Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Некоммерческие организации, рег оператор, подрядные компании и капитальный ремонт многоквартирных домов: к кому обращаться? Положение о капитальном ремонте многоквартирных домов и выбор подрядчика

Для этого обратимся к Жилищному кодексу. Средства собираются в Фонд капитального ремонта. За организацию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов ответственность понесет региональный оператор (ст. 182 ЖК). Именно на его счет (если собственники не решили иначе и не выделили на свой дом отдельный специализированный счет).

Бремя содержания и ответственности за состояние и все работы лежат на плечах собственников квартир (ст. 210-211 ГК РФ), сюда же относятся и сдающие помещения в аренду (ст. 616 ГК). Это многих удивит, но это так и Жилищный кодекс подтверждает: капитальный ремонт дома — головная боль его хозяев (ст. 39 , ст. 158 ЖК). Необходимость платы взносов возникает с момента, когда дом был включен в региональную программу (ст. 169 ЖК).

Статья 210. Бремя содержания имущества

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 211. Риск случайной гибели имущества

Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 616. Обязанности сторон по содержанию арендованного имущества

  1. Арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок. Нарушение арендодателем обязанности по производству капитального ремонта дает арендатору право по своему выбору: произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы; потребовать соответственного уменьшения арендной платы; потребовать расторжения договора и возмещения убытков.
  2. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

То есть — ремонт будет проводиться собственниками с помощью государства и нанятых подрядных организаций по капитальному ремонту на деньги самих же владельцев квартир. Движение средств всегда можно отследить по запросу. Приватизировав жилище, человек берет обязательства не только по оплате коммунальных услуг, но и содержанию его в целости и сохранности.

Не платить можно только жильцам — не собственникам (например, снимающих квартиру или живущих по социальному найму). Также не взимается плата за ремонт в отношении ветхих и аварийных строений, а также изъятых государством.

многоквартирного дома:

  • полная замена всех изношенных частей здания;
  • модернизация дома и его систем — насколько это позволяют возможности (например, установка счетчиков);
  • установка или замена лифтов;
  • ремонт фундамента.

При этом будет учитываться также возраст дома, его конкретное состояние. В аварийных постройках может быть проведен капитальный ремонт, но только с расчетом, чтобы обезопасить и сделать хоть сколь-нибудь в данных условиях комфортным проживание тех, кто там остался — до сноса.

Размер взноса устанавливается с учетом минимума, установленного законодательством конкретного региона. Для жителей, относящихся к льготной категории, эта сумма может быть уменьшена. Собственники квадратных метров на общем собрании могут принять решение об увеличении размера транша.

Собственники также могут принять решение начать отдельные работы раньше, чем то планировалось региональной программой.

Работы проводятся как с выселением жильцов — в случае надобности — так и без него.

Привлечение сторонних подрядчиков


Ремонтом занимаются:

  • региональный оператор;
  • собственники жилых помещений, если ими было принято решение не полагаться на регионального оператора, а выделить специальный счет для их дома. Они могут нанять специальную компанию по капитальным ремонтам домов.

Помимо этого Региональный оператор ведет особый реестр квалифицированных подрядчиков, которые по всем показателям подходят для выполнения работ — на всей территории РФ.

Словом, собственники, если уж так не хотят доверять государственным службам, могут и сами взять ответственность в полной мере за пресловутый капитальный ремонт. Но при этом на их плечи ляжет также обязанность по страхованию счета, приемке работ и ведения ежеквартальной отчетности, за пропуски в которой непременно последуют меры — для начала в виде проверки.

Правительство РФ постановлением от 01.07.2016 № 615 утвердило Положение о привлечении специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Документ значимый, но отдельные его положения требуют корректировки, в частности выбор критерия отбора подрядной организации при электронном аукционе.

В соответствии с утвержденным Положением о капитальном ремонте многоквартирных домов выбор подрядных организаций осуществляется в два этапа.

Выбор подрядчика для капитального ремонта МКД

На первом этапе на основе представленных документов и справок по указанному в Положении перечню производят предварительный отбор и формируют реестр квалифицированных подрядных организаций, в т. ч. по выполнению работ по капремонту общего имущества в МКД. Если организацию включили в указанный реестр, ее допускают к участию в электронном аукционе.

Участники аукциона подают предложения о цене договора, предусматривающие «снижение текущего минимального предложения о цене договора». Побеждает тот, кто предлагает «лучшие условия в отношении цены договора».

Таким образом, единственный критерий отбора подрядной организации на электронном аукционе — снижение сметной стоимости работ, на основе которой определяется цена договора.

Такой критерий оправдан при капитальном строительстве. Его использование при капитальном ремонте МКД можно объяснить лишь отсутствием понимания и учета разницы между капитальным строительством объектов различного назначения и выборочным капитальным ремонтом МКД.

Сметную стоимость капитального строительства можно снизить за счет ряда факторов. Прежде всего можно изменить архитектурно-планировочные и технологические решения и в результате сократить трудовые и материальные затраты. Значительно снизить сметную стоимость можно за счет новой строительной техники и современной технологии возведения объектов. Способствует снижению себестоимости работ распространенная среди подрядных организаций, осуществляющих капитальное строительство, специализация: отраслевая (объектная) и технологическая. Практика показывает, что более успешно работает за счет экономии накладных расходов подрядчик, специализирующийся на выполнении одного вида работ на строительстве однотипных объектов, например жилых домов. Если совмещать выполнение различных видов строительно-монтажных работ, можно сэкономить до 25 % сметной стоимости.

При капитальном ремонте МКД перечисленные источники возможного снижения сметной стоимости работ практически отсутствуют.

Подрядные организации выполняют не полный капитальный ремонт, а выборочный, т. е. отдельные виды работ по перечню, указанному в ст. 166 ЖК РФ, в условиях нерасселенного дома. Это обстоятельство не позволит снизить себестоимость работ в ощутимых пределах.

Изменять архитектурно-планировочные и технологические решения при капитальном ремонте невозможно, так как выполняется лишь ремонт или замена существующих конструкций и инженерных систем здания.

Применять новую строительную технику на построенном и эксплуатируемом доме весьма проблематично. Современные материалы и передовые методы производства работ, как правило, предусмотрены сметой, которая составляется незадолго до начала работ и при необходимости может быть откорректирована перед аукционом. Объемы работ в смете определяют на основании проекта и дефектной ведомости и проверяют после их выполнения, что практически исключает завышение объемов работ.

Все подрядные организации находятся в равных условиях, выполняя работы на одном виде объектов — многоквартирных домах. При этом каждая из организаций специализируется, как правило, на производстве одного вида работ. Таким образом, эффект от специализации уже заложен в базовые экономические показатели подрядной организации и учитывается сметными нормами.

