Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Фз об аудиторской деятельности 307. Последние изменения в фз об аудиторской деятельности. Как менялся закон

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ: изменения 2018 — 2019 года

ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ в фигуральном смысле находится на верхушке системы правового регулирования аудиторской деятельности. Именно из его положений исходят все остальные нормативные акты. В законе № 307-ФЗ:

  • даются определения основных понятий;
  • описывается порядок организации деятельности аудиторов;
  • перечисляются права и обязанности участников аудита;
  • указывается порядок контроля за деятельностью аудиторов и т. д.

Подробнее о положениях закона № 307-ФЗ можно прочитать в статье «Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ ».

Закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ является главным регулятором аудиторской деятельности, в него частично вносятся изменения, не всегда значительные. Одно из новшеств 2018 — 2019 — дополнение ст. 13 пунктом 3.2., вводящим обязанность аудитора при возникновении подозрений на проведение аудируемым лицом операций в целях отмывания доходов уведомлять об этом Росфинмониторинг.

Сравнение законов об аудиторской деятельности № 119-ФЗ и 307-ФЗ

До принятия Федерального закона об аудиторской деятельности № 307-ФЗ в России действовал ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ, который утратил силу 01.01.2011.

Проведем небольшой сравнительный анализ этих актов:

  1. Они отличаются количеством статей и их порядком. Закон № 307-ФЗ объемнее закона № 119-ФЗ.
  2. В законе № 119-ФЗ понятия «аудит» и «аудиторская деятельность» уравнивались, в законе № 307-ФЗ они разделены.
  3. В законе № 307-ФЗ введено понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  4. В п. 6 ст. 1 закона № 119-ФЗ перечислялись сопутствующие аудиту услуги. В ч. 4 ст. 1 нового закона идет отсылка к перечню, устанавливаемому госорганом. В настоящее время это ПСАД № 30, 31, 33.
  5. Виды прочих услуг перечислены в ч. 7 ст. 1 закона № 307-ФЗ. Ранее это понятие отсутствовало.
  6. П. 2 ч. 2 ст. 14 закона № 307-ФЗ расширены полномочия аудитора: он (аудитор) имеет полное право изучать документы, содержащие коммерческую тайну. В законе № 119-ФЗ об этом ничего сказано не было, и, по сути, аудируемое лицо могло отказать в представлении таких документов.
  7. Ранее обязательный аудит могла проводить только организация (п. 2 ст. 7 закона № 119-ФЗ). Теперь таким правом наделены и отдельные аудиторы.
  8. По-разному определено понятие аудиторской организации (ст. 4 закона № 119-ФЗ и ст. 3 закона № 307-ФЗ).
  9. Законом № 307-ФЗ установлено, что аудиторы обязательно должны состоять в СРО, в противном случае они не допускаются к работе. Ранее такое требование не предусматривалось.
  10. Ч. 2 ст. 23 закона № 307-ФЗ отменены все лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Теперь они не нужны.

Закон об аудиторской деятельности: последняя редакция

Как мы говорили выше в последней редакции ФЗ об аудиторской деятельности ст. 13. дополнена п. 3.2 (см. закон «О внесении изменений…» от 23.04.2018 № 112-ФЗ).

До этого законом от 31.12.2017 № 481-ФЗ в подп. 1 и 2 п. 2 ст. 14 были внесены дополнения, давшие право аудируемому лицо не предоставлять документы и информацию в тех случаях, когда ограничение на их предоставлении установлено Правительством РФ.

