Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Пособие по утрате временной трудоспособности. Кто и как оплачивает нам потерю трудоспособности и «декретный» отпуск? Возмещение расходов на лечение

Трудоспособность – это состояние здоровья, позволяющее сотруднику выполнять работу определенного качества и объема до достижения пенсионного возраста. Утрата трудоспособности может быть вызвана получением физического увечья, профессиональным заболеванием, а также в результате целого ряда других обстоятельств.

Вам нужно подтвердить частичную или полную потерю трудоспособности? Значит, придется проводить медико-социальную экспертизу, на основании которой и выдается соответствующее заключение. Но прежде чем предпринимать активные шаги в данном направлении, заполните заявку на бесплатную юридическую консультацию, и наш специалист подскажет вам не только как подтвердить потерю трудоспособности, но и укажет тот кратчайший путь, позволяющий сделать это в сжатые сроки.

Как защитить свои права при утрате трудоспособности?

Для того чтобы защитить права работников, лишившихся трудоспособности, законодательство РФ предусматривает выплату компенсации. Но что делать, если работодатель нарушает обязательства по отношению к работникам, утратившим трудоспособность? Абсолютно беспроигрышное решение только одно - следует отстаивать свои права в суде.

Составление иска и сроки обращения в суд

В исковом заявлении требуйте компенсацию не только потраченных на лечение средств, а также будущих затрат, связанных с потерей трудоспособности, но и моральную компенсацию. Стоить иметь в виду, что работодателя могут еще и оштрафовать на довольно крупную сумму.

При утрате трудоспособности как можно быстрее обращайтесь в суд, поскольку все факты, на которые можно ссылаться в ходе судебного разбирательства, на начальной стадии легко доказуемы. Подавать исковое заявление о возмещении ущерба здоровью и о признании работника нетрудоспособным следует в письменной форме в районный суд по месту жительства (регистрации) одной из сторон.

Получение компенсаций

Судебно-медицинская экспертиза осуществляется соответствующими комиссиями по определению суда в бюро судебно-медицинской экспертизы. Размер убытков определяется, исходя из степени утраченной трудоспособности и среднего заработка потерпевшего за 12 календарных месяцев. Если в результате увечья потерпевший лишился трудоспособности частично, то размер компенсации рассчитывается пропорционально степени утраты профессиональной трудоспособности.

Если же речь идет о потере только профессиональной трудоспособности, но о частичном сохранении общей трудоспособности, то возмещение уменьшается на сумму, которую мог бы зарабатывать неквалифицированный рабочий при соответствующем проценте утраты общей трудоспособности.

Возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, должно присуждаться в виде ежемесячных, периодических платежей, выплачиваемых ответчиком истцу – в течение определенного срока или пожизненно.

Помощь юриста

Из вышесказанного вы наверняка уже поняли, что неискушенному человеку будет непросто собрать все необходимые доказательства, предъявить в суд документацию, оформленную надлежащим образом, и уж тем более – сделать все это в максимально сжатые сроки. Как же грамотно и быстро убедить работодателя или государство в том, что вам положена компенсация в результате потери трудоспособности?

Для того чтобы оградить себя от ошибок, быть уверенным в том, что утрата трудоспособности не отразится на вашем материальном благополучии, следует заранее проконсультироваться у наших специалистов. Они внимательно ознакомятся со всеми обстоятельствами вашего дела, подскажут, как взыскать с работодателя компенсацию в максимальном размере! Просто позвоните нам, чтобы активизировать начало процесса!

Законодательство о труде обязывает работодателя обеспечивать безопасные условия труда. Статьей 212 ТК предусмотрено проведение аттестации рабочих мест, которая проводится целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и опасных производственных факторов. Результаты аттестации дают возможность разработать и реализовать мероприятия по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Порядок проведения аттестации рабочих мест изложен в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

Но, к сожалению, рабочие места не всегда соответствуют требования законодательства. Кроме того, работник может получить травму в результате причин субъективного характера. Например, усталость, головокружение, невнимательность, нестабильный эмоциональный фон - все эти причины могут быть источником производственной травмы.

Естественно, что в первую очередь травмированный работник предъявляет работодателю требование о выплате ему компенсации, так как травма получена во время выполнения трудовых обязанностей.

Давайте разберемся, какие выплаты положены работникам в подобных случаях и кто обязан их осуществлять, в каких случаях работодатель обязан произвести компенсационные выплаты работникам, получившим травму на производстве. Также работодатель должен знать, облагаются ли эти выплаты налогами и страховыми взносами.

Какими нормативными актами должен руководствоваться работодатель, если на предприятии произошел несчастный случай?

Основным документом, регулирующим действия работодателя при несчастном случае на производстве, является Трудовой кодекс РФ.
Порядок действий определен в ст.228 ТК РФ.

Во-первых, работодатель обязан организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшему и доставку его в медицинское учреждение.

Во-вторых, сообщить в соответствующие инстанции о случившемся

В-третьих, принять необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.

Это основные обязанности, которые работодатель должен совершить при возникновении несчастного случая.

Следующая группа документов определяет порядок назначения и выплаты компенсаций травмированным работникам. К таким документам относится Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон 125-ФЗ).

В некоторых отраслях промышленности отраслевыми соглашениями предусмотрена выплата единовременной компенсации в связи с потерей работоспособности.
Например, отраслевым соглашением по машиностроительному комплексу РФ на 2011–2013 годы (утв. Ассоциацией машиностроительных профсоюзов России, Профсоюзом работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ, Профсоюзом машиностроителей РФ, Общественным объединением «Всероссийский Электропрофсоюз», Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз машиностроителей России» 01.03.2011) установлена компенсация при утере трудоспособности. Ее размер зависит от степени утраты трудоспособности и устанавливается локальными нормативными актами.
Следовательно, если организация-работодатель относится к тем отраслям промышленности, в которых приняты отраслевые соглашения, она обязаны выплатить работнику положенные ему компенсации. Выплаты производятся дополнительно к тем, которые закреплены в Законе 125-ФЗ.

Какое событие признается несчастным случаем на производстве?