Совмещение работ в качестве одного из важных источников снижения сметной стоимости исключается полностью, т. к. при выборочном капитальном ремонте сдается не целиком многоквартирный дом, а отдельные виды работ, финансирование и сроки выполнения которых не совпадают во времени.

Таким образом, основные источники затрат при капитальном строительстве не могут влиять на снижение сметной стоимости работ при выборочном капитальном ремонте.

Теоретически возможные факторы снижения себестоимости работ при капитальном ремонте

Одним из теоретически возможных источников снижения себестоимости работ при капитальном ремонте МКД можно считать сокращение накладных расходов.

Проанализировали ряд смет по капитальному ремонту «сталинских» домов в Санкт-Петербурге и установили, что накладные расходы при ремонте фасадов составили 22 % от сметной стоимости, при ремонте санитарно-технических систем — 18 %. В среднем можно принять величину в 20 %. Трудно представить, как за счет организационно-технических мероприятий можно снизить указанную величину более чем на 10 %. Такое допустимое сокращение накладных расходов позволит уменьшить сметную стоимость работ на 2 %.

Другим источником снижения сметной стоимости может быть сметная прибыль. Для приведенных работ она составляет соответственно 16 и 11 % от сметной стоимости, в среднем — 13,5 %.

Сметная прибыль предусматривается главным образом для технического развития организации: приобретения новой техники, освоения передовой технологии, развития производственной базы, пополнения оборотных средств и т. п. Использовать сметную прибыль для выигрыша конкурса недальновидно: за короткий срок подрядная организация потеряет конкурентоспособность.

Теоретически можно предположить, что подрядная организация сумеет уменьшить использование сметной прибыли по назначению на 10-15 % и за счет этого снизить сметную стоимость на 2-3 %.

Еще одним источником снижения сметной стоимости может стать использование имеющегося в смете резерва в объеме до 2 % от сметной стоимости для оплаты непредвиденных работ и затрат. Если такие работы и затраты отсутствуют (что маловероятно) и заказчик согласен под благовидным предлогом отдать сумму резерва подрядчику, допустимо рассчитывать на 2 % для снижения сметной стоимости.

Таким образом, подрядная организация теоретически может принять к выполнению работы по цене, уменьшенной против сметной стоимости максимум на 6-7 %. Но результат получен при допущениях, которые в реальных условиях капитального ремонта МКД имеют весьма малую вероятность.

  • Капитальный ремонт МКД: законодательная база и формирование фонда

Оценка критерия выбора подрядной организации при проведении капитального ремонта

У подрядных организаций, осуществляющих капитальный ремонт МКД, отсутствуют реальные, ощутимые источники, позволяющие снизить сметную стоимость работ без ущерба качеству работ и экономической стабильности самой организации. Это следует учитывать при выборе цели капитального ремонта и обосновании критерия отбора подрядной организации для выполнения ремонтных работ.

К сожалению, в Положении этого не сделано. Выбор критерия отбора подрядных организаций для выборочного капитального ремонта МКД (снижение цены договора) выполнен без профессионального учета разницы между этим видом работ и капитальным строительством.

Целью капитального строительства вполне обосновано может быть возведение объекта с определенными характеристиками за меньшую цену. Эта цель оправдывает критерий отбора подрядной организации для выполнения работ в виде наименьшей цены договора.

Целью выборочного капитального ремонта в условиях отсутствия реальных источников снижения сметной стоимости должно быть выполнение определенного вида работа с необходимым качеством, в установленный срок, в пределах сметной стоимости (цены) работы.

В этом случае цена работы становится незыблемым ограничением, а в качестве критериев отбора подрядной организации могут выступать срок выполнения работ, оценки качества и другие показатели.

Действительно, если работа должна быть выполнена в соответствии с действующими техническими нормами, безопасными методами, а стоимость этой работы определена на основании сметных норм, учитывающих весь комплекс необходимых затрат и норм прибыли, то главная задача подрядной организации — выполнить работу в пределах ее сметной стоимости в установленный срок и обеспечить при этом выполнение всех запланированных экономических показателей своей деятельности, необходимых для нормального функционирования.

На основании изложенного можно сделать следующее заключение: при выборе подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту МКД нецелесообразно использовать показатель минимизации цены работы.

Несмотря на такое заключение, адекватно отражающее существующую реальность, на практике еще до утверждения Положения данный показатель в той или иной степени использовался при выборе подрядной организации как при капитальном строительстве, так и при капитальном ремонте МКД.

Например, в Санкт-Петербурге еще в 2014 г. правительство города утвердило для отбора подрядчиков при капитальном ремонте домов интегральный критерий, доминирующую роль в котором составляло снижение сметной стоимости работ (350 баллов из 1000). Стремясь выиграть конкурс, подрядные организации значительно снижают сметную стоимость работ, определяющую цену договора. При этом реальных источников такого снижения у подрядчика нет, поэтому выполнить принятые договорные обязательства он может только за счет брака, недоделок, использования некачественных материалов.

Именно так часто и бывает: осенью местные газеты пишут о раскрытых и протекающих крышах, неуплотненных швах в панелях, неподготовленных к отопительному сезону инженерных системах, недоделках в уже выполненных работах. Чтобы все это привести в порядок, может потребоваться больше финансовых ресурсов, чем получено от снижения стоимости работ. К сожалению, во многих случаях брак и недоделки остаются неисправленными. Это означает, что цель капитального ремонта полностью не достигнута.

  • Расходы на капитальный ремонт многоквартирного дома: как сэкономить без ущерба качеству

Пример

Жители одного из домов Санкт-Петербурга отмечали, что причиной брака при ремонте фасада стало необоснованное снижение стоимости работ с 5,4 млн до 4,7 млн руб., т. е. на 13%.

В Положении отмечено, что при снижении цены договора на 25% и более от начальной цены подрядчик должен предоставить обоснование по каждой статье затрат. Это означает, что снижение затрат менее чем на 25% считается вполне нормальным и допустимым — полное противоречие с приведенной выше оценкой возможностей и практики снижения стоимости работ при капитальном ремонте МКД.

Замечания к Положению о капитальном ремонте многоквартирных домов

В Положении совершенно обоснованно представлен ряд требований и сведений, которые должны предоставить подрядные организации при предварительном отборе:

  • свидетельство саморегулируемой организации о допуске к работам;
  • лицензию на осуществление некоторых видов деятельности;
  • справку налоговой инспекции об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и платежей;
  • справку об отсутствии за последние три года расторгнутых контрактов;
  • справку об отсутствии процедуры ликвидации, банкротства, открытии конкурсного производства;
  • справку об отсутствии приостановления деятельности в административном порядке;
  • справку об отсутствии конфликта интересов;
  • справку о незачислении в реестр недобросовестных подрядчиков;
  • справку о наличии в штате необходимого количества квалифицированного персонала;
  • справку об опыте работы не менее чем по трем контрактам за последние три года.