Глобальные же изменения были произведены законом от 01.12.2014 № 403-ФЗ. Перечислим некоторые из них:

  1. Четко поясняется, что является и не является аудиторской деятельностью (ч. 2 ст. 1).
  2. Аудит теперь обязателен для акционерных обществ любого вида. Раньше это касалось только ОАО (п. 1 ч. 1 ст. 5).
  3. Ранее аудиторское заключение оформлялось по правилам, установленным федеральными стандартами. В последней редакции закона слово «федеральными» исключено, поскольку в настоящее время действуют международные стандарты, утвержденные приказом Минфина РФ от 09.01.2019 №2н.
  4. В связи с переходом на международные стандарты аудита (МСА) ч. 1 и пп. 1, 2 ч. 2 ст. 7 прямо указывают на проведение аудита в соответствии с МСА. Ранее таким ориентиром служили ФСАД.
  5. Не может осуществляться аудит кредитных организаций, в которых у аудитора оформлен кредит, получена банковская гарантия и т. д. (ст. 8).
  6. Ранее услуга называлась «проведение аудита», теперь — «оказание аудиторских услуг» (п. 2 ч. 1 ст. 9, абз. 1 ч. 1 ст. 13, п. 1 ч. 1 ст. 13, абз. 1 ч. 2 ст. 13 закона № 307-ФЗ).
  7. Увеличивается минимально необходимое для регистрации в качестве СРО число членов организации аудиторов: было 700 человек и 500 организаций, стало 10 000 человек и 2 000 организаций.

Подытоживая вышесказанное, хотелось бы отметить, что аудиторское законодательство в последние годы претерпело глобальные изменения. Во многом это связано с переходом на МСА, поскольку после их введения часть нормативных актов утратило силу.

В настоящее время — время бурно развивающейся рыночной экономики — трудно представить более-менее крупную компанию, которая может вести свою деятельность без услуг аудиторских экспертов. Работа аудиторов включает в себя проверку отчетности бухгалтеров, налоговых деклараций, платежной документации и других видов финансовых документов.

Основываясь на рекомендациях и заключениях аудита, предприниматели обеспечивают своему бизнесу большую безопасность и стабильность, поскольку аудит позволяет выявить слабые места в финансовой деятельности фирмы и своевременно их устранить.

Что представляет собой 307 ФЗ?

Федеральный закон N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в декабре 2008 года.

Закон N 307-ФЗ об аудиторской деятельности является основным нормативным актом, регулирующим аудит в России. Закон содержит все базовые понятия, существующие в сфере аудиторской деятельности, такие как: аудит, аудитор, аудиторская организация и др., обозначает права, обязанности и ответственность сторон, раскрывает требования по аттестации и так далее.

Структурно закон о деятельности в сфере аудита представлен 26-ю статьями. Рассмотрим краткое содержание, перечислив его основные аспекты:

  • Понятие аудиторской деятельности;
  • Законодательная база;
  • Аудитор, аудиторская организация;
  • Обязательный аудит;
  • Аудиторское заключение;
  • Стандарты аудиторской деятельности и профессиональный кодекс;
  • Независимость специалистов и организаций в сфере аудиторской деятельности;
  • Аудиторская тайна;
  • Контроль качества работы, в том числе внешний, осуществляемый уполномоченным федеральным контрольным органом;
  • Квалификационный аттестат. Основания и порядок его аннулирования;
  • Права и обязанности индивидуальных аудиторов и профильных организаций;
  • Права и обязанности заказчика аудита и лица, в отношении которого он проводится;
  • Государственное регулирование;
  • Совет по аудиторской деятельности, профильные саморегулируемые организации, требования к членству в СРО;
  • Ведение реестра исполнителей в сфере аудиторской деятельности и государственного реестра саморегулируемых организаций;
  • Дисциплинарные и иные меры, применяемые в отношении аудиторов;
  • Государственный надзор за СРО в сфере аудиторской деятельности.

За время своего существования, закон о деятельности в сфере аудита претерпевал многократные изменения (более 15 изменяющих документов). Действующая ныне редакция закона датируется маем 2017 года. Рассмотрим подробнее.

Также прочтите последние изменения в ФЗ 61. Ссылка

Новые поправки

С выходом в мае 2017 года Федерального закона N 96-ФЗ «О внесении изменений…», в закон об аудиторской деятельности были введены очередные поправки, коснувшиеся сразу восьми статей в той или иной мере.