Страховые выплаты согласно Закону 125-ФЗ положены только тем работникам, которые пострадали в результате несчастного случая. Поэтому нужно иметь четкое представление, что такое несчастный случай на производстве.

Событие признается несчастным случаем на производстве, если оно повлекло за собой необходимость перевода работника на другую работу, привело к временной или стойкой утрате трудоспособности либо смерти работника (абз. 10 ст. 3 Закона 125-ФЗ).

Необходимость перевода работника на другую работу должна быть подтверждена медицинским заключением, выданным в соответствии с законодательством.
В качестве такого заключения выступает Справка о заключительном диагнозе пострадавшего от несчастного случая на производстве (Приложение № 2 к Приказу Минздравсоцразвития России 15.04.2005 № 275).

При этом продолжительность больничного листа должна составлять не менее одного дня (ч. 1 ст. 230 ТК РФ).
Например, сотрудник попал в ДТП во время рабочего рейса и получил только ссадины. В медицинское учреждение не обращался и на следующий день вышел на работу.

Такой случай нельзя отнести к несчастному случаю на производстве, так как он не повлек за собой серьезных повреждений. Пострадавший работник не вправе претендовать на социальные выплаты.

К несчастным случаям на производстве не относятся также те случаи, когда работник получил травму вследствие алкогольного опьянения или совершения преступных действий (ч. 6 ст.229.2 ТК РФ). Подобные ситуации квалифицируются как несчастные случаи, не связанные с производством. Понятно, что в подобных ситуациях работники теряют право на получение социальных выплат.

Поэтому задача работодателя состоит в том, чтобы своевременно и правильно задокументировать происшествие, так как наличие несчастных случаев на производстве неизбежно приводит к увеличению тарифов страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 22 Закона 125-ФЗ).

Какие работники вправе получить компенсацию в случае получения травмы во время выполнения трудовых обязанностей?

Компенсационные выплаты назначаются только работнику, утратившему профессиональную трудоспособность. Вывод об утрате трудоспособности вправе сделать медико-социальная экспертиза (п. 1 ст. 10 Закона).

Если экспертиза признает работника не утратившим профессиональной трудоспособности, он не вправе претендовать на получение компенсации.

Какие виды выплат предусмотрены при получении травмы на производстве?

Работники, утратившие трудоспособность в результате травмы на производстве, имеют право на получение двух видов компенсационных выплат - единовременных и ежемесячных.

Единовременные выплаты определяются в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, установленной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год. На 2013 год установлено 76699,8 рубля.

Напомню, что степень утраты трудоспособности устанавливает медико-социальная экспертиза в своем заключении. Порядок проведения экспертизы определен Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Ежемесячные страховые выплаты выплачиваются застрахованному работнику на протяжении всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт ее утраты, исключая период, за который было назначено пособие по временной нетрудоспособности.

В силу п. 1 ст. 12 Закона № 125-ФЗ размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднемесячного заработка работника, исчисленная в соответствии со степенью утраты им трудоспособности.
Таким образом, если работник никогда не поправится и не сможет вернуться к полноценной трудовой деятельности, он будет получать страховые выплаты до конца жизни.
Максимальный размер страховой выплаты устанавливается федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год (п. 12 ст. 12 Закона № 125-ФЗ).
На 2013 год указанный лимит составляет 58 970,00 руб. (пп. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 03.12.2012 № 219-ФЗ).

Кроме того, ежемесячные страховые выплаты подлежат индексации в порядке и размере, которые установлены Правительством РФ (абз. 2 п. 11 ст. 12 Закона № 125-ФЗ).

Какой орган выплачивает единовременную и ежемесячную компенсацию при утрате трудоспособности?

Если у работника имеется заключение медико-социальной экспертизы об утрате трудоспособности, то в этом случае он вправе получить единовременную компенсацию. Но обязанность по ее выплате лежит не на работодателе, а на территориальном органе ФСС по месту регистрации работодателя, так как он является страховщиком. Согласно п. 7 ст. 15 Закона страховые выплаты обязан выплачивать именно страховщик, а не работодатель.

Работодатель, будучи страхователем, обязан лишь выплатить работнику пособие по временной нетрудоспособности на основании предоставленного больничного листа (пп. 1 п. 1 ст. 8, п. 7 ст. 15 Закона № 125-ФЗ).

Размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве

Пособие по временной нетрудоспособности в связи несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием выплачивается в размере 100% среднего заработка работника и не зависит от страхового стажа работника (ст. 9 Закона № 125-ФЗ, п. 2 ст. 1, ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

В то же время Федеральным законом № 36-ФЗ от 05.04.2013 установлен максимальный размер страховой выплаты, который не может превышать четырехкратного размера максимальной ежемесячной страховой выплаты.

Максимальный размер страховой выплаты устанавливается федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год (п. 12 ст. 12 Закона № 125-ФЗ).

В 2013 году этот лимит составляет 58 970,00 руб. (пп. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 03.12.2012 № 219-ФЗ). Следовательно, максимальный размер пособия по нетрудоспособности в связи с профессиональной травмой или заболеванием в расчете за полный календарный месяц составит 235 880,00 руб. (ст. 1 Закона № 36-ФЗ, п. 12 ст. 12 Закона № 125-ФЗ, пп. 2 ч. 1 ст. 6 Закона № 219-ФЗ).

Какие документы необходимо подать для получения единовременной выплаты?

Если в заключении медико-социальной экспертизы будет указано, что работник утратил трудоспособность в результате несчастного случая, то он вправе обратиться в ФСС за получением единовременного пособия. Пособие назначается на основании заявления застрахованного лица. Так как застрахованным лицом является работник, то и заявление необходимо подать от его имени.

Причем заявление нужно подать в территориальный орган ФСС по месту регистрации страхователя, то есть работодателя.

К заявлению прилагаются документы согласно установленному ФСС перечню для каждого конкретного случая (п. 4 ст. 15 Закона).