К этим сведениям можно добавить справку о наличии и количестве оборотных средств и о наличии производственно-складской базы, справку о мощности организации, т. е. о способности выполнить определенный вид работ в указанном объеме за месяц или год.

Подрядные организации должны иметь финансовое обеспечение заявки на участие в аукционе в размере от 1,2 до 5% от стоимости работ и финансовое обеспечение исполнения договора в размере до 30 % от максимальной стоимости работ (банковская гарантия, обеспечительный платеж).

Не вызывает сомнений, что перечисленные требования способна выполнить лишь достаточно крупная подрядная организация, с мощным производственным и экономическим потенциалом. Для формирования таких организаций необходимо создать определенные условия, главное из которых — долговременный фронт работ, обеспеченный финансовыми ресурсами.

Для создания такого фронта есть все предпосылки: региональная программа капитального ремонта на ближайшие 25 лет и региональный оператор в лице некоммерческой организации, выполняющий функцию технического заказчика по абсолютному большинству объектов, включенных в региональную программу.

При электронном аукционе требуется включать в один лот выполнение определенного вида работ на нескольких многоквартирных домах в пределах временного периода, ограниченного тремя годами краткосрочного плана. Такое решение будет своеобразным гарантом потребности в услугах подрядной организации на ближайшие годы и мощным стимулом для формирования крупных, дееспособных организаций, которые смогут выиграть аукцион и обеспечить качественное и своевременное выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД.

Целесообразно предусмотреть в Положении возможность принятия указанного решения.

Рассматривая вопрос пятилетнего гарантийного срока на выполненные работы, следует заметить, что претензии могут появиться у организации, в управлении которой будет находиться МКД после капитального ремонта. Однако эта организация не имеет ни юридических, ни экономических отношений ни с подрядной организацией, ни с региональным оператором. Вопрос требует проработки.

Функции технического заказчика при капитальном ремонте МКД могут при соответствующем решении собственников квартир выполнять ТСЖ и ЖСК. Желательно было бы в примечании к Положению указать, какие его части и какими структурами могут быть использованы в таком случае.

  • Контроль качества капитального ремонта: административные и экономические методы воздействия

Управляющая организация больше всех заинтересована в качестве капитального ремонта, так как после его завершения именно ей предстоит нести ответственность за содержание общего имущества в МКД. Отсюда — несколько рекомендаций управляющей организации.

  • Принимая участие в отборе подрядной организации (ТСЖ участвует как заказчик), выступать против критерия минимизации цены договора.
  • Обратить особое внимание на качество материалов и работ, так как после их завершения ответственность за содержание общего имущества ложится на УО.
  • Быть готовым к тому, что подрядчик может использовать более дешевые материалы низкого качества и выполнять работы с отклонением от действующих норм.
  • Пользоваться своим правом и возможностью посещать и осматривать любое помещение, конструкции или системы здания и постоянно контролировать производство работ.
  • Выявленные недостатки оформлять в виде письменных замечаний и передавать под подпись заказчику (региональному оператору) и подрядчику. Привлекать к этой работе собственников квартир и совместно с ними оформлять замечания.
  • Контактировать с организацией, осуществляющей строительный контроль (технический надзор). При этом помнить, что она, как правило, находится в штате либо регионального оператора, либо жилищного агентства.
  • Участвуя в комиссии по приемке выполненных работ, не подписывать акт приемки до полного устранения всех замечаний и недоделок, которые безусловно будут в случае снижения цены договора.
  • Помнить, что каждый дом, который не приняли из-за недоделок и брака, голосует против непродуктивного критерия отбора подрядной организации.

Фондом капитального ремонта «Восточный округ» .

В соответствии с порядком привлечения Фондом капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы подрядных организаций для работ по капремонту общего имущества в многоквартирных домах проведена процедура предварительного отбора, сообщает «Восточный округ» .

На сайте Департамента города Москвы по конкурентной политике (www.tender.mos.ru) опубликованы протоколы рассмотрения заявок и перечни подрядных организаций, имеющих право принимать участие в конкурсах на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах города Москвы.

Порядок привлечения Фондом капремонта Москвы подрядных организаций направлен на защиту собственников и заказчика от недобросовестных подрядчиков. Введение процедуры предварительного отбора позволяет привлечь квалифицированных подрядных организаций.

Прошедшие предварительный отбор подрядчики соответствуют следующим требованиям: они имеют предусмотренные законодательством допуски к работам, минимальное количество квалифицированного персонала, опыт выполнения работ за последние 5 лет по строительству, реконструкции и капремонту зданий, являющихся объектами капитального строительства. Кроме того, у подрядчиков не имеется налоговой задолженности за прошедший календарный год. У организаций должны отсутствовать за последние три года контракты на проведение капремонта, расторгнутые вследствие существенных нарушений, и сведения об участнике предварительного отбора в реестре недобросовестных поставщиков.

Значение системы предварительного отбора заключается в следующем.

Перечни предприятий, сформированные как база квалифицированных подрядных организаций.

Регулярная актуализация перечней подрядных организаций путем: дополнения перечней раз в квартал на тех же условиях, по которым были сформированы; исключения организаций, в случае выявления следующих фактов (ликвидации, банкротства, приостановки деятельности, отзыва (приостановки) допуска к работам или лицензии, включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), наличия расторгнутого контракта (договора) по вине организации, уклонения от заключения договора по итогам конкурса на капитальный ремонт).

Перечни подрядных организаций являются ориентиром при организации работ для собственников осуществляющих самостоятельное накопление средств на специальном счете.

Муниципальные депутаты просят закрепить за местным самоуправлением полномочия по контролю за ходом капремонта многоквартирных домов. Об этом сообщил по итогам встречи муниципального дискуссионного клуба Совета муниципальных образований столицы глава муниципального образования Таганское Илья Свиридов.

«Все депутаты муниципальные, главы муниципальных образований, которые присутствовали сегодня на дискуссионном клубе по теме программы капитального ремонта, единогласно поддержали внесение изменений в закон для того, чтобы законодательно закрепить за местным самоуправлением полномочия по муниципальному контролю», - отметил И.Свиридов.

По его словам, это необходимо для того, чтобы местное самоуправление могло постоянно участвовать в мониторинге состояния домов. «Вот допустим, в документах написано, что дом устарел, он в плохом состоянии, выходишь на место - оказывается, что дом в порядке. Или наоборот, что бывает чаще, по документам дом в порядке, а выходишь на место, оказывается, что дом далеко не в порядке. Он не аварийный, но по крайне мере у него элементы какие-то конструктивные там текут, прохудились и прочее. Необходимо сверять эти вещи с помощью депутатов, а не только по бумагам», - добавил И.Свиридов.