В части 4 статьи 5 ФЗ-307 было прописано, что договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности большинства государственных учреждений и предприятий (полный список см. в тексте закона об аудите, ссылка на скачивание дана в последнем подзаголовке статьи) заключается по результатам открытого конкурса, который проводится не реже, чем один раз в пять лет.

Часть 7 статьи 10 ФЗ-307 была сокращена. Второе предложение, гласившее о том, что порядок назначения и проведения проверки аудиторской фирмы, оформление ее результатов и перечень типовых вопросов устанавливает уполномоченный федеральный орган, — было исключено.

Часть 8 статьи 10 о плановой внешней проверке качества работы аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов была изложена в другой редакции, пополнившись пунктами 1 и 2. Такая проверка осуществляется саморегулируемой организацией начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об исполнителе в сфере аудиторской деятельности в реестр:

  1. В отношении аудиторских фирм, которые проводят обязательный аудит бухотчетности организаций, указанных в ч. 3 ст. 5 закона — не чаще раза в год и не реже одного раза в три года;
  2. Проверка индивидуальных аудиторов и профильных компаний — также не чаще раза в год и не реже одного раза в 5 лет.

Части 9 и 11 статьи 10 ФЗ-307 были признаны утратившими силу. В части 10 той же статьи закона были исключены слова «или уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору».

Закон 307-ФЗ об аудите и аудиторской деятельности также был дополнен статьей 10.1 о внешнем контроле качества работы аудиторских организаций, проводимом государственным контрольным органом. В статье дается ссылка на ч. 3 ст. 5, очерчивающую круг организаций, входящих в эту категорию. Также в статье прописан порядок уведомления о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита, периодичность плановых проверок аудиторских фирм, основания для внеплановой проверки, максимальный срок проведения плановой и внеплановой проверок, основания для его продления и обязательство контролирующего органа информировать о результатах проверки соответствующую саморегулируемую организацию. Подробнее читайте в тексте закона об аудиторской деятельности.

Пункт 6 части 1 статьи 12 об основаниях и порядке аннулирования квалификационного аттестата аудитора был дополнен пунктом «б.1». Аттестат может быть аннулирован по причине неосуществления аудитором своей профильной деятельности в течение 3 лет подряд. К числу исключений из данного правила отнесли должностных лиц уполномоченного федерального органа по контролю и надзору и его территориальных органов, осуществляющих внешний контроль качества работы аудиторских фирм, проводящих обязательный аудит бухотчетности организаций, указанных в ч. 3 ст. 5 настоящего закона.

Пункт 3 части 5 статьи 16 после слов «в сфере развития предпринимательской деятельности,» был дополнен словами «уполномоченного федерального органа по контролю и надзору».

Пункт 4 части 5 статьи 16 ФЗ-307 был изменен. Таким образом, представители от саморегулируемых организаций аудиторов, входящие в состав совета по аудиторской деятельности, подлежат ротации один раз в три года.

Часть 9 статьи 19 ФЗ-307 была дополнена словами «если иное не предусмотрено настоящим законом».

Пункт 5 части 6 статьи 20 о мерах дисциплинарного воздействия был дополнен. К списку нарушений, способных повлечь за собой последствия в виде предписания, направленного СРО аудиторов, членом которой является исполнитель, допустивший нарушение, с требованием об исключении сведений о данной аудиторской организации из реестра, добавилось нарушение требований части 2 статьи 10.1. Чтобы понять всю суть, советуем ознакомиться с полным текстом статьи.

Также статья 20 закона была дополнена частями 6.1 и 6.2 . Саморегулируемые организации, работающие в сфере аудиторской деятельности, при получении предписаний, предусмотренных пунктами 3 — 5 ч. 6 ст. 20, обязаны внести соответствующую запись в реестр в течение 7 рабочих дней с момента получения. Данные предписания отправляются уполномоченным федеральным контрольным органом письмом с уведомлением о вручении либо иным путем, позволяющим зафиксировать факт и дату их вручения.

Часть 9.2 статьи 23 также была признана утратившей силу.

Рассмотрим подробнее отдельные статьи настоящего федерального закона.