К таким документам относятся:

  • акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании;
  • справка о среднем месячном заработке застрахованного за период, выбранный им для расчета ежемесячных страховых выплат в соответствии с настоящим Законом;
  • заключение учреждения медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности застрахованного;
  • заключение учреждения медико-социальной экспертизы о необходимых видах социальной, медицинской и профессиональной реабилитации застрахованного;
  • копия трудовой книжки или иного документа, подтверждающего нахождение пострадавшего в трудовых отношениях со страхователем;
  • извещение лечебно-профилактического учреждения об установлении заключительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания;
  • заключение центра профессиональной патологии о наличии профессионального заболевания;
  • документы, подтверждающие расходы на осуществление по заключению учреждения медико-социальной экспертизы социальной, медицинской и профессиональной реабилитации застрахованного, предусмотренной подп. 3 п. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона;
  • программа реабилитации пострадавшего.

Список документов может отличаться, так как органы ФСС к каждом конкретном случае запрашивают соответствующие документы.

Следует отметить, что застрахованный работник, имеющий право на получение страховых выплат, вправе обратиться к страховщику, то есть в ФСС с заявлением на получение обеспечения по страхованию независимо от срока давности страхового случая.

При обращении за назначением о выплате ежемесячного обеспечения по страхованию, по истечении трех лет с момента возникновения права на его получение, выплаты производятся за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие обращению.

Срок рассмотрения заявления пострадавшего работника в территориальном органе ФСС

Решение о назначении выплаты или отказе принимается органом ФСС РФ в течение 10 дней с даты подачи заявления и соответствующих документов. Выплаты застрахованному работнику производятся органом ФСС РФ в течение одного месяца с момента принятия положительного решения (пп. 4, 7 ст. 15 Закона).

Может ли работодатель подать документы за своего работника?

Получение травмы всегда стресс для любого человека. И не всегда он в состоянии даже после лечения самостоятельно собрать все документы и подать их в территориальный орган ФСС. Обычно работники имеют очень поверхностное представление о системе социального страхования и тех правах, которые они имеют, так как эти вопросы за них обычно решает работодатель.

И в данной ситуации прежде всего работодатель должен разъяснить работнику, какие выплаты он вправе получить в ФСС, и своевременно предоставить ему все необходимые документы.

Кроме того, организация может помочь работнику тем, что самостоятельно оформит указанные в перечне документы и подаст их в органы ФСС РФ. Закон 125-ФЗ допускает возможность подачи заявления через доверенное лицо, следовательно, организация вправе подать документы за работника (абз. 1 п. 4 ст. 15 Закона 125-ФЗ).

Может ли работодатель оказать получившему травму работнику материальную помощь?

Из анализа Закона ясно, что организация-работодатель обязана выплачивать работнику, получившему производственную травму, только пособие по временной нетрудоспособности. Единовременные и ежемесячные социальные выплаты осуществляются Фондом социального страхования.

Но работодатель может по собственной инициативе или на основании заявления работника выплатить работнику материальную помощь в порядке компенсации расходов на лечение и реабилитацию, причем размер этой помощи законодательством РФ не ограничен.

При этом нужно помнить, что материальная помощь в размере 4 тыс. рублей не облагается страховыми взносами (п. 11 ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 10, ч. 2 ст. 12, ч. 2 ст. 62 Закона № 212-ФЗ, пп. 12 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ, Письма Минздравсоцразвития от 17.05.2010 № 1212-19, от 01.03.2010 № 426-19). НДФЛ с этой суммы также не удерживается (ст. 216, абз. 4 п. 28 ст. 217 НК РФ).

Кроме того, работодатель вправе оплатить своему работнику стоимость лечения и медицинского обслуживания за счет средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль. Полученные работником доходы в этом случае не облагаются НДФЛ (п. 10 ст. 217 НК РФ).

Таким образом, если в вашей организации произошел несчастный случай и пострадавший работник обращается к вам за получением компенсационных выплат, необходимо помнить, что работодатель обязан выплатить своему работнику только пособие по временной нетрудоспособности. При этом нужно помнить, что несчастный случай, не связанный с производством (например, вследствие алкогольного опьянения), но полученный на рабочем месте, оплачивается из расчета МРОТ (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

Единоразовые и ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются работнику территориальными органами ФСС на основании заявления работника, поэтому работодатель может только помочь своему работнику в подготовке пакета документов для представления в ФСС.

Кроме того, работодатель может оказать пострадавшему работнику материальную помощь или оплатить его лечение и приобретение медикаментов.

Статьи 183 и 184 ТК РФ не раскрывают существо выплат, полагающихся работникам при утрате ими трудоспособности по различным причинам, а только называют их (да и то не в полном объеме) и отсылают к другим федеральным законам.

Все, что имеют в виду ст. ст. 183 - 184 ТК РФ, реализуется через обязательное социальное страхование. Основополагающими в этой сфере являются Федеральные законы от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изм. и доп. от 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 5 марта 2004 г.) и от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изм. и доп. от 17 июля 1999 г., 2 января 2000 г., 25 октября, 30 декабря 2001 г., 11 февраля, 26 ноября 2002 г., 8 февраля, 22 апреля, 7 июля, 23 октября, 8, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 декабря 2005 г.).

Кроме того, принятие Закона "Об основах обязательного социального страхования" имело положительное значение в силу следующих причин:

1) в нем четко заявлено, что обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения (ст. 1). Это очень важно, поскольку из ряда документов высших органов исполнительной власти вытекало, что социальное страхование стоит как бы в стороне от социальной защиты населения, лишь несколько соприкасаясь с ней;

2) в Федеральном законе наконец-то появился понятийный материал, широко используемый в сфере обязательного социального страхования. Разъяснено, что понимается под такими терминами, как "страховой взнос", "тариф страхового взноса", "социальный страховой риск", "страховой стаж", "страхователи", "застрахованные лица", "страховщики" и др. (ст. 3 и ст. 6);

3) определены полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования (ст. 5), что дает возможность навести порядок в законодательной базе в случаях, когда субъекты РФ принимают нормативные акты, противоречащие федеральному законодательству;

4) впервые в законодательстве об обязательном социальном страховании названы виды социальных страховых рисков (ст. 7);