Также он отметил, что муниципальные депутаты должны участвовать в составлении списков домов, для того, чтобы можно было корректировать по годам те пункты программы, которые уже сверстаны. «Нужно участие в подписании актов открытия и закрытия работ, чтобы депутаты контролировали подрядчиков и контролировали процесс ремонта», - подчеркнул И.Свиридов.

Такой контроль необходим и потому, что во многих регионах система капремонта работает не совсем удачно и депутаты намерены учесть эти ошибки. По словам Эрнеста Макаренко, главы муниципального округа Ново-Переделкино, во многих субъектах РФ, где власти использовали несбалансированные параметры при переходе на новую систему, программы капремонта фактически провалились.

Причем так обстоят дела, чуть ли не по всей стране. Владимир, Самара, Новосибирск, Омск - во всех этих регионах собирается недостаточно средств для того, чтобы обеспечить полноценное, качественное проведение необходимых работ в многоквартирных домах. В результате либо ремонтируют лишь часть домов от запланированных, увеличивая очередь, либо устраивают «потемкинский капремонт», хорошо сделав несколько образцовых домов, но снижая уровень во всех остальных, либо используют заведомо не лучшие материалы и технологии - менее долговечные, менее надежные.

Также для контроля за системой капремонта, уже со стороны жителей, планируется использовать известный московский портал «Наш город». Депутаты просят рассмотреть возможность, не только не только размещения всей информации о капремонте, но и приема жалоб на проблемы, возникающие при капитальном ремонте дома.

Напомним, с 1 июля 2015 г. с москвичей начнут взимать плату за капитальный ремонт. Минимальный взнос, установленный в столице, составляет 15 руб. за 1 кв. м. Малообеспеченные москвичи смогут получить субсидии на уплату взносов за капремонт, также для ряда категорий москвичей будут предусмотрены льготы по уплате взноса.

Собственники жилья в многоквартирных домах должны были до 1 июня решить, будут ли они перечислять взносы за капремонт на счет своего дома или доверят средства городскому фонду капремонта домов. Как сообщал гендиректор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Москвы Артур Кескинов, около 1 тыс. домов в Москве зарегистрировали специальные счета для накопления средств на капитальный ремонт.

Фотография на обложке статьи: big_47796

13 апреля 2019 в Москве прошёл IV Конгресс независимых муниципальных депутатов, где, помимо стандартных сессий были и выступления экспертов. Приводим для вас речь профессора В.Соловья и его ответы на вопросы участников.

Дорогие друзья! Всё, что вы делаете, вне зависимости от того, как вы сами для себя это оцениваете, является политикой. Как только заходит речь о ваших минимальных политических амбициях, о распоряжении хотя бы минимальными ресурсами, о том, чтобы внести хотя бы крошечные изменения в муниципальное управление, вы наталкиваетесь на непреодолимые препятствия. Почему? Потому, что в России любой вопрос, в который начинает вмешиваться государственная власть, даже если это вопрос нашей личной переписки и вопрос того, с кем мы проводим наше свободное время, автоматически превращается в вопрос политический. И, конечно, в такой ситуации не может не возникнуть желания и намерения повлиять на политику хотя бы на городском уровне.

Сейчас вы размышляете о том, каким образом идти в Мосгордуму: какую стратегию выстраивать, с кем блокироваться, решаете важные технические вопросы.

Как вы думаете, власть, которая знает, что в этом году проходит шестнадцать выборов губернаторов, включая выборы губернатора Петербурга, а также выборы в Мосгордуму, которые в чем-то равносильны выборам в общенациональный парламент, готова потерять Москву и Петербург?
Нет. Она готова потерять несколько регионов, и, скорее всего, она их потеряет. Но она костьми ляжет, - и не своими, а нашими, - чтобы не потерять Москву и Петербург. Потому что она боится символического и политического эффекта московского и питерского опыта и их тиражирования.

Независимые депутаты Моссовета, 1990-й год / Фото: архив А.Панкова
Те из вас, кто старше, прекрасно помнят, что, когда на рубеже 80–90-х годов прошлого века коммунисты потеряли контроль над московским и ленинградским советами, то формально они еще не потеряли страну, но потеря столиц была воспринята как конец символической монополии Коммунистической партии и начало гибели Советского Союза. Так вот, этот урок действующая власть усвоила прекрасно.

Какие же практические выводы следуют из этого наблюдения? Шансы оппозиции получить регистрацию на предстоящих выборах в Мосгордуму не очень велики. Впрочем, вы об этом и сами догадываетесь. Если будут допущены оппозиционеры, то отнюдь не для того, чтобы они одержали победу. Однако, мне кажется, нам надо смотреть хотя бы на шаг дальше и рассматривать московскую ситуацию в общенациональном контексте.

Если Москва не может пока стать тем полем политической битвы, где оппонентам будет нанесено решительное поражение, то российская столица может и должна стать генератором смыслов, генератором идей для всей России, чего на самом деле от неё сейчас и ожидают.
В отличие от рубежа 80–90-х годов прошлого века, ситуация переменилась в том, что протест может накатываться из провинции и отчасти это уже происходит. Я имею в виду отнюдь не только конвенциональный протест, каковой мы наблюдали во время сентябрьского голосования в регионах, где власть потеряла четыре региона – Владимирскую область, Хабаровский край, Хакасию и Приморье. Потом один регион, Приморский край, она смогла вернуть, но ценой колоссальных уступок. Пойдя на то, чего она раньше никогда не позволяла делать, в частности, разрешив критику федерального центра. Послав в Приморье сильного кандидата, власть фактически оголила Сахалин. На сахалинских выборах- 2019 у Кремля нет проходного кандидата.

Почти неделю тому назад мы увидели неконвенциональный протест в Архангельске. Несколько тысяч человек вышли на улицы города, без труда преодолели полицейское оцепление и провели стихийный митинг.

Спонтанные политические практики, скорее всего, будут сейчас возникать именно в провинции. Потому что там возникли острокризисные локальные ситуации – это первое. И второе: антикризисное управление и управление вообще благодаря так называемым «губернаторам-технократам» в ряде регионов находится сейчас на крайне низком уровне. Они не способны управлять ситуацией там, где они оказались. И это оценка отнюдь не оппозиционных экспертов.

Однако всем отважным, мужественным людям, вставшим в провинции на путь борьбы за свои неотъемлемые права, не хватает понимания происходящего и, главное, понимания целей и перспективы в общенациональных, а не локальных и региональных, масштабах. Все то, что относится к смыслам, целям и стратегии должно исходить именно отсюда – из Москвы. Нет другого места в России, откуда это может появиться – только из национальной столицы. Потому что так исторически сложилось культурно-идеологическое и коммуникационное пространство России.