Статья 5 закона 307-ФЗ об обязательном аудите.

Часть 1 статьи 5 закона обозначает круг компаний и обстоятельств, при которых те подпадают под обязательный аудит:

  • Акционерное общество;
  • Ценные бумаги участвуют в организованных торгах;
  • Кредитные, страховые, клиринговые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, общества взаимного страхования, организаторы торговли, негосударственные пенсионные и иные фонды, управляющие компании акционерных инвестиционных фондов (кроме государственных внебюджетных);
  • Компании, выручка которых от продажи продукции, выполнения работ или оказания услуг за предыдущий год превысила 400 млн. руб. либо сумма активов бухгалтерского баланса на конец года составила более 60 млн. руб. Исключением являются органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия, а также сельскохозяйственные кооперативы и их союзы;
  • Если компания представляет (раскрывает) годовую сводную бухгалтерскую отчетность. Исключениями также являются органы госвласти и местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, государственные и муниципальные учреждения;
  • Иные организации. Подробнее в по обязательному аудиту (ст. 5 307 ФЗ).

Часть 2 статьи предписывает, что обязательный аудит должен проводиться каждый год.

Часть 3 5-ой статьи настоящего закона ограничивает круг компаний, аудит бухгалтерской отчетности которых вправе осуществлять только аудиторские организации. Это компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, кредитные и страховые учреждения, негосударственные пенсионные фонды и компании с долей государственной собственности в уставном фонде не менее 25%. Также лишь аудиторские фирмы вправе осуществлять аудит финансовой отчетности, включенной в проспект ценных бумаг, и консолидированной отчетности.

Часть 4 статьи 5 закона об аудите гласит о том, что договор на проведение обязательной аудиторской проверки финансовой отчетности определенных компаний заключается на основе результата открытого конкурса в порядке, установленном законодательством о контрактной системе в сфере госзакупок, не реже одного раза в пять лет. К числу таких относятся организации, в уставном капитале которых доля госсобственности — не менее 25 %, государственные корпорации и компании, публично-правовые компании, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Часть 5 статьи 5-ой рассматриваемого закона обозначает, что если объем выручки от продажи компании, которая подлежит аудиторской проверке, не превысил за предыдущий год одного млрд. руб., то в открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита обязательно должны участвовать аудиторские организации, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства.

Часть 6 статьи 5 ФЗ-307 прописывает обязательность внесения результатов обязательного аудита в Единый реестр сведений о фактах деятельности юрлиц. Это обязательство ложится на заказчика аудита.

В сообщении должны быть указаны сведения об аудируемом лице и аудиторе:

  • Наименования, ФИО;
  • Идентифицирующие данные (ИНН, ОГРН для юрлиц, СНИЛС при их наличии);
  • Перечень бухгалтерской отчетности, по которой проводился аудит и период, за который она была составлена;
  • Мнение исполнителя аудита о достоверности финансовой отчетности с указанием существенных обстоятельств, если таким образом не будут раскрыты государственные или коммерческие тайны.

В качестве ремарки следует также затронуть такое понятие, как инициативный аудит - аудит, проводимый по заказу руководства. Проводится по той же методике, что и обязательный. Его целью является выражение мнения независимого проверяющего о достоверности финансовой отчётности. Основное отличие инициативного аудита в том, что проверка проводится по желанию заказчика услуг аудитора.

Собственно закон об аудит. деятельности не содержит такого понятия как «инициативный аудит». Как инициативный, так и обязательный аудиты должны соответствовать федеральным стандартам. Если инициативный аудит необходим исключительно для внутреннего пользования (проводится по заказу управления или собственников), и нет необходимости в аудиторском заключении, такую проверку целесообразнее провести в ином формате, например, как контроль соблюдения налогового законодательства и правил бухгалтерского учета.