5) впервые в собирательном виде представлены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (ст. 8);

6) недвусмысленно сказано, что бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также что средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат (ст. 16);

7) заявлено об ответственности должностных лиц, допустивших нецелевое расходование средств социального страхования и иные нарушения в рассматриваемой сфере (ст. ст. 19, 27);

8) очерчен круг прав и обязанностей застрахованных лиц, страхователей и страховщиков (ст. ст. 10, 11, 12);

9) конкретизирована защитная функция профсоюзов в сфере обязательного социального страхования; застрахованные лица могут через своего представителя или профсоюз (а не только лично) защищать свои права, в том числе и в суде, участвовать в управлении обязательным социальным страхованием. Профсоюзы имеют право на паритетное представительство в органах управления фондов обязательного социального страхования, бюджеты которых формируются за счет страховых взносов, и на осуществление профсоюзного контроля за исполнением средств социального страхования (ст. ст. 10, 13, 14);

10) названы сроки рассмотрения и разрешения споров по вопросам обязательного социального страхования (ст. 27).

Несмотря на перечисленные выше достоинства Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", есть основание утверждать, что он требует значительных уточнений и дополнений не только с целью приведения его в соответствие с более поздним законодательством, но и в силу нечеткого изложения некоторых положений, отсутствия механизма приведения в действие ряда декларативных норм.

Применительно к рассматриваемым ст. 183 и ст. 184 ТК РФ в названных двух федеральных законах есть некоторая несогласованность.

В ст. 7 ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" среди видов страховых рисков, помимо временной нетрудоспособности, названы трудовое увечье и профессиональное заболевание, а в ст. 8 среди видов страхового обеспечения, помимо пособия по временной нетрудоспособности, пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием.

Упомянутые статьи вступили в противоречие со ст. ст. 3, 8 и 9 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях", которые более точно отражают существо дела. В ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях" речь идет о пособии по временной нетрудоспособности, назначаемой в связи со страховым случаем, а таковыми являются несчастный случай на производстве и профзаболевание. Травма, полученная при несчастном случае на производстве, и трудовое увечье, как уже отмечалось ранее, - понятия неравнозначные.

Пособие, выплачиваемое в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием, есть не что иное, как пособие по временной нетрудоспособности, и об этом прямо сказано в ст. 9 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях". Выделять его в отдельный вид пособия в ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" не было никакой необходимости, поскольку оно выплачивается по тем же правилам, что и пособие по временной нетрудоспособности во всех остальных случаях нетрудоспособности, разве что размер пособия (100% заработка) оговаривается сразу. Таким образом, никакого нового пособия после вступления в силу ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" не появилось, хотя оно было продекларировано в этом Законе.

В то же время в ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" нет упоминания ни о ежемесячных, ни о единовременных страховых выплатах, которые предусмотрены ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях" как виды обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Без них система страховых выплат, отраженная в Законе "Об основах обязательного социального страхования", является неполной.

Ряд положений, имеющих отношение к размерам пособия по временной нетрудоспособности, находим в некоторых законах, изданных совсем по другому поводу. Так, ст. 24 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусматривает в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.

В соответствии со ст. 10 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" донору, сдавшему безвозмездно в течение года кровь и (или) ее компоненты в суммарном количестве, равном двум максимально допустимым дозам, пособия по временной нетрудоспособности при всех видах заболеваний выплачиваются в течение года в размере полного заработка независимо от трудового стажа (Ведомости РФ. 1993. N 28. Ст. 1064). Ответы на ряд вопросов, возникающих при применении данной правовой нормы, можно найти в разъяснениях Министерства здравоохранения, Министерства труда и Центральной исполнительной дирекции Фонда социального страхования РФ, опубликованных в газете "Ваше право". 1993. N 25.

На основании ст. 21 ФЗ от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (с изм. и доп. от 7 августа 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 30 июня 2006 г.) гражданам, у которых временная нетрудоспособность связана с поствакцинальным осложнением, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100% среднего заработка независимо от непрерывного трудового стажа.

В таком же размере выплачивается пособие одному из родителей или иному законному представителю несовершеннолетнего за все время болезни несовершеннолетнего, связанной с поствакцинальным осложнением.

В соответствии со ст. 9 ФЗ от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" (с изм. и доп. от 25 июля 2002 г., 22 августа 2004 г.) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере среднего заработка гарантируется ряду лиц из упомянутых в наименовании Закона граждан, в том числе при направлении их на медицинское обследование или лечение в специальные лечебные учреждения.

До недавнего времени в соответствии с Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 508 "О размере пособия по временной нетрудоспособности" (с изм. и доп. от 31 июля 2002 г.) максимальная сумма пособия по временной нетрудоспособности составляла 85 МРОТ. Статья 15 Федерального закона от 11 февраля 2002 г. N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" (с изм. и доп. от 8 февраля, 8 декабря 2003 г., 29 декабря 2004 г., 22 декабря 2005 г.) установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц не может превышать 11700 рублей. В районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия определяется с учетом этих коэффициентов.

Новый максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности применяется в случае, если временная нетрудоспособность наступила после вступления в силу Федерального закона от 11 февраля 2002 г. (т.е. после 14 февраля 2002 г., когда он был опубликован в "Российской газете").

Приказ Минздравмедпрома России от 19 октября 1994 г. N 206 и Постановление Фонда социального страхования РФ от 19 октября 1994 г. N 21 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан" (с изм. и доп. от 25 июня 1996 г.) ввели в действие Инструкцию о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан (приложение к Приказу Минздравмедпрома России от 19 октября 1994 г. N 206 к Постановлению Фонда социального страхования РФ от 19 октября 1994 г. N 21).

Выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера. Для обеспечения контроля за правильностью начисления и своевременной выплатой пособий, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образуются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Члены комиссии или уполномоченный избираются на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Число членов комиссии, нормы представительства от администрации и профсоюзов (трудового коллектива), срок полномочий и порядок принятия решений определяются в Положении о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию, которое утверждается также на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Предельный срок работы комиссии - 3 года. На время выполнения обязанностей членов комиссии, если эти обязанности осуществляются в рабочее время, работникам может гарантироваться сохранение места работы (должности) и среднего заработка в соответствии с коллективным договором или соглашением.