Сейчас вы заняты подготовкой к выборам, в сентябре вы будете переживать их итоги, но что будет дальше? C моей точки зрения, грядущее гораздо важнее того, что случится в сентябре. Общеполитическая, социально-психологическая ситуация в стране решительно изменилась по сравнению с тем, каковой она была год тому назад. Люди не только злы, раздражены, они готовы действовать. Но для того, чтобы они перешли к политическим практикам не стихийно, а более-менее целенаправленно и осознанно, им надо предложить стратегию действий. И предложение, которое услышит вся Россия, донесётся только из Москвы.

О какой стратегии идет речь? Я недавно смотрел книги по опыту экономически успешных реформ в мире. Все успешные экономические реформы – не важно, в Европе или Азии, - проводились с помощью одного и того же набора средств и методов. Эти средства и методы адаптировались, но их набор универсален. Точно так же все политические движения, которые добивались решительных перемен в собственных странах (я имею в виду начало XXI века и конец XX века), действовали с помощью одного и того же набора средств и методов и использовали одну и ту же стратегию.

Это стратегия гражданского неповиновения, которая оказалась в высшей степени эффективной.
Эта стратегия сразу же заявляет, что не использует физическое насилие, но физическое ненасилие не означает неиспользования политически активных средств и политически активных действий. Как правило, стартом к созданию, провозглашению такой стратегии и началу общенациональных кампаний служит создание общегражданской коалиции. Обратите внимание, не политической коалиции, - потому что предвижу ламентации: «Сколько раз наши политики пытались объединиться, всё заканчивалось одним и тем же!». Не политикам надо объединяться. Надо объединять граждан, гражданских активистов, гражданские организации. Зоозащитники, правозащитники, экологи, активисты всех мастей, включая политических – пожалуйста. Только такая коалиция может сказать обществу: «Мы защищаем и реализуем не чьи-то групповые политические интересы. Мы представляем общенациональный гражданский интерес». Это качественное отличие гражданской коалиции от политической.

Можем ли мы с вами сформулировать на понятном и доступном языке, хотя бы для себя, чего хочет российское общество? Уверен, что можем. Мы можем спорить о конкретных формулировках, но мы твердо знаем, что люди хотят достойно жить. Для нас с вами, если мы говорим о гражданской коалиции, "достойно жить" означает соблюдать конституцию. Выполнить всё то, что записано в конституции.

Почему я говорю о гражданском протесте, о гражданской коалиции? Слово «политическая» будет отталкивать. И вы это хорошо знаете. Как только люди услышат, что это политическая коалиция, они скажут: «Нет-нет, это не к нам. Мы только за свои интересы». И вот преимущество гражданской коалиции в её способности интегрировать множество локальных интересов на единой платформе.

Поэтому я призываю вас сейчас к тому, о чем пишется во всех книгах по глобализации: действовать локально, а мыслить глобально.
А именно: уже сейчас задуматься о том, чтобы после сентябрьских выборов начать формирование гражданской коалиции. Вы, муниципальные депутаты, можете, и мне кажется, обязаны, стать её ядром. В национальных масштабах коалиция не возникнет сама по себе. Она возникнет только тогда, когда в Москве поднимут знамя надежды. Не важно, добьётесь вы успеха на выборах или нет. Для людей важна надежда, для них принципиально важна модель поведения, которую можно копировать. И как только здесь, в Москве, поднимется знамя коалиции, люди в России прекрасно поймут, что и как им делать.

Каковы цели подобной коалиции? Я думаю, не более пяти-шести общенациональных требований. Их легко сформулировать, они лежат на поверхности. И в регионах к ним может добавляться одна или две локальные повестки. Обратите внимание, повестка не должна быть политической. Она должна быть общегражданской и общенациональной.

Мне кажется, знаком принадлежности к коалиции и вообще актом гражданской идентичности должен стать национальный флаг. Мы с вами можем придерживаться каких угодно политических взглядов, иметь какие угодно идеологические убеждения, но нас с вами объединяет одно и то же – мы граждане России, мы хотим, чтобы наши гражданские права и права наших соотечественников были реализованы в полном объеме, чтобы конституция стала законом прямого действия.

Поставьте на аватарку национальные цвета в том или ином виде, наденьте значки с национальным флагом. Как только люди видят опознавательный знак, они понимают, что они не в одиночестве. Это принципиально важно. Тем самым разрушается спираль молчания, разрушается спираль беспомощности, которую настойчиво формирует власть.

Итак, формирование общей идентичности – первое, второе – провозглашение общих целей, третье: вы спросите, кто будет лидером коалиции? У нее не должно быть никакого единоличного лидера. У нее должен быть руководящий орган, но не безразмерный, каким был в свое время Координационный совет оппозиции. Опыт показывает, что руководящий орган не должен превышать пяти-шести человек. Это оптимальное количество людей, которые способны руководить. Не договариваться о процедурах, а именно осуществлять руководство. Как только цифра превышает девять, договориться ни о чем дельном просто невозможно. Пять-шесть оптимально, два-три – мало, и на них будут смотреть с подозрением.

Провозглашаем эту коалицию открытой: в нее могут вступать организации и личности, в том числе политические организации, если они признают платформу коалиции. Лаконичный набор требований. Для меня очевидно, что это отмена пенсионной реформы в ее нынешнем виде. Это прекращение любой агрессивной военной политики за рубежами России до тех пор, пока не решены внутрироссийские проблемы. Не помощь «братьям» в Сирии и Венесуэле, а помощь нашим соотечественникам в Пскове и Нижнем Тагиле. Это отказ государства от вмешательства в нашу переписку, нашу личную жизнь, включая цифровое пространство. Вот уже три требования. Очень легко мы с вами сможем сформулировать еще два или три.

Как только коалиция объявляет о своей платформе, она призывает создавать аналогичные коалиционные объединения по всей России и предлагает политические практики. Какие политические практики? Власть нам показала, что конвенциональные политические практики в Москве более не будут реализованы ни в каком виде. Гудков, который с группой активистов пытался провести экологические мероприятия в Подмосковье, – почти полный отказ. Либертарианская партия, которая подает две заявки на митинги за свободу Интернета, – полный отказ. Значит, речь пойдет о таких практиках, которые создадут для власти ситуацию сакраментального выбора. Или она их принимает или сама же спровоцирует масштабный конфликт. Такие практики существуют, но я не стану сейчас о них оповещать.