В статье 8 закона 307-ФЗ о независимости аудиторских организаций и аудиторов затрагиваются следующие вопросы:

  • При каких обстоятельствах не может проводиться аудит;
  • Каким образом определяются порядок выплаты и размер денежного вознаграждения за проведение аудита (в т. ч. обязательного);
  • Прописана функция СРО аудиторов по принятию одобренных советом правил независимости аудиторов, а также право включать при этом собственные дополнительные требования;
  • Запрет на действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов или создающие потенциальный риск такой ситуации. Говоря кратко, у аудитора не должно существовать заинтересованности, которая способна повлиять на мнение и заключение.

Скачать последнюю редакцию закона

В этой статье мы постарались раскрыть основные положения закона, наиболее важные аспекты, такие как обязательный аудит и независимость аудиторской деятельности, а также рассмотрели последние поправки, внесенные в мае текущего года.

Однако чтобы разобраться в основных нормативно-правовых нюансах данной сферы, предлагаем скачать

  • 14.Существенность в аудите. Порядок расчета уровня существенности.
  • 16. Планирование аудиторской проверки.
  • 18.Аудиторское заключение: назначение и виды.
  • 20.Аудит основных средств.
  • 1. Проверка наличия и правильности документального оформления движения основных средств:
  • 2. Проверка правильности отражения в учете результатов переоценки основных средств.
  • Д08к60- отражена стоимость ос без учета ндс д19к60 -ндс д 01 к 08 -принят к учету обьект ос
  • Со субсчетом выбытие
  • Без субсчета выбытие
  • 1. Выбытие при передаче вклада в уставный капитал:
  • 2. Проверка правильности отражения в учете результатов переоценки основных средств.
  • 3. Проверка соблюдения сроков и правильности отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризации основных средств.
  • 1. Инвентаризация не реже 1 раза в год.
  • 2. Приказ руководителя о проведении инвентаризации; приказ о составе комиссии, которая проводит
  • 3. Правильность отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
  • 4. Проверка правильности начисления и учета амортизации основных средств.
  • 5.Проверка правильности учета затрат на ремонт
  • 1. Проверка наличия и правильности документального оформления движения материально-производственных запасов
  • 1.1Б Проверка правильности оценки поступающих материалов
  • 1.2 Проверка правильности документального оформления движения материалов
  • 3. Проверка правильности ведения складского учета
  • 4. Проверка правильности учета неотфактурованных поставок и материалов в пути
  • 6. Проверка правильности учета операций с давальческим сырьем.
  • 7. Проверка своевременности проведения и правильности отражения проведения инвентаризации материалов.
  • 26. Аудит финансовых вложений
  • 1.Аудит ценных бумаг
  • 1.1 Аудит поступления фв (сч 58)
  • 1.2 Аудит Выбытия фв (91 сч)
  • 1.3 Аудит переоценки финансовых вложений
  • 1. Проверка (ознакомление) с учетной политикой в части учета затрат на производство.
  • 7. Проверка правильности бухгалтерского учета затрат на производство.
  • 8. Проверка правильности учета выявленного брака.
  • 9. Проверка правильности сводного учета затрат на производство.
  • 10. Проверка тождества данных синтетического и аналитического учета.
  • 33. Аудит дебиторской задолженности.
  • 34. Аудит кредиторской задолженности
  • 35. Аудит кредитов и займов.
  • 1. Проверка наличия и правильности оформления договоров по кредитам и займам.
  • 4. Проверка своевременности возврата заемных средств
  • 5. Проверка тождества данных синтетического и аналитического учета.
    1. Понятие, цель, содержание аудита.

    В соответствии с законом аудиторы могут осуществлять два вида деятельности: аудит и аудиторскую деятельность. Под аудитом понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке годовой бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Аудиторская деятельность в отличие от самого аудита включает сопутствующие и прочие услуги связанные с аудитом.

    Основной целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности экономического субъекта и проверке соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

    Для решения основной цели аудитор должен составить мнение по следующим вопросам:

      Общая приемлемость отчетности. На этом этапе проверяется соответствие отчетности всем требованиям, предъявляемым к ней, и отсутствие в отчетности противоречивой информации.

      Проверка обоснованности. Здесь аудитор проверяет наличие оснований для включения в отчетность указанных там сумм.

      Законченность. Аудитор проверяет, включены ли в отчетность все активы и обязательства, принадлежащие организации.

      Оценка. Проверка правильности оценки всех статей бухгалтерской отчетности.

      Классификация. Это проверка наличия оснований для отнесения сумм на тот счет, на котором сумма отражена.

      Разделение. Проверка соблюдения принципа начисления, то есть отражение операций в тех периодах, в которых они фактически были произведены.

      Аккуратность. Проверка аккуратности оформления документов. Аудитор проверяет, соответствуют ли суммы отдельных операций данным приведенным в регистрах синтетического и аналитического учета.

      Раскрытие. Проверка полноты отражения статей в бухгалтерской отчетности и правильности их отражения в формах отчетности.

    Субъекты аудиторской деятельности:

    1) Аудитором является физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

    Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

    2) Аудируемые лица – ФЛ или ЮЛ, подлежащие проверке в соответствии с законодательством либо по иным основаниям.

    Принципы :

    1. Честность.

    2. Независимость.

    3. Объективность.

    4. Профессиональная компетентность и должная тщательность.

    5. Конфиденциальность.

    6. Профессиональное поведение.

    7. Добросовестность

    Процедуры, необходимые для проведения аудита, должны определяться аудитором с учетом федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности, применяемых в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых он является, а также правил (стандартов) аудиторской деятельности аудитора.

    2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12 2008г. № 307-фз и его значение

    ФЗ 307-ФЗ Об аудиторской деятельности вступил в силу с 1 января 2009. До него аудиторскую деятельность регулировал ФЗ Об аудиторской деятельности № 119-ФЗ.

    Закон состоит из 26 статей.

    Статья 1. Аудиторская деятельность

    Статья 5. Обязательный аудит

    Статья 6. Аудиторское заключение

    Статья 8. Независимость аудиторских организаций, аудиторов

    Статья 11. Квалификационный аттестат аудитора

    ФЗ 307-ФЗ разделяет понятия аудиторской деятельности и аудита. Так, аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под аудиторской деятельностью (аудиторскими услугами) понимается деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами

    В ст. 5 Закон утверждает критерии обязательности аудита: Обязательному аудиту подлежат 1) ОАО, кредит, страх.орг-и, товар.и фонд.биржи, все инвестиц.институты, 2) все гос.и негос.фонды, доходы которых формируются за счет взносов ФЛ и ЮЛ, 3) гос.и мун.учреждения, в кот.доля гос.органов ≥25%, 4) выручка за отч.год ≥400 млн. или сумма активов ≥ 60 млн.

    В ст. 1 Закон раскрывает понятие прочих и сопутствующих услуг. К сопутствующим услугам закон относит, например, услуги связанные с компиляцией бухгалтерской информации, проверка бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с МСФО. Все остальные услуги оказываемые аудиторами относятся к прочим услугам.

    Прочие услуги делятся на два вида:

    1. Услуги совместимые с проведением обязательного аудита.

    2. Услуги не совместимые с обязательным аудитом.

    К услугам совместимым с проведением аудита относится: 1. Постановка бухгалтерского учета. 2. Контроль ведения учета и составления отчетности. 3. Контроль начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей. 4.Анализ финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. 5.Оценка экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. 6. Представление интересов экономического субъекта перед третьими лицами. 7. Оказание консультационных услуг по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджмента, маркетинга, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий, информационного и экспертного обслуживания, отбора и тестирования бухгалтерского персонала экономического субъекта и т. д. 8. Проведение семинаров, повышение квалификации и обучение персонала экономического субъекта. 9. Научные разработки, издание методических пособий по бухгалтерскому учету, налогообложению и анализу финансово-хозяйственной деятельности.

    К услугам не совместимым с проведением обязательного аудита относятся: 1. Ведение бухгалтерского учета. 2. Восстановление бухгалтерского учета. 3. Составление бухгалтерской отчетности. 4. Составление налоговых деклараций.

    В ст. 8 Закон раскрывает принцип независимости . Независимость – это отсутствие при формировании аудитором мнения фин., имущ., родств. либо любой другой заинтересованности в делах проверяемого эк.субъекта. Является основополагающим принципом.

    В соответствии с законом аудит не может проводиться в следующих случаях:

    1. Если руководитель либо член исполнительного органа аудиторской организации является учредителем аудируемого лица.

    2. Если аудитор и аудируемые лица являются аффилированными лицами (это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность)

    3. Если имеют место родственные связи между аудиторами и аудируемыми лицами. К прямым родственным связям относятся родители, родители супругов, братья и сестры, братья и сестры супругов, дети.

    4. Если имеют место родственные связи между лицами, отвечающими за ведение бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности и представителями аудиторской организации.

    5. Если в течение трех предшествующих проверки календарных лет аудитор оказывали услуги по ведению, восстановлению бухгалтерского учета и формированию финансовой отчетности.

    В 307-ФЗ указаны требования, предъявляемые к индивидуальным аудиторам и аудиторским организациям.

    Аудиторами являются аудиторские организации, которые имеют право осуществлять аудиторскую деятельность и заниматься аудитом при следующих условиях:

    I. Организация не должна иметь форму открытого акционерного общества.

    II. В штате аудиторской организации должно быть не менее трех аудиторов имеющих квалификационный аттестат.

    III. Организация должна являться членом СРО.

    Индивидуальный аудитор для осуществления своей деятельности должен иметь квалификационный аттестат аудитора и должен являться челном СРО.

    В соответствии с законодательством лица занимающиеся аудитом и аудиторской деятельностью обязаны иметь квалификационный аттестат аудита. Квалификационный аттестат является бессрочным. Квалификационный аттестат выдается лицам, имеющим любое высшее образование, стаж работы в аудиторской организации не менее двух лет и успешно сдавшим квалификационный экзамен в аккредитованном Минфином учебном центре.

    Для подтверждения квалификационного аттестата аудитор с года следующего за годом его получения обязан проходить курсы повышения квалификации в объеме не менее 20 учебных часов в год, но не менее 120 учебных часов за три года.

    Аннулирование квалификационного аттестата имеет место в следующих случаях:

    1. Если выявляется факт сдачи экзамена по подложным документам.

    2. Если вступило в силу решение суда о запрете занятия аудиторской деятельностью.

    3. Если в течение двух календарных лет после получения квалификационного аттестата аудитор не осуществлял аудиторскую деятельность и не занимался аудитом.

    4. Если аудитор нарушает положение закона о ежегодной переподготовке.

    Законом № 307-ФЗ саморегулируемым организациям аудиторов предоставляется право устанавливать дополнительные меры дисциплинарного воздействия на ее членов за нарушение ими требований закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов (п. 6 ст. 17 Закона № 307-ФЗ).

    3.Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, их характеристика.

    Порядок осуществления аудиторской деятельности в РФ регламентируется законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (ПСАД -. 34 стандарта и ФСАД 9). (В настоящее время действует 29 стандартов, 5-й, 6-й, 13-й, 14-й и 15-й из 34-х утратили силу).

    В соответствии с законом аудиторы могут осуществлять два вида деятельности: аудит и аудиторскую деятельность. Под аудитом понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке годовой бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Аудиторская деятельность в отличие от самого аудита включает сопутствующие и прочие услуги связанные с аудитом.

    Основной целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности экономического субъекта и проверке соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

    Правила (стандарты) аудиторской деятельности - единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

    Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:

    1. Федеральные стандарты аудиторской деятельности.

    2. Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов.

    Статья 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12 2008г. № 307-ФЗ.

    1. Обязательный аудит проводится в случаях:

    1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

    2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

    3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

    4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

    5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

    6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

    2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

    3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

    4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

    5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

    6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

    1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

    2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

    5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

    3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

    6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

    © 2024 Все о получении кредита. Информационный портал