономики. Объект и субъекты экономики.
  2. История экономики: основные этапы преобразования экономических систем, влияние на мировую экономику промышленной революции (XVII-XVIII вв.) и научно-технической революции (середина XX в.) (в учебнике Евгения Борисова этого нет, поищите в других источниках).
  3. Собственность. Виды и типы собственности.
  4. Предприятие. Виды предприятий. Основы экономики предприятия.
  5. Монополия и конкуренция.
  6. Потребители. Домашние хозяйства.
  7. Рынок. Спрос и предложение. Рыночная цена и рыночное равновесие.
  8. Факторы производства. Капитал. Виды капиталов. Доходы капиталов.
  9. Страна как экономическая система. Показатели экономического развития страны. Роль государства в экономике страны.
  10. Банки. Функции банков. Банковская система. Роль банков в экономике страны.
  11. Сущность и функции денег. Денежные системы. Национальная и международная валюта. Курс национальной валюты. Инфляция. История денег.

Особенно интересным и познавательным, а так же, безусловно, самым важным считаю последний вопрос. По нему даже порекомендую отдельный учебник – Анатолий Щетинин «Деньги и кредит». Учебник на украинском языке, поэтому если вы не владеете украинским, поищите альтернативу.

И вообще, узнавайте как можно больше о деньгах, чем больше вы о них знаете, тем сильнее они вас полюбят

Конечно, я не заставляю вас изучить это всё за неделю или к выходу моей новой статьи. Те же студенты экономфака изучают это не один год (а некоторые даже получив диплом, не могут внятно объяснить, почему, к примеру, вырос курс национальной валюты).

Но постепенно, выделяя не более 20-30 минут в день, вы получите нужные вам знания, и изучать работу различных интернет-систем станет намного проще. Кроме того, как я уже сказал, экономика — наука окружающая нас сплошь и рядом, и поэтому, возможно, вы уже знаете многое из того, о чём прочтёте.

Однако же полное изучение курса экономических основ поможет вам связать и систематизировать те знания, что у вас уже имеются, провести логические цепочки и тем самым закрепить и понять ещё лучше то, что вы просто где-то слышали или читали.

И ещё, конечно, не забываем о литературе, о которой я говорил в предыдущей статье.

Что ж, желаю вам удачи и до скорой встречи!
С уважением, !

«Экономист — это человек, который говорит о непонятных
ему вещах таким образом, что невеждой чувствуете себя вы»
Герберт Прокноу

© 2024 Все о получении кредита. Информационный портал