Инициируемые коалицией практики должны приобрести общенациональный характер. Одну из них я могу даже сейчас предложить. Вы идете на региональные выборы, вы обсуждаете выборы в Мосгордуму, от вас Россия ждет какой-то хорошей идеи. Эта идея есть: «Ни одного голоса Единой России и ее ставленникам!» Когда это прозвучит отсюда, из российской столицы, то это приобретет характер общенационального призыва и руководства к действию. Вы все помните, как это было в 2011 году: «За любую партию, кроме Единой России». Сейчас я предлагаю несколько иную идею. Ни одного голоса. Просто надо это сказать. В виде заявления, в форме постов в социальных сетях. Вот вам пример массовой политической практики, которая понятна, ее не надо объяснять, она прекрасно накладывается на массовое умонастроение и предельно просто реализуется. Мы можем расходиться в том, за кого голосовать, но никто не имеет двух мнений насчет того, за кого голосовать нельзя ни в каком случае.

Идеи нет, пока она не произнесена. Всё, что мы думаем, остается нашими мыслями. Но когда мы идею формулируем и когда пускаем её в качестве агитационно-пропагандистской, она начинает жить. Она генерирует новое гражданское поведение. Подобных идей, способных породить новые практики, немало.

Создание коалиции, предложение новых гражданских практик в общенациональном масштабе и последовательное движение к конечной цели. Я знаю, для вас сейчас все это покажется иллюзорным, но во всех странах, где проходили политические перемены, их осуществляли не инопланетяне. Боги не спускались с небес. Лидеры оппозиции не были героями, они были такими же людьми, как и мы с вами. Но эти страны добивались успеха. Вы выбираете правильную стратегию, вы делаете правильные шаги, и вы получаете результат. Но для того, чтобы добиться этого результата, надо начать двигаться вперед. Я хочу, чтобы вы подумали о том, как мы вместе начнем двигаться вперед после сентябрьских выборов. Это то, что вы должны продумать для себя. И каждый для себя должен принять решение. Это будет очень важное решение в вашей жизни. Можно будет остановиться и выйти, но это решение, которое навсегда повлияет на вас. И то, что мы с вами будем делать, мы будем делать не для себя. Мы будем делать для нашего народа, нашей страны, наших внуков и детей. Все поистине исторические деяния начинаются с маленьких незаметных шагов. Пришло время сделать первый шаг.

Ответы на вопросы аудитории

– Сейчас формируется коалиция выдвиженцев от «Единой России», которые не будут нигде значиться, что они от «Единой России». Мы призываем голосовать: «Ни одного голоса “Единой России”». Избиратели приходят, читают – ни одного от «Единой России» – и голосуют за самовыдвиженца. Что делать в этой ситуации?

– Мы с вами все равно прекрасно знаем, кто на самом деле от «Единой России». Это не так сложно определить. Вы просто публикуете список людей, которые по факту принадлежат к партии власти. «Единая Россия» вообще ведет к тому, чтобы полностью заменить выборы в регионах по партийным спискам мажоритарными. Это проблема, с которой мы будем сталкиваться постоянно.

– Нюта Федермессер от «Единой России» или нет? Она как бы независимая прекрасная женщина, но…

– В данном случае подход контекстуальный. Мы не можем сейчас, заранее составить список критериев людей, которые идут от «Единой России». Как говорили в советских фильмах: классовым чутьем вы их точно почувствуете. Вряд ли удастся скрыть свою принадлежность к партии власти.

– Возможен ли эффективный лозунг, который будет не позитивным, а негативным?

– Не надо впадать в психологический самообман. Лозунг «Долой самодержавие» был самыми успешным политическим лозунгом в истории России начала XX века. Лозунг «Ни одного голоса “Единой России”!» имеет прекрасный шанс стать успешным даже в среде крупного бизнеса, который относится к «Единой России» еще хуже, чем к ней относятся политические и гражданские активисты.

– Ваше отношение к навальновской инициативе «Умное голосование».

– Если вы предложите короткий ёмкий лозунг, я с удовольствием его поддержу. Лозунг должен быть предельно мотивирующий и ясный. Вы говорите людям: «Ни одного голоса….» это категорический императив, это то, чего не стоит делать ни при каких обстоятельствах. За кого отдать голос – совсем другое дело. Это зависит от ваших политических взглядов. От ваших симпатий. Алексей Навальный предлагает отдать голоса за тех кандидатов, которых предлагает именно он. Однако люди предпочитают принимать подобные решения самостоятельно, исходя из собственных симпатий и антипатий. «Единая Россия» неприятна одинаково всем. И в «Единой России» прекрасно знают, какой у них рейтинг, и что он будет снижаться.

Что касается позитивной программы, я ещё раз повторю. Задача в том, чтобы сформировать стратегию хотя бы на два-три года. В чем проблема оппозиции, с моей точки зрения? Мы всегда играли по правилам, которые навязаны властью и в её системе координат. Но выиграть можно только в том случае, если вы начинаете менять повестку. Время для этого пришло. Год назад это было невозможно. Сейчас это возможно. Власть сама для этого все сделала. Для того, чтобы лозунги новой повестки сработали. Вопрос о власти в России может быть решен с помощью мирных политических практик. Посредством всех средств политического воздействия, возможность которых заложена в конституции и международных конвенциях, подписанных Российская Федерация.

– Лозунг «Ни одного голоса “Единой России”» прекрасен, но «Единая Россия» всё равно на этом лозунге победит в ближайшие московские и питерские выборы, если его не дополнить умным голосованием. Потому что свои 20% «Единая Россия» получит, мы знаем от кого, значит, мы должны сделать не меньше 20–30% за другого кандидата. Я не могу согласиться с вашим проходным отношением к московским выборам и питерским. Нельзя расслабляться, это неправильно, действовать надо на сто процентов мощности, на сто пятьдесят. Тогда, по крайней мере, Россия увидит, что Москва на что-то способна, и будет Москву слушать. Сколько депутатов мы приведем, зависит от нас. Три года назад на «Эхе Москвы» я предлагал массовое использование значков – колокол. Важно, чтобы этот символ стал общим, на груди, на тротуаре, на стекле машины с внутренней стороны. Эту тактику можно успеть реализовать и к московским выборам, чтобы не позволить власти жульничать, предупредить, что это для нее плохо кончится.

– Что касается значка, символа, то это не тактика, а непременное условие. Любая протестная идентичность должна быть символически выражена, обозначена. Я не знаю ничего лучше национального флага. И опыт других стран это показывает. Как сделать так, чтобы московские выборы были замечены в России? Единственным способом. Если в ночь подсчета голосов вы сможете вывести на улицу сто тысяч человек, которые постараются обеспечить своим фактом мирного присутствия у московского горизбиркома честный подсчет. В противном случае, вся страна будет знать только одно: 38-40 из 45 мест заняли независимые кандидаты, поддерживающие «Единую Россию». Больше страна знать не будет ничего. Потому что людей не интересуют наши слова правды, людей интересует то, что они могут использовать. Их интересуют массовые политические практики. По поводу «умного голосования». Ни во Владимире, ни в Хакасии, ни в Приморье никто ничего не знал об «умном голосовании». И, я вас уверяю, в сентябре 2019 года в регионах в массе своей тоже никто ничего знать о нем не будут. Люди будут голосовать, исходя их совсем других критериев. Первый: им ненавистна «Единая Россия», которую они связывают с ухудшением своей жизни, отсутствием всяких перспектив, массовой нищетой. И второй: за любого, кто покажется им хоть чуть-чуть привлекательным. Надо понимать, что движет людьми. Ими сейчас начинают руководить очень простые эмоции, и главная из них – это сильное раздражение. Сильное раздражение, переходящее в ненависть. Для того, чтобы эта ненависть приобрела конструктивный характер, надо объяснить, в какое русло и как ее направить, чтобы она не была саморазрушительной, чтобы она была полезна для страны и для самих людей. Вот мой ответ на ваши вполне уместные замечания. Полагаю, что любая дискуссия здесь только на пользу.

– Я убежден, что нынешняя предвыборная кампания закончится примерно фразой «И руку поднял рефери, которой я не бил». Просто-напросто огромное количество кандидатов не допустят до выборов, и поднимать волну будет очень сложно, в том числе с выходом на улицу. У меня была альтернативная мысль, связанная с горизонтальной позитивной самоорганизацией людей там, где они живут, то есть развитие территориального общественного самоуправления. Эта идея долгопроектная, её надо достаточно долго разворачивать в регионах, но протест может конвертироваться затем в позитивное русло. Ваше отношение к этому?

– Мое отношение к этому, безусловно, позитивное. Я считаю, что это хорошее средство влияния на ситуацию. Но надо понимать, что сей формат исключительно локальный – первое. И второе: мы не сможем экстраполировать данную практику на всю Россию. Не думаю, что у нас есть 15–20 лет исторического времени для этого. Уже целое поколение молодых людей выросло при Владимире Владимировиче Путине, как я вырос при Леониде Ильиче Брежневе. Мы согласны ждать еще 15–20 лет? Вот власть это планирует. У нее стратегическое планирование до 2033–2035 года. Я же предлагаю другое: ситуацию можно опрокинуть в течение двух-трех лет. Но никто за нас ничего делать не будет. Ни на какие чудеса надеяться не стоит. Чудо в нас самих. Те же самые объединения вполне могут войти в общегражданскую коалицию. Я не вижу здесь никакого противоречия. Просто, если мы говорим о политике, – а я начал с того, что все, с чем вы сталкиваетесь, приобретает политический характер – политические проблемы решаются только политическими средствами. А поскольку эти политические проблемы не локальны, а общенациональны, они могут быть решены только на общенациональном уровне. Другого пути просто не существует.

– На выборах в 2018 году избрали от оппозиции губернаторов. Вы рассказывали про Владимирскую область, про Хакасию. Где гарантии, что власть не станет оказывать давление с помощью рычагов финансирования и иных. Второй вопрос: большой бизнес ненавидит «Единую Россию», но почему тогда он не поддержит оппозицию?

– Вместо объяснения расскажу житейскую историю. Никита Сергеевич Хрущев разоблачает на съезде КПСС культ личности Сталина. Голос из зала: «Никита Сергеевич, а где вы были в тот момент?» – «Кто спросил?» – зал молчит, – «Вот, товарищи, и я был там же». Большой бизнес находится там же, где большая часть России.

Теперь что касается первого вопроса. Власть может использовать все, что она хочет. Число регионов, где она потерпит поражение, в сентябре увеличится. Может, она изменит стратегию, попытаясь кооптировать губернаторов, как это было с губернаторами-коммунистами в 90-е годы. Но нам-то самим надо ориентироваться на поиск и выработку собственной инициативной опережающей стратегии. Если вы начинаете играть по правилам власти, то всегда будете проигрывать. Сейчас уникальный исторический момент. История России более не является предопределенной. Она не была предопределенной с 1989 по 1993 год, потом все стало укладываться в прочерченное русло. Сейчас мы снова вступаем в полосу неопределенности. Я недавно говорил с людьми, которые пережили 89–90-й, находясь частью в тогдашнем советском руководстве, частью - в оппозиции. Но все они сказали одно и то же: «Да, ощущения те же самые». Появляется возможность исторического творчества, а не необходимость играть по правилам, которые нам кто-то навязал, которые выгодны для тех, кто эти правила навязал, а не для нас.

Задача в том, чтобы дать людям надежду. Они все смотрят и ждут, где зажжется огонек, кто поднимет знамя. Они готовы. Естественно, эта надежда не может прийти ни из Перми, ни из Нижнего Тагила, ни из Воронежа. Только из Москвы. Так организовано культурное, идеологическое и коммуникационное пространство России. Как только вы здесь скажете: «Мы можем, мы хотим, и мы будем этого добиваться», – по этому пути последуют многие. В том числе по типично русской привычке: если так сказали в Москве, значит теперь можно и нам.

Повлечет ли это за собой риски? Да. Совсем от них освободиться не удастся ни при каких обстоятельствах. Но если мы хотим изменить историю, если мы хотим добиться свободы, человеческого достоинства, то любой риск уместен. Тем более не надо преувеличивать их. Возможность минимизировать риски существует. Это давным-давно известные в мире технологии. Более того, если удастся начать эту динамику, вы с удивлением обнаружите, как много, оказывается, у нас союзников в России. Как много людей ждали этого момента. Потому что все говорят: «Да мы, конечно, против, а за кем нам пойти? На кого нам ориентироваться»? На таких, как вы, простых людей, которым надоело ждать. И которым есть, что сказать и есть, что предложить стране. Главное, что страна УЖЕ готова разделить эти ценности и эти цели.

– Мой вопрос про оптимизацию рисков и про сто тысяч, которые, вы сказали, могут быть замечены. Сейчас мы имеем гораздо более строгое законодательство, чем во время Болотной. Все реально боятся выйти на улицу. Что мы видим сейчас – двойные стандарты. Собираются мусульмане около бирманского посольства, нам говорят: «Они имеют право на самовыражение». Собираются другие люди по другим поводам – это несанкционированный митинг, это незаконно.

– Для того, чтобы люди перестали бояться, их научают избавляться от страха. Посредством постепенных политических и гражданских практик. Первые их этих практик опасными не являются. Но когда вы сделали первый шаг, вам легче сделать второй шаг. Третий шаг несёт для вас ограниченные риски. Но если на улицы выйдет сто тысяч, им уже будет не так страшно, как если бы их вышло всего пятьсот человек. Как только возникает критическая масса, страх начинает, если не исчезать полностью, то рассеиваться. Чего боятся люди?

– В тюрьму посадят.

– Физического насилия.

– Вспомните, как начинались протесты 5 декабря 2011 года, а потом продолжались на протяжении трёх-четырёх дней, когда людей перестали уже довозить до отделений полиции, их просто освобождали. Отделения были переполнены, люди перестали бояться, а полицейские устали. Это всё происходило на ваших же глазах.


Митинг 5 декабря 2011 года / Фото: А.Махонин, "Ведомости"
Люди боятся, что им придется платить штрафы. Значит, нужно создать общенациональный фонд, который покроет хотя бы часть этих выплат. Сделать ситуацию совсем уж безопасной невозможно, но можно минимизировать или хотя бы снизить уровень риска.

– Почему вы говорите о стратегии вне контекста выборов в Мосгордуму? Почему бы нам сейчас не начать делать то, о чём вы говорите, и можно ли это использовать как часть повестки?

– Об этом должны говорить те люди, которые намерены участвовать в выборах в Мосгордуму. Часть из того, что я сказал, вполне применима к московской городской повестке. Я думаю, вы прекрасно видите, что именно, из того, что я сказал, применимо.

– Вы сказали, что экономический сектор, очень недоволен «Единой Россией», а есть ли в элитах те, кто недоволен политикой партии и готов в любой момент переметнуться? Может быть в Санкт-Петербурге помимо основного кандидата какой-либо другой?

– Нет, такого не будет. Выборы и в Петербурге, и в Москве будут модерироваться властью чрезвычайно жестко. Я объяснил почему: по символическим и политическим причинам потеря Москвы и Санкт-Петербурга абсолютно неприемлема для Кремля.

Что касается разногласий. Да, конечно есть разногласия, но вы увидите эти разногласия только тогда, когда начнутся массовые акции протеста. Вы тут же вдруг увидите пресловутый раскол элит, но не раньше. Как только на улицах окажется много людей, а эти люди проявят настойчивость, вы тут же вдруг с удивлением узнаете, что, оказывается, этот министр, этот олигарх, и этот телеведущий всегда держали кукиш в кармане по отношению к власти, а на самом деле сердцем и душой они были всегда с народом, и более того, они разлагали власть изнутри. Я это уже видел на рубеже 80–90-х. И не сомневаюсь, что увижу снова.

Однако до начала массовой низовой динамики не стоит питать иллюзии, что произойдет раскол элит. Как только элиты столкнуться с серьезным выбором, они начнут задумываться о том, чтобы отойти в сторону, примкнуть к восставшему народу и вообще что-нибудь сделать. Но не раньше. Мне почему-то кажется, что те, кого считают опорой власти, то есть силовики, отпрыгнут первыми. Они не перейдут на сторону народа, они просто перестанут выполнять приказы. Это любимая русская форма протеста. Если нам что-то не нравится, что мы делаем? Мы игнорируем распоряжения начальства, пропадаем из поля его зрения. Нечто похожее случилось в декабре 2010 года, когда футбольные болельщики собрались на Манежной площади. Тогда поступил приказ омоновцам: идите, разгоняйте их! Омоновцы же ответили своему начальству: «Иди и разгоняй сам». Там же не участники «Марша несогласных», там же футбольные болельщики. Они крепкие, они умеют драться, они готовы к коллективным действиям». Так или иначе, мы все, хотя и по разным причинам, подошли к пределу терпения. И силовики здесь не исключение.

Сейчас в воздухе носится то, что мы не чувствовали ещё год назад. Не только в Москве, по всей России. Но никто не сделает первого шага, пока не будет примера. И примера отсюда, из российской столицы.

– Почему таким примером не может быть Навальный, который в Москве? Почему до сих пор этого не случилось?

– Думаю, лучше спросить у него, чем у меня. С моей точки зрения, оппозицией в целом было упущено несколько прекрасных возможностей выступить в роли примера и кардинально повлиять на ситуацию в России. То, что происходило в 11–12 году, классический случай абортированной революции. Та революция не победила бы полностью и окончательно, но ситуация сейчас была бы совершенно иной. Мы бы сейчас не имели всего того, что имеем.

В этот раз ставка будет гораздо выше, но и число недовольных гораздо больше. Что такое 2011–2012 год? Восстание городского среднего класса, имевшее моральную первопричину. Это был протест против нечестных выборов, именно они составили ядро, вышедших на площадь. Сейчас городской средний класс превращается в новых русских бедных и его могут поддержать бедные по всей России. Ситуация кардинально переменилась. Если в тот раз любой, даже удачный результат, был бы половинчатым, в этот раз удачный результат будет полным и окончательным. С моей точки зрения, полный и окончательный результат – это завершение той революции, которая началась в России на рубеже 80–90-х годов. Это завершение строительства российской демократической республики. На повестке дня стоит именно такая историческая задача.

Как только возникнет гражданская коалиция, то вскоре вы увидите Алексея Навального в ее рядах, потому что его же сторонники скажут: «Там сила и там возможность влиять, иди туда, будь с ними». Это нормальная логика, потому что вместе гораздо больше шансов добиться успеха. Это не означает, что исчезнут политические и идеологические разногласия. Они останутся. Но они будут перенесены на потом. Прежде чем конкурировать между собой, надо добиться честных и справедливых выборов.

– Могут ли у оппозиции быть стратегические цели в том смысле, что нет определенного лидера, а договориться надо. Как можно стратегические цели сформулировать, когда каждый тянет одеяло на себя, так или иначе – выставляет спойлеров друг другу и так далее. Как в таких условиях сформулировать стратегическую задачу?

– Я не буду призывать к самоограничениям и здравомыслию. Могу сказать, если вы хотите, чтобы оппозиция договорилась, начните создавать новый центр. Создавать гражданскую коалицию из новых людей. И когда эта коалиция предложит более или менее реалистичную стратегию, все те, кто сейчас не могут договориться, придут туда для того, чтобы быть там, где находится сила и где находится будущее. В 1989-1991 годах внутри «Демократической России» дискуссии были не менее ожесточенными, чем внутри нынешней оппозиции. Более того, я встретил этих людей спустя 30 лет, и они также продолжали о том же спорить. Но задача в том, чтобы быть едиными всего в один исторический момент, в одно мгновение. И ставка очень велика. Тогда их всех объединило то, что они почувствовали вкус победы. Год назад мы с вами могли заниматься лишь моральными ламентациями: «Ах, надо объединиться!» Но сейчас изменился дух времени, и все это начинают чувствовать – и власть, и оппозиция. Впервые за последние 30 лет История снова на нашей стороне.

© 2024 Все о получении кредита. Информационный портал