Типовое положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию позволяет вводить в состав комиссии работников любых профессий. Как свидетельствует практика, комиссия работает квалифицированно, если в ее состав входят работники бухгалтерии, юристы, экономисты, медицинские работники. Председателем комиссии может быть любой ее член, в том числе и председатель профкома предприятия.

Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию (подробно см. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" (с изм. и доп. от 24 июля 1995 г., 19 февраля, 15 апреля, 23 декабря 1996 г., 22 ноября 1997 г., 23 декабря 1999 г., 19 июля 2002 г., 2 августа 2005 г.); Типовое положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию, утвержденное Фондом социального страхования РФ 15 июля 1994 г. N 556а.

Фонд социального страхования назван страховщиком в деле обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данный Закон вступил в силу с января 2000 г. Те выплаты, которые положены застрахованным лицам, состоящим в трудовых отношениях со страхователем, производятся самим страхователем и засчитываются в счет уплаты им страховых взносов. Тем, кто не состоит в трудовых отношениях со страхователем, выплаты производит Фонд социального страхования.

Взносы работодателей на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях, направленные в Фонд социального страхования, не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде страхования (ст. 11 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 24 марта, 6 августа, 15, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 24 июля, 24, 31 декабря 2002 г., 8, 23 декабря 2003 г., 29 июля, 18, 22 августа, 28 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г.).

Страховые тарифы на данный вид страхования в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору определяются с учетом отнесения организации к той или иной группе отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска.

В 2000 г. существовали 14 классов профессионального риска, страховой тариф составлял от 0,2% (для 1 класса) до 10,7% (для 14 класса). На сегодняшний день отрасли (подотрасли) экономики разбиты на 22 класса. Страховой тариф с 2001 г. имеет диапазон от 0,2% до 8,5% (см. ст. 1 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 17-ФЗ "О страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях на 2001 год").

К видам обеспечения по данному виду обязательного социального страхования относятся: пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием; единовременная страховая выплата застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти; ежемесячные страховые выплаты застрахованному либо лицам, имеющим на них право в случае смерти застрахованного; оплата дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, включая дополнительную медицинскую помощь, дополнительное питание, приобретение лекарств, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, протезирование, обеспечение специальными транспортными средствами, профессиональное обучение (переобучение).

Еще по теме Гарантии и компенсации работникам при утрате ими трудоспособности:

  1. § 3. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей
  2. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
  3. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации
  4. § 2. Гарантии и компенсации при направлении работников в служебные командировки и переезде на работу в другую местность 1.
  5. § 2. Гарантии и компенсации при направлении работников в служебные командировки и переезде на работу в другую местность
  6. Гарантии и компенсации работникам, направляемым на медицинское обследование, на повышение квалификации, и при сдаче крови и ее компонентов
  7. § 4. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением
  8. Гарантии и компенсации для отдельных категорий работников
  9. Льготы для работников, обучающихся в общеобразовательных школах. Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального образования
  10. § 6. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением
  11. Гарантии и компенсации работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей
  12. Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях
  13. Гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей
  14. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения
  15. Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения
  16. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора. Выходные пособия
  17. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ, СВЯЗАННЫЕ С РАСТОРЖЕНИЕМ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
  18. Гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право -

Если вы получили травму на производстве или профзаболевание - имеете право на пособие или компенсацию. Кто сколько получит или не получит вообще - решать будет учреждение медико-социальной экспертизы по новым правилам, которые недавно подписал премьер-министр Михаил Касьянов.

Кем лучше быть - больным или здоровым?

Условия ужесточаются

Один мой знакомый однажды решил прыгнуть с парашюта. В результате неудачно приземлился и сломал обе ноги. Когда в частной фирме, где он работал, узнали о случившемся, ему решили безвозмездно оплатить операцию. Через несколько месяцев он вышел из больницы и подал на руководство несчастной компании в суд, чтобы получить компенсацию за травму на производстве. Дело парашютист проиграл и к тому же был уволен с работы. История поучительная, но дело не в этом. Те правила, которые были раньше, сталкивали лоб в лоб работника и работодателя. Первый все время пытался любой синяк списать на производственную травму, а последний отказывался признавать людей без руки или ноги инвалидом. А все потому, что оплачивать лечение и компенсацию приходилось работодателю. Теперь эту функцию берет на себя Фонд социального страхования.

Еще один ключевой момент: в новых правилах более четко прописано, в каких случаях устанавливается утрата трудоспособности, а в каких нет. "Раньше было так, - рассказывает Елена Андреева, замначальника департамента трудовых отношений Минтруда, - человек, окончив техникум, получил, допустим, диплом слесаря-сантехника. Но последние 10 лет работал в фирме, сидя на домашнем телефоне. И тут он ломает ногу и требует компенсации, потому что по специальности он слесарь и работать не может. Но к нынешнему его занятию это никакого отношения не имеет: он вполне способен исполнять свои обязанности, сидя дома." Так вот теперь компенсация будет выплачиваться применительно к той работе, на которой сейчас находится пострадавший.

В обычных случаях (перелом, растяжение и т.д.) это 15% от зарплаты. Если человек вообще не может работать - он будет получать все 100%. Если травма настолько серьезная, что теперь работнику придется ограничить свою деятельность - реально получить от 40% до 90%. Сколько именно - будет устанавливать медико-социальная экспертиза.

Обжалуйте, если получится

По новым правилам выходит, что люди, ставшие инвалидами на рабочем месте, получать будут меньше. Раньше пострадавшему платили зарплату, пенсию и возмещение суммы вреда. Теперь это будет только пенсия и, если надо, оплата лечения.

В зависимости от того, насколько сильно вы пострадали, Министерство труда, Министерство здравоохранения и Фонд социального страхования будут решать, нужно вам лечение в санатории, операция, переобучение на новую специальность или нет. Если решит, что нужно - Фонд социального страхования оплатит.

Кроме того, в правила привнесли еще одно существенное изменение: теперь у пострадавшего и страховщика будут равные условия для обжалования своей позиции. То есть раньше работник мог требовать компенсации, а тот, кто ему должен ее выплатить, - нет. Теперь они могут подавать в суд друг на друга. Кстати, кроме суда вас выслушают еще в Главном бюро медико-социальной экспертизы и местном отделении соцзащиты. Бюро даже установило жесткий срок для принятия решения - месяц со дня поступления заявления.

И последнее, с чем многим из нас теперь придется мириться. Как известно, некоторым не хватает одной зарплаты и приходится подрабатывать в нескольких местах. Так вот, если человек получил травму, то он оформляет себе компенсацию на всех, допустим, трех работах. На одной получается 60%, на другой - 40%, на третьей еще 40%. В результате выходит, что, став инвалидом, он получает больше, чем когда был здоров. Теперь чиновники ввели ограничение: сколько бы работ у пострадавшего ни было, он должен в сумме получать не больше 100% компенсации.

Последние правила на этот счет были выпущены в 1994 году. Сколько времени продержится новый документ - неизвестно. Поживем - увидим.

ПРАВИЛА УСТАНОВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ УТРАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок установления учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее именуются - пострадавшие).

2. Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации.

3. Одновременно с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности учреждение медико-социальной экспертизы при наличии оснований определяет нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также признает пострадавшего инвалидом.

4. Освидетельствование пострадавшего проводится в учреждении медико-социальной экспертизы по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения (далее именуется - учреждение здравоохранения).

В случае если в соответствии с заключением учреждения здравоохранения пострадавший по состоянию здоровья не может явиться в учреждение медико-социальной экспертизы, освидетельствование может проводиться на дому или в стационаре, где пострадавший находится на лечении.

5. Учреждение медико-социальной экспертизы обязано ознакомить пострадавшего в доступной для него форме с настоящими Правилами.

6. Гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей, степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается учреждениями судебно-медицинской экспертизы.

II. Освидетельствование пострадавших

7. Освидетельствование пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизы проводится на основании обращения работодателя (страхователя), страховщика, по определению суда (судьи) либо по самостоятельному обращению пострадавшего или его представителя при представлении акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании.

8. Работодатель (страхователь) представляет в учреждение медико-социальной экспертизы заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию.

9. Учреждение здравоохранения осуществляет необходимые диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия и по их результатам оформляет пострадавшему направление в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование для установления степени утраты профессиональной трудоспособности. В направлении указываются данные о состоянии здоровья пострадавшего, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей его организма и результаты проведенных лечебных и реабилитационных мероприятий.

В отдельных случаях до выявления признаков стойкой утраты профессиональной трудоспособности у пострадавшего учреждение здравоохранения может направить его в учреждение медико-социальной экспертизы для определения нуждаемости в отдельных видах реабилитации.

10. При необходимости обследования с использованием специальных методик или оборудования, получения дополнительных данных учреждение медико-социальной экспертизы направляет пострадавшего на дополнительное обследование в медицинское, реабилитационное или иное учреждение, запрашивает необходимые сведения, осуществляет обследование условий труда пострадавшего, его социально-бытовых условий и принимает другие меры.

11. В случае отказа пострадавшего от дополнительного обследования экспертное решение о степени утраты профессиональной трудоспособности выносится на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте освидетельствования пострадавшего.

12. На основе полученных документов и сведений, личного осмотра пострадавшего определяется степень утраты его профессиональной трудоспособности, исходя из оценки имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или специально созданных производственных условиях.

Под специально созданными производственными условиями понимается организация работы, при которой пострадавшему устанавливаются сокращенный рабочий день, индивидуальные нормы выработки, дополнительные перерывы в работе, создаются соответствующие санитарно-гигиенические условия, рабочее место оснащается специальными техническими средствами, проводятся систематическое медицинское наблюдение и другие мероприятия.

13. Экспертное решение о степени утраты профессиональной трудоспособности принимается в присутствии пострадавшего простым большинством голосов специалистов, проводивших освидетельствование.

14. В случае если у пострадавшего наступила полная утрата профессиональной трудоспособности вследствие резко выраженного нарушения функций организма при наличии абсолютных противопоказаний для выполнения любых видов профессиональной деятельности, даже в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности 100 процентов.

15. В случае если пострадавший вследствие выраженного нарушения функций организма может выполнять работу лишь в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 70 до 90 процентов.

16. В случае если пострадавший вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания может в обычных производственных условиях продолжать профессиональную деятельность с выраженным снижением квалификации либо с уменьшением объема выполняемой работы или если он утратил способность продолжать профессиональную деятельность вследствие умеренного нарушения функций организма, но может в обычных производственных условиях выполнять профессиональную деятельность более низкой квалификации, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 40 до 60 процентов.

17. В случае если пострадавший может продолжать профессиональную деятельность с умеренным или незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущих снижение заработка, или если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем прежде, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 10 до 30 процентов.

18. Степень утраты профессиональной трудоспособности при повторных несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях определяется на момент освидетельствования по каждому из них раздельно, независимо от того, имели они место в период работы у одного работодателя или разных работодателей, с учетом профессиональных знаний и умений пострадавшего и в целом не может превышать 100 процентов.

19. При повторном освидетельствовании пострадавшего после проведения реабилитационных мероприятий специалисты учреждения медико-социальной экспертизы при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности учитывают повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, возможность выполнять работу по профессии, полученной в результате обучения или переобучения, способность пострадавшего выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, с учетом имеющихся у него профессиональных знаний и умений.

В случае уклонения (отказа) пострадавшего от выполнения рекомендованных реабилитационных мероприятий вопрос о степени утраты профессиональной трудоспособности рассматривается с учетом возможности выполнять любую трудовую деятельность.

20. При установлении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего определяется нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.

21. Заключение учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации составляется с учетом потенциальных возможностей и способностей пострадавшего осуществлять профессиональную, бытовую и общественную деятельность и оформляется в виде программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

В программе реабилитации пострадавшего определяются конкретные виды, формы, объемы необходимых реабилитационных мероприятий и сроки их проведения.

Программа реабилитации пострадавшего составляется в срок до одного месяца после принятия экспертного решения по форме, утверждаемой Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации.

22. Данные освидетельствования пострадавшего и экспертное решение заносятся в протокол заседания и акт освидетельствования пострадавшего, которые подписываются руководителем учреждения медико-социальной экспертизы, специалистами, проводившими освидетельствование, заверяются печатью этого учреждения и со всеми медицинскими документами хранятся 10 лет в указанном учреждении.

23. Результаты освидетельствования объявляются пострадавшему в доступной для него форме руководителем учреждения медико-социальной экспертизы в присутствии специалистов, принимавших экспертное решение. Специалисты, принимавшие экспертное решение, дают разъяснения пострадавшему или его представителю.

24. Справка учреждения медико-социальной экспертизы о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности, а при необходимости и программа реабилитации выдаются пострадавшему на руки под расписку.

25. Выписка из акта освидетельствования с указанием результатов установления степени утраты профессиональной трудоспособности и программа реабилитации пострадавшего в 3-дневный срок после их оформления направляются работодателю (страхователю) или страховщику, а также выдаются пострадавшему, если освидетельствование было проведено по его обращению.

III. Переосвидетельствование пострадавших

26. Переосвидетельствование пострадавшего проводится в порядке, установленном для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

27. Срок переосвидетельствования пострадавшего при определении степени утраты профессиональной трудоспособности устанавливается через шесть месяцев, один год или два года на основе оценки состояния здоровья пострадавшего и прогноза развития его компенсаторных и адаптационных возможностей.

Степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего устанавливается бессрочно в случае необратимых последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания со стойким нарушением профессиональных способностей и возможностей выполнения производственной деятельности.

28. В случае пропуска пострадавшим срока очередного переосвидетельствования степень утраты профессиональной трудоспособности за пропущенный период устанавливается при наличии направления работодателя (страхователя), страховщика либо постановления суда (судьи).

29. Переосвидетельствование пострадавшего ранее сроков, указанных в пункте 27 настоящих Правил, производится в случае: изменения состояния здоровья пострадавшего при наличии направления из учреждения здравоохранения или личного обращения пострадавшего либо его представителя в учреждение медико-социальной экспертизы и подтверждающих это изменение медицинских документов; выявления фактов необоснованно вынесенного решения (в том числе по подложным документам) или обжалования пострадавшим, работодателем (страхователем), страховщиком решения учреждения медико-социальной экспертизы в установленном порядке.

30. Учреждение медико-социальной экспертизы проводит освидетельствование в порядке динамического наблюдения за выполнением реабилитационных мероприятий для оценки их эффективности в сроки, установленные программой реабилитации пострадавшего.

IV. Обжалование решения учреждения медико-социальной экспертизы

31. Пострадавший, его представитель, работодатель (страхователь) или страховщик в случае несогласия с решением учреждения медико-социальной экспертизы может обжаловать его, представив письменное заявление в учреждение, проводившее освидетельствование пострадавшего, или в главное бюро медико-социальной экспертизы, или в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации.

Бюро медико-социальной экспертизы, проводившее освидетельствование пострадавшего, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет это заявление со всеми документами в главное бюро медико-социальной экспертизы.

32. Главное бюро медико-социальной экспертизы в месячный срок со дня поступления заявления проводит переосвидетельствование пострадавшего и на основании полученных результатов выносит решение.

Решение главного бюро медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в месячный срок в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, который может поручить проведение переосвидетельствования пострадавшего другому составу специалистов необходимого профиля указанного учреждения.

33. Решение учреждения медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 16 октября 2000 г. N 789 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ УСТАНОВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ УТРАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803) Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемые Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2. Министерству труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации утвердить:

критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

форму программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

3. Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Министерству здравоохранения Российской Федерации давать необходимые разъяснения по вопросам, связанным с применением Правил, утвержденных настоящим постановлением.

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 392 "Об утверждении Положения о порядке установления врачебно-трудовыми экспертными комиссиями степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах работникам, получившим увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 2, ст. 101).

Председатель Правительства Российской Федерации М. КАСЬЯНОВ

Деятельность Фонда социального страхования имеет абсолютную важность для любого жителя нашей страны. Эта организация придет на помощь в случае болезни, беременности, травмы на производстве и в других ситуациях.

Деятельность Фонда социального страхования имеет абсолютную важность для любого жителя нашей страны. Эта организация придет на помощь в случае болезни, беременности, травмы на производстве и в других ситуациях. Словом, государственное внебюджетное учреждение создано с целью обязательной социальной защиты граждан.

Организация ведет свою деятельность с 1 января 1991 года. Ее работа регулируется федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования». Мы беседуем с директором филиала №6 Государственного учреждения –Челябинского регионального отделения Фонд социального страхования Российской Федерации Натальей Ткачевой.

Наталья Юрьевна, некоторые горожане не представляют себе четко, чем занимается Фонд социального страхования. Каковы его функции?

Главными функциями организации являются: выплата социальных пособий, обеспечение социального страхования отдельных категорий граждан, оплата родовых сертификатов. Средства Фонда образуются за счет страховых взносов работодателей, доходов от инвестирования временно свободных средств Фонда.

Страховые выплаты производятся следующие: пособие по временной нетрудоспособности (больничный лист); пособие по беременности и родам; единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное - по уходу за ним до полутора лет. А также мы выплачиваем единовременные страховые выплаты и ежемесячные страховые выплаты при утрате профессиональной трудоспособности в соответствии с ее степенью.

Давайте остановимся на двух направлениях деятельности Фонда. Итак, в каких случаях закон гарантирует компенсацию при производственной травме или профессиональном заболевании?

Все, кто работает по трудовым договорам, застрахованы в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. То есть человек, работая где-либо, должен помнить, что он защищен трудовым договором, который заключен с работодателем. Если нет трудового договора - скажем, человек работает по договору подряда, оказания услуг или иному гражданско-правовому договору, при котором не уплачиваются страховые взносы в ФСС, то, к сожалению, работник не застрахован. И если произойдет несчастный случай, такой пострадавший останется без компенсационных выплат и других мер поддержки, один на один со своими проблемами.

Люди должны знать об этом и настаивать на заключении именно трудового договора в соответствии с законодательством. Ведь если у застрахованного человека тяжелая производственная травма, по закону Фонд берет на себя обязательство по оплате всех затрат, связанных с лечением, а оно может быть очень дорогостоящим - например, если требуется высокотехнологичная медпомощь. На сегодня есть случаи оплаты лечения на суммы 200, 300, 400 тысяч рублей.

Когда мы говорим «несчастный случай на производстве», сразу представляем промышленное предприятие, завод. А если пострадал, скажем, офисный работник - подвернул ногу, упал с лестницы?

Важный признак, по которому травма признается несчастным случаем на производстве: если повреждение здоровья произошло, когда человек исполнял трудовые обязанности в соответствии с договором или поручением работодателя. И последний обязан принять все меры, чтобы, прежде всего, оказать медицинскую помощь - доставить работника в медицинское учреждение, вызвать «Скорую» или помочь добраться до поликлиники.

Имейте в виду важный момент: когда врач спрашивает, что произошло, для указания в медицинской документации, нужно подчеркнуть, что в момент травмы человек исполнял свои трудовые обязанности. Это будет одним из подтверждений несчастного случая на производстве. При наличии акта о несчастном случае на производстве больничный лист оплачивается в размере 100 процентов среднего заработка пострадавшего сотрудника независимо от стажа работы. Это одна из дополнительных гарантий.

Если, несмотря на лечение и реабилитацию, у человека установлена стойкая утрата профессиональной трудоспособности, на что он вправе рассчитывать?

Если орган медико-социальной экспертизы (МСЭ) устанавливает у человека стойкую утрату профессиональной трудоспособности (она зависит от тяжести травмы), то пострадавшему нужно обратиться с таким заключением к работодателю либо непосредственно в филиал регионального отделения Фонда социального страхования по месту жительства (если предприятие ликвидировано). По месту работы оформляется набор документов, предусмотренный законодательством, и работодатель направляет их в Фонд социального страхования, чтобы человеку назначили компенсационные выплаты. Кроме того, МСЭ составляет Программу реабилитации пострадавшего. В соответствии с этой программой человек может бесплатно получать лекарства, путевки в санаторий, протезные изделия и другие технические средства реабилитации.

Наталья Юрьевна, поговорим теперь о другом направлении деятельности Фонда. Что такое «родовые сертификаты»?

На протяжении девяти лет Фонд социального страхования осуществляет функцию по оплате медицинских услуг, оказанных по договорам лечебно-профилактическими учреждениями женщинам в период беременности и родов, а также в части диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в рамках национального проекта «Здоровье». В Копейске такие договоры заключены с городской больницей №1 (в состав которой входит родильный дом) и городской детской поликлиникой. Родовой сертификат выдается женщине в 30 недель беременности, когда она уходит в отпуск по беременности и родам.

- Увеличились ли выплаты пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком?

Да, с нового года государство индексировало эти социальные выплаты. Во-первых, по закону женщины, которые работают на отечественных предприятиях, а также студентки и аспирантки дневных отделений российских вузов имеют право на получение единовременного пособия по беременности и родам. Кроме того, женщины, вставшие на учет в ранние сроки беременности, получают единовременное пособие в сумме 625,22 рублей.

Пособие по беременности и родам (по больничному листу) выплачивается в размере 100 процентов среднего заработка будущей мамы. Срок, за который выплачивается пособие, в большинстве случаев составляет 140 дней: 70 календарных дней до родов и 70 дней после. Максимальный размер среднего дневного заработка для выплат пособия по беременности и родам в 2014 году составлял 1479,45 рублей, в 2015 году будет составлять 1632,88 рубля. Соответственно, общая сумма пособия за 140 дней могла быть максимум в 2014 году 207 123 рубля, в 2015 году будет 228 603,2 рубля. Пособие по беременности и родам для студенток равно 100 процентам стипендии и выплачивается по месту учебы.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет у работающей мамы составляет 40 процентов ее среднего заработка. А каков минимальный гарантированный размер такого пособия?

Законом установлены минимальные размеры ежемесячного пособия по уходу, в 2015 году они следующие: за первым ребенком – 3 126,09 рублей, за вторым – 6 252,17 рубля. Молодым мамам-студенткам такое пособие выплачивается в органе социальной защиты населения по месту жительства. Также по закону отпуск по уходу за малышом может оформить любой работающий член семьи, в том числе отец, бабушка, если, конечно, она до рождения внука или внучки продолжала работать.

- В каких случаях пособие по уходу оформляется непосредственно через ФСС?

Закон предусматривает, что в отдельных случаях ежемесячные выплаты можно получить через Фонд социального страхования. До сих пор эту обязанность Фонд брал на себя только в том случае, если мама работала на предприятии-банкроте (то есть имело место отсутствие средств на банковских счетах работодателя, откуда можно списать деньги для выплаты пособия), либо если предприятие было ликвидировано. С этого года ФСС обязан помогать матерям и в тех случаях, когда местонахождение работодателя неизвестно. Таким образом, женщины, оказавшиеся на работе в фирмах-однодневках, получили теперь дополнительную защиту.

Заявление в ФСС на пособие по уходу за ребенком в этих случаях лучше подавать сразу после рождения малыша, крайний срок - не позднее чем через полгода после достижения ребенком полутора лет. В противном случае в выплате могут отказать. Правда, закон предусматривает исключения из общего правила: если заявитель сможет доказать, что нарушил сроки обращения по уважительной причине. Согласно приказу Минтруда, это может быть непреодолимая сила, стихийное бедствие (землетрясение, ураган или наводнение), длительная болезнь обратившегося, переезд семьи в другой город.

© 2024 Все о получении кредита. Информационный